ОЛОНХОЛЕНДСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР: НЕДОСТАТКИ И ПОДВОХИ - 1
Уважаемый Иван Николаевич!
Направляю на Ваше рассмотрение и опубликование обширную аналитическую статью «Олонхолендский Арктический центр: недостатки и подвохи». Данная статья написана мною в качестве комплексных оценок, суждений и предложений независимого аналитика, эксперта и исследователя градостроительства. Поскольку Соглашение о строительстве по ГЧП означенного Арктического центра со стоимостью 18,5 млрд рублей на опасном Сайсарском полуострове уже подписано, то остается только открыто предупредить власти РС(Я) о недостатках и подвохах возведения данного объекта и внести им предложения по переносу площадки Арктического центра в 79 квартал г. Якутска.
Чтобы было как-то удобно читателям, данную статью можно опубликовать 3-4 частями по 17,0-22,7 тыс. знаков с пробелами под общим названием статьи с приставками номеров частей 1, 2, 3, 4 с упоминаниями «предложение следует». Как многолетний исследователь сейсмической и градомерзлотной опасностей в г. Якутске, эту статью написал без чье-либо заказа. Вообще в России нет примеров успешного занятия градостроительством театральных режиссеров … С уважением, Виталий Степанов 02.10.2019
Инициированный в 2003 г. министром культуры и духовного развития РС(Я) в 1991-2015 гг. Андреем Борисовым мегапроект мировой эпосной этнокультуры «Олонхоленд» в 2019 г. наконец-то встал на стезю осуществления своей части в виде проектирования и строительства Арктического центра искусств и эпоса на Сайсарском полуострове г. Якутска.
Пролог
Вступление настоящей обширной статьи написано по материалам статьи Антона Чернягина «16 лет сказок. Олонхоленд построят к 100-летию Якутии», опубликованных в «Эхо столицы» от 3 мая 2019 г.
Сведущие люди помнят, в 2006 г. между Правительством РС(Я) и ЮНЕСКО было подписано Соглашение о многофункциональном объекте культуры «Международный центр Олонхо» с Театром Олонхо в г. Якутске. Потом это соглашение было забыто на четыре года и только 26 апреля 2010 г. тогдашний Президент РС(Я) В.А. Штыров издал Указ «О национальном инновационном проекте РС(Я) «Земля Олонхо». После этого под мегапроект «Олонхоленд» был зарезервирован обширный земельный участок, простирающийся по антенному полю радиоцентра и прилегающим к нему территориям 67 и 68 кварталов г. Якутска. Также руководителем мегапроекта «Олонхоленд» был назначен его инициатор, тогдашний министр культуры и духовного развития РС(Я) А.С. Борисов. Ныне он в десятый год продолжает руководить этим никак не реализуемым мегапроектом.
В 2010-2017 гг. из-за отсутствия республиканских, федеральных и привлекаемых инвестиций и кредитов на строительство объектов мегапроекта «Олонхоленд» А.С. Борисов и Ко несколько раз модернизировали сам мегапроект, меняли его параметры и умеряли гигантоманские проектные аппетиты. Вместе с тем, в разные годы руководитель мегапроекта Андрей Борисов неизменно считал, что «Олонхоленд» будет представлять из себя ансамбль, включающий Международный культурный центр, интерактивный музей Олонхо с литературным музеем им. Пл. Ойунского, Музей музыки и фольклора народов Якутии, института Олонхо и публичную электронную библиотеку.
Были и другие планы создавать на территориях-пустырях «Олонхоленда» малые инновационные предприятия, алмазную биржу, инновационный жилой комплекс, этно-деревню, парк отдыха на южном полуострове озера Сайсары. В 2014 г. даже состоялся архитектурно-ландшафтный конкурс с участием архитекторов и дизайнеров из Великобритании, Нидерландов, Испании, Италии, России и США. Однако в 2015-2016 гг. в мегапроекте «Олонхоленд» никаких подвижек не было и он потерял свой национальный статус. Тогда были забыты и лозунги «Олонхоленда» как «ЮНЕСКО» и «мировой шедевр». Провал мегапроекта объясняли кризисами и отсутствием инвесторов и кредиторов.
