СОВРЕМЕННОСТЬ, СОЗДАННАЯ ВЛАСТЬЮ Вторую часть обсуждаемой темы с упором на «современный парламент», которую обозначила научно-практическая конференция, никто из участников почти не затронул.
Современный парламентаризм Республики Саха (Якутия) лучше оценивать, сравнивая действия законов советского периода на развитие отраслей народного хозяйства и благосостояния всех слоёв населения с законами постсовесткой Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) с её псевдореформаторскими последствиями.
Сегодня никто не может отрицать то, что до принятия Констистуции Российской Федерации 1993 года и Конституции Республики Саха (Якутия) 1992 года в целом по стране и в частности в нашей республике не было таких негативных явлений как терроризм, бандитизм, наркомания, коррупция и другие безнравственные деяния среди населения независимо от их возрастного фактора.
Именно на основе этих вышеуказанных Конституций были приняты новые законы российского государства и нашей республики, которые привели к сегодняшнему политическому и социально-экономическому кризису.
Объясню, почему Конституция Республики Саха (Якутия) была принята раньше российской.
Дело в том, что Республика Татарстан и Чеченская Республика отказывались подписывать общий Федеративный Договор и настаивали на двустороннем Федеративном Договоре с Российской Федерацией. А Республика Башкорторстан Федеративной Договор подписала только при принятии двухстороннего соглашения с российской стороной о том, что Республика Башкортостан является суверенным государством.
В этой связи у этих республик в проектах их новых Конституций был ряд существенных разногласий вплоть до статуса субъекта международного права, которые явно противоречили требованиям руководства Российской Федерации.
При такой ситуации началась в ускоренном темпе активная работа со стороны федерального центра по подписанию Федеративного Договора с остальными республиками, городами федерального значения, областями, краями, автономными областями и округами.
Тогда руководство нашей республики, предпочитавшее заниматься заимствованием законопроектов других республик, попало под пресс указаний федерального центра. Участились командировки в Москву, а также приезжали в Якутск разработчики проекта новой Конституции Российской Федерации и Федеративного Договора. Например, рабочий визит в республику Румянцева Олега Германовича, одного из главных разработчиков этих проектов.
Чтобы Вы были ближе к обсуждаемой теме, скажу, что сегодня Республика Саха (Якутия) находится в глубоком политическом кризисе в связи с утратой верховенства Конституции на своей территории. К такому кризису привели государственные органы власти, в том числе «современный парламент» – Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) начиная со II созыва, усугубивший разрушительную деятельность Президента Николаева Михаила Ефимовича и его окружения против государственности республики.
После роспуска Верховного Совета республики в очередной раз, как всегда бывало, выполняя указания вышестоящих инстанций, Президент Николаев Михаил Ефимович ссылаясь на начавшийся процесс перехода к самоуправлению, ратовал за перевод улусов (районов) на муниципальные образования. Такая целенаправленная работа по разрушению государственного устройства республики со стороны государственной исполнительной власти усиливалась из года в год. Её завершающим этапом стал республиканский референдум, проведённый 29 сентября 2002 года, по созданию института самоуправления – муниципальных районов.
Имеющие многолетний опыт манипулирования голосованием избирателей через административный ресурс – государственные органы власти и Центризбирком, якобы с одобрения народа, с большим воодушевлением окончательно упразднили систему административно-территориальных делений и тем самым лишили у них государственные полномочия.
После данного республиканского референдума улусы (районы) полностью перешли под юрисдикцию самостоятельных муниципальных образований. В связи с этим полностью утратила свою юридическую силу статья 45 Конституции Республики Саха (Якутия). Вот таким образом была ликвидирована вертикаль местных исполнительных органов государственной власти, что привело республику к Конституционному кризису.
Я, как только вышло решение о проведении республиканского референдума, начал выступать против, доказывая его антиконституционность на совещаниях, проводимых в Администрации Президента и Правительства республики, руководимый Вице-президентом Акимовым Александром Константиновичем. В то время я работал руководителем Главного контрольного управления при Президенте Республики Саха (Якутия).
