Минюст России начал очередную кампанию против НКО, направленную на принудительную ликвидацию независимых организаций.
Только в ноябре 2019 года в судебном порядке были ликвидированы Общероссийское общественное движение «За права человека» и Межрегиональная общественная организация «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера». Причинами для ликвидации послужили формальные несущественные нарушения. Суды и чиновники отказались дать необходимое для устранения нарушений время и не воспользовались такими приемлемыми мерами воздействия, как, например, приостановление деятельности НКО до устранения недостатков.
Подобные действия чиновников очередной раз подтверждают наличие репрессивной политики в отношении независимых НКО.
Новая правоприменительная практика по ликвидации НКО противоречит Конституции, инструктивным указаниям высших судебных органов России и нормам международного права.
В частности, нарушаются указания:
— Президиума ВАС РФ о недопустимости ликвидации юридического лица в случае, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены;
— Конституционного Суда РФ о недопустимости ликвидации юридического лица лишь по формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных правовых актов.
В целях устранения оснований для необоснованной принудительной ликвидации НКО Общественная организация «Якутия — Наше Мнение» провела антикоррупционную экспертизу Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Приказа Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. №456.
Также руководитель организации «Якутия — Наше Мнение» Степан Петров обратился к Министру юстиции РФ А.В. Коновалову с просьбой обратить внимание на неблагоприятную ситуацию в сфере проверок НКО.
Ниже приводим предисловие Степана Петрова к экспертизе.
Нет необоснованной принудительной ликвидации общественных организаций России
В настоящее время правоприменительная практика Минюста России по ликвидации НКО противоречит Конституции, инструктивным указаниям высших судебных органов России и нормам международного права.
Основными причинами необоснованной принудительной ликвидации НКО является отсутствие в законодательстве:
1.) разъяснений понятий «неоднократные и грубые нарушения»;
2.) обоснованных сроков представления документов для проверки и устранения нарушений.
Последние случаи необоснованной принудительной ликвидации общественных организаций России произошли в ноябре 2019 года, когда в судебном порядке были ликвидированы:
— Общероссийское общественное движение «За права человека»,
— Межрегиональная общественная организация «Центр содействия коренным малочисленным народам Севера».
Их ликвидация была необоснованна ввиду того, что причинами их ликвидации стали формальные несущественные нарушения. Организации приложили все усилия для устранения нарушений и представили все необходимые документы. Но суды и чиновники отказались дать время на устранение нарушений и умышленно отказались от приемлемых мер воздействия, например, приостановления деятельности до устранения недостатков.
Это стало очередным подтверждением репрессивной политики в отношении независимых НКО.
Требования Минюста по срокам представления документов для проверки и устранения нарушений не соответствуют реалиям. В результате масса НКО подвергается штрафам и взысканиям. Эта порочная практика коснулась и нашей организации.
В этом году нашей Общественной организации «Якутия – Наше Мнение» были предъявлены неразумные сроки представления значительного объема документов для проверки в 10 рабочих дней.
Нам было предложено представить документы по перечню в 36 позиций, содержащих юридические, бухгалтерские и иные сведения. Перечень занимал 3 страницы и включал документы за последние 3 года.
В силу объективных причин у нашей организации возникли проблемы с представлением документов, что повлекло принятие мер административного взыскания. Такие же проблемы возникают и у многих других НКО.
Большинство НКО России содержится за счет собственных средств участников и имеют небольшие бюджеты.
И просто физически не в состоянии представить такой объем отчетности за короткий срок, так как у них элементарно нет денег на распечатку такого объема документов, найма приходящего бухгалтера в случае отсутствия постоянного. Также для подписания ряда документов организации нужно время для сбора участников органов управления и общего собрания.
В результате НКО подвергается штрафам. Штрафы даже в несколько тысяч рублей наносят существенный урон организации и могут привести к значительным проблемам или к прекращению работы общественников, особенно в сельской местности и депрессивных регионах.
В результате такой негативной политики страдает все гражданское общество России. Государство само губит гражданскую инициативу на местах.
В целом, это приводит к значительному ухудшению социально-экономического положение, росту безработицы и бедности. Люди лишаются и так небольшой социальной поддержки со стороны общественных организаций.
Необходимо отметить, что объем отчетности у НКО, зачастую, превышает объем отчетности коммерческих организаций, которые в отличии от них зарабатывают деньги.
Также можно отметить, что сроки представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, статорганы и иные органы имеют более разумное обоснование.
Ряд отчетных форм представляются до 15-20 числа месяца, следующего за отчетным.
Сложные формы отчетности предлагается сдать до 1 или 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.
То есть, срок представления ряда форм отчетности составляет от 30 дней до 45 дней.
А в нашем случае речь идет о представлении всех видов отчетности, первичных и иных документов за последние 3 года в течение 10 дней.
Это очень сложно сделать или просто невозможно ввиду ряда объективных причин. Поэтому этот срок должен быть изменен.
В целом, действующее законодательство и правоприменительная практика Минюста не только попирает права общественных организаций, но и нарушает инструктивные указания высших судебных органов России:
— Президиума ВАС РФ о недопустимости ликвидации юридического лица в случае, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены;
— Конституционного Суда РФ о недопустимости ликвидации юридического лица лишь по формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных правовых актов.
В результате это приводит к произвольным необоснованным принудительным ликвидациям НКО в нарушение статей 30, 55 и 46 Конституции РФ.
В целях устранения оснований для необоснованной принудительной ликвидации наша организация провела антикоррупционную экспертизу в отношении Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Приказа Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. №456.
С экспертизой можно ознакомиться здесь NGO-ex
18 ноября 2019 года
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия — Наше Мнение»
сайт http://yakutian.org
блог http://stepanpetrov.blogspot.ru
электронная почта post@yakutian.org
тел. 8-914-224-24-11