«Туймаада-Агроснаб» в поисках партнеров, денег и госсубсидий.
«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» – писал Александр Сергеевич Пушкин и был, разумеется, прав. Но, видимо, иные руководители плохо знакомы с творчеством великого русского классика, даже в рамках школьной программы. Такой вывод можно сделать, изучая планы руководства ОАО «Туймаада-Агроснаб» по финансовому оздоровлению предприятия.
Дурная слава
Компания эта хорошо знакома якутянам, правда, известность ее сомнительного качества. СМИ республики немало публикаций посвятили разным громким (если не сказать – скандальным) историям о деятельности ОАО. Долгое время генеральным директором ОАО «Туймаада-Агроснаб» являлся родной брат экс-главы Якутии Илья Борисов.
Напомним часть скандалов.
В 2012-м году был заключен контракт сроком на 5 лет и стоимостью 102 млн рублей на выполнение работ по устройству и содержанию ледового автозимника федеральной автомобильной дороги «Колыма», куда входила переправа Нижний Бестях – Якутск.
В результате просто безобразной работы предприятия переправа в 2014 году была открыта только в последней декаде января, а в 2015 году и того позже – в середине февраля. Поэтому ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» было вынуждено через суд расторгнуть контракт и заставило нерадивых подрядчиков уплатить штраф.
Как было установлено в суде, при заключении договора с ФКУ «Управление федеральной дорогой «Колыма» ОАО «Тумаада-Агроснаб» предоставило поддельную банковскую гарантию.
Или про принадлежащие компании земельные участки, которые чудесным образом оказались в составе СОНТ, большинство членов которого аффилировано с руководством предприятия. Причем за счет компании на участках построили трансформаторную и газораспределительную подстанции. Не поскупились.
Или про молочный завод в Якутске, который строили в течение 5 лет, причем за это время его стоимость подорожала в 5(!) раз.
Как заявляла замминистра финансов Якутии Татьяна Осипова:
— Когда принимали решения по созданию комбината, его мощность рассчитывали в разы больше. По нашим данным, фактические расходы на строительство составили 385 миллионов (то есть на 100 миллионов больше). Согласно принятому решению правительства Якутии, 70% этих расходов возместят предприятию из бюджета. На сегодня фактически уже выделено 269 миллионов рублей данному юридическому лицу в виде субсидий!
Финансирование шло так:
- 2013 год — 21 миллион 938 тысяч;
- 2014 год — 57 миллионов 432 тысячи;
- 2015 год — 125 миллионов;
- 2016 год — 64 миллиона. 2016 год — 64 миллиона.
Т.е. за четыре года предприятию выделили почти 269 миллионов рублей! При этом ОАО умудрилось, взяв кредит в «Россельхозбанке», задолжать выплаты по нему и стать практически банкротом. На сегодня долг перед банком за тот самый молочный завод составляет 343 млн рублей, все имущество предприятия заложено и не будет освобождено до полного расчета сторон.
Кредитная организация уже неоднократно обращалась в Арбитражный суд, чтобы признать неплатежеспособного должника банкротом, арестовать имущество и начать его реализацию. По двум заявлениям решение суда получено и возбуждено исполнительное производство. На имущество предприятия, включая два судна-рефрижератора «Михаил Мальчиков» и «Магдебург», наложен арест.
Более того, теперь по решению суда, сам бывший генеральный директор Илья Борисов солидарно с предприятием, обязан возместить банку ущерб в размере 271,9 млн.рублей из личных средств.
И вот опять «Туймаада-Агроснаб» в очередной раз хочет воспользоваться поддержкой за счет средств бюджета республики.
«Мы не конкуренты»
Чтобы поправить свои дела, в «Туймаада-Агроснаб» придумали объединиться с еще одним республиканским акционерным обществом – «Якутоптторг».
В «Агроснабе» полагают, что никаких препятствия для такого слияния нет. Мол, компании работают в разных сегментах рынка и потому не конкурируют, а дополняют друг друга. На 10 страницах презентации (имеется в распоряжении редакции – YKTIMES.RU) красочно расписано, как всем станет хорошо от такого решения, если его примут в правительстве РС (Я).
Однако многие цифры и выкладки красочного документа вызывают сомнения.