После республиканского референдума, являясь депутатом III созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), дальше продолжал доказывать, указывая на необратимые негативные последствия создания районных муниципальных образований.
9 января 2006 года обратился с ходатайством в Конституционный Суд Республики Саха (Якутия), где указывал на явное не соответствие требованиям Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Саха (Якутия)» перевод улусов (районов) на статус муниципальных образований.
В 2007 году организовал рассмотрение вопроса Советами депутатов муниципальных образований «Тюнгюлюнский наслег» и «Бедимя» о создании шести муниципальных районов на территории Мегино-Кангаласского улуса. Эти муниципальные образования на основании принятых постановлений Советов депутатов обратились с ходатайством по проведению референдума в районный Совет депутатов (председатель Попов Юрий Тимофеевич) муниципального района «Мегино-Кангаласский улус». Данный районный Совет не указывая причину отказал в рассмотрении ходатайств этих муниципалитетов.
В этот раз призываю обратить внимание государственных органов власти республики на часть 2 статьи 45 Конституции Республики Саха (Якутия): «Республика Саха (Якутия) состоит из административно-территориальных единиц: улусов (районов) – Абыйского, Алданского, Аллаиховского, Амгинского, Анабарского, Булунского, Верхневилюйского, Верхоянского, Верхнеколымского, Вилюйского, Горного, Жиганского, Кобяйского, Ленского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Момского, Намского, Нерюнгринского, Нижнеколымского, Нюрбинского, Оймяконского, Олёкминского, Оленёкского, Среднеколымского, Сунтарского, Таттинского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского, Хангаласского, Чурапчинского, Эвено-Бытантайского; города республиканского значения Якутска».
Как видно, из содержания указанной Конституционной нормы республика состоит из 34 улусов (районов) и города республиканского значения Якутска.
Такое определение государственного устройства республики в виде административно-территориальных образований было введено при существовании вертикали исполнительных и законодательных органов государственных власти республики, закрепляющих наличие института местных органов государственной власти на уровне улусов (районов) и города республиканского значения Якутска.
Я по-прежнему считаю, что с появлением новых образований в виде муниципальных районов, пусть даже один к одному совпадающих по масштабу с территориями бывших улусов (районов), статья 45 Конституции Республики Саха (Якутия) полностью исчерпала свою юридическую силу и не имеет никакого правового действия на существующие муниципальные образования районного и наслежного уровня.
Улусы (районы), указанные в статье 45 Конституции Республики Саха (Якутия), теперь не имеют своей территории, структур местных органов государственной власти и механизма бюджетного финансирования. Одним словом не являются административно-территориальными делениями государственного устройства Республики Саха (Якутия).
Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) пора понять, что сегодня нет в улусах (районах) и наслегах местных органов государственной власти, на которых непосредственно действует Конституция Республики. Сегодня на всей территории Республики Саха (Якутия) стал действовать на прямую Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
До руководителей государственных органов власти республики, депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) трудно доходит существующий конституционный кризис, в связи с переходом на самоуправление улусов (районов) и наслегов. Они даже не обращают своего внимания на изменение статуса города Якутска, включённого в статью 45 Конституции Республики Саха (Якутия), где сами проживают и работают.
Вместо города республиканского значения Якутск созданы два муниципальных образования – городской округ «город Якутск» и городской округ «Жатай». Тем самым статья 45 Конституции Республики Саха (Якутия) как правовое определение для них не имеет никакого юридического смысла.
Общеизвестно, что согласно законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) местные органы государственной власти и муниципальные образования местного самоуправления имеют между собой различия не только по понятию, но и по юридическому правовому определению.
Если вам, руководителям республики и народным депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн) безразлично разрушение государственного устройства Республики и сильно зависите от федерального руководства, тогда внесите изменения в статью 45 Конституции Республики Саха (Якутия) о том, что Республика Саха (Якутия) состоит из муниципальных образований с их перечислением. Тогда будет понятно, что вы хотите и народ республики будет знать свою участь в грядущем будущем.
