Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2020 » Атырдьах ыйа » 12 » Тэрис; Демонический мир якутской традиционной религии.
Тэрис; Демонический мир якутской традиционной религии.
15:14
Тэрис;  Демонический мир якутской традиционной религии.

Якутская религия имеет чёрную, тайную сторону. Это – зона действия чёрных шаманов. В прошлом, именно они были знатоками демонического мира, мест обитания злых сил. Наверное, поэтому, для последователей вероучения Айыы, эта область неизведанного, всегда оставалась запретной территорией, «обратной стороной Луны». Если общение с айыы проходит без особых последствий, то, считается, что соприкосновение с представителями Хаоса, почти всегда имеет летальный для неподготовленного человека исход. В связи с запретом, даже для самих чёрных шаманов, на произношение имён некоторых злых духов, в архивах не отложился целый пласт якутской культуры.

Итак, рассмотрим демонический мир якутской традиционной религии таким, каким он предстаёт перед нами в вероучении Айыы. Здесь, миры абаасы-аджараев понимаются как небеса – халлааны. Южное «юётююлээх» небо. Оно поддерживается облаком «кёлджюн». Протяжённость этого облака неизвестна. Живущие тут верхние злые силы (джайдар) «едят» верхнюю часть человека, т.е. его ум, мысли. Южное небо имеет свои уровни—слои. На каждом уровне располагается какой-либо «джай» или «корень смерти» (ёлюю тёрдё). Всего различают 9 уровней.
 
  1. й уровень. Самый близкий к Средней земле уровень. Здесь живут дочери Уйгуур (Уйгуур кыргыттара). Их количество равняется 7-ми. Шаманы описывают их как женщин со всклокоченными волосами, с бешеными, безумными глазами, длинными ногтями, с расстёгнутыми одеждами. Некоторые утверждают, что девки-Уйгуур – это «юёри» умерших в безумстве женщин. Вообще же, понятие «юёр», использовалось применительно к душам преждевременно,
  2. неестественной смертью умерших людей (само наименование «юёр», возникло, видимо, по аналогии с названием кочующих стад животных (юёр) и использовалось в смысле обозначения независимой от человека миграции. Таким образом, «юёр» в потустороннем мире у якутов—это независимая от устоявшихся законов природы, аномальная часть души умершего человека). Души шаманов и шаманок тоже называются юёр. Имеются данные, свидетельствующие о пополнении рода абаасыларов человеческими юёрями.
Имена дочерей Уйгуур: Хатан Эримэх, Кыджаранг Кыыс, Джарык Кыыс, Куйбанг Кутурук и т. д. Они живут на облаке юёрей и обрывают связующую человека с Айыысыт нить. Отцом и матерью Уйгуур кыргыттара, являются Уйгур Тойон (Сумасшедший господин—старший сын Улуу тойона) и Уйгур Хотун.
 
  1. й уровень. Тут обитает Обот Тёрдё (Корень жадности). Этот уровень, опять же, поддерживается облаком «кёлджюн». Он стоит выше первого уровня.
  2.  
«Оботов» много. Описываются как имеющие каждый свой дом и семью. Их имена: Туос Мэнэгэй, Ангаа Монгус, Кёнкёй Кютюр, Ыйыста Хара и т.д. они бывают с неправильными зубами, большим ростом, алчными огнями глаз, с укоренившимся в них духом зависти. Эти духи, если проникают в салгын-кут человека, то отдаляют от человека богиню Иэйэхсит. Известно также, общеупотребительное название для этих духов—Обот иччитэ (Дух Обота).
3-й уровень. Находится выше двух первых уровней. Здесь живут Мосолы. Они тоже имеют свои дома. Их имена: Муот Буотагана, Сыта Сынгсыыр, Кюн Ёлюю, Кюёх Сирэй и т. д. Эти абаасы являются юёрями умерших от лени и отсутствия целеустремлённости людей. Они обрывают связь человека с Джёсёгёем.

4-й уровень. Здесь живут родовичи Харса. По Г.В. Ксенофонтову, духи Харса-Джабын (духи раздора и зла) воспитывают самых сильных шаманов. Их мир имеет холодный воздух, «собаки там кусачие, а коровы бодливые». Имена этих духов: Чороччу Тарпыт Тыллаах, Кингнээх Кээкэй, Тёттёрю Сюргюёхтээх, Ханньары Санаалаах и т. д. Если они смотрят на человека своим неприветливым взглядом, то человек чувствует себя окаченным с головы до ног холодной водой и не может унять дрожь по всему телу. Их холодные лица, выпяченные губы напоминают человеку о смерти. Если они укореняются в салгын-куте человека, то отдаляют от него Хотой Айыы.

