Пробелы в законе о государственной службе
легализуют увольнение чиновников-антикорупционеров
Борьба с коррупцией является приоритетом государственной политики России.
Коррупция, прежде всего, касается чиновников, так как связана со злоупотреблениями должностными полномочиями. Антикоррупционные стандарты включают массу подходов формирования антикоррупционного поведения чиновников, от заполнения декларации о доходах до сообщения о попытке дачи взятки.
Законом предусмотрена масса коррупционных случаев, в большинстве которых ключевую роль занимает позиция самого чиновника. Казалось бы, при таком серьезном подходе к освоению чиновниками антикоррупционного поведения коррупция должна быть, если не побеждена, то сведена к минимуму.
Однако, на деле ситуация плачевна. В России не действуют формальные модели антикоррупционного поведения, когда после факта выявления коррупции должны следовать адекватные меры по их устранению.
Что происходит в реальности в наиболее типичной ситуации, когда чиновник становится свидетелем коррупционных правонарушений и сообщает об этом руководству и правоохранительным органам ?
В идеале коррупционные правонарушения должны быть расследованы, а виновные наказаны. Однако, в России часто происходит наоборот. Коррупционные дела не расследуются, а вскрывшие коррупционные факты принципиальные чиновники просто увольняются с работы.
И не по надуманным причинам, а по букве закона. Это позволяют сделать пробелы в законодательстве, в частности, законе о государственной службе. Получается следующая ситуация: принципиальный чиновник, узнавший о коррупции, сообщает об этом в правоохранительные органы, а его увольняет коррумпированное начальство, искаженно применяя некоторые нормы закона о государственной службе.
Это существенно снижает эффективность государственной антикоррупционной политики. Особенно, это деморализует население, которое видит, что даже лица, обличенные властью, вступив в схватку с коррупционерами, проигрывают им.
Правдорубов во власти в лучшем случае просто увольняют или вообще самих обвиняют в преступлениях и подвергают уголовному преследованию. А коррупция продолжает махрово процветать. Коррупционеры совершают свои коррупционные преступления открыто «среди бела дня на глазах народа», насаждая криминально-коррупционные порядки в обществе и государстве в качестве нормы поведения.
На фоне этого у большинства рядовых людей снижается вера в способность государства бороться с коррупцией. Падает также энтузиазм отдельных лиц, которые занимаются противодействием коррупции.
В связи с этим проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", представленная ниже и направленная на устранение возможностей незаконного преследования и увольнения чиновников, сообщивших о коррупции и требующих восстановления законности.
Экспертизой предлагается устранить пробел, позволяющий увольнять принципиальных чиновников. Это пункт 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", который установил запрет государственным служащим делать публичные высказывания, суждения и оценки.
В качестве обоснования экспертизы приведено Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011г. №14-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ " и статьи 20 1 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина".
В Конституционный суд обратились сотрудник Автозаводского РУВД Тольятти Алексей Мумолин и налоговый инспектор МИФНС России по ЦФО Любовь Кондратьева. Ее уволили за телекритику правил начисления командировочных, а Мумолин разоблачил «палочную» систему своего РУВД в видеообращении.
Суд признал допустимым публичное выражение государственным служащим мнения по вопросам, представляющим общественный интерес, а также информирование общественности о незаконных действиях или правонарушениях госоргана или должностного лица.
Конституционный суд РФ сделал вывод, что пункт 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации":
-не предполагает безусловного прекращения служебного контракта (увольнения со службы) в случае публичного выражения государственным гражданским служащим или сотрудником милиции (полиции) тех или иных мнений, суждений и оценок;
-не может толковаться и применяться как запрещающий государственным гражданским служащим и сотрудникам милиции (полиции) все без исключения публичные высказывания, суждения и оценки без учета их содержания и общественной значимости, мотивов, побудивших государственного служащего к публичному выступлению, затрагиваемых в нем проблем.
Также позитивными являются поправки Министерства труда и социальной защиты в закон «О противодействии коррупции», направленные на защиту лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении.
Им было предложено следующее:
-бесплатная юридическая помощь;
-гарантия неразглашения сведений о нем и его родственниках со стороны работодателя и органов прокуратуры;
-защита заявителя от неправомерного увольнения в течение трех лет после сообщения о коррупционном нарушении.
В первой редакции законопроекта была также предусмотрена выплата материального вознаграждения в размере 5–15% от суммы предотвращенного ущерба.
Решение Конституционного суда РФ и инициатива Министерства труда и социальной защиты дают определенные надежды на поступательное движение в данной сфере.
Но, в целом, ситуация по борьбе с коррупцией в России остается плачевной.
Единичные позитивные инициативы недостаточны и являются, в большей мере, результатом исполнения требований международных организаций и соглашений, в которых состоит Россия.
То есть они приняты фактически под давлением международного сообщества.
В этих условиях всем заинтересованным субъектам необходимо развивать позитивные тенденции по реализации международных антикоррупционных стандартов с учетом российских реалий.
10 мая 2019 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org блог http://stepanpetrov.blogspot.ru электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11
|