Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [848]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [197]
Суд-закон.МВД.Криминал [1146]
Право, закон [269]
Экономика и СЭР [773]
Власть Правительство Ил Тумэн [1043]
Мэрия, районы, муниципалитеты [362]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [161]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [479]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [123]
Коррупция [811]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [236]
Социалка, пенсия, жилье [254]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [201]
Люди. Человек. Народ. Общество [163]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [633]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [222]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [332]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [122]
Промышленность [43]
Нефтегаз [254]
Нац. вопрос [272]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [168]
Выборы [628]
Айыы үөрэҕэ [22]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [85]
Култуура, итэҕэл, искусство [336]
История, философия [178]
Тюрки [76]
Саха [125]
литература [32]
здоровье [401]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [120]
В мире [84]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2019 » Бэс ыйа » 24 » Кут-сюр человека
Кут-сюр человека
08:07
Кут-сюр человека

Для понимания устройства небесных сфер айыы в Учении Айыы, необходимо детально знать представления якутских родноверов о человеческой душе, являющейся объектом воздействия светлых и темных сил сверхъестественного мира. Душа и ее движущая сила, называется якутскими родноверами «кут-сюр». Как уже отмечалось выше, человек по Учению Айыы имеет три души – кут. Млекопитающиеся животные имеют только два кут. У рыб и насекомых кут не имеется. Считается, что у них все три кут находятся слитыми вместе и представляют один кут – самого насекомого или рыбу.
Интересно, что по поверью якутских родноверов, кут человека живет, пока в нем имеется сила сюр.

Сама сюр может жить и без кут, т.к. она – это энергия, дающая начало жизни. Данные о происхождении сюр говорят об ее истоках у божества Улуу Тойон, понимаемого якутскими родноверами, как божество Улуу Суорун. Однако в Учении Айыы сюр считается производным от Юрюнг Айыы Тойона. Это положение выводится из утверждения, что сюр является одним из видов огня и имеет сходную с ним природу. А огонь божества Улуу Суорун считается вторичным по отношению к огню верховного бога Юрюнг Айыы Тойона имеющего животворящую силу.

Проводником сюр для буор-кут (здесь, тело человека), считается салгын-кут (здесь, ум, сознание). Злые духи имеют способность пожирать сюр передаваемую от салгын-кут к буор-кут. То есть, мы видим, что по Учению Айыы сила, выносливость и общее состояние организма человека напрямую зависит от его правильного мышления, правильного, с точки зрения якутских родноверов, развития разума.

Заболевание организма в начале узнается салгын-кут, приходя в виде образов сновидений. Все греховные и неправильные мысли, якутские родноверы считают первыми признаками того или иного заболевания. Злой дух «юёр» может также, как и злой дух «абаасы» забирать у человека «сюр», что и понимается якутскими родноверами как болезнь.
Понятие сюр и алгыс у якутских родноверов практически тождественны и меняются только по мере их приложения к тем или иным ситуациям.

Эта тождественность проистекает из понимания сюр как силы способной вбирать в себя знания, а алгыс, как источника знаний. Отсюда выводится и типовое разнообразие сюр и алгыс. Например, каждая семья айыы на Дороге Айыы дает человеку разные алгыс, а соответственно, и разные сюр. Если брать за основу существующие в Учении Айыы 63 разных семьи айыы, то получается, что существуют 63 различных типов алгыс и сюр. То есть, алгыс можно понимать, как сюр в его вербальном переложении. Отсюда же выводится утверждение о том, что у человека существует 63 места, через которые может проникнуть болезнь.

Также, сюр группируется по двум основным видам: сюр передаваемая от деревьев и трав и сюр передаваемая божествами айыы. Если первая сюр поддерживает физическое состояние человека, то вторая сюр предназначена, в основном, для поддержания духовной чистоты. Сюр деревьев и трав войдя в человека, приобретает духовное содержание. Считается, что большая часть сюр человека состоит из сюр деревьев и трав. Наиболее близкой по природе к сюр деревьев и трав, считается сюр даваемая божествами Айыысыт, Иэйэхсит и Джёсёгёй, т.к. их сюр предназначается для решения повседневных житейских проблем. У представителей флоры имеется лишь сюр, кут у них не имеется.

В прояснении различий в функциях семей айыы, используется т.н. «горизонтальное понимание сюр». Например, для комплексного понимания функции богини Айыысыт, необходимо выявить различия и сходства между сюр всех 7-ми семей этой богини, понятия которых лежат в горизонтальном положении в таблице «Баргха тэтимэ». Вертикальное выявление различий и сходств в этой таблице между соответствующими семьями божеств раскрывает якутским родноверам еще более скрытые смыслы Учения Айыы. Система сопоставления семей Айыы называется «джюёрэлээн кёрюю» (видение соответствия).
Кут в физическом плане представляется якутским родноверам в виде маленького насекомого. Ийэ-кут считается меньшей по размеру чем буор-кут и похожей на маленького человечка.