5-й уровень. Здесь находится корень вредных привычек—джаллыков. Имена духов этого уровня: Кыджык Ёлюю, Джарык Ёлюю, Тиисик Ёлюю и т. д. Это юёри людей, умерших от бессмысленного «прожигания» жизни. Они обрывают связь с Улуу Суоруном.
6-й уровень.Тут живут Обун Томтой΄и. Вероятно, главой этого рода является – Орджо былыт уола Обун Томтой Обургу (Отдалённого облака парень Обун Томтой Чудище). Имена представителей этого рода: Ёмюрэх Ёлюю, Агыалай Ёлюю, Тэсэ Барар и т. д. Это юёри умерших внезапной смертью людей. Имеют косые глаза, ассиметричные лица, головы со «стоячими» волосами. Они обрывают связь человека с Аан Джаасыном. Человек перестаёт думать о своём будущем.
7-й уровень. Здесь живут Албан Буурай΄и. Это юёри покончивших жизнь самоубийством (суицидников). Их глава Албан Буурай Тойон (Изворотливый грубый господин) считается сыном Хара Суорун Тойона. Они уничтожают зависимость человека от Джылга Хаана. Салгын-кутом начинает управлять Албан Буурай.

8-й уровень. Здесь живут Хаан Джаасыги. Хаан Джаасык старик с женой Хаан Джаасык старухой и детьми – Джаасык парнем и Джаасык девкой, считались обитателями первоначального неба. Имена духов этого уровня: Ёсёх Харбыыр, Юёс Тардар, Тыын Баттыыр и т. д. Это юёри людей, убившие в своё время «подобных себе» и осужденные за это на смерть. Они обрывают связь человека с Одуном.

9-й уровень. Самый верхний из уровней Южных небес. Здесь живёт глава абаасы южных небес, «с тяжёлыми мыслями Улуу Тойон». Его домочадцы – сплошь юёри погибших в безумстве людей. Его коровы и звери—«тённюбэт тёрюёхтэр» (отправленные в жертву абаасы шаманами). Эти духи обрывают связь с Юрюнг Айыы тойоном.

Южные джайи внедряются в салгын-кут человека и съедают ум-сознание, затем уничтожают буор и ийэ-кут. Иногда они крадут салгын-кут человека. Куда отправляется кут человека, указывает т.н. «куочай» (деревянная палка в форме стрелы на специализированном рожне или ветках дерева над погребением).

К числу абаасы верхнего мира, исследователи относят ещё целый ряд других злых духов. Упоминается жена Улуутуйар (Суостуганнаах) Улуу Тойона (Грозный гордый господин) – Бус Джалкыя Хотун. Известны имена их сыновей: Мэгнээх Бэгийэр Бэги Суорун Тойон (Имеющий родинку Бэгийэр Бэги непреклонный господин) – первый сын Улуу Тойона; Сутуруо Чуогур Тойон (глава бешеного племени) – второй сын Улуу Тойона; Тойон Бааджай; Албан Буурай Суорун Тойон (Изворотливый, грубый, непреклонный господин). Албан Буурай иногда выступает как сын Хара Суорун Тойона (Чёрного непреклонного господина) – брата Улуу Тойона (побуждающего людей к убийству и самоубийству). Хара Суорун известен также, как «тогхус ойуун тёрдё» - предок девяти родов шаманов.

Существовал дух, одного с Хара Суоруном имени – «живущий в сумрачном доме Хара Суорун Тойон» (один из эсэкээнов (духов) ворона). Он имел жену Хара Суорун Хотун и детей—Хангкылыкы парня и Хангкылыкы девку. Они имели чёрных лошадей. Кроме Хара Суоруна, подстрекателем к убийству выступает и Кыра Хана Тойон (Маленький Хана господин).
Из «сильных» абаасы верхнего мира, можно упомянуть Хагданг Буурай Тойона – уступающего в силе только Улуу Тойону. Он принадлежит к тому племени, что и Улуу Тойон. Он живёт на юго-западном небе и причиняет горбатость: требует лошадь масти «кюрэнг мангаас».

Якуты, причисляли к небесным абаасыларам ещё нескольких злых духов: Сююлэ Хаан Тойон; Хабаган Буурай тойон и его жена Бусталай Хотун; Бёкчёгёр Нёрюктей тойон и его жена Аан Джалкыя Хотун; Кэкэ Буурай Тойон с женой Кэкэ Буурай Хотун (или Муус Салысняй Хотун) и детьми – Кэкэйэ парнем и Кэкэйэ девкой (они имели рот на затылке); Аан джаасын Тойон с женой Аан Джаасын Хотун и детьми – Джасыйа парнем и Джасыйа девкой; Маган Мангхалыын Тойон с женой Кус Хангыл Хотун; Хаан Джалкыйа Тойон с женой Хаан Джалкыйа Хотун и детьми – Джалкыйа Джалкыйа парнем и Джалкыйа девкой; Хаахтыыр Хагданг Буурай Тойон (имел рот на гортани); Уйгул Тойон и его жена  Уйгул Хотун с детьми – Уйгул парнем и Уйгул девкой; Аллай Хаан Тойон и его жена Аллайа Хотун с детьми – Аллайа парнем и Аллайа девкой; Ала Буурай Тойон с женой Ала буурай Хотун и детьми – Алгаабыла парнем и Алгаабыла девкой; Хаан Панхалыын Тойон с женой Хаан Панхалыын Хотун и детьми – Панхайа парнем и Панхайа девкой.

Кроме прочих, упоминаются: Преследующего Чакы Чуораана потомки; девицы божества потомство, Халлаан Джагыл (небесные нерождающие) шаманки – сводят с ума людей; имеющего присказки Хоро божества улусы – напускают на людей сумасшествие; Чалдай Боллох – дух, вредящий глазам; Иэрэджэй; Хоптолоох Куогай – причинитель болезни ног; Хоптолоох Куохтуйа, Кэгэлээх Кэхтийэ – шамановы абаасы; Бёрё Джэсис, Сурахтаах Сууланар Суо Хаан Тойон; Нюрэй Хотун.

