28.08.2019
В 2019 году сумма недополученных доходов бюджета Якутии от АЛРОСА может составить 16 млрд.рублей. Казна Якутии начала испытывать затруднения.
Набсовет АЛРОСА рекомендовал выплатить дивиденды за первое полугодие 2019 года в размере 28,28 млрд.руб. или 3,84 руб. на акцию. Прогнозы аналитиков на более высокий размер дивидендов не оправдались.
Теперь можно посчитать, сколько получит бюджет Якутии доходов от своих 25% акций АЛРОСА в 2019 году. Компания сейчас выплачивает дивиденды два раза в год по итогам работы за полугодия. Деньги поступают в бюджет республики в августе и ноябре.
По итогам работы за 2-е полугодие 2018 года дивиденды составили 30,27 млрд руб., или 4,11 руб. на одну акцию. Значит, в августе 2019 года на счета Якутии поступят дивиденды за 2 полугодие 2018 года в размере 7,56 млрд.руб. Еще 2,42 млрд.руб. получат муниципалитеты «алмазной провинции» Якутии на своих 8% акций.
В ноябре 2019 года в бюджет Якутии поступят деньги за 1-е п/г 2019 года в размере 7,07 млрд.руб. Муниципалитетам достанется 2,26 млрд.руб.
Итого, в 2019 году бюджет Якутии получит доходов от своих 25% акций АЛРОСА на сумму 14,63 млрд.рублей. Это почти на 6 млрд.руб. меньше, чем в прошлом году. Муниципалитеты «алмазной провинции» заработают еще 4,68 млрд.руб., что почти на 2 млрд.руб. меньше доходов 2018 года.
Для справки: в 2018 году, в связи с изменением дивидендной политики АЛРОСА, в бюджет Якутии поступили доходы целиком по итогам работы компании за 2017 год и 1-е полугодие 2018 года. Сумма дивидендов составила 20,57 млрд.руб. Муниципалитеты Якутии получили 6,57 млрд.руб.
Напомним, дивиденды АЛРОСА за 1-е полугодие 2018 года, поступившие в бюджет Якутии, составляли 10,92 млрд.руб. Следовательно, в этом году бюджет республики недополучит свыше 3,2 млрд руб. только за одно полугодие. Эти недополученные доходы – уже свершившийся факт.
Прогноз специалистов на 2-е полугодие довольно мрачен. Как отмечает Кирилл Тремасов,
«Дивиденды за 1-е полугодие практически целиком были заработаны в январе-марте. Во 2-м кв FCF упал до символических 2.3 млрд рублей (0.33 руб на акцию). Ежемесячная статистика показывала, что в июле спад продаж ещё более усилился. Высока вероятность, что по итогам 2-го полугодия 2019г. акционеры компании вообще могут остаться без дивидендов».
Отчасти эти опасения подтвердил глава ЕСО АЛРОСА Евгений Агуреев, который заявил, что настроения участников рынка алмазов в августе остались на уровне июля, когда продажи составили всего $170,5 млн, снизившись четвертый месяц подряд. Продажи De Beers в августе этого года сократились на 44%, по сравнению с августом 2018 года.
Продажи АЛРОСА также падают и за оставшиеся до конца года 4 месяца компания не сможет наверстать упущенное. Значит, можно прогнозировать, что в будущем году доходы бюджета Якутии от акций АЛРОСА будут еще меньше.
В бюджете 2019 года власти Якутии планировали получить от АЛРОСА около 16,2 млрд.руб. дивидендов, а получат только 14,6 млрд.руб. Как видите, по этой статье доходной части бюджета уже есть «дырка» величиной почти в 2 млрд.руб.
Но это, на мой взгляд, еще не все потери Якутии по АЛРОСА. В бюджете запланировано получить НДПИ за алмазы в размере 17,2 млрд.руб. Для сравнения, в 2018 году по этой статье было получено 12,7 млрд.руб. На мой взгляд, крайне сомнительно, что в текущих условиях бюджет Якутии сможет получить от компании запланированную сумму НДПИ.
Смотрите сами. В 2016 г. добыча АЛРОСА составила 38,1 млн.карат, уплачено НДПИ 16,6 млрд.руб. при средневзвешенном курсе 67 руб. за доллар. В 2017 г. добыча 39,6 млн.карат, НДПИ – 16 млрд.руб., курс – 58,35 руб./$. В 2018 г. добыча 36,7 млн.карат (выбытие «Мира»), НДПИ – 12,7 млрд.руб. при курсе 62.7 руб./$.
