11.02.2020
В Якутии продолжает разгораться скандал, связанный с концессионным соглашением по строительству моста через Лену. Напомним, группа ВИС Игоря Снегурова выиграла конкурс на строительство моста. Согласно условиям соглашения, финансировать строительства моста и эксплуатацию моста на срок действия концессии в размере более 120 млрд.руб. обязуется бюджет Республики Саха (Якутия).
Тайные новости правительства Якутии
Вчера вечером на официальном сайте госорганов Якутии появилось сообщение о том, что 13 февраля 2020 года (в полном соответствии с условиями конкурса) в Москве состоится подписание концессионного соглашения. Приводим текст пресс-релиза Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) полностью
«13 февраля будет подписано концессионное соглашение по строительству и эксплуатации моста через реку Лена
Концессионное соглашение по строительству и эксплуатации мостового перехода через реку Лена будет подписано в четверг, 13 февраля. Об этом сегодня заявил заместитель председателя Правительства республики Кирилл Бычков.
По словам вице-премьера, соглашение о возведении стратегически важного инфраструктурного объекта подпишет Глава Якутии Айсен Николаев с руководством компании-победителя конкурентной процедуры – ООО «Восьмая концессионная компания», консорциума Госкорпорации «Ростех» и Группы «ВИС». Эти две ведущие российские компании имеют большой опыт строительства масштабных объектов.
«Концессионное соглашение заключается на период с 2020 по 2044 годы. В этом году за счёт средств частного партнёра будет осуществлено проектирование. В следующем году начнётся строительство моста, в эксплуатацию мост будет сдан в 2025 году», – сообщил зампред регионального правительства.
По словам Бычкова, окончательная стоимость объекта будет определена после завершения проектных работ.
«На настоящий момент стоимость строительства предварительно определена в объёме около 64 млрд рублей. Соотношение финансирования на сегодняшний момент – 85% за счёт капитального гранта, основная часть которого из федерального бюджета, и небольшая часть – около 10% – из бюджета республики», – пояснил он.
При этом Кирилл Бычков подчеркнул, что при подготовке документа учтены все условия для минимизации рисков для Республики Саха (Якутия). Так, в соглашении будет прописано условие о получении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не позднее 1 марта 2021 года.
«Если по каким-то причинам федеральные средства не поступят, то концессионное соглашение будет расторгнуто. Отдельно подчеркну, что все расходы, которые будут в этом году, по проекту будет нести частный партнёр. То есть, концессионное соглашение составлено таким образом, чтобы максимально отстаивать интересы нашей республики. Сначала будут оплачены федеральные средства, а средства из республиканского бюджета будут оплачены после введения объекта в эксплуатацию, то есть в 2025 году», – отметил Кирилл Бычков.
Заместитель председателя правительства также напомнил, что по федеральным грантам решение принято. «Строительство объекта в прошлом году было поддержано Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Также объект включён в федеральную программу строительства и реконструкции мостов. Решение о финансировании проекта будет принято в рамках бюджетного процесса. После подписания соглашения мы рассчитываем получение федеральных денег в установленные сроки», – сказал вице-премьер.
Также, предваряя вопросы, Кирилл Бычков ещё раз подчеркнул, что проезд для легковых автомобилей по Ленскому мосту будет бесплатным, платный проезд – только для грузового транспорта.
Пресс-служба Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)
Но уже утром 11 февраля 2020 года текст новости с официального сайта госорганов Якутии исчез. С чем связано сокрытие властями республики столь важной для всех якутян информации, пресс-служба АГиПа не сообщает. Информация просто исчезла без всяких объяснений.
Но, в интернете ничего не пропадает бесследно – новость успели опубликовать многие новостные агентства, да и кэш Яндекса помнит все. Поэтому мы имеем возможность ознакомить якутян с точкой зрения вице-премьера правительства Якутии на концессионное соглашение.
