Объем российского суверенного фонда – Фонда национального благосостояния (ФНБ) – в июле 2019-го увеличился фактически вдвое
YKTIMES.RU – Объем российского суверенного фонда – Фонда национального благосостояния (ФНБ) – в июле 2019-го увеличился фактически вдвое, до 7,87 трлн руб., что эквивалентно 124,1 млрд долл. Объем ФНБ достиг 7,2% ВВП, что выше максимальной границы для начала инвестиций. Правда, реальных денег в ФНБ значительно меньше. Объем ликвидной части фонда – меньше 6% ВВП. Тем не менее вопрос о расходовании излишков ФНБ уже сверхактуален, пишет “Независимая газета”.
Как сообщают в ведомстве Антона Силуанова, увеличение резервов произошло благодаря перечислению в ФНБ валюты, приобретенной за счет дополнительных нефтегазовых доходов в 2018 году.
Напомним, в фонд поступают сверхдоходы от продажи черного золота. По текущему бюджетному правилу это все, что образуется при цене барреля нефти марки Urals выше 41,6 долл.
В 2018 году Минфин в рамках бюджетного правила закупил иностранной валюты в эквиваленте 4,13 трлн руб., или 65,7 млрд долл. по среднему курсу прошлого года.
В результате по состоянию на 1 августа 2019-го объем ликвидных активов фонда (средства на банковских счетах в Центробанке) составил 6,2 трлн руб., или 98,5 млрд долл. (5,7% ВВП). Общий объем ФНБ составил 7,8 трлн руб. (7,2% ВВП), что эквивалентно 124 млрд долл.
Кроме того, в первом полугодии 2019 года министерство купило иностранной валюты еще на 1,64 трлн руб., которая будет зачислена в ФНБ в 2020 году.
По оценкам ведомства Силуанова, ликвидная часть фонда достигнет 7% к концу этого года. Напомним, по существующему правилу, когда объем ликвидных активов ФНБ превышает 7% ВВП – правительство может начинать инвестировать излишки сверх 7%. Таким образом, по прогнозу министерства в 2020 году из ФНБ можно будет потратить 1,8 трлн руб., в 2021 году – 4,2 трлн.
По мнению ряда экономистов, объем ФНБ больше, чем сообщают в Минфине. «В этом году Минфин успел приобрести уже около 29 млрд долл. С учетом этих денег резервы правительства на сегодня составляют примерно 153 млрд долл., а к концу года достигнут 170 млрд долл. (более 10% ВВП). Ликвидная часть ФНБ на 1 августа составляла 98,5 млрд долл. (остальные деньги уже проинвестированы). К концу года ликвидная часть будет составлять около 145 млрд долл.», – рассказывает директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.
Между тем единого мнения о тратах из ФНБ в правительстве пока нет. Ранее кабмин направил в Госдуму законопроект, разрешающий направлять средства фонда на экспортные кредиты. «Это будут штучные проекты», – обещал замглавы Минфина Сергей Сторчак, замечая, что пока конкретных предложений у ведомства по таким проектам нет. «Речь идет о том, что физически правительство получит возможность использовать этот источник не ранее 2021 года скорее всего. У нас, во-первых, нет проектов соответствующих пока, мы не работали, не отбирали. То, что сейчас приняты обязательства, все эти обязательства выполняются за счет источников федерального бюджета», – говорил он.
Однако думский комитет по бюджету и налогам отказался согласовывать поправки в Бюджетный кодекс без согласия Центробанка и Счетной палаты (СП). «Я предлагаю отложить эту поправку. Если до вечера сегодняшнего дня (22 июля. – «НГ») вы согласуете ее с ЦБ и Счетной палатой, мы ее включаем в текст закона, если нет, мы ее из закона исключим», – говорил глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. При этом он замечал, что в целом готов поддержать поправку.
В СП тогда заявили, что считают преждевременной поправку в Бюджетный кодекс, дающую правительству право направлять средства ФНБ на экспортные кредиты. Как объявил замдиректора департамента СП Игорь Прокопенко, поправка «затрагивает ключевые меры обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы, а также сохранение макроэкономической стабильности и обеспечения устойчивого экономического роста» (см. «НГ» от 22.07.19). Позднее СП поддержала поправку.
В частности, аудитор СП Татьяна Мануйлова поясняла, что позиция ведомства изменилась, после того как глава СП Алексей Кудрин провел переговоры с главой Минфина Антоном Силуановым. «Исходя из того что долговые требования будут установлены к правительствам иностранных государств, межправительственное соглашение будет заключаться… Тем более с 2021 года мы получим возможность вкладывать в данные долговые требования, у нас есть время проработать этот вопрос, проработать механизм… мы эту поправку поддерживаем», – приводит ее слова агентство Reuters. Аудитор также добавила, что Минфин должен будет согласовать, куда будут вкладываться средства ФНБ. «И это должны быть не низкорисковые активы», – уточняли в СП.
В свою очередь, в ЦБ позиция по поправкам не изменилась. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева сообщала думскому комитету по бюджету и налогам, что регулятору недостаточно информации о том, как Минфин предполагает расходовать средства ФНБ. В ЦБ подчеркивали: финансирование из фонда экспортных кредитов – это нестандартное вложение резервных активов. «Стандартно они вкладываются в высоколиквидные и надежные активы, что обеспечит их возможность в любой момент по прямому назначению быть использованными», – говорила Юдаева, замечая, что кредитные требования – это неликвидный актив, так как нет вторичного рынка межгосударственных кредитов. По мнению зампреда ЦБ, средства ФНБ должны быть вложены в активы, которые не влияют на агрегированный спрос и макроэкономическую ситуацию внутри страны. В поправках Минфина речь идет об активах, которые влияют на экспортный спрос и макроэкономику, замечала она.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ранее также скептически высказывалась относительно необходимости тратить средства ФНБ. В частности, она не исключала, что инвестирование средств фонда восстановит зависимость экономики и рубля от колебаний цен на нефть. Траты в 1–2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс аналогичны последствиям повышения цены отсечения в бюджетном правиле до 50–60 долл. за баррель, признавала она (см. «НГ» от 17.07.19).
Впрочем, не исключено, что дискуссия относительно трат фонда возобновится этой осенью. В частности, глава департамента госдолга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский предполагал, что «отдельный законопроект» на эту тему может быть вновь внесен в Госдуму и рассмотрен осенью. Это значит, что борьба за «распечатывание кубышки» продолжится.
Ольга Соловьева.
|