В 2016 г. тогдашний Глава РС(Я) Е.А. Борисов утвердил запуск проекта «Создание и строительство «Международного центра эпоса евразийских народов – Центр эпоса» в качестве учреждения под эгидой ЮНЕСКО в г. Якутске, вводимого в 2021 г. При этом Егор
Борисов объяснял, что ЮНЕСКО-вый статус проекта даст возможность изыскать дополнительное финансирование субсидиями из федерального бюджета в рамках Соглашения между Правительством РФ и ООН по вопросам образования, науки и культуры. Год назад государственный советник РС(Я) и по-прежнему руководитель мегапроекта «Олонхоленд» А.С. Борисов говорил, что здание Центра эпоса будет состоять из двух композиционных форм: «три урасы» и «земной шар», воплощающие собой своеобразный культовый храм.
27 апреля 2019 г. Глава РС(Я) А.С. Николаев в своем выступлении на торжественном собрании в День республики заявил: «… В честь векового юбилея республики мы должны возвести объект, который станет олицетворением истинных ценностей Якутии. Сегодня я поручил правительству республики построить в нашей столице крупнейший культурный центр искусства и эпоса. В здании с общей площадью около 24,0 тысяч квадратных метров разместятся Государственная филармония, Театр Олонхо и Саха академический театр им. Пл. Ойунского. Уникальный архитектурный комплекс станет символом нашей консолидации во имя будущих поколений».
От «Олонхоленда» до Арктического центра
10 августа 2019 г. в «SakhaLife.ru» опубликована статья Саргыланы Яковлевой «Андрей Борисов созвал «Комитет 99». В ней описывается состоявшаяся 9 августа с.г. презентация государственным советником РС(Я) А.С. Борисовым масштабного проекта проектирования, строительства и использования Арктического центра искусств и эпоса на южном полуострове озера Сайсары г. Якутска (далее – Арктический центр). Помимо прочих других информационных сообщений о данной презентации в поддержку мегапроекта Арктический центр в газете «Кыым» от 15 августа с.г. опубликован материал протеатральной журналистки Оксаны Жирковой «Сүүс сыллаах улуу былаан» дыбарыаһа» («Дворец «великого 100-летнего плана»).
За и против строительства в г. Якутске весьма дорогостоящего (18,5 млрд рублей) Арктического центра посредством государственно-частного партнерства (ГЧП) в первой половине августа выступили газета «Якутск вечерний» и многие читатели разных якутских Интернет-ресурсов. Так, в «Якутск вечернем» вышли следующие материалы: «18,5 миллиардов на филармонию, театр и олонхо. Потратим годовой бюджет столицы на культур-мультур!» (02.08.2019) и «Эпично ли? Строительство Арктического центра эпоса – PRO и CONTRA» (09.08.2019).
Позже огорошенный критическими материалами и комментариями в «Якутск вечернем», Интернет-изданиях и социальных сетях республики Андрей Борисов выступил в газете «Кыым» от 22 августа с.г. с малопонятной для большинства читателей Интернет-ресурсов весьма пафосной статьей «Саха дьонугар» («К якутам»). Может быть, Андрей Саввич за четверть века своей министерско-режиссерской деятельности почти не встретил серьезных критических выступлений многих оппонентов по инициируемым им разным культурным мегапроектам, включая никак не реализуемым «Олонхоленд». Как кажется,
серьезно провалился он лишь в проекте съемки и проката художественного фильма «Тайна Чингис Хаана». Видимо, поэтому он в своей статье высокопарными фольклорными, этнокультурными, литературными и историческими тезисами старается вовсю подавлять разного рода оппонентов проектируемого и возводимого на берегу, по его мнению, сакрального озера Сайсары своего мегапроекта Арктический центр. При этом Саввич явных и потенциальных противников строительства по ГЧП данного Арктического центра литературно и риторически прокрученными выражениями буквально называет душителями народа саха.