Интерес представляет деление небожителей на богатых и бедных. Например, Джадагай Буурай Тойон с женой Кэдирги Бааджай Хотун считались небесными бедняками. Их «иссохшие и уродливые» (надо полагать от недоедания) дети, спускались на землю и сосали дойных коров.

Существовали злые небесные духи, которые в прошлом были как-то связаны со средним миром: Нэмирийэ – дочь князя (юёр); вместе с ней живут 8 её сестёр доводившие людей до сумасшествия; Мылахсын айыыта – некогда родовичка одного из западных улусов; Суосмыкан удаган; Дохсун Дуйах; Кыданах Кыыс Хатын; жена Кэлээни Кыйдан Кыыс; Далбар Джёнэх; Кинээс ойуун (князь-шаман) – один из племени Улуу Тойона (в прошлом шаман Намского улуса).
Считается, что злые небесные духи живут целыми родами. Так, живущие на 5-м и 6-м небесах: Кылааннаах Кыыс тангара тёрдё (родовичи Кылааннаах Кыыс божества);

Хосоонноох Хоро тангара тёрдюлэрэ (родовичи божества Хосоонноох Хоро). Известны прародители Кылааннаах Кыыс΄а и родовичи Чуучугуруур Туус Тумус, Чаачыгырыыр Таас Тангалай, Хомпоруун Хотой Аньыы. В последнем случае, как ни странно, фигурирует имя божества Айыы – Хомпоруун Хотой. Скорее всего, это одна из противостоящих настоящему богу-орлу ипостасей черного злого духа южного неба в образе птицы. В целом, имеется целый ряд злых духов, имена которых указывают на противостояние с теми или иными светлыми силами в пантеоне якутских божеств. Всем вышеназванным четырём родам злых духов небес, приносили в жертву скот масти «бар джагыл».
Покровителями конного скота из верхних злых духов, выступали Уот Джёсёгёй (Огонь Джёсёгёй) и Хара Аттаах (имеющий чёрного коня). В верхнем мире есть роды, известные под названиями, указывающими масти принадлежащих им лошадей: Хара джагыл сылгылаах, ага-ууса – род, имеющий чёрных с крыльями (пятна на плечах) лошадей; Хара мангаас сылгылаах, хара мангаас туруйалаах, хара агатын ууса – род белоголовых, имеющих чёрных с белой головой журавлей и чёрных с белой головой лошадей.

На небесах, также живут следующие абаасы: Джабаха Буурай Тойон; Отта Хара Орас Сарый; Кэниэрдээх Кэкэ Чуораан Тойон (Дикопоющий говорящий звонко господин) с женой Кэкэ Чуораан Хотун, с детьми – Кэкийэ парнем, Кэкийэ девкой, и сожителями; Чакы Чуораан Тойон с женой Чакы Чуораан Хотун и детьми – Чакыйа парнем и Чакыйа девкой; Дохсун Дуйар—причиняет сумасшествие, требует лошадь масти «арагхас мангаас»; Далбар Чуонах – живёт на южном небе.

Возвратимся к воззрениям современных последователей Учения Айыы. Это учение предполагает наличие Северного «юётююлээх» неба. Оно спускается вниз, поэтому называется «нижним миром». Имеет влажный, загрязнённый и холодный воздух и 9 уровней, идущих сверху-вниз.

1-й уровень. Здесь живут т.н. «Северные старухи». Их иногда называют Чуонаками. Это корни женских болезней. Например, Р.И. Бравина пишет, что «северные старухи» могут быть юёрями русских старух, умерших на севере, насылавших разные эпидемии которые были неизвестны якутам до прихода русских.

2-й уровень. Уровень, где вечный сквозняк, холодный влажный воздух, плохой запах. Здесь живут юёри людей, умерших от болезней органов пищеварения. Они «едят» эти органы. Их называют Суптуруку уджуордара.
3-й уровень. Здесь живут Мунг Сыналыки. Они делают человека слабым физически—«едят» мышцы. Стонущая Мунг Сыналыкы госпожа, упоминается в составе абаасы нижнего мира.

4-й уровень. Здесь живут родовичи Бэги Чуораана. Они причиняют болезни суставов, «едят» сухожилия человека.

5-й уровень. Здесь живут страшные джайи («худые поветрия»), родовичи Хахсаат. Они «едят» лёгкие человека. Про самого Хахсааттыыр Харданг Буурай, хара сылгылаах Кыыра Хаана говорится, что он живёт на 7-м небе.

6-й уровень. Этот уровень – место обитания родовичей Суор Хара. Они – причинители болезней головы и сердца. Внедряются в буор-кут человека. Глава этого рода – Суор Хара Джанг (Чёрный ворон болезнь). Он «ходит с бубном по богатым людям и барабанит, от этого в доме хворают преимущественно головной болью».

7-й уровень. Здесь живут джайи Чээкэйи. Они делают человека глухонемым.

