Старт – нюрбинский, финиш – вселенский. (Краткий рассказ о профессоре Габышеве Иване Пантелеймоновиче)
Старожилы Нюрбы помнят его как Ваню–младшего (Уччугуй Баанньа). Дело в том, что его старшего брата тоже звали Ваней. Чтобы, не дай бог, нечистая сила не смогла, запутавшись в именах, забрать кого–либо с собой. Говоря проще, спасали от смерти. Довоенная биография Ивана Пантелеймоновича Габышева – обычная для тех лет. Учеба в школе, затем в педучилище, преподавание в школе. Молодому педагогу повезло – после кратковременной работы в Малыкайской школе он был направлен в Мархинскую семилетнюю школу, которую в свое время окончил. Повезло в том смысле, что Иван Пантелеймонович оказался рядом со своими учителями, которые, естественно, старались помочь своему воспитаннику, особенно на первых порах. Ивана Пантелеймоновича помнят и благодарны ему многие его воспитанники. В Мархинской средней школе хранятся письма выпускников, в том числе и его. Казалось, время должно было стирать грани нашей памяти, но оказалось бессильно против таких людей, как Иван Пантелеймонович. Афанасий Иннокентьевич Николаев, заслуженный работник народного хозяйства, активный участник Великой Отечественной войны отмечает глубокие и разносторонние знания своего учителя математики, а также его аккуратность, умение со вкусом одеваться, немаловажное по тем временам качество. Заслуженный учитель республики Алексей Ефимович Федоров подмечает высокую требовательность молодого педагога, его методы работы с отстающими, которые давали реальный результат. Алексей Ефимович с явным удовольствием пишет о том, что их юный учитель «после уроков играл с учениками, они становились равноправными партнерами». Из воспоминаний Гаврила Ивановича Васильева, первого секретаря ряда райкомов КПСС, почетного гражданина трех районов, мы узнаем, что Иван Пантелеймонович проводил пропаганду коллективизации среди тех, кто воздерживался от вступления в колхоз. Между тем сам И.П.Габышев, по-видимому, чувствовал, что среднего образования, даже специального, со временем будет недостаточно, надо учиться. В 1940 году он поступил в Коломенский учительский институт, но война внесла свои коррективы.
Война.
Будущий педагог стал курсантом военно-морского авиационного училища. События на фронте требовали срочного пополнения, и Ивану пришлось окончить ускоренные курсы. Вот тут–то возникают некоторые вопросы. В письме, присланном коллективу Мархинской средней школы, кстати, написанном на прекрасном якутском языке, И.П.Габышев рассказывает, что он освоил шесть типов самолетов. В то же время почему–то командовал зенитной ротой, затем возглавил роту автоматчиков. Может, была необходимость, а может, этому способствовала его универсальная подготовка. И.П.Габышев – участник обороны Сталинграда, кавалер орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалей «За отвагу», «За оборону Сталинграда», дважды ранен, притом тяжело. По выздоровлении продолжил образование в Московском областном педагогическом институте имени Н.К.Крупской, который окончил в 1946 году. Там же встретил свою любовь – Галину Маслову, которой суждено было стать его женой. Молодые специалисты были направлены в подмосковный городок Шатурторф.
Академия.
Страна уже год залечивала нанесенные войной раны, но не забывала о защите своих рубежей. Для этого требовались не только танки, самолеты и другая боевая техника, но и кадры высокой квалификации, способные обращаться с ней на «ты». Еще в 1940 году по приказу наркома обороны Ворошилова в подмосковном поселке Монино открывается Военно-воздушная академия по подготовке высшего командного летного состава. Выбор не был случайным – здесь имелись первоклассный аэродром, отличная материально–техническая база. Профессорско–преподавательский коллектив был укомплектован опытными кадрами, хотя со временем становилось ясно, что академия нуждается в молодых перспективных специалистах. При выборе нового преподавательского состава, по понятным причинам, приоритет был отдан участникам войны. В их числе оказался И.П.Габышев, зачисленный на кафедру математики. В качестве преподавателя русского языка была приглашена и Галина Петровна. Дело в том, что еще в первые послевоенные годы начался набор в академию слушателей из стран так называемой народной демократии. Это внесло коррективы в организацию учебного процесса, в основном из-за слабого знания русского языка иностранцами. Так этот замечательный вуз – головная кузница кадров для военной авиации страны, переименованная впоследствии в Военно-воздушную Академию командного состава имени Ю.А.