YAKUTIA.INFO. Ситуация вокруг оздоровительного санатория «Якуткурорт», известного также как «Хоту», вызывает большую тревогу. Вот уже долгое время предприятие, загнанное в миллионные долги, недополучает средства на нормальную работу. «Якутия.Инфо» побывало в «Якуткурорте», чтобы узнать, как сегодня живет некогда известная по всей стране грязелечебница.
Целебная грязь и летчики без костылей
Объединение «Якуткурорт» включало в себя дома отдыха, пансионаты, профилактории, санатории, в частности «Абырал», «Чэбдик» и водогрязелечебница «Хоту» с прилегающими территориями. Различные административные здания в том числе в Якутске. А также ведомственное жилье в Томмоте.
Со временем что-то отдали на нужды города, что-то было продано, некоторые стали частными. В итоге под объединением «Якуткурорт» осталась только водогрязелечебница «Хоту».
Фишка «Хоту» в том, что там используется уникальная лечебная грязь с озера Абалах в Мегино-Кангаласском улусе. Озеро расположено в 100 километров от Нижнего Бестяха. Абалахская грязь была известна еще до войны. Известно, что советские летчики ездили лечить суставы на Абалах своими силами. Говорят, там нашли амбар, полный костылей – выздоровевшие летчики избавлялись от них за ненадобностью и складировались в амбаре.
Даже сейчас до озера можно добраться по насыпной гравийной дороге четвертого уровня. «Моя мама с соседней деревни – там после дождя даже трактор не может проехать», - рассказывает директор «Якуткурорта» Елена Федорова. Уже после войны, 1980-е годы, врач Аким Копылов поставил вопрос о необходимости строительства грязелечебницы в Якутске. Строительство велось в 1985-1986 году, а в эксплуатацию объект был введен в 1990 году. Лечебница построена по нетиповому проекту – по всей России реализовано только три таких здания.
Лечебную грязь в санаторий привозят с Абалаха самосвалами по несколько тонн в весеннее время, когда грязь еще не растаяла и весеннее бездорожье не сделало дорогу непроходимой. Озеро частями приватизировано – им владеет предприниматель, который продает грязь.
Грязь обладает большими лечебными свойствами – она богата минералами и содержит фактически всю таблицу Менделеева. По специальной методике теплая грязь, всасываясь через кожу на пораженные участки, способствует восстановлению организма. Грязь имеет бальнеологическое заключение Томского института курортологии с рекомендацией использования для лечения различного рода заболеваний нервной системы, кожных и гинекологических заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата и др.
В лечебный комплекс предприятия входят: грязелечение, лечебные ванны (углекислые, сульфидные, йодобромные, скипидарные, кислородные и другие), лечебные души (циркулярный, дождевой, душ Шарко, восходящий), лечебный массаж, аппаратная физиотерапия, лечебная физкультура, прием фиточаев, медикаментозное лечение. Подходит центр и для общей реабилитации и общего ЛФК.
Активы увели, долги растут, капремонта не было 30 лет
Как указано выше, у «Якуткурорта» было много активов. Это различные базы и дома отдыха, пансионаты, коттеджи. Даже земля под Залом борьбы и Борисовкой-1 принадлежала объединению «Якуткурорт». «Якуткурорт» отдали землю городу, они должны были взамен построить спальный комплекс, но так и не построили», - говорит Елена Владимировна. Лишился «Якуткурорт» и Дома отдыха «Вилюйский», который в 2003 году был отдан по распоряжению первого президента Якутии Михаила Николаева частным лицам, а также базы отдыха «Березовая роща» по Покровскому тракту.
Последним крупным активом, раньше принадлежавшим «Хоту», был санаторий-профилакторий «Сосновка», расположенный в Нижнем Бестяхе. «Сосновка» - шикарный каменный объект, с крутыми коттеджами рядом с живописным озером. По информации Степановой, в «Сосновке» хотят разместить Спортивный центр медицины и реабилитации. В принципе, это правильное решение, которое выгодно и спортсменам, и пациентам близлежащих заречных улусов. Но проблема в другом.
Когда в 2011 году у Федерации профсоюзов сгорело здание по улице Курашова, стали думать, где взять деньги. Тут-то и встал вопрос банкротства «Сосновки» и ее продажи. Подписал документ о ликвидации и продаже председатель Федерации профсоюзов Николай Дегтярев. «Сосновку» продали за 49 миллионов Министерству имущественных и земельных отношений. При этом всех работников «Сосновки» в количестве 30 человек уволили по ликвидации, а долг в размере шести миллионов по зарплате и налогам повесили на «Якуткурорт» – мол, здание наше, а работники ваши.