8-й уровень. Одун Монгойи – причинители язв и гнойных явлений на коже. Одун Монгой Тойон, Одун Монгой парень и Монгой девка, известны как духи, насылающие язву, паралич и другие болезни. В верхнем мире тоже существуют небеса – уровни, по названию похожие на имена обитателей 8-го уровня нижнего мира. Н.А. Алексеев со ссылкой на труды В.Л. Серошевского (где тот использует данные информатора—шамана Ценята), подробно описывает племена злых духов, обитающих на Одунских небесах. К 1-му биису (племени), относят: Одун халлаан кыыса, кугас сылгылаах Куо Чэмчэй (Одунских небес дочь с рыжими конями Девица Чэмчэй); Кюёх Элэмэс сылгылаах (Имеющий пего-голубых лошадей); Томтуруктаах-турагас сылгылаах (Имеющий гнедого с пёстрой мордой коня); Саджагай болун сылгылаах (Имеющий огромного игреного коня); Кыра мангаас сылгылаах (Имеющий рыжего беломордого коня); Джэнки маган сылгылаах (Имеющий совершенно белого коня). В.Л. Серошевский уточняет, что «имена и эпитеты злых духов 7-9 родов этого племени «нельзя упоминать, так как они могут жестоко покарать», поэтому Ценят воздержался от информации о них».

2-й биис. Кырай халлаан, хара мангаас сылгылаах ыраас халлаан Аджарай уола (Обитатель дальнего неба, имеющего чёрного с белым лбом жеребца). Это «племя злых духов, живущих на дальнем небе, также состояло из девяти родов».
3-й биис. Дэгэй Айыы кыыса, убасалаах кыыса арагас быкай олбохтоох (Дэгэй Айыы девка с жеребёнком, девка, восседающая на жёлтом облаке).

На 9-м уровне нижнего мира, по Учению Айыы—живут родовичи Аан Арбатыы. Они «едят» тело человека. Аан Арбатыы Тойон (Изначальный отказывающий господин) с женой Аан Арбатыы Хотун являются причинителями чахотки. Все северные джайи внедряются в буор-кут человека.

Западное «юётююлээх» небо. Это небо называют подземным миром. Здесь живут самые ужасные «джайи». Северное и южное небеса образовались от этого неба. Оно имеет 9 уровней.

1-й уровень. Здесь не проглядывает солнце, не светит луна. Тут живут джайи лишающие людей потомства.
2-й уровень. Здесь живут «кэп» (то же, что и «джай»), лишающие потомство людей – его будущего.
3-й уровень. Здесь живут кэп, «обрывающие» трудолюбие людей.
4-й уровень. Кэп, лишающие человека способности к миролюбию и консолидации с людьми.
5-й уровень. Кэп, лишающие людей способности к перенятию профессии.
6-й уровень.  Кэп, лишающие людей стремления к поиску истины.
7-й уровень. Кэп, уничтожающие знание людей.
8-й уровень. Кэп, лишающие людей способности строить свою жизнь.
9-й уровень. Здесь живёт родоначальник западных абаасы – Арсан Дуолай. Он является прародителем «ёлююлэр» – которые лишают людей способности к продолжению рода.
На самом низу подземного мира есть т.н. «Джёллёрю Ютюгэн», которое иногда называют ещё Джабыном. Куты, попавшие сюда, никогда уже не возвращаются. На западном небе существует Вода смерти. Там, превратившись в рыбу-смерти – быа-балык, плавают ийэ-кут, которых съели западные абаасы. Аан намысын алгысчыты силой слова преграждают эту воду. Западные джайи внедряются в ийэ-кут. В олонхо, упоминается название трёх стран нижнего мира – Нюкэнг Юёдэн. Хозяином этой местности считается Муус Суорун Тойон с женой Джулурга Хады Эмээхсин. Но господствующим духом в олонхо, показан Аруджанг (Арсан) Дуолай. Примерно в этих же местах, живёт Алып Хара (Волшебник Чёрный) – отец волшебств, чародей нижнего мира, обладатель волшебного вервия Ап Чарай и владыка засасывающей тины преисподней.

В традиционном видении учёных-этнографов, нет чёткого разделения на «нижний» и «подземный» миры абаасы. Главой абаасы нижнего (подземного) мира, был Арсан Дуолай Буор Мангалай Луо Хаан или по-другому – Адагалаах Ала Буурай Тойон, имевший жену Адагалаах Адайда Буурай Хотун или по-другому – Буор Сигиди Хотун.

 Они непосредственно управляли семью племенами абаасы. С похожей приставкой «Луо Хаан», имеется ещё один подземный дух. Это Жалобно мычащий Луо Хаан Тойон с женой Стонущее несчастье (мука), громко рыдающей (стонущей) Луо Хаан Хотун. С приставкой «Луо», есть дух – «имеющий быка Луо Бэгэй». Вместе с ним жил: «…Джулурга Хара парень Буор Тесюлэй Чудище и смертную скотину разглядывающая, смертную одежду встряхивающая, имеющая скорченно высохшие пальцы с чёрным как таймень клювом, почитаемая Чаныйа девица».