Денег нет, но мы концессию подпишем
Сразу скажем, Кирилл Бычков слегка лукавит – источником финансирования строительства моста, согласно условиям концессионного соглашения, является только и исключительно бюджет Республики Саха (Якутия). Для проектирования и строительства на первоначальном этапе концессионер, компания группы ВИС, привлечет долговое финансирование. А попросту: займет деньги в банке или выпустит облигации. Впоследствии эти долги с набежавшими процентами погасит бюджет Якутии. Для чего, согласно условиям документа, будет заключено тройственное соглашение – между банком, компании ВИСа и Республикой Саха (Якутия).
Обязанность Якутии – подписать подобное соглашение, гарантирующее погашение долгов компании группы ВИС – прямо прописана в концессионном соглашении.
В этой схеме непонятно, зачем вообще использовать ВИС для займов – Якутия сама может занять денег и оплатить проектирование. Или выплатить напрямую из бюджета и сэкономить на уплате процентов. Все равно же закрывать долги компании группы ВИС придется рано или поздно. Так уж лучше сделать это как можно дешевле для бюджета республики.
Также совершенно непонятно о каком соотношении финансирования строительства моста между Москвой и Якутией ведет речь вице-премьер. Согласно документам, мост через Лену – чисто региональный проект с полным финансированием за счет региона.
Как сказано в соглашении:
«Объект означает платную автомобильную дорогу регионального значения, включая мостовой переход с подъездными путями и иные искусственные дорожные сооружения, состоящую из движимого и недвижимого имущества, состав и описание которого указаны в Приложении 2 к Концессионному соглашению (Требования к Объекту)».
С какой стати федеральный бюджет должен финансировать региональные хотелки?
Поэтому, в полном соответствии с законом, в тексте документа нет юридически обязывающего пункта об обязанности федерального бюджета выделить деньги на строительство моста.
В соглашении только предусмотрена возможность такого финансирования. Цитирую пункт 27.4 КС дословно:
«Источником финансового обеспечения государственного бюджета Республики Саха (Якутия) могут являться межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе, на осуществление государственной поддержки региональных проектов в сфере дорожного хозяйства, в том числе, реализуемые на основе концессионных соглашений. В этом случае Концедент обязуется заключить соглашение с распорядителем бюджетных средств, необходимое для получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не позднее «01» марта 2021 года, а также представить все требующиеся документы».
Как видите, никаких обязательств федерального центра по выделению федерального гранта нет. Да и быть не может – Правительство РФ, в отличие от Правительства РС(Я), бумаги не подписывает и, соответственно, стороной по договору не является. Поэтому – никаких обязательств. От слова «совсем». В случае чего, якутскому бюджету придется расхлебывать все последствия самостоятельно и за свой счет.
Кирилл Бычков явно выдает желаемое за действительное и вводит якутян в заблуждение. На самом деле все, якобы, условия «о получении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета не позднее 1 марта 2021 года», являются лишь обязанностью Якутии заключить соглашение с Москвой, в случае если федералы соизволят выделить деньги. А ведь, как уже не раз бывало, они могут и не захотеть их дать на строительство моста. Про эту особенность центрального правительства якутянам очень хорошо известно.
Более того, на сегодня нет ни одного документа Правительства и Президента РФ о выделении средств на федеральный грант для строительства моста. Ни единого. От слова «совсем». Есть только одни словесные заверения Айсена Николаева и Кирилла Бычкова. Точно такие же, как некогда давал мэр Якутска Айсен Николаев в отношении строительства нового 17 квартала Якутска китайской компанией «Чжода».
В свое время, на радостях от грядущего дележа прибылей, Айсен Сергеевич даже своими потными ладошками первую сваю на квартале закапывал. Мы помним.
И что? Сегодня 17 квартал Якутска загнивает дальше в своем первозданном виде, «Чжода» испарилась как дым, бюджет города Якутск понес убытки на сотни миллионов рублей, а глава республики Айсен Николаев с не меньшим воодушевлением дает новые заверения. Все как обычно – балаболит.
1 миллиард рублей – цена торопливости
И уже полное возмущение вызывает то, с какой легкостью Кирилл Бычков говорит о расторжении концессионного соглашения и что все расходы несет инвестор.