Гагарина, стала неотъемлемой частью жизни супругов Габышевых. Более полувека продолжалась эта эпопея, если учесть, что глава семьи даже будучи на пенсии, неоднократно приглашался на родную кафедру по просьбе действующих и будущих командиров авиации – для консультаций или преподавания. И это несмотря на полный комплект светил авиационной и других наук. Мой добрый знакомый, доктор наук Артур Андросов как–то рассказал, что космонавты, в том числе действующие, снаряжали чуть ли не делегации с целью «заполучить» для консультации по высшей математике Пантелеймоныча, а не кого–нибудь другого. Во второй половине 60-х годов в Якутии в служебной командировке побывал космонавт-2 Герман Титов. Во время встречи с аппаратом Совета Министров в кулуарах его спросили о И.П.Габышеве. Герман Степанович довольно живо среагировал на вопрос, сказав буквально следующее: «Замечательный человек, блестящий математик». Примерно также могли высказаться, надо полагать, первые советские космонавты, прошедшие «через его руки», штурмовики космоса новой волны Г.Т.Береговой, В.А.Шаталов, П.И.Беляев и другие. У Габышева учились будущие командующие, начальники академий и военных училищ, среди которых генералы: депутат Госдумы Н.Столяров, Герой Советского Союза А.Карелин, другие известные военные и гражданские деятели. И иностранцы. Яркая и незабываемая страница в жизни И.П.Габышева – весомый вклад в подготовку космонавтов из других стран, в основном из соцлагеря. Это китайцы, вьетнамцы, венгры, немцы, поляки, люди более 10 национальностей. Говорят, что многие из них у себя на родине стали большими государственными деятелями. Учи других, но и про себя не забудь. Более полувека Иван Пантелеймонович передавал свои знания людям в деревенских школах родной Нюрбы и в престижной военной академии. В свое время, почувствовав недостаток знаний, он решил получить высшее образование, добился этого, стал математиком, как говорится, от бога, но со временем решил, что и этого мало. Потому несколько лет проучился на механико-математическом факультете МГУ, занимался самообразованием. В результате Иван Пантелеймонович был востребован во все времена и на высшем уровне – редкое для провинциала явление. В родной Якутии.
Ивана Пантелеймоновича я заметил случайно, на «территории» бывшей «Социалистической Якутии» в бывшем Доме печати, занимавшем нижний этаж деревянной двухэтажки. Вечером он уже был на даче у моих родителей. Долгожданная встреча через три с лишним десятка лет прошла на едином дыхании. Масса неординарной информации, которую с удовольствием перехватили бы московские коллеги. Но редакция родной «Соц. Якутии» предпочла воздержаться. То, о чем поведал Иван Пантелеймонович, – тема для отдельного разговора. О проблемах космонавтики, об освоении Вселенной, о том, что могли дать стране мирные исследования космоса тех лет. Позитив и негатив. О том, как некомпетентность, нерешительность руководства страны привели к отставанию. Отдельные неудачи были объявлены системой, как будто они преследовали только нас, операции были отменены. Например, четыре раза наши автоматические станции терпели аварии на Луне, но последующие могли быть удачными. Рассуждения нашего земляка были построены не на песке. Один из столпов космонавтики, автор программы освоения Луны «МК-33» академик Николай Кузнецов, говоря о таких горе-руководителях, в сердцах воскликнул «Надо иметь не только власть, но и голову». Уже были подготовлены экипажи, но старта не дождались. Было видно, что гость расстроен, недоволен, и это можно было понять. Пропадал труд тысяч и тысяч людей, усилия всей страны, а главное, престиж государства, объявленного в свое время пионером освоения космоса… То была последняя встреча с именитым земляком.
Достойные наследники достойного человека. И.П.Габышева давно нет в живых, как и его жены. Дети уже немолодые люди. Они достойно поддерживают память отца. Дочь Лариса Ивановна окончила тот же педагогический, что и отец, преподавала в школе русский язык и литературу. Александр Иванович, экономист по образованию, занимается бизнесом. Владимир Иванович в настоящее время редактор и главный продюсер Дирекции международных связей телерадиокомпании «Останкино», полиглот, владеет шестью языками. Младшая ветвь Габышевых – внуки занимают солидные должности в различных учреждениях Москвы. И, как пишет Лариса Ивановна в письме, адресованном К.К.Алексеевой, не нуждающейся в рекомендациях: «Отца уже нет, нет и мамы. Но для нас, детей, они живы в воспоминаниях, продолжении их дел, во всем том хорошем, что они сумели заложить в нас и что передалось нашим детям». Старший брат тоже Габышев Иван Пантелеймонович (старше на 2 года), в отличии от брата профессора, остался на родине проживал Нюрбинском районе с. Маар женился на Ефремовой Марие Егоровне воспитали 12 детей, были уважаемыми людьми не только в селе, но во всем районе, имели множество правительственных наград.При жизни брата профессор Габышев И.П. приезжал в гости к брату три раза и, что удивляло многих, что за много лет проживания вдали от родины не забывал ни насколько родного языка, разговаривал так чисто по якутски, как будто даже не уезжал из родных мест. По сути якут Габышев И.П. повторил путь к знаниям великого Ломоносова.