Подземных абаасы с эпитетом «Буор», несколько: Буор Малахай Тойон (земное брюхо) с женой Буор Малахай Хотун; Буор Сигиэрийэ Тойон, Буор Сигиэрийэ Хотун и их дети – Сигиэрийэ парень и Сигиэрийэ девка; Буордан Моллой Тойон и его жена Мылахай Дагда Буурай; Буор Бургуй Бухар Ситим старик; Буордаах Мёллёй Тойон. Видимо, эпитет «Буор» (земля), подчёркивало принадлежность духа к подземным обитателям.

Имеются также абаасы, специализирующиеся на насылании определённых болезней. Духами, насылающими глазные болезни, являются: Кырынаастыыр Чэмэй, Нэс Кырсай, Аартыктаах Джэкийэ Суорун, Нэс Халлаан Хотун. Имеются духи, сами залезающие в глаза и заставляющие их болеть: С жертвенной коровой Чэкэй, Арангас парень, Куо Чэмчэй; Кэлтэгэй Судукана и его потомство; Буос Талай Хотун; Омулкуон абаасы; имеющая рыжих коров Куо Чэмчэс, Ытык Лабырдаан Хотун; Елёбююнэ омук кыыса Юрдюк Ерёпююнэ Хотун, Эджигээн хайа иччитэ (Алеутской народности девка почтенная Аграфена госпожа, дух-хозяйка Жиганских гор). Духом изъявления был Тогус сиринэн Джёллёкёй баастаах Тюёнэ Монгол (Тюёнэ Монгой в девяти местах со сквозными язвами). Поедающим детей, считался ведущий начало от Бургуйа Харса имеющего белых быков потомство—Уодуку Хаан Тойон с женой Уодуку Хаан Хотун. Их детьми были Уодуку парень и Уодуку девка. Эрбэс шаман насылал язву, похожую на проказу.

Считалось, что кроме приведённых здесь духов нижнего мира, там ещё жили: Джулурга Хара Тойон с женой Джуккууйду Хаан Хотун; Нуду Балай парень, Нуду Балай девка; Уот Куптулана парень, Хот Койбыылана девка; Духи женщин – Уот Кюкюрюйдээн и Ала Буурай.

В среднем мире тоже были свои злые духи. Так, например, известны злые духи земных вод: Кусаган уу иччитэ Ириэй-Чараай (Дух «худой» воды Ириэй-Чараай); Былас ордуга туос ангаара кюёх бадаагылаах, Кюннюк усталаах кунаасы хара тыылаах, Кюёх Бэкиттэ Уол (Длиною в одну маховую сажень, расстоянием половины ширины груди тёмный ножище, имеющий длиною с однодневный переход, чёрный челнок имеющий Бэкиттэ парень) – причиняющий зло людям на воде. Обургу – дорожный дух, дух горного перевала и «мать» лесной чащи, тоже жил в среднем мире.
Богатый на имена мир абаасы, можно пополнить следующим списком:

 Кээлэни ойого Кыйбанг кыыс – причиняет сумасшествие и похотливость женщинам, требует масла, хайах, и денег; супруги Архах Тойон и Архах Хотун – причинители чахотки; Сыарганан сыыллар, Хара Сымсан Кыыс – причиняет расслабленность; Хара Хаадыат ууса Ырбый Хаадыат уол и Хара Лакыай девка; Талыырдаах Тэнг Таралын Тойон; Бёкчёгёр Хабыкы, Кэлтэгэй Кэлээни; Атыыр Хара Банга; Бараа Хара Тойон и Харанга Бараа Хотун; Атыыр Бараанда; Дохсун Доргоончо; Хара Баргыл Тойон; Далла Буурай Тойон и Даллаахтыыр Дагды Буурай Хотун; Хаан Ангаарыкы; Суордаах Тэлэмэй; Кыыдааннаах кыыс Эримэх; Куохтуйа Хотун (Кёлгёмнёёх Кёлёчюёхэ, Тайахтаах Натаалыйа – другие имена этого духа) – имя духа пожирателя, насылающего сифилис, «баас ёлюю», «тот ёлюю» и др.; дочери Куохтуйа Хотун – Биирдээх Мэкэгэй, Иккилээх Ириэнэх, Юстээх Юдюйэ; Саркыл Хотун – прародительница демонов; Алтан Сабарай Тойон – дух, насылающий на людей хроническую язву и его жена Алтан Сабарай Хотун.

В области обитания злых духов, находится мир мёртвых – место жительства душ умерших людей. Анализ материалов о мире мёртвых, позволил Р.И. Бравиной, воссоздать общую картину загробного мира. Этот мир находится где-то на западе на границе земли и нижнего мира. Там светят «щербатые и половинчатые» небесные светила, есть горы, море и водоёмы, наполненные водой смерти. Жителями этой страны являются души умерших на земле людей. Эти люди живут семьями, не могут чувствовать присутствия живых людей, хотя, как вихрь воспринимают их передвижения. Бравина, со ссылкой на Г.У. Эргиса, предполагает существование страны небытия джабын или джагыл куда отлетают души умерших шаманов.

 Р.И. Бравина утверждает, что понятие «кыраман» - означает наказание вечным проклятием, когда кут умершего вынужден был оставаться между бытием и небытием. Она прослеживает дальнейшие изменения понятия «кыраман» и объясняет происхождение слова «юёр». Бравина считает, что «юёр» – это или злой дух (абаасы), выдающий себя за человека, или душа умершего, превратившегося в абаасы. Противоречивыми, автор находит сведения о том, какая из кут превращается в юёр. У одних авторов это ийэ-кут, у других салгын-кут, сам сюр человека или же объединения кут-сюр умершего, в котором сохранились обе души одновременно.