На этот год, Минэкономразвития РФ дает прогноз по курсу доллара 65,4 руб/$., добыча АЛРОСА предварительно планируется на уровне 38,5 млн.карат. Цены на алмазы сейчас ниже уровня 2018 и 2017 гг. и продолжают падать. Так с какого перепугу НДПИ должен быть больше? На мой взгляд, будет большой удачей, если Якутия получит налога в размере максимум 16 млрд.руб., и то при условии, что цены на алмазное сырье стабилизируются на сегодняшнем уровне. Вероятно, что по концу года эта сумма будет меньше.
Еще хуже обстоят дела с налогом на прибыль. В июне 2019 года власти Якутии сократили прогнозируемую прибыль группы АЛРОСА со 105,6 млрд.руб. до 91,3 млрд.руб. Соответственно, сократился и планируемый налог с прибыли. Но, как считают аналитики, даже эта сокращенная прибыль явно преувеличена. В этом году они прогнозируют ее на уровне 60 млрд.руб. Значит и сумма налога от АЛРОСА сократится более чем в полтора раза.
Напомним, в 2018 году предприятия АЛРОСА уплатили в бюджет Якутии 23,7 млрд.руб.налога с прибыли.
По моим оценкам, по сравнению с прошлым годом, сумма недополученных доходов бюджета Якутии от АЛРОСА в целом может составить от 10 до 16 млрд.рублей.
Тут нужно отметить, что снижение поступлений налога на прибыль идет не только по АЛРОСА. По данным УФК по РС(Я), на 1 августа 2019 года доходы от этого вида налога составили 19,5 млрд.руб., тогда как в прошлом году на эту дату в казну Якутии поступило 24,6 млрд.руб. Еще хуже с налогом на прибыль от предприятий КГН – в этом году собрали в два раза меньше, чем в 2018 году. И прогноз по прибыли КГН неутешителен – цены на сырье, которое добывают эти налогоплательщики, на мировых рынках во втором полугодии стабильно снижаются.
Для справки: власти республики запланировали на 2019 год получить 42,3 млрд.руб. налога на прибыль и еще 9 млрд.руб. получить от предприятий КГН.
По данным информационно-аналитического управления Минфина Якутии, за 1-е полугодие 2019 года план по доходам выполнен на 44,4%, в том числе по сбору собственных доходов – на 43,8%. Только налога на прибыль организаций, по сравнению с 1-м полугодием 2018 года, собрано почти на 30% меньше.
Неналоговых доходов получено всего 13,2% от утвержденного объема, безвозмездных поступлений – 45,4%. По доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности фактическое исполнение составило 0,8% от утвержденных бюджетных назначений.
Безусловно, сейчас ситуация еще далека от критической, текущие доходы бюджета всего на 1 млрд.руб. меньше уровня 2018 года. До бюджетного кризиса 2017 года еще далеко. Но, прогнозы по поступлениям на 2-е полугодие, как я уже отметил, довольно пессимистические. Хорошая динамика по золотодобывающим предприятиям бюджету не поможет – слишком мал объем промышленности в доходах. Если не произойдет сильная девальвация рубля, то без корректировки бюджета, план по собственным доходам республики может быть сорван.
Как отметила Счетная Палата РФ, по итогам 1-го полугодия 2019 года Якутия оказалась на втором месте в России по темпам роста госдолга – он вырос на 13,2%. Текущий дефицит бюджета достиг 13,9 млрд.руб., по сравнению с прошлым годом он вырос в 11 раз. Это новый абсолютный рекорд на эту дату за всю финансовую историю Якутии.
Низкое наполнение казны уже сказывается на финансировании бюджетных расходов. Например, город Якутск по софинансированию строительства и капитального ремонта автомобильных дорог за первое полугодие своевременно недополучил 175 млн.руб., по мероприятиям обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не поступило 63,8 млн.руб.
При этом, не выделяя вовремя денег на оплату производства работ, республиканские чиновники резко усилили контроль за дорожным строительством в Якутске. То министр, то зампред или еще кто совершают объезды города и отмечают, как без огонька трудятся подрядчики без своевременной оплаты. Да и сам Айсен Николаев также этим сильно озабочен. Замысел понятен – переложить с больной головы на здоровую.
Можно, конечно, и дальше ждать чуда в виде сильной девальвации или внезапного космического роста цен на сырье якутских предприятий, но, на мой взгляд, это не самый продуктивный путь. Муниципалитетам Якутии и прочим бюджетоплучателям нужно потихоньку начинать готовить план «Б» – как действовать в условиях нехватки средств. На мой взгляд, это будет не лишним.
Особенно это касается мэрии Якутска, в силу известных причин.
Владимир Нифонтов.
Также вас может заинтересовать:
|