В данной статье А.С. Борисов, толком не разъясняя необходимость строительства на берегу озера Сайсары дорогостоящего Арктического центра с размещением в нем не нуждающегося в помещении Саха театра, сводит весь проект как будто нацеленным на обеспечение сценой и залом созданного 10 лет тому назад Театра Олонхо. При этом он без обиняков заявляет, что не имеющий аналогов во всем мире Театр Олонхо является театром идентификации всего народа саха. Кроме того, Андрей Борисов три Великие (Моҕол) Ураса Олонхо на старом макете проектируемого на берегу озера Сайсары Арктического центра фольклорно олицетворяет тремя душами саха, колыбелью олонхо, защитой языка и веры, бессмертной судьбой саха как народа. Конечно, данный краткий пересказ упомянутой статьи А.С. Борисова в переводе автора подстрочно не очень точен, но не искажает суть выступления государственного советника РС(Я).
В своей статье «К якутам» Андрей Борисов, как будто философствующий между землей и небом далекий от земных дел человек, намечаемое строительство Арктического центра связывает с фольклорной сакральностью озера Сайсары г. Якутска для народа саха. Однако, к сожалению, с 70-80-х годов прошлого столетия озеро Сайсары скорей всего уничтожается бестолковыми градостроительными и хозяйственными воздействиями городского общества. А потому в настоящее время всенародно ссылаться на его сакральность для народа саха в оправдание каких-то градостроительных и культурных целей является либо намеренной иезуитской риторикой, либо некомпетентным выступлением далекого от градостроительных и экологических проблем г. Якутска деятеля госуправления и культуры.
Автор настоящей статьи считает, что планируемое Главой РС(Я) А.С. Николаевым проектирование и строительство в г. Якутске так называемого Арктического центра искусств и эпоса в принципе является заявочно претендующим на некую всероссийскую известность позитивным крупным проектом. Очевидно, что такой дворец культуры и искусств может принести большую пользу в дальнейшем культурном, духовном и патриотическом развитии граждански активных слоев населения РС(Я) и ее столицы. Вместе с тем, означенный Арктический центр в предварительных архитектурно-композиционной концепции, сценических компонентах и по месту строительства, представленных бывшим многолетним посредственным министром культуры и духовности РС(Я) и нынешним малозаметным государственным советником республики А.С. Борисовым, вызывает у автора ряд сомнений, недоумений, замечаний и новых предложений.
Мегапроект назван некорректно
Меня в первую очередь удивило как-то неуместное название планируемого к проектированию и строительству в г. Якутске Арктического центра искусств и эпоса, являющегося музыкально-театральным комплексом. Видимо, много лет безуспешно занимавшийся продвижением разных культурных мегапроектов, вроде пресловутого «Олонхоленда», Андрей Борисов в силу базовых актерского и режиссерского образования придал своему в очередной раз продвигаемому культурному мегапроекту географически, архитектурно, культурно и функционально не совсем подходящее название. В чем дело?
Во-первых, намечаемые к размещению в будущем Арктическом центре Филармония классической музыки, Саха театр, Театр Олонхо, государственные ансамбли «Виртуозы Якутии» и «Туймаада» и этномузыкальные музеи по историям своих возникновений, сценической, концертной и культурной функциональной деятельности никаких связей с мировой и российской Арктикой не имеют. Ведь Арктика – это северная полярная область земного шара, южная граница которой простирается по Северному полярному кругу по 66 градусу 33 минуты северной широты. Для справки скажем, что в зоне российской Арктики имеются следующие более известные населенные пункты: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Лабытнанги, Дудинка, Норильск, Игарка, Хатанга, Саскылах, Оленек, Тикси, Батагай, Верхоянск, Чокурдах, Белая Гора, Среднеколымск, Черский, Билибино, Певек. Вот в этих возникших в основном в XIX-XX веках арктических российских населенных пунктах еще с царских времен не было учреждений классической музыки, а в населенных пунктах Арктической зоны Якутии не было известных олонхосутов и якутской сценической драматургии. Тем более в XIX-XX веках подавляющее большинство устных фольклорных произведений эпоса Олонхо создавалось и исполнялось саха олонхосутами и поэтами в районах Центральной Якутии, а не в арктических кочевых родах и небольших поселениях.