Рассмотренный нами демонический мир якутов (конечно же, далеко не полный его вариант), выявил ряд существенных черт, характерных для традиционной религии. Представители злого начала, имеют чёткую градацию на уровне личных имён, принадлежности к своим мирам, небесам и родам. В вероучении Айыы современного толка, эти отличия принимают законченную, сконструированную форму. В отличие от мировоззрения якутов, информация о которой сохранилась в архивах и в трудах учёных-исследователей, Учение Айыы делит местожительства абаасы не по мирам – нижний или верхний, а по небесам. Имеет место разделение на нижний, верхний и подземный миры абаасы. Каждое из небес абаасы в Учении Айыы, имеет свой вектор направленности и порядок счёта слоёв-уровней.

Злые духи верхнего и нижнего миров, понимались, в основном, как причинители болезней, несчастных случаев, природных катаклизмов. Некоторые из них, покровительствовали чёрным шаманам и шаманкам. В этом плане, интересен рассказ о шамане Аан Юсэй и его детях-уродах. Им было предначертано насылать на якутов разные болезни. Существовал даже дух, убивающий роженицу – Мунгнаах Бахсуула.

На наш взгляд, миры абаасы и сами злые духи в Учении Айыы, представлены как силы зла, стремящиеся к господству над природой человека, его помыслами и устремлениями. Учение Айыы, таким образом, «приспособляет» абаасы к повседневной жизнедеятельности людей. Оно объясняет, каким образом, и кто именно из духов, мешает нормальному развитию людей. Тут мы видим, приведение в единую систему аморфных представлений якутов о функциях тех или иных трансцендентальных сущностей.

Из разных источников собрал: Таҥ Бүө.


: Ийэ кут диэн Альфа и Омега всего в мире буоллаҕа.

 Баар-суох айар дьоҕур күүһэ барыта киниэхэ түмүллэ сытар. Айыылар этитиилэрэ холбоно сылдьар кута. Ону туһанан олорор киһи.

: Тэрис. Согласно Религии Айыы, человек имеет божественное происхождение.

Ийэ кут (материнский кут) есть душа человека. Он представляет собой частицы тела Бога. В этом отношении нет притиворечия с мировыми религиями, кроме буддизма, где, как известно, не признают душу как основу жизни. Но в так называемых мировых религиях душа не имеет структуры. А в религии саха она имеет.  При создании его ийэ кут участвуют все боги и богини. Каждый бог-айыы или богиня –айыы имеет свою функцию. Они делятся на девять разрядов. Все объедившись создают полную программу жизни человека. Поэт о своей жизненной программе  воспевает так:

                   C притороченной песней,
                   С навьюченной молодой судьбой,
                   С грядущим из будущего подарком,
                   Со стенами из добрых поздравлений,
                   С сиденьем из славословий,
                   С гостинцами из счастья,
                   С колеями из ясного неба,
                   С дорогой из желтого щедрого неба,
                   С большим кубком в руке,
                   С пестрой гадальной ложкой...
    
  Здесь говорится о полном счастье человека. Ийэ кут всегда в себе несет полный объем творческой возможности айыы. Каждый человек имеет ийэ кут (душу), поэтому он обладает неограниченной творческой возможностью. Человек, родившись, постепенно овладевает знаниями. Это происходит в виде этитии. Слово этитии можно перевести как повторение кем-то высказанных слов или можно понимать как процесс проявленности. Об этом мы говорили в предыдущей главе. Боги жизненную программу человека создают словами, и эти слова находятся в ийэ кут человека.

Ребенок постепенно в процессе своего развития эти слова повторяет и так приобретает знания. Поэтому можно считать, что процесс познания, согласно традиционному пониманию, напоминает анамнесис Платона: человек как бы припоминает те моменты, которые нужны в данное время из своей заданной программы. Именно это действие называется этитии. Таким образом, в обобщенном виде можно констатировать, что знание по Кулаковскому есть сила богов, проявленная в сознании человека в виде этитии.


: Тэрис. Отуор и юэрэх.

 Человек получает юэрэх посредством усуйуу—специального обучения. Каждый усуйуу имеет свой алгыс (благословие) и кырыыс (проклятие). Например, при получении дара шамана айыы человек дает клятву, что свою силу никогда не будет применять против природы и человека, а будет направлять по пути созидания. А если нарушить эту клятву возникает проклятие, изображенное в стихотворении “Старинная якутская клятва”.

Значит, сила айыы (творение) при определенных условиях может превратиться в противоположную силу—силу разрушения. Народное сознание это превращение допускает. Все зависит от пути применения. Если человек свою силу направляет по пути богов-айыы, он созидает. В этом случае он силой своего юэрэх реализует божественную программу айыы. В итоге его деятельность будет называться айыы в смысле божественного креационного акта. А если человек свою силу направляет по пути разрушения, он реализует программы злых духов.