Например, в презентации говорится о создании на базе «Туймаада-Агроснаб» и «Якутоптторг» Оптово-распределительного центра в рамках подпрограммы Минсельхоза РФ «Развитие оптово-распределительных центров инфраструктуры системы социального питания». Но подпрограмма реализуется с 2013 года, в 2020-м голу ее действие прекращается. Не слишком ли поздно строить планы по участию в ней? При том, что крупные ОРЦ уже действуют в Москве, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Владивостоке. К тому же федеральное финансирование на создание таких центров составляет всего 20% от необходимых затрат, стоит ли овчинка выделки?
Или, например, в презентации «Туймада-Агроснаб» говорится об автомобильном парке предприятия, который мог бы перевозить социально-значимые продовольственные товары «Якутоптторга». И при этом совершенно «забывают» о том, что, по разным оценкам, почти половина автотранспорта (19 из 43-х единиц) имеет 100%-й износ. Уровень износа еще 17 грузовиков составляет более 50%. Вряд ли они доедут до отдаленных населенных пунктов, снабжением которых занимается государственное торговое предприятие. К тому же, по расчетам АО «Якутоптторг», для завоза СЗПТ требуется не менее 100 единиц автотехники. Затраты на содержание такого автопарка обойдутся обществу в 217 млн рублей, когда как расходы на доставку грузов по договорам со сторонними организациями составляют ежегодно, в среднем, 170 млн рублей. Экономия очевидна.
Еще один момент. Объем завоза «Якутоптторга» в 2017 году составил 12,3 тыс. тонн СЗПТ, в том числе 5,3 тыс. тонн в северные и арктические улусы. «Туймаада-Агроснаб» в том же году завезла всего 1037 тонн картофеля и других овощей, доставив обратно в Якутск 877 тонн рыбы. Таким образом, объем завозимой продукции первым предприятием более чем в четыре раза превышает объемы завоза второго, в том числе водным и воздушным транспортом в 2 раза, автотранспортом – свыше 8 раз!
Да, оба предприятия получают государственную субсидию для компенсации части транспортных затрат. Но, по нашим оценкам, у АО «Якутоптторг» объем субсидий на 1 кг завезенной продукции составляет 23 рубля, когда как этот же показатель у ОАО «Туймаада-Агроснаб» – 123,7 рублей на килограмм. Почувствуйте, как говорится, разницу! Тут впору ставить вопрос не о слиянии хозяйствующих субъектов, а об эффективности использования государственных средств.
Кто лебедь, а кто рак
В общем, прежде чем строить планы о слиянии, «Туймааде-Агроснаб» нужно задуматься о собственной оптимизации. И в первую очередь сократить, например, число заместителей генерального директора, коих в настоящее время числится пять человек! Это помимо главного бухгалтера, главного инженера, главного механика, также имеющих статус заместителя.
К тому же Минфин Якутии рекомендует ОАО определиться с основным видом деятельности, которых сегодня у предприятия насчитывается свыше 60-и – от растениеводства и выращивания КРС до строительства, торговли и общепита, включая перевозки, автосервис и многое другое. Как сказала Татьяна Осипова:
— Я считаю, нужно рассмотреть данную организацию комплексно. В последние годы мы наблюдали, что она была фактически отстранена от уставной деятельности. Данное ОАО создавали для перевозки сена, комбикормов и так далее.
И если в «Агроснабе» выберут своей основной специализацией завоз сельскохозяйственной продукции, то придется решать проблему более эффективного использования принадлежащего компании транспорта, в частности, водного. Потому как в настоящее время грузоподъемность двух теплоходов-рефрижераторов «Михаил Мальчиков» и «Магдебург» используется менее чем наполовину (40%).
По мнению экспертов, есть у компании и способ облегчить кредитное бремя без чьей-либо помощи. И не нужно придумывать никаких слияний или поглощений. Достаточно реализовать принадлежащие «Туймаада-Агроснаб» земельные угодья, оценочная стоимость которых (свыше 600 млн рублей) значительно превышает сумму кредитной задолженности.
А так, конечно – никакие «Якутоптторг» и «Агроснаб» не конкуренты. Они как лебедь, рак и щука из басни Ивана Крылова. Только вот кто лебедь, а кто рак в такой упряжке – понятно и не специалистам.
Борис ЕГОРОВ.
Также вас может заинтересовать:
|