Во-вторых, эпос представляется героическими сказаниями, былинами, сагами, олонхо и т.п. в устном фольклорном творчестве народов мира, повествующих о событиях минувших времен. Театр Олонхо (эпоса народа саха), функционирование которого намечается в некорректно называемом Арктическом центре искусств и эпоса вследствие своего узкого жанрового статуса, в одиночку не может целенаправленно придать слово «эпос» в названии означенного комплекса культуры и искусств.
А.С. Борисов является высококвалифицированным творческим театральным режиссером, привыкшим безошибочно подхватывать полезные для своей режиссерской карьеры очередные советские и российские культурно-сценические основные направления. Также он является расчетливо использующим тех или иных государственных программ и постановлений правительств РФ и РС(Я) региональным высокопоставленным чиновником со стажем более чем четверть века. Может быть, исходя из этих обстоятельств, Андрей Борисов рассчитывает что-то получить от нынешней Арктической политики страны за присвоение планируемому в г. Якутске культурному мегапроекту название «Арктический центр».
Однако, как показывает опыт почти 30-летней социально-экономической и культурно-образовательной либерально-рыночной политики РФ, в скором времени российская Арктическая национальная программа, если вовсю не провалится, то будет замыкаться только в добыче углеводородов и оборонно-экономической защите Севморпути. Это значит, что в 30-40-х годах текущего столетия России будет не до арктической музыки, драмы и эпоса.
Из приведенных доводов можно полагать, что Борисову и Ко целесообразно исключить из названия своего культурного мегапроекта в г. Якутске слова «Арктический» и «эпос» и придумать свойственное данному объекту новое корректное название. К примеру, автор предлагает назвать сей объект «Саха форум музыки и этноискусств» в г. Якутске. Здесь слово «форум» не относится к собраниям или совещаниям. Как было в Древней Греции, в культурном мегапроекте словом «форум» означается парадный архитектурный ансамбль, что звучит гораздо лучше, чем «центр» или «дворец».
Потенциальный символ искусств Якутии оказался вне мегапроекта
В нынешнее информационно насыщенное время руководители и режиссеры государственных музыкально-художественных учреждений РС(Я) и немногочисленные пишущие по культурно-сценической сфере журналисты при отсутствии неангажированной профессиональной искусствоведческой критики весьма плодовито занимаются жанровыми пиар-самовосхвалениями в республиканских СМИ, Интернет-ресурсах и общественных мероприятиях. В отличие от них, некоторые думающие рядовые почитатели разных музыкальных, сценических и этнокультурных искусств Якутии иногда задаются перед самим собой следующим почти игнорируемым якутскими деятелями культуры вопросом.
Какие музыкально-художественные учреждения РС(Я) ныне являются и в ближайшей перспективе могут стать символами (брендами) искусств Якутии в России и зарубежом?
Ниже автор, как бы в ответ означенному вопросу, представляет свои, надо сказать, независимые аналитические суждения по имеющим некоторую российскую и международную культурно-сценическую известность музыкально-художественным учреждениям республики.
По оценке автора, Национальный театр танца им. С. Зверева–Кыыл Уола при определенных обстоятельствах и условиях может стать главным культурным символом (брендом) РС(Я) в жанре этноискусств на престижных сценах субъектов РФ и развитых и развивающихся стран мира. Очевидным является то обстоятельство, что сценические постановки на русском, якутском и народностей Севера языках, а также якутские эстрадно-цирковые представления в условиях глобализированных рыночных отношений и коммуникационных связей по разным объективным причинам не будут широко востребованы российскими и зарубежными любителями зрелищных искусств. Исполнителями указанных сценических продуктов являются Саха академический театр им. Пл. Ойунского, Русский академический театр им. А. Пушкина, Нюрбинский передвижной
драматический театр, Театр юного зрителя, Мирнинский драмтеатр, Театр коренных малочисленных народностей Севера, Театр эстрады, Нерюнгринский театр актера и куклы и Бриллиантовый цирк им. М. и С. Расторгуевых.