Сверхсложная ситуация преднамеренно создана органами государственной власти республики по административно-территориальным единицам – наслегам. По этому вопросу я тоже обратился с ходатайством Конституционный суд Республики Саха (Якутия).
В 2004 году 29 декабря после внесения новой редакции Закона Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» З №77 от 06.07.1995 года, согласно части 1, статьи 7 Закона территориальная единица «наслег» приравнена к понятию «сельский округ», который в Конституции Республики Саха (Якутия) вообще не обозначен. Обращаю Ваше внимание на противоречие не только между законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), но также между законами самой Республики Саха (Якутия).
30 ноября 2004 года на основании Закона Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» З № 350-111, согласно части 5 статьи 7 понятие наслег приравнено к понятию «сельское поселение». Например, в том же Законе Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» З № 350-111 часть 1, статьи 7 определяет, что территория сельского поселения состоит из исторически сложившихся земель населённых пунктов, прилегающих к ней земель общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационных земель, земель для развития поселения.
Как видно этот закон не включает в территорию сельских поселений, земли сельскохозяйственного назначения. Но до этого, то есть 30 ноября 2004 года, был принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» 173-З № 353-III, где в территории сельских поселений включены сельскохозяйственные угодья, лесные и водные ресурсы.
Для устранения таких разночтений, имеющихся в законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нужно знать и учитывать историческую закономерность, которую нарушать нет никакой необходимости. Сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы коренные народы республики использовали как основное средство своего существования ещё до царских времён.
Затем царская Россия обеспечивала сохранность и использование сельскохозяйственных земель, лесных и водных ресурсов за наслегами. А в свою очередь государственные органы власти Якутской АССР через организационные и правовые меры на территории наслегов специально создавали колхозы, а затем совхозы. Этот исторический образ жизни коренные народы республики с гордостью несут и в настоящее время.
В 2007 году я обратился в письменной форме к Президенту Республики Саха (Якутия) Штырову Вячеславу Анатольевичу по вопросам развития сельского хозяйства, когда шла работа по разработке государственной республиканской программы. Свой документ назвал «Предложения к проекту государственной программы развития агропромышленного комплекса – наслегов Республики Саха (Якутия)».
После обсуждения этих «Предложений» со мной, а затем с участием Председателя Правительства Борисова Егора Афанасьевича и заместителя Председателя Правительства Степанова Айала Ивановича, Вячеслав Анатольевич съездил с рабочим визитом в Мегино-Кангаласский и Чурапчинский улусы. В этих улусах провёл заседания с широким кругом районного руководства и специалистов, а также трудовых коллективов и фермерских хозяйств, после ознакомления с их производственной деятельностью непосредственно на рабочих местах.
В этих «Предложениях» я старался обратить внимание руководства республики на значимость наслега, как хозяйствующего субъекта агропромышленного комплекса. Сегодня не допустимо то, что наслег не включён как административно-территориальная единица в Конституцию и иные законодательные акты Республики Саха (Якутия).
С другой стороны наслег в республиканском законе о местном самоуправлении и в уставах муниципальных образований, всего лишь размыто указывается между понятиями поселение, сельский округ, село, населённый пункт и так далее.
В этой связи довожу Вам свои тезисы из моих «Предложений» о значении наслегов и сельскохозяйственных земель:
Центром земельных отношений с учётом всех вопросов – политических, социальных, законодательных и производственных – был, есть и будет НАСЛЕГ.
На протяжении всего исторического развития одним из безусловных и главных достоинств народа Саха, является сохранение наслега как административно-территориальной единицы с созданием в пределах его границ хозяйствующих субъектов.
Если говорит об этой политике до конца, то сельскохозяйственная земля – есть свобода и национальные устои народа саха.