Представления якутских родноверов о происхождении ийэ-кут от верховного бога Юрюнг Айыы Тойона совпадает с данными источников. Непосредственно в людей ийэ-кут внедряется через богиню Айыысыт. Она может внедрять ийэ-кут взятую как от самого Юрюнг Айыы Тойона, так и от других божеств и светлых духов. Порядок внедрения ийэ-кут в человека мы можем представить в виде следующих схем: Юрюнг Айыы Тойон – Айыысыт – человек или Юрюнг Айыы Тойон – божества и духи – Айыысыт – человек. Передачу ийэ-кут через «руки» божеств и духов якутские родноверы называют «туттарыы» (вручение). Туттарыы определяет возможности салгын-кут. От того, через какое божество или духа путешествовала ийэ-кут человека, зависят признаки его характера, ментальность, психика и т.д.

Старинные представления о внедрении ийэ-кут через темя человека, а затем через родничок младенца, согласуются с представлениями якутских родноверов о «киэли» или «ойбон» (чакрах). Считается, что местом обитания ийэ-кут в теле человека является затылочная часть черепа. Для возникновения огхо-кут (души ребенка) необходимо слияние ийэ-кут и агха-кут (отцовская душа), что понимается под общим названием ийэ-кут. Вероятно, такие категории кут как огхо-кут и агха-кут имеют кратковременное существование и играют вспомогательную роль при возникновении жизни и рождении ребенка.

Представления о том, что если злой дух крадет ийэ-кут человека, то он заболевает или умирает, не находят подтверждения в Учении Айыы. Якутские родноверы считают, что ийэ-кут не может быть уведена злыми духами, т.к. она является частичкой верховного божества и носит в себе его силу, что подтверждается и материалами исследований. Злой дух может только помешать салгын-кут и буор-кут брать силу у ийэ-кут, вплоть до смерти человека (разъединения трех кут). Ийэ-кут уходит от человека после трех дней от момента смерти. Ийэ-кут после смерти человека обходит места, где когда-либо находился умерший человек при жизни, затем, смотря по заслугам хозяина, отправляется либо в «Страну Айыы», либо в «кыраман» (страна проклятий). Считается, что в «обход мест» которое длится 40 дней, вместе с ийэ-кут отправляется и салгын-кут.

В Учении Айыы ийэ-кут называют еще «большим кут» или «уу кут» (водяной душой), т.к. считается, что тело человека состоит из воды и земли. Известно, что уу-кут может вытечь наружу и тогда человек умирает. Вероятно, уу-кут является одной из временных форм ийэ-кут, которую она приобретает, когда человеку приходит время умирать.

Утверждения о том, что при «становлении» шамана, ийэ-кут преобразуется в его «ийэ-кыыл» (мать-зверя), не согласуются с видением якутских родноверов. Они считают, что мать-зверь шамана только копирует некоторые характеристики ийэ-кут. Также считается, что мать-зверь имеется у всех без исключения людей.

Буор-кут возникает из ийэ-кут. Он имеет стационарную природу и прикреплена к телу человека (обитает в области уха). По внешнему виду, похожа на клопа и имеет коричневый цвет. Буор-кут шамана может находиться в погруженном состоянии в его «ёлюю уута» (воде смерти). Реагирование тела человека на раздражители, считалось реальным проявлением буор-кут, поэтому буор-кут считали самым большим по размерам кут человека.

Функционирование остальных кут не было столь четким, не имело внешних проявлений, соответственно, их размеры считаются меньше размеров ийэ-кут.
В случае если человек заболевает, то считается, что его буор-кут отправился в северную страну злых духов. Существует также северная страна Айыы являющаяся родиной буор-кут. При колебании буор-кут, человек теряет сознание. Насколько буор-кут принимает вертикальное положение, настолько повышается уровень здоровья у человека. Когда буор-кут принимает горизонтальное положение, человек умирает. После смерти человека, его буор-кут остается соединенным с телом покойного в течение 3-х лет, после чего, превращается в землю.