В отличие от сценических спектаклей и представлений перечисленных театров и цирка, танцы саха и малочисленных народностей Севера в исполнении Национального театра танца при сопровождении якутского инструментального оркестра, как безбарьерное по языкам, политическим и религиозным взглядам искусство разнообразных движений, ритмов, музыки, образов и костюмов, могут стать на многие годы зрелищными и востребованными за пределами республики и России. Ведь советско-российские ансамбли Танцев народов мира Игоря Моисеева и Русского хоровода «Березка», Ирландский ансамбль степ-танца «Риверданс» и другие театры и ансамбли национальных танцев России и разных стран многие годы пользуются всемирным успехом. Они даже составляют некоторую конкуренцию классическим оперным и балетным театрам мирового уровня при привлечении массового зрителя.
К примеру, автор считает, что самый лучший вариант постановки Национальным театром танца им. С. Зверева–Кыыл Уола «Танца узора» («Оһуор үҥкүүтэ») буквально в ближайшие годы может стать символом (брендом) сценических этноискусств РС(Я) в России и зарубежом. До того этот якутский групповой танец неповторим, величавен, грандиозен, оригинален, музыкален, ритмичен, красив, совершенен и зрелищнен.
Как считает автор, Театр оперы и балета им. Д. Сивцева–Суорун Омоллоона в 30-40-е годы текущего столетия должен занимать второй после Национального театра танца республиканский рейтинг культурной и зрелищной востребованности в России и ряде стран мира. Да и в настоящее время при отсутствии должного внимания руководства РС(Я) к Национальному театру танца сие главное учреждение Мельпомены республики по достоинству считается достаточно известным в российской сфере классических искусств и в обменных культурных запросах ряда Азиатских стран.
Нет сомнений в том, что Якутская филармония им. Г. Кривошапко, ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» и ансамбль якутской песни «Туймаада» при постоянном оказании им государственного содействия также будут достойно представлять разные жанры классического искусства якутского концертного исполнения на сценах России и развитых стран мира. Тем более, как мне кажется, ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии» в последние годы выступает с концертами на сценах городов России и зарубежья по твердому гастрольному графику.
Хочется верить, что скороспело созданный на ресурсах Саха театра Театр Олонхо при постоянном оказании ему соответствующей государственной поддержки может реально получить постоянную целевую аудиторию зрителей в центральных городах субъектов РФ и развитых стран мира. Для чего в первую очередь необходимо подготовить ему качественный задел нескольких десятков современных сценических трактовок разных олонхо XIX-XX веков. Причем эти трактовки (сценарии) олонхо должны быть более-менее отличаться от устаревших и порядком надоевших многим якутским зрителям Андрей Борисовских и Ко арт-сценических либретто и художественных постановок.
Здесь следует добавить, что, кроме названных выше известных в России и зарубежом музыкально-художественных учреждений Якутии, некоторого рода российской и международной музыкальной известностью обладает также Высшая школа музыки им. В. Босикова в г. Якутске.
Итак, как стало известно из презентации А.С. Борисова от 9 августа с.г. планируемого строительства Арктического центра в г. Якутске, безусловно потенциальный символ (бренд) этнокультурных искусств Якутии в России и зарубежом не имеющий собственного помещения Национальный театр танца почему-то оказался вне данного мегапроекта. В этой связи, у автора зародилось нехорошее подозрение, что государственный советник РС(Я) Андрей Борисов, пользуясь своей высокой должностью, вместо бездомного Национального театра танца по своим театральным и иным интересам нахраписто проталкивает родной Саха театр в планируемый Арктический центр. Это при том, что Саха театр вот уже 20 лет успешно работает в специально запроектированном и построенном для него архитектурно выразительном, театрально технологичном и просторном здании в центре Якутска. Чтобы каким-то образом оправдать данное на 100 процентов нецелесообразное и вызывающе бестолковое намерение, А.С. Борисов лицемерно прикрывается тем, что старое здание Саха театра будет передано работающему в неприспособленном и аварийном здании Театру юного зрителя.