Как я уже сказал, все расходы инвесторов будет погашать бюджет Якутии. Согласно условиям концессии (приложение 10 «График выполнения работ», проектирование моста займет год и обойдется почти в 1 млрд.руб. По расчетам компании группы ВИС, расходы в первый год концессии на этапе проектирования, составят 998,7 млн.руб., если быть точным. И, в соответствии с п.1.1 Приложения 15 «Компенсации при прекращении»:
«При прекращении Концессионного соглашения Концедент выплачивает в пользу Концессионера Компенсацию при прекращении в порядке и на условиях, указанных в настоящем Приложении, с учетом отдельных особенностей, которые могут быть установлены Прямым соглашением».
В п.1.2 отдельно оговорено, что кроме выплаты компенсации, Якутия, при необходимости, будет обязана платить еще неустойку. Напомню, она составляет 200 тыс.руб. в день.
Согласно п.2 приложения, в состав компенсации входит: все фактически понесенные ВИСом расходы на проектирование, плюс проценты в размере 15% годовых по соглашению о субординированном финансировании и плюс еще банковские проценты за кредиты компании группы ВИС. Не забывайте, по условиям соглашения проектирование моста будет вестись на заемные деньги. И эти долги ВИСа нужно будет погашать бюджету республики.
Как мы уже сообщали, в 2015 году подобное концессионное соглашение на строительство железной дороги с компанией группы ВИС – «ВИС Транстрой» – подписало правительство ЯНАО. В 2019 году проект стал федеральным, соответственно, в концессии поменялись стороны и изменилась схема финансирования проекта. Поэтому в августе 2019 года, с подачи компании ВИС, концессионное соглашение между властями ЯНАО и «ВИС Трнсстрой» было расторгнуто по согласию сторон.
Так вот, при расторжении концессии по столь уважительной причине, по инициативе самого ВИСа и при полном согласии сторон, бюджет ЯНАО все равно должен выплатить Игорю Снегуру почти 1 млрд.рублей. 937,3 млн. руб., если быть точным. Это компенсации за проектную документацию, оговоренные концессионным соглашением.
В нашем случае, с учетом процентов, сумма компенсации при расторжении концессии намного превысит 1 млрд.руб. Ладно бы если эти деньги платили лично из своего кармана Кирилл Бычков на пару с Айсеном Николаевым, но ведь нет. Эти деньги заплатит бюджет Якутии, то есть все мы, якутяне. Скажите, уважаемые земляки, в бюджете республики или у вас лично не завалялся в карманах лишний 1 миллиард рублей для оплаты ВИСу? У меня точно нет. Так же как и всей нашей семьи, включая дальних и ближних родственников.
Да и в бюджете Якутии лишних денег точно нет – дефицит казны за 2019 год составляет 1,8 млрд.руб., а общий долг республики превысил 50 млрд.руб.
Так с какой радости власти Якутии так легко раскидываются народными деньгами?
Сегодня, чисто юридически ситуация выгляди ясно и недвусмысленно – федеральных денег нет, нет даже обещаний их выделить. В случае подписания 13 февраля 2020 года концессионного соглашения, все расходы по строительству моста через Лену в размере 120,5 млрд. рублей (без НДС) ложатся на плечи Якутии и республиканского бюджета.
Все 120,5 миллиарда рублей. А более 1 млрд.руб. – плата за это безумное подписание.
«Ростех» зашел через заднее крыльцо
После выхода нашей публикации «Айсен Николаев может разорить Якутию» и вызванного ею широкого общественного обсуждения и резонанса зашевелились и в группе ВИС. 5 февраля 2020 года, у победителя конкурса по строительства моста через Лену ООО «Восьмая концессионная компания» сменился владелец. Если раньше единоличным хозяином ООО являлась «Группа ВИС» АО Игоря Снегурова, то сейчас им стало ООО «Шестая концессионная компания».
В свою очередь, владельцами «Шестой концессионной компании» числятся «Группа ВИС» АО и ООО «РТ-Развитие Бизнеса» (дочерняя компания Ростеха). Доли распределены так – 66,6% у ВИСа, а 33,4% у «РТ-Развитие Бизнеса».
