О борьбе с шаманизмом в Советской Якутии (1920 – 1935 гг.)
Начальник отдела использования документов
Национального архива РС (Я) Корякин П.И.
В советский период шаманизм, как одно из явлений духовной жизни якутов, планомерно вытравлялся и уничтожался.
Борьба с шаманизмом проводилась советскими властями с самого начала своей деятельности. Так, Отдел Совуправления Якутгубревкома еще 11 ноября 1920 года предписывал Западно-Кангаласскому ревкому: «Отдел Советского управления на территории Якутской губернии объявляет беспощадную борьбу с шаманством, профессиональными шаманами и шаманской спекуляцией. Всем волостным, сельским ревкомам, а также участковым милициям Отдел Советского управления приказывает строго преследовать всех шаманов, отбирать у них шаманские костюмы, бубны и разные символические деревянные изображения – эмэгэты, а также налагать штрафы за камлание в двойном размере полученного шаманами вознаграждения. Все железные и медные символические принадлежности (изображения) шаманских костюмов употреблять на нужды общества, а бубны, былайяхи и деревянные изображения – сжигать на местах».
А вот и само постановление Президиума ЯЦИК от 3 ноября 1924 года, «О мерах борьбы с шаманством в Якутской АССР»: «В виду наличия широкого распространения шаманизма в ЯАССР, в целях поднятия культурного развития населения и ограждения его от дурмана первобытного суеверия и предрассудков, а также в целях укрепления трудовых принципов в хозяйственной жизни населения и охранения народного здравия от последствий знахарства шаманов, на основании общей политики центральных органов РСФСР по отношению к религиозным и иным культам, Президиум Якутского Центрального Исполнительного комитета постановляет:
1). Считать шаманизм в Якутской АССР явлением особенно вредным, тормозящим культурно-национальное возрождение и политическое развитие народностей, заселяющих ЯАССР, наравне с проявлением дурмана всех религиозных культов, о чем издать от имени Президиума ЯЦИК обращение к Трудовому населению, разъясняющее истинную природу и характер шаманизма, проект которого поручить выработать Наркомпросздраву ЯАССР.
2). Борьбу с шаманизмом вести мерами культурно-просветительного характера, агитацией и пропагандой, проект проведения, каковых поручить выработать Наркомпросздраву ЯАССР и представить на утверждение Президиума ЯЦИК.
3). Особые действия шаманов, подходящие по своему характеру и составу под деяния, предусмотренные уголовным кодексом РСФСР, например; вымогательство, совершение обманных действий с целью извлечения таким путем какой-либо выгоды и тому подобное, необходимо выделить особо и вести с ними борьбу, привлекая виновных лиц к ответственности в уголовном порядке, для чего поручить Наркомстату ЯАССР представить на утверждение Президиума ЯЦИК проект инструкции судебным учреждениям и местам в порядке привлечений к уголовной ответственности шаманов за совершение ими деяний, предусмотренных уголовным кодексом РСФСР.
4). Предложить Наркомвнутделу ЯАССР по согласованию с Наркомпросздравом представить Президиуму ЦИК проект обязательного постановления о воспрещении лечения недозволенным в медицине способами и средствами».
В последующем, 19 января 1935 года Президиум ЯЦИК опубликовал «Обращение к Якутскому трудовому народу»: «Задача советской власти, через самоопределение национальностей, – ликвидировать фактическое культурное и экономическое неравенство наиболее отсталых народностей Союза ССР, поднять их на высшую степень развития и дать им возможность, таким образом, войти в семью культурных национальностей.
Автономная Якутия встала теперь на путь своего возрождения, подъема своих производительных сил и культурного творчества. Всему темному прошлому Якутии нет возврата. Открылась новая светлая страница в истории якутского народа, получившего право на государственную автономию.
Строительство Якутии должно быть направлено по пути решительного и твердого искоренения всех пережитков народного суеверия и невежества, затемняющих самосознание масс и тормозящих их культурное и экономическое развитие.
Одним из вредных пережитков, тормозящих культурно-национальное и политическое развитие трудящихся Якутии, – является шаманизм, представляющий собою своеобразный вид религиозного культа. В основе шаманизма лежит очевидный обман и безжалостная эксплуатация темных якутских масс. Борьба с этим злом должна быть упорной и длительной, путем развития культурно-просветительских учреждений и общественных организаций, а также безжалостного разоблачения перед массами всех обманных действий шаманов, направленных к одурачиванию трудящихся и выжиманию с них средств.
Правительство Якутии, наряду, с культурно-просветительными мероприятиями, по борьбе с шаманизмом разработало целый ряд судебно-административных мер, по привлечению к уголовной ответственности шаманов за совершение им преступных деяний во
время камлания и в процессе лечения. Инструкция в этом отношении предусматривает следующие возможные и уголовно-наказуемые деяния шаманов:
а) предсказывания об общественных бедствиях, падении власти, возникновении гражданской войны, с контрреволюционной целью и с целью вызвать общественную панику,
б) лишение жизни ребенка-урода …, изнасилование под видом лечения,
в) обманные фокусы во время камлания,
г) вымогательство под видом вознаграждения за совершенные обряды, мошенничество, в виде увода шаманом жертвенного скота или мяса,
д) лечение недозволенными в медицине способами и средствами и целый ряд других проступков. Все эти преступления квалифицированы соответствующими статьями особенной части Уголовного кодекса.
Успешное выполнение этой инструкции по борьбе с шаманизмом зависит от самодеятельности и сознательного отношения самого населения, местных органов власти и общественных организаций. Каждый сознательный гражданин, кому дороги интересы родной Якутии, должен помочь своему Правительству бороться с этим злом, разъясняя населению истинную природу шаманизма, а также сообщая ближайшим административным и судебным органам о замеченных им преступных деяниях шаманов.
Правительство призывает всех шаманов оставить свое постыдное занятие и стать равноправным и честным тружеником. Правительство возвратит всем шаманам, отказавшимся от шаманизма все гражданские права и связанные с этим преимущества. Правительство уже рассмотрело ряд коллективных заявлений шаманов отказавшихся от шаманизма и возвратило им гражданские права.
Все советские органы и общественные организации на местах призываются на борьбу с шаманизмом, на которую они должны направить максимум своего внимания и сил.
Шаманизм – опиум для народа!
Шаманы – паразиты на теле трудящегося – якута!».
Один из наглядных, в смысле отражения политики Советов по отношению к якутскому шаманизму документов той поры – «Сообщение Якутского областного отделения ОГПУ о деятельности духовенства и верующих на территории ЯАССР» опубликованного под грифом «Совершенно секретно» 2 декабря 1926 года, содержал пункт «О шаманизме»: «Из материалов имеющихся в нашем распоряжении, усматривается, что шаманы, по сие время остающиеся при исполнении своих шаманских деяний, в то же время являются и лекарями, что наблюдается из действительности (в этом отношении) Якутского округа,
в каковом в особенности шаманизм широко развит в улусах правого течения реки Лены, т.е. 1-м Амгинском, Батурусском, Баягантайском и Таттинском, но несомненно, хотя и не в такой степени, шаманизм в наличии и в улусах правого побережья Лены (Якутского округа), как Намском и прочих улусах.
Материалов, характеризирующих деятельность шаманизма в других округах ЯАССР, окруполномоченным ЯООГПУ не поступало. Таким образом, возможным представляется говорить о шаманизме лишь в масштабе Якутского округа, а именно: шаманизм по сие время среди темной улусной массы остается еще крепко сидящим, и шаманы пользуются еще достаточно сильным авторитетом, в особенности шаманы, относящиеся к категории ойюнов, которых население считает сильными, всезнающими и всемогущими, каковые ойюны при производстве камлания красуются в полном шаманском одеянии – костюме. Шаманы-минериты пред массами являются более слабыми в их дьявольской силе, но пользуются авторитетом и широко используются улусником, в особенности в летнее время, на природе, не менее, чем ойюны. Также широко используются и шаманы-отосуты, но последние среди масс считаются принадлежащими к категории лиц иной профессии – лекарству. Таковые лекари своими действиями приносят вред не только населению, но и авторитету наших медицинских органов.
Шаманское лечение – отосутское используется и более сознательными гражданами, что подтверждается тем, что весной с.г. больной партиец, некто Новгородов, перед своей смертью прибег к приглашению сразу четверых шаманов, каковые, раскамлавшись, поспособствовали лишь смерти означенного Новгородова. Отмечается и такой случай, что во время эпидемии испанки шаман – отосут Иван Оконешников, увлекшись своей лекарской деятельностью, заболел испанкой со своей семьей, растворил какого-то зелья, напился, напоил своих – жену и дочь – и результатом чего оказалось, что к вечеру все трое благополучно скончались.
Вообще в этом отношении отмечаются массовые случаи шаманского лечения, сводящегося лишь к заражению болезнями других и в том числе самих шаманов. Таковое шаманолечение больше всего наблюдается в 1-м Амгинском улусе, в каковом, по приблизительным подсчетам, шаманов налицо имеется до 14 человек, которые пользуются широкой популярностью среди населения и последнее более тяготеет к ним, нежели к медицинским органам.
Отмечается случаи и возрождения, и возобновления деятельности шаманизма, а именно: некто Протасов, известный шаман, в 1926 г. вновь замечен в камлании, каковое он, Протасов, произвел у некоего гражданина Мегинского улуса.
Не менее, чем важный, отмечен и такой случай, что бывший красноармеец, гражданин Батурусского улуса Кинтях Уола в скрытом виде производит камлания, что для населения делается известным и таковое с удивлением распространяет сведения о шаманизме бывшего красноармейца.
В общем, и целом как многовековая косность еще живуч среди темного улусного населения, каковое к шаманизму, как к дьявольской силе, прибегает за помощью в тяжелые и разные моменты наряду с тем, что улусное население не менее, чем в ойюна, верит в господа, преподносимого служителями культа православного вероисповедания» (последний документ, ранее был опубликован Н.Д. Васильевой в журнале «Якутский архив», № 3-4 за 2003 г.).
Как видим, на протяжении всей истории существования Якутского края в составе Российской империи, затем и РСФСР, власти стремились всеми силами бороться с шаманизмом, что им неплохо удавалось.
Использованы документы:
Национальный архив РС (Я): Ф.Р-50. Оп.1. Д.93; Ф.Р-50. Оп.1. Д.131; Ф.Р-109. Оп.1. Д.21; Ф.П-3. Оп.3. Д.718
|