Здесь у автора возникает следующий вполне резонный вопрос. Почему государственный советник РС(Я) Андрей Борисов не предлагает разместить в планируемом к проектированию и строительству Арктическом центре непосредственно самого Театра юного зрителя с залом на 400 зрительских мест?
Можно предположить, что у государственного советника РС(Я) А.С. Борисова по части размещения в планируемом Арктическом центре Саха театра и Театра Олонхо могут быть следующие театральные и иные интересы.
Во-первых, Андрей Саввич может рассмотреть планируемый Арктический центр в качестве своего «запасного аэродрома» и заранее готовится занять в нем должность генерального директора. Ведь после осуществления данного культурного мегапроекта Арктический центр станет автономным бюджетным учреждением с тремя-четырьмя миллиардами рублей госзаказа и собственных доходов.
Во-вторых, Андрей Борисов, разместив под одной супер современной крышей свои родные Саха театр и Театр Олонхо, видимо, хочет с кабинета гендиректора Арктического центра заниматься режиссерской деятельностью в обеих коллективах.
В-третьих, возможно, подоспело время проведения капитального ремонта, а то и реконструкции и замены электросетей и оборудования нынешнего здания Саха театра. В этой связи, в качестве версии можно предположить, что Саввич и некоторые его щепкинские однокурскники из Саха театра, не желая мараться с капитальным ремонтом, хотят переехать со своим театром в новое супер современное здание Арктического центра.
Газета «Московский комсомолец» 25 апреля 2019 г. опубликовала статью известного театрального критика, публициста и журналиста Александра Минкина «Убийцы Гамлета: театральные мошенники грабят зрителей. Режиссеры-шарлатаны, марая Шекспира, губят
театр». В этой статье беспощадно разгромно, но за дело подвергается к профессиональной театральной критике номинированный на премию «Золотая маска» спектакль Саха театра по постановке ученика режиссера-гуру Андрея Борисова режиссера Сергея Потапова «Мой друг Гамлет» по трагедии «Гамлет» Вильяма Шекспира. В частности, А. Минкин пишет: «Гамлет, Дон Кихот и еще очень немногие – герои в высшем смысле слова. Они достояние человечества. Марать их постыдно. Награждать марающих – постыдно вдвойне. Якутский «Мой друг Гамлет» (ярчайший эпизод которого – горшок с дерьмом) получил на Якутском театральном фестивале 4 премии: лучшая сценография, лучшие костюмы, лучший режиссер, лучший спектакль. На Золотой Маске и этот «Гамлет», и «Гамлет» Бутусова, к счастью, не получили ничего, хотя номинированы были».
После такой всероссийской убийственной театральной критики Саха театра отец современной якутской «интернациональной» арт-драматургии Андрей Борисов, если он является истинным патриотом театрального искусства Якутии и честнейшим деятелем культуры, то в первую очередь должен был добровольно уйти с неконституционной должности государственного советника РС(Я). Освободившись от чиновничьего ярма, он должен был впервые за последние 30 лет без депутатской и госуправленческой основной трудовой деятельности идти работать в родной Саха театр, чтобы на старости лет возрождать настоящую якутскую драматургию. К сожалению, вместо этого Андрей Саввич, вопреки этики госслужащего, по всей вероятности, занимается государственным продвижением разработанного под профессиональную деятельность членов своей семьи дорогостоящего культурного мегапроекта Арктического центра.
Какие учреждения искусства целесообразно
разместить в Арктическом центре?
Виталий СТЕПАНОВ,
аналитик-исследователь градостроительной
сейсмологии в криолитозоне, доцент
Сентябрь, 2019 г.
(продолжение следует..)
|