Источник сознания человека – салгын-кут, считается производным от божества Чынгыс Хана, являющегося в Учении Айыы одним из божеств т.н. «основного состояния». Другое название салгын-кут – «орто кут» (средняя душа). Внешний облик салгын-кут представляется якутским родноверам похожим на маленького рогатого жучка и легким как птичка. Место обитания салгын-кут на теле человека постоянно меняется. Считается, что салгын-кут находится там, где витают мысли его владельца. Салгын-кут, как правило, по Дороге Айыы доходит до того божества, откуда у человека было «туттарыы». При «становлении» шаманом, духами воспитывается именно салгын-кут. Шаман не может камлать при присутствии у человека салгын-кут, т.к. это показывает хорошее здоровье человека, не нуждающегося в услугах шамана.

Якутские родноверы считают, что салгын-кут человека может уйти от него. Признаками ухода салгын-кут считаются: нарушение режима бодрствования и сна, постоянная тошнота, хроническая сонливость и усталость, заболевание на 3-й, 4-й или 7-й день после первых симптомов. Причинами ухода салгын-кут считаются: когда кут затеривается, увод кут злым духом или душой покойника. При этом умершие родители могут увести за собой любимое ими дитя, или душа умершего ребенка, начиная с 15-16 летнего возраста, может увести кут родителя. Душа умершего маленького ребенка не способна уводить кут родителей. Покойник не может забрать с собой больше одного кут.

В Учении Айыы увод салгын-кут душой покойника объясняется тем, что между салгын-кут любящих друг друга родственников существует связующая нить. Если эта нить оказывается слишком толстой, то по ней сюр живого человека может утечь к душе умершего, вынуждая салгын-кут уходить с покойником.

В случае самовольного ухода салгын-кут от человека и его автономного существования, человек становится душевнобольным, т.к. салгын-кут, в этом случае, отправляется к южному небу абаасы, являющейся источником душевных болезней. Салгын-кут могут разрушить злые духи. Насколько разрушена салгын-кут, настолько далеко она удаляется от хозяина. Через разрушенные структуры салгын-кут начинает вытекать сюр, которая поедается злыми духами. При «поедании» заблудившегося салгын-кут злыми духами, человек чувствует боли различного генеза. Салгын-кут после смерти человека сам может превратиться в юёр или в «воздух», т.е. в сгусток благих мыслей, витающий в утреннем и дневном воздухе.

Как при жизни человека салгын-кут играл роль передатчика сюр от ийэ-кут, так и после его смерти салгын-кут продолжает передавать силу ийэ-кут, но теперь не буор-кут, а родственникам последнего. Если ийэ-кут попадает в «кыраман», то салгын-кут превратившийся в юёр, передает проклятия всему роду умершего человека, а если ийэ-кут попала в «страну Айыы», то салгын-кут (сгусток благих мыслей) передает своему роду алгыс божеств.

У якутов бытует поверье о том, что салгын-кут по причине своей легковесности может «подскочить» от испуга и уйти от человека. В особенности это относится к детям с еще не сформировавшейся психикой, или к взрослым людям с неуравновешенной психикой, т.н. ёмюрячным и мэнэричным личностям. Якутские родноверы считают, что т.н. «подскок» салгын-кут, не что иное, как кратковременная потеря салгын-кут способности брать сюр у ийэ-кут.
Путешествиями салгын-кут объясняется и способность человека видеть сны. Насчет сновидений в Учении Айыы интересны представления о сне, как о состоянии близком к смерти.

Якутские родноверы говорят, что человек впадает в сон тогда, когда от него отлетает салгын-кут (воздушная душа). Если отлетают салгын-кут и ийэ-кут, то человек умирает. Такие представления основываются на материалах о мировосприятии шамана Курууппа и архивных данных. Отождествление сна и смерти происходит из-за сходства внешних проявлений этих состояний. Однако сон, с его еженочным приходом, кажется человеку неотвратимее смерти. Как пишет А.А. Брудный: «сравнивая Гипноса и Танатоса силы сна и смерти, мы могли бы сказать, что Танатос страшен, а Гипнос непобедим». Стоит также отметить, что архетипы более всего выявляют себя в снах и психозах.

Говорится также и о взаимосвязи путей-дорог отлетевшего от человека салгын-кут и характера сновидений. Тут верующие опирались, опять же, на соответствующие печатные материалы. Считается, что в процессе сна, салгын-кут человека встречается с салгын-кут других людей, с айыы и абаасы. Все это он проделывает в стране сновидений, состоящей из «сюр-кэп» (наносной силы) нашего мира. Каждый предмет нашего мира имеет свой сюр-кэп, которые и воспринимает человеческий салгын-кут, путешествующий по стране сновидений. Все что случается с сюр-кэп и салгын-кут во сне, трактуется как предсказание будущих событий в жизни человека.
Петр Корякин –Танг Бюё.
Category: Айыы үөрэҕэ | Views: 201 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Бэс ыйа 2019  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 6
Ыалдьыттар (гостей): 6
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2019