Якутской власти некогда заниматься региональной экономикой, сельским хозяйством и повседневными нуждами людей. Все время уходит на форумы, сэлфи и прочие «Айсблоги».
На последнем пленарном заседании Ил Тумэна, где утверждалась корректировка бюджета Якутии 2019 года, премьер правительства республики Владимир Солодов вынужден был признать факт тяжелого состояния экономики и, соответственно, бюджета. Выступая перед депутатами, он констатировал недополучение доходов текущего года и крайне плохой прогноз на 2020 год.
В частности он заявил,
«Бюджет Якутии недополучил доходы в том объеме, на который мы рассчитывали. И та корректировка бюджеты, которую вы сейчас приняли, она носит еще довольно оптимистичный характер. Мы в ней не заложили еще целый ряд недополученных доходов, которые нам компании уже своими письмами предъявили. Примерно, мы оцениваем недополучение средств в объеме 5 млрд.рублей по 2019 году. Но по 2020 году это будет крайне серьезная цифра.
И вот сейчас мы вносим проект бюджета на 2020 год, в котором объем выпадающих доходов носит очень серьезный характер. В этой корректировке мы сделали акцент на двух составляющих:
1. На субсидиях коммунальному комплексу, чтобы наши республиканские предприятия не обанкротились и нормально провели отопительный сезон.
2. Социальных обязательствах, связанных с повышением зарплаты.
Все остальное мы снимали, сокращали, минимизировали расходы».
Но самое забавное, что эти заявления якутского премьера сделаны на фоне просто блестящих, на первый взгляд, показателей макроэконономики республики. Этим как раз любят при случае хвастать якутские власти.
Как сообщает Сахастат, индекс промышленного производства в сентябре 2019г. по сравнению с сентябрем 2018 года вырос на 22,8 %. В том числе объем выпуска продукции сельского хозяйства увеличился на 9,1%, а добывающей промышленности – на 24,6%.
Всего за 9 мес. 2019 года рост промпроизводства в Якутии составил 113,2%. В том числе объем выпуска продукции сельского хозяйства вырос на 5,5%, рост добывающей промышленности составил 13,3%, обрабатывающей – 10%.
В республике добывается больше нефти, угля, алмазов. Выросли объемы грузоперевозок автомобильного транспорта, работ в строительстве, увеличился оборот розничной торговли.
За январь-сентябрь 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 6,8% выросла номинальная зарплата и на 5,6% увеличились денежные доходы населения. При этом реальная зарплата подросла скромнее – на 2,6%, реальные денежные доходы населения увеличились на 1,9%, реальные располагаемые денежные доходы выросли на 1,2%. Немного сократилась безработица.
Как видите, налицо парадокс – экономика Якутии растет, а доходы бюджета сокращаются. Но объяснение у этой загадки простое. И мы об этом неоднократно писали.
Напомню, во-первых, практически весь рост промпроизводства идет в ТОРах, «Силе Сибири» и прочих проектах, имеющих налоговые льготы. Но не имеющих к властям Якутии практически ни малейшего отношения.
Во-вторых, вся добывающая промышленность Якутии имеет сильную экспортноориентированную направленность, а потому сильно зависит от ценовой конъюнктуры на внешних рынках и курсе доллара. Малейшая нестабильность или падение цен на мировых рынках моментально отражается на доходах и прибыли добывающих предприятий.
Например, как я уже отметил, в сентябре промпроизводство в добывающей промышленности выросло на 24,6%, в то же время оборот организаций в этой отрасли за этот месяц сократился на 6,6%. Добыли больше, а получили меньше. Это хорошо видно на примере АЛРОСА или «Якутугля».
С другой стороны, при такой сильной добывающей составляющей внутренний демпфер в виде местной обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и малого бизнеса пребывает в состоянии глубочайшей долговременной стагнации.
Весь «рост» в местпроме держится на высоких темпах восстановительного роста ювелирной промышленности и переработки привозного мяса в пищевой промышленности. Сельское хозяйство держится на бюджетных вливаниях и росте показателей в растениеводстве. Основная отрасль якутского сельского хозяйства – животноводство – пребывает в глубоком кризисе. Поголовье скота и надои молока падают неумолимыми темпами.
Как мы уже неоднократно писали, такого малого поголовья КРС в Якутии не было еще никогда за более чем столетнюю историю статнаблюдений. Такой вот грустный «рекорд».
Ну а малый бизнес в Якутии давно уже ни за что не держится – он просто сокращается, как шагреневая кожа. Только за последний год количество индивидуальных предпринимателей в республике сократилось на 1261 человек. В малом бизнесе за это время было сокращено около 4 тысяч рабочих мест.
Сегодня вся экономика Якутии носит административно-распределительный характер – изъятие части прибыли добывающих предприятий и получение федеральных дотаций, с последующим их распределением через бюджет среди остальных отраслей. И все. Понятно, что при такой системе у власти региона отсутствует заинтересованность в развитии экономики субъекта как целостного народно-хозяйственного комплекса. Интересует только прибыль немногих крупных добывающих предприятий и увеличение размера получаемых дотаций.
Но без развитой местной промышленности и сельского хозяйства подобная система крайне неустойчива. А развитием и грамотным менеджментом региональной экономики власти республики практически не занимаются. Глава Якутии в бесконечных турпоездках по разным ВЭФам, форсайтам, хакатонам и прочим Япониям. Премьер не успевает выкладывать в инстаграм сэлфи с местных праздников, презентаций и «встреч с народом». Как видно по результату, местной промышленностью и сельским хозяйством им заниматься недосуг. Больше времени уходит на «Айсблоги» и прочую ерунду.
Ну а что? Бумажные показатели из Москвы выглядят прекрасно, а чем реально живут якутяне оттуда не видно.
На внешние рынки якутские власти повлиять не могут, а на развитие местной экономики – не умеют, поэтому их единственной задачей становится демонстрация предельной лояльности федеральному центру. Что мы и видим сегодня. Это и поддержка антинародных решений в виде повышения пенсионного возраста, спуск на тормозах дела по аварии на Иреляхе и загрязнении Вилюя, поддержка ТОРов со всеми их льготами, приведшими к недополучению доходов в бюджет республики, предоставление налоговых льгот Газпрому и ТЮНГДу и т.д. и т.п.
Вот и имеем, что имеем. Вроде экономика региона бурно растет и развивается, а денег в бюджете республики все меньше и меньше. О чем как раз и жаловался «профессоре» Владимир Солодов депутатам Ил Тумэна.
Очевидно, что чем меньше якутские власти занимаются развитием местной экономики, тем больше республика оказывается в зависимости от Москвы и крупных добывающих предприятий. Становится даже не сырьевым придатком а простой кладовкой, из которой любой желающий может забрать что угодно. И ничего не положить взамен.
Владимир Нифонтов.
Также вас может заинтересовать:
|