Кстати, появление Ростеха в этой истории произошло, как обычно, довольно своеобразным способом. 11 декабря 2019 года ВИС в своем пресс-релизе радостно сообщил:
«Сегодня подписаны обязывающие документы по созданию совместного предприятия ООО «РТ – Развитие бизнеса» (дочерняя структура Госкорпорации Ростех) и Группы «ВИС» (Акционерное общество). Консорциум «Национальная инфраструктурная компания» создан для реализации проекта строительства и эксплуатации моста через реку Лена в Республике Саха (Якутия) и других инфраструктурных проектов. Документ подписали генеральный директор ООО «РТ-Развитие бизнеса» Александр Назаров и член Совета директоров Группы «ВИС» Сергей Ромашов.
«ООО «Национальная инфраструктурная компания» вошло в субхолдинг Группы «ВИС» по управлению транспортными концессиями и аккумулирует под собой несколько специальных проектных компаний, вовлечённых в крупные концессии по созданию транспортной инфраструктуры. Она же станет управляющей компанией для ООО «Восьмая концессионная компания», подавшей частную концессионную инициативу в Правительство Республики Саха (Якутия) на создание моста через реку Лена», – рассказал о будущей корпоративной структуре председатель Совета директоров ООО «Национальные транспортные концессии» (входит в Группу «ВИС») Дмитрий Прончатов».
Разумеется, все эти заявления о создании нового консорциума для строительства моста оказались ложью. Сегодня, 11 февраля 2020 года, по данным ФНС РФ ООО «Национальная инфраструктурная компания» на территории России не зарегистрирована. То есть ее просто не существует. От слова «совсем». Никто ничего не создавал. Просто, уже после публикации этой радостной дезинформации, ООО «РТ-Развитие Бизнеса» выкупила 33,4% долей в принадлежащей ВИСу «Шестой концессионной компании». На этом весь новый консорциум ООО «Национальная инфраструктурная компания» умер, так и не родившись. Зачем ВИСу и Ростеху понадобилась, лгать так и остается непонятным. Также непонятно, сколько еще учредителей может смениться у ООО «Восьмая концессионная компания».
Мост через Лену будут проектировать в пивбаре?
ООО «Восьмая концессионная компания» зарегистрирована по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. 7 Армии д.22А, помещение 1. ООО «Шестая концессионная компания» также зарегистрирована в Гатчине по ул. 7 Армии д. 22А, помещение 2. Аккурат в этом одноэтажном кирпичном здании системы «сарай/конюшня», в котором находится Центр отдыха «Ингербургский» в составе пивного бара, СПА-отеля, фитнес-зала и ночного клуба.
По всей видимости, «Восьмая концессионная компания» находится в бытовке у ресторана пивоварни «Пражский дворик», а «Шестая концессионная компания» вместе со всем Ростехом, в кладовке фитнес-зала. Или в раздевалке ночного клуба «Литейка».
Как считаете, в самый раз для солидной компании, которая собралась строить целый мост через самую большую реку России за 120,5 миллиарда рублей? Мне кажется, нормально – ведь ВИС солидная компания и надежный партнер Якутии. Есть только небольшое сомнение: где разместятся проектировщики моста? В кальянной или раздевалке развлекательного заведения?
Вот такие у Якутии партнеры, которым республика собирается заплатить 120,5 миллиардов рублей.
Как видите, вокруг истории с концессионным соглашением на строительства моста через Лену громоздится просто гора лжи и обмана, Эверест. Глава Якутии Айсен Николаев полутайком собирается подписать кабальный, по моему мнению, договор, который может разорить республику. Депутаты Ил Тумэна молчат как рыбы. И только народ громко возмущается в соцсетях. Но его никто не слышит.
Зачем лгут якутянам власти Якутии и другие высокие начальники? Что скрывают? Чего хотят?
Владимир Нифонтов.
Фото: сайт группы ВИС, сайт мэрии Якутска, News.Ykt.Ru, Google.
|