 В этом случае сила человека превращается в аньыы. Словом аньыы называют бесчеловечную, греховную деятельность. В этом случае деятельность как бы остается, но атрибутивные категории сиэр и человеколюбие исчезают, в результате деятельность теряет созидательную направленность, тем самым перестает называться словом айыы. 
Как известно, так называемая сила человека в смысле юэрэх или способности к деятельности всегда имеют божественное происхождение, то есть представляет собой благодать богов. Каким образом она может превратиться в злое деяние? Мы говорили о путях: есть путь богов и путь злых духов. Злые духи сами не создают никакого сюра —жизненной энергии, они всегда отбирают его от агентов богов. Для чего от агента требуется одно—направить свою деятельность по пути злых духов. Отсюда можно понять смысл клятвы. Человек, произнося клятву, признает свою ответственность за свои деяния. В одну сторону его сидит алгыс, вдругую сторону—кырыыс (проклятие). Он знает, если нарушить клятву, его деяние будет направлено против законов айыы и самого себя и будут отрицательные последствия. Мы выше отметили, что отрицательные последствия будут в любом смысле, если нарушены законы айыы. Сила клятвы в том, что человек должен знать их заранее, чтобы не было этих последствий, он должен обладать соответствующей волей.

Вернемся опять к понятию силы. Конечно, человек становится сильным посредством юэрэх. Но они различаются по степени величины. По народному пониманию, их величина зависит от количества и качества усуйуу. Если кто-то, прошел маленький усуйуу, соответственно обладает малой силой. Он, если свою деятельность направит по пути злых сил, его разрушительное деяние будет минимальным. А если кто-то прошел высшую степень усуйуу, его сила будет максимальной. Такой человек, если направит свою деятельность по пути злых духов, представит большую опасность для людей. Вот поэтому считается, что каждый усуйуу имеет свою клятву: маленький усуйуу—маленькую клятву, средний—среднюю, большой—большую. Иными словами, по мере увеличения степени усуйуу возрастает моральная ответственность. 

Но возникает другой вопрос: почему боги-айыы дают силу человеку, который неизвестно куда ее направит? Согласно народной философии, человек есть творение бога, поэтому он от рождения обладает его силой в виде жизненной программы (которая скрыта) и в виде естественной активности. Но дело этим не исчерпывается. Человек, чтобы проявить себя должен пройти усуйуу—специальное обучение. Как сказано выше, в этом случае проявляется заключенная в жизненной программе сила.

При получении юэрэх после усуйуу он обещает в форме клятвы, что полученное знание применит для созидания. Значит, гарантией по применению полученного знания служит клятва.

   Сейчас остановимся на клятве: в чем ее сила? У клятвы есть две стороны: при соблюдении ее реализуется созидание, а при нарушении—разрушение. Таким образом, сила клятвы в том, что она предвидит результат. Созидание всегда связано с будущим, то есть, при созидании поступление благодати богов не только продолжается, но и увеличивается, а при разрушении поступление сюр прекращается, и агент перестает существовать—дело только в сроках. Чтобы направление деяния человека становилось ясным требуется какое то время.

Еще мы должны учитывать факт усуйуу. В народе различают три степени усуйуу.

 Первую степень усуйуу проходит каждый,  это усуйуу он получает от родителей или окружающих людей.

 Вторую степень усуйуу можно представить как обучение к специальности.

Третья степень усуйуу—высший тип обучения, проходивший его становится мастером.
Как сказано выше, у каждого усуйуу имеется своя клятва. Если человек во время прохождения первой степени усуйуу нарушил клятву, соответствующую этой усуйуу, тогда  уже на этом уровне он направляет свою деятельность по пути разрушения и “добивается” отрицательных последствий, в результате постепенно прекращается поступление благодати богов. Такой человек становится не способным к прохождению следующей степени усуйуу. Таким образом, соблюдение клятвы служит гарантией для продолжения специального обучения.
: Тэрис. В примере менталитета саха, основные понятия были разработаны, но они существовали всегда за текстом как элементы конструкции текста. Как мы видим, на примере саха ментальная схема проявленности полностью выражается в понятиях. Третье условие возникновения философии - системность понятий. Но этнологи и этнографы все подчеркивают, что системное понимание действительности возникло давно и оно имело анропологический вид (Пангу, Пуруши). Постепенно это мифические образы были преодолены системой понятий. В варианте саха мы видим ментальную схему проявленности, а не антроморфный образ. А наличие девятичастной структуры в виде Дороги Айыы свидетельствует о том, что в якутской философии была своеобразная развитая метафизика.



Тэрис. Отуор в составе ментальной схемы проявленности. Данный анализ свидетельствует о том, что Кулаковский в своем творчестве постоянно основывался на категории отуор. Но суть его творчества этим не исчерпывается. Поэт постоянно ищет пути сохранения отуора народа саха. Особенно его волнует современный мир, где народу саха выжить трудно. Он в этом мире пытается найти место своему народу.

   Категория отуор как выше отмечено применяется и по отношению к проявленным объектам или явлению. Они продолжают существовать, при этом в их существовании зависит от закона айыы. Некоторые соблюдают закон айыы в полном объеме, другие в меньшем объме. От этого зависит степень жизнеустойчивости человека.
Она в целом как бы объединяет всю ментальную схему проявленности и соотносит человека к этой схеме. Поэтому для использования очень удобно. Но главная особенность этой категории в том, что дает анализировать духовное качество уже проявленного объекта или явления.