«Все деньги ушли на счет Федерации профсоюзов – хоть бы копейку оставили работникам, ведь какие были людские трагедии вплоть до суицидов», - возмущается Елена Владимировна. – Я пришла сюда в 2018 году – мне Дегтярев говорит: обанкроть «Якуткурорт», все равно 18 миллионов тебе никто не даст, и создавай новое ООО. А потом говорит: «Подпиши доверенность на землю, поскольку я не могу это здание предложить инвесторам по причине низкой балансовой стоимости. А если я землей на себя оформлю, это будет стоить почти 200 миллионов». То есть Организация, которая должна бороться за здоровье граждан, моими же руками хочет обанкротить социально-значимое предприятие».
Елена Владимировна человек на предприятии новый – была назначена директором осенью прошлого года. Причем сам Детгярев ее и назначил. О чем, судя по всему, позже и пожалел. Новый директор стала вести себя непредсказуемо – например, отказалась подписывать предложенную Дегтяревым доверенность на все сделки. Затем вскрыла все долги предприятия перед прокуратурой республики.
Тут за предприятие и взялись прокуратура, Минтруд и Инспекция труда по кругу запрашивая почти схожие документы. Предыдущее руководство наличие долгов тщательно скрывало. Теперь коллектив вместо того, чтобы нормально работать, занят проверками. «А теперь я плохая, потому что отказалась скрывать долги», - говорит Федорова.
«Якуткурорту» катастрофически не хватает денег. Это видно невооруженным взглядом – здесь царит атмосфера крайне запущенного былого величия. Оборудование, использующееся здесь, сохранилось еще с 90-е годов, часть техники в нерабочем состоянии. Аппарат для выкачки грязи не работает – ее таскают вручную ведром. Огромное пространство занимает пустая емкость, некогда служившая бассейном. Пустует целый этаж, превращенный в склад ненужного инвентаря и архива Федерации профсоюзов. Что с ним делать, Елена Владимировна не знает, по понимает, что топит воздух впустую.
Капремонта в здании не было 30 лет. Собственно, само здание особо не нужно – видимо, потенциальным инвесторам больше нужна земля.
Где взять деньги?
Логично напрашивается вопрос – где взять деньги на тот же ремонт? Из-за долгов «Якуткурорт» не может участвовать в тендерах Минтруда и Соцстраха, поскольку у предприятия заблокирован основной счет. Вторым источником дохода могли бы стать деньги, выделяемые по линии ОМС (обязательного медицинского страхования). Но и тут у «Якуткурорта» дела обстоят не ахти.
«71 миллион по линии ОМС получает частная клиника «Аврора». А нам, некоммерческой организации, по ОМС по линии реабилитации дают всего три миллиона, хотя постоянно просим добавить, поскольку являемся специализированным учреждением. Но, видимо, у нас принято избирательно поддерживать частный бизнес вплоть до клиник Москвы, Новосибирска и Бурятии», - возмущается Елена Владимировна.
Еще одна насущная проблема – это оздоровление льготных категорий граждан и инвалидов по заболеваниям. По данным Фонда соцстраха, на очереди на оздоровление в Якутии стоит семь тысяч человек. Якутское управление Фонда соцстраха за счет выплат покрывает потребность только двух тысяч якутян. Из них в Якутии оздоровляется только 400 человек. Остальные 1600 человек лечатся за пределами республики. Причем тратят дополнительные деньги на авиаперелеты из-за удаленности региона. Поэтому очередь на оздоровление не уменьшается.
Мы задаемся вопросом: чего вы в итоге хотите? Ответ Елены Федоровой прост: «Якуткурорт» хочет быть нормальным государственным санаторием. Для этого на предприятии надо создать условия. Однако, судя по всему, Федерация профсоюзов не очень заинтересована в этом. По словам Елены Владимировны, у чиновников глаза загораются только тогда, когда речь заходит о земельном участке.
«Я уверена, наше специализированное учреждение нужно республике! Просто отдайте нас другому ведомству, давайте использовать наши уникальные биозапасы, развивать местное оздоровление. Ведь не секрет, что у людей нет денег и возможности выехать за пределы республики. Особенно это касается сельских жителей», - говорит она.
В стране и республике в последнее время мы только и слышим, что о развитии внутреннего потенциала, о привлечении инвесторов, о поиске новых бизнес-идей, о туристических кластерах и всевозможных ТОРах. В то время как рядом находится готовый продукт – лечебная грязь, который нужно просто грамотно использовать. В конце концов, чем наши условия хуже, чем в Белокурихе и других российских курортов?