Такая озабоченность оправдана тем, что плодородные сельскохозяйственные земли невозможно приобрести и создавать, где и когда захочешь. Они находятся там, где находятся – это Дар Божий.
Наслег – это историческая колыбель народа саха, где свой уют и развитие должны найти язык, религия, культура и экономика.
В Конституции Республики Саха (Якутия) наслег однозначно должен быть включён как административно-территориальная единица государственного устройства Республики Саха (Якутия). Исходя из этого должен быть принят отдельный самостоятельный закон республики о НАСЛЕГЕ.
Принятие такого закона – историческая обязанность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), где должно быть указано, что административно-территориальные деления – улусы (районы) состоят из административно-территориальных единиц – НАСЛЕГОВ. Неопределённую ситуацию с наслегами в государственном устройстве и законодательстве республики государственные органы власти могут регулировать только таким образом.
Если дальше оставить без устранения правовые определения не соответствующие Конституции республики и противоречия между законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) могут возникать необратимые проблемы с негативными последствиями вплоть до разрушения целостности территории республики.
Ещё до рассмотрения моих ходатайств в Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) некоторые судьи дали понять, какими будут решения Суда, тогда решил обратиться во все возможные инстанции республики, рассчитывая на их совместные действия по устранению Конституционного кризиса.
Итак, 9 февраля 2006 года выступил с «Обращением» к Президенту Республики Саха (Якутия) Штырову Вячеславу Анатольевичу, Председателю Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) Миронову Дмитрию Николаевичу, Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Тимофееву Нюргуну Семёновичу, Прокурору Республики Саха (Якутия) Шумскому Сергею Владимировичу, Президенту Академии Наук Республики Саха (Якутия) Филиппову Василию Васильевичу.
В своём «Обращении» я конкретно указал в связи с чем возник Конституционный кризис и сегодня привожу краткий текст из неё: «В данной ситуации Конституционный кризис означает, что Конституция Республики Саха (Якутия) утратила силу прямого действия и верховенства на административно-территориальные деления государственного устройства. Вместо Конституции Республики Саха (Якутия) на вновь созданных муниципальных образованиях (районы и поселения) стал напрямую действовать Федеральный Закон ФЗ № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Я предлагал сохранить улусы (районы) с государственным статусом как административно-территориальные деления государственного устройства республики, согласно статье 45 Конституции Республики Саха (Якутия), а муниципальные районы создавать внутри них, объединяя несколько наслегов.
С полным содержанием «Обращения» можно ознакомиться в моей книге «Без правды нет истории и будущего», изданной 2015 году.
В этом «Обращении» я детально изложил, чем грозит разрушенное государственное устройство республики в связи с переходом улусов (районов) на статус муниципальных образований, и что необходимо делать во избежание его последствий.
На просьбу ответить на моё обращение в письменной форме деликатно поступили Прокурор Республики Саха (Якутия) Шумский Сергей Владимирович и Президент Академии Наук Республики Саха (Якутия) Филиппов Василий Васильевич, отправив свои ответы.
КАКАЯ ВЛАСТЬ, ТАКАЯ РЕСПУБЛИКА Государственное Собрания (Ил Тумэн) независимо от политического и экономического состояния Республики Саха (Якутия), должно приложить всевозможные усилия для устранения существующих проблем, исходящие из недостаточной законотворческой деятельности.
Республика находится в глубоком политическом и экономическом кризисе в связи неправильной организацией районных, поселенческих муниципальных образований и полным отсутствием целенаправленной работы по предметам совместного ведения указанных в статье 72 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время экономическое пространство республики окружено олигархическими и иностранными капиталами, а социальные структуры отравлены угаром оптимизации.
Как я говорил во время выступления на научно-практической конференции в Республике нет политического, а также научного потенциала, которые были бы услышаны и поддержаны руководством государственной власти Российской Федерации.
Поэтому требуется многоплановая законодательная деятельность с участием других субъектов Российской Федерации. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) практикует издание законов всего лишь, являющиеся приложениями Российского законодательства.
Надеюсь, что научно-практическая конференция, посвящённая двадцатипятилетию Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) была не только юбилейным мероприятием, а проведена для совершенствования законодательной деятельности и укрепления социально-экономического развития республики.
В этой связи выступаю со следующими предложениями: Первое. Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) обратиться к органам государственной власти всех республик в составе Российской Федерации и их первым руководителям с инициативой создания Союза Республик Российской Федерации для совместного совершенствования и разработки модели федерализма, а также её реализации.
Создание такого Союза Республик диктуется Конституционным противоречием, имеющимся в правовом статусе у всех 85 субъектов Российской Федерации.
Как известно, в Российской Федерации имеется шесть разновидностей субъектов:
1) Республики,
2) Города федерального значения,
3) Области,
4) Края,
5) Автономные области,
6) Автономные округа.
При таком раскладе субъектов федеральный центр придерживается курса укрупнения субъектов под видом равноправных губерний-областей.
Периодически поддерживая это направление, отдельные политики и некоторые руководители политических партий открыто высказываются об упразднении республик, якобы для достижения симметрии субъектов Российской Федерации.
А также они не воспринимают, что согласно Конституции Российской Федерации, республики входящие в её состав имеют статус государства, свою Конституцию и право установления государственного национального языка. Как известно, при этом другие субъекты, не являющиеся республиками, имеют только уставы.
Республики при любой политической ситуации не должны терять статус государства, закреплённой в статье 5 Конституции Российской Федерации.
Политикам и руководителям политических партий, зацикленным на установлении симметрии под видом губерний в государственном устройстве России, не приходит в голову, что противовес их инициативам может поступить предложение создания равноправных республик на территории Российской Федерации, упразднив все области, края, автономные области и округа.
Думаю, изменение исторически сложившегося федерального устройства российского государства никому пользу не принесёт. Второе. Республики, в составе Российской Федерации являясь главными институтами управления государством и федеральным устройством, как можно скорее совместно должны создать Государственный Научный Институт Федерализма.
Республика Татарстан, имея серьёзный политический и научный потенциал в области государственного строительства, могла бы решить создание Государственного Научного Института Федерализма ради объединения всех республик России по формированию принципов федерализма необходимых для Российской государственности. Третье. Восстановить действие статьи 45 Конституции Республики Саха (Якутия), которая утратила законодательную, правовую и юридическую силу после принятия Закона РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В этой связи давно назрела необходимость принятия республиканского Закона «Об административно-территориальных делениях – улусах (районах) Республики Саха (Якутия)». Только в этом случае Республика Саха (Якутия) полностью сохраняет своё государственное устройство в соответствии со статьей 45 Конституции Республики и обеспечить её верховенство на территории республики.
Я в течении 18-ти лет периодически выступаю и не раз писал о необходимости восстановления и дальнейшего укрепления государственного устройства Республики Саха (Якутия), которое утрачено в связи с переводом улусов (районов) и столицы – города республиканского значения Якутска на статус муниципальных образований. Поскольку за столь длительный период никакие меры не приняты со стороны органов государственной власти, на этот раз задаю вопросы непосредственно Главе Республики, депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики, судьям Конституционного Суда:
Чем можете подтвердить верховенство Конституции Республики Саха (Якутия) после перевода улусов (районов) и столицы – города республиканского значения Якутска со всей их территорией на статус муниципальных районов и округов, когда на них в первую очередь напрямую действует закон ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?
Как думаете действовать, если поступят инициативы от населения нескольких муниципальных районов или федеральных органов государственной власти в соответствии частей 2 и 4 статьи 13 ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по объединению двух или более муниципальных районов?
Например, допустим решили объединиться южные муниципальные районы республики или с подачи федерального центра на такие действия пойдут арктические муниципальные районы.
Вы думайте, как ответить. А я сразу скажу, что не сможете ничего сделать. Потому что Конституция Республики Саха (Якутия) давно уступило верховенство на территории республики федеральному закону ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Сегодня реальность такова, что Конституция Республики Саха (Якутия) полностью утратила свою юридическую силу в связи с ликвидацией системы государственного устройства и не имеет никакого правового воздействия на муниципальные районы и округа. Недостаточное понимание органами государственной власти республики коварную сущность некоторых статей закона ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может привести к разрушению целостности территории республики.
Чтобы не возникла такая ситуация, необходимо восстановить государственное устройство в виде административно-территориальных делений – улусов (районов), на которых будет действовать напрямую Конституция Республики Саха (Якутия).
Как я уже сказал выше, одной из главных причин отсутствия государственного регулирования назревших политических и экономических вопросов является то, что Конституция Республики Саха (Якутия) полностью потеряла верховенство на своей территории в связи с переводом бывших улусов (районов) на статус муниципальных образований под прямое действие Закона ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Четвёртое. Имеется неотложная необходимость разработки и принятия Закона «Об административно-территориальных единицах – наслегов Республики Саха (Якутия)».
Наслег, как я уже говорил, является исторической административной территорией проживания народа саха. Они с прошлых веков имеют между собой свои границы в каждом улусе. Территории этих наслегов везде и всюду признавались до перевода их на статус сельских поселений, согласно опять тому же закону ФЗ-№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Не повторяя то, что я говорил выше по этому поводу, сейчас скажу о необходимости кропотливого анализа всех жизненно важных вопросов населения при принятии нового Закона «Об административно-территориальных единицах – наслегов Республики Саха (Якутия)».
В этом Законе должны быть статьи по всем основным вопросам жизнедеятельности населения, которые должны быть обязательными критериями для составления социального и демографического паспорта наслегов.
При этом требуется республиканская государственная статистика по следующим вопросам:
а) Численность населения и динамика её роста;
б) Уровень образованности населения;
в) Возрастной состав населения;
г) Продолжительность жизни;
д) Рождаемость;
е) Смертность;
ё) Средний доход населения;
ж) Прожиточный минимум;
з) Количество семей и их состав;
и) Количество холостых (мужского и женского пола);
й) Инвалиды и другие нетрудоспособные;
к) Количество безработных;
л) Площадь территории, включая земельных, лесных и водных ресурсов;
м) Количество крупного рогатого скота, лошадей и других категорий сельскохозяйственных животных;
н) Количество и виды хозяйствующих субъектов;
о) Социальные объекты;
п) Уровень обеспения инженерно-техническими и коммунальными услугами;
р) Уровень обеспечения образовательных и медицинских услуг;
с) Состояния дорожных сетей и электрогазификации;
т) Оценка экологического состояния территории наслега (экологический паспорт);
у) Принятие программ здорового образа жизни;
ф) Принятие социально-экономической программы увеличения численности населения;
х) Разработка и принятие программы перспективного развития наслега, включая генеральный план населённого пункта.
Администрации всех наслегов республики должны ежегодно выступать с отчётом перед вышестоящим руководством.
Принятие Закона с конкретными требованиями проводимых работ будет настоящим проявлением заботы к коренным народам со стороны органов государственной власти республики.
Предлагаемое мною принятие нового Закона «Об административно-территориальных единицах – наслегов Республики Саха (Якутия)» с учётом таких детальных критериев нужен для обращения особого внимания государственных органов власти и самого народа в связи их тяжёлым социально-экономическим положением, а также для не допущения очередной волны преднамеренной социальной оптимизации против воли самого населения.
Никто не может отрицать, что от государства периодически проводились социальные и экономические реформы вопреки традициям народа саха и коренных малочисленных народов Севера. Укрупнение районов и посёлков сопровождались переселением населения с обжитых мест. Бесконечные увеличения производственных планов без экономических обоснований не давали времени коренным народам думать о своём саморазвитии и воспитании подрастающего поколения.
Государственным органам Республики Саха (Якутия) необходимо обеспечить в каждