Глава Центробанка Эльвира Набиуллина предстала на пресс-конференции в пятницу, 24 июля, с брошью в виде латинской буквы V. Опытные наблюдатели прочли в этом послание, которое расшифровывается как «вендетта». Руководитель финансового регулятора могла намекнуть тем самым, что она опустила процентную ставку до исторического минимума, как того на протяжении пяти лет требовали от нее капитаны бизнеса, но экономического восстановления все равно придется ждать полтора года. Впрочем, представители реального сектора не считают, что Набиуллина опровергла их тезис о том, что главное условие для экономического роста – дешевые деньги. Они нашли новую причину для отставки главы ЦБ – конечный банковский процент, который остается высоким и все еще продиктован нормативами МВФ.
Вендетта Набиуллиной
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина на последней пресс-конференции послала сигнал всем своим оппонентам – букву V, которую можно было прочесть как «вендетта». В течение пяти лет, с декабря 2014 года, когда по причине девальвации рубля ключевую ставку пришлось поднять до 17%, главу ЦБ критиковали представители промышленности и бизнеса за запредельно высокие проценты по кредитам. Миллиардер Олег Дерипаска даже предлагал руководству регулятора отправиться в космос, чтобы посмотреть на состояние отечественной экономики, если на земле они этого не видят.
Жесткая денежно-кредитная политика Набиуллиной преследовала одну цель – сдерживать инфляцию. Бизнесмены возражали – нулевой рост цен бывает только на кладбище, в экономике, которая развивается, инфляция это нормальное явление. Однако глава ЦБ оказалась непреклонна – она установила цель в 4% по индексу роста цен и добивалась его за счет замедления темпов роста экономики и падения доходов граждан.
Российские компании, между тем, проигрывали конкуренцию иностранным производителям. Если в развитых и развивающихся странах бизнес кредитуется под 4-5% годовых и может занимать на других рынках, то отечественные компании из-за санкций ограничены внутренним рынком и банковскими ставками внутри России.
Собственно, «вендетта» Набиуллиной заключалась в следующем: ЦБ учел «предложения и пожелания» «трудящихся» и снизил ключевую ставку до 4,25%. Но никакого влияния на рост экономики это, как и предполагалось, иметь не будет – потребуется полтора года на одно лишь восстановление до уровня 2019 года. Однако бизнес с этим поспешил не согласиться и нашел аргумент в пользу отставки Набиуллиной.
Накануне пресс-конференции главы ЦБ миллиардер Дерипаска призвал Набиуллину сообщать не только уровень ключевой ставки, но и конечный банковский процент для предприятий. Поскольку дело давно не в ставке ЦБ, а в том, что Банк России выстроил такую систему, при которой он, выдавая деньги коммерческим банкам под 4,25%, предъявляет требования к кредитным организациям по страхованию резервов и соблюдению критерием «Базеля III», которые увеличивают стоимость кредита на 7-8%.
Базельское соглашение было выработано Международным валютным фондом после финансового кризиса 2008 года и преследует прагматические цели – повышение качества управления рисками в банковском деле и, как следствие, укрепление стабильности финансовой системы. Несоблюдение «Базеля» может вызвать нарекания МВФ, и даже разрыв с организацией.
Кроме этого коммерческие банки закладывают и собственную прибыль в ставку – около 5%. Поэтому конечный кредит сегодня для предприятий может достигать 17-18%. Для сравнения: в Европе и Китае кредиты выдаются по формуле «базовая ставка плюс 1,5-2,5%». Есть также и отрицательные ставки рефинансирования для поддержки компаний.
Поэтому, замечают предприниматели, дело не только в ключевой ставке, но в том, как выстроена сама система контроля над банковским секторам, а также в тех принципах, по которым она работает. Снизив ключевую ставку до исторического минимума, Набиуллина не сделала деньги для экономики дешевле. Поэтому ее «вендетта» не имела особо смысла, а вот обратная «вендетта» сохраняет актуальность.
Как писал Telegram-канал Незыгарь, Набиуллина со своим монетарным подходом все больше расходится с командой премьера Михаила Мишустина и первого вице-премьера Андрея Белоусова. Очевидным становится то, что переформатированная под требования МВФ кредитно-финансовая система не отвечает задачам развития экономики России. Показательно, что Мишустин, выступая в Госдуме, никак не охарактеризовал финансово-кредитную политику и по этому вопросу просто промолчал.
Поэтому, пишет Незыгарь, Набиуллина в скором времени может стать либо помощником президента, либо отправится представлять Россию в МВФ. На место главы ЦБ могут рассматриваться председатель комитета по финансовой политике Госдумы Анатолий Аксаков, глава Сбербанка Герман Греф или, если настоят Мишустин и Белоусов – выходец из ЦБ, заместитель Набиуллиной Владимир Чистюхин. Смену руководства ЦБ канал связывает с освобождением от контроля МВФ.