Контакт с Дорогой Айыы.
 Мы выше много раз в качестве демонстрации использовали категории Дэ и Атман и их эквивалент сюргэ. Здесь они понимаются как восходящие духовности. Их восхождения совершаются до того уровня, что они достигают до божественной сферы—до абсолютной истины.

   В концепции отуор, это духовное восходящее движение сменяется идеей контакта (тиксии). Если духовность человека совпадает с Дорогой Айыы—это есть отуор. Человек в этом случае получает от Бога благодать. Сохранение отуора—это есть надлежащее поведение человека. Чтобы сохранить отуор человек должен вести себя соответствующим образом. Таким образом, понятие отуор в своем содержании имеет очень много аспектов духовности (126,168-169).    Категория отуор создана на основе понятии орто (127,135-136). Понятие орто еще закреплено в олонхо в словочетании Орто Дойду (Средняя страна или средний в мир). А само слово отуор заимствовано из русского языка первоначально как строительный термин утор.

Слово орто  в словосочетании Орто Дойду обозначает материальный мир т. е. проявленный мир. Таким образом, понятие орто связано с ментальной схемой проявленности и обозначает жизнеспособное состояние, выраженное в факте проявленности.

Понятие орто имеет точечную локализацию в пространстве. Аал Луук мас (Древо Жизни) растет в середине мира. Напр. В олонхо “Сын Земли Дьиэрбэк Бэргэн” расказывается о древо жизни: Посередине этой страны растет священное дерево Аар Кудук Мас. На этом дереве когда-то было большое гнездо. В гнезде на белоснежней постели под теплым одеялом спал малчик. Рядом с ним лежит красивая девочка, его сестра.” (128,186). В олонхо “Нэриэн Мюлгю” “На этом аласе на большом кургане росло священное дерево Аал Луук Мас. Вечнозеленое священное дерево было предназначено божествами на радость людям, которое дает  желтый илгэ.” (129,42). В любом олонхо образ мирового древа   является источником жизни (130,22). Рене Генон воспринимает образ мирового древа как осевую символику и говорит о Деревах Данте, Сифирот, Хаоми и о исламском благословенном древе (131,350-355).  

  Каждое семейный сэргэ, который стоит около юрты обозначает, что дом стоит в середине мира. В олонхо “Сын лощади Дыырай Беге” “Он (Дыырай) повернулся лицом в сторону своего дома, достал огромный лук, благословил стрелу, чтобы она воткнулась острием в главную коневязь и выстрелил” (132, 24). В. Ф. Яковлев. “В старину каждый хозяин считал необходимым устанавливать во дворе ряд сэргэ, часть которых служили коновязями, а иные имели какое-либо ритуальное значение” (133,166). А. И. Гоголев пишет: “якутские ритуальные коновязи—сэргэ, символизирующие благополучия конного и рогатого скота, могли также рассматриваться как священные фетиши, способствующие произрастанию травы, зелени вообще”. (134,19). Рене Генон говорит: “атваттха, истолковывается в значении “коновязь”, и этот конь, являясь здесь символом Агни или Солнца, либо того же или другого одновременно, должен рассмариваться как завершивший свой бег, когда достигнута ось мира” (135,353).    И каждый человек, как обладатель кут (души), стремится духовно быть в середине.

Именно это представление обобщено в категории отуор.
    
    Аналогия в других культурах.   Культуры понятие среднего пути понимают по разному. Напр. в китайском даосизме считается, что для человека важно быть в  гармонии с природой, а  в конфуцианстве выбирается гармония в социуме. В европейской традиции оформилось понятие прогресса как линейное направление развития общества.
   Отуор Кулаковского близок к гармонии Конфуция. Он хочет, чтобы народ саха имел соответствующий отуор в сложных отношениях человеского мира. Поэтому он должен был определить отуор самой современной цивилизации. Его анализ показывает, что так называемый прогресс приближается к тупику, значит, основаннная на идеях прогресса цивилизация теряет отуор.

    Однако народ саха чтобы выжить должен приблизить свой отуор к отуору больших народов. Отуор связан с понятием юэрэх. В современном мире тот, кто обладает современным юэрэх, обладает отуор. Если юэрэх оторван от категорий сиэр и киситийии, становится разрушительной силой. Современная цивилизация использует юэрэх именно в этом качестве. Поэтому она теряет отуор.



: Тэрис. Дом - таҥара тыла

Дом - айыылары кытта сибээстэһиир тыл. “Кут-сүр” өйдөөһүнэ.

Таҥара көмөтө олоҥхолорго ордук этиллэр. Уопсайынан, айыы киһитэ абааһыларга хотторбото биир эрэ. Кини айыы киһитин быһыытынан дьайар. Оннук дьайар буолла да айыы күүһэ кэлэр. Ол кэлбэтэ эбитэ буоллар киһи ханнык эрэ моһолго тиийэр. Сокуон күрдук көрөр буоллахпытына оннук. Ол үрдүнэн айыы киһитэ кыайыылаах хаалар. Киниэхэ дьикти  көмө оҥуллар.


 
Category: Айыы үөрэҕэ | Views: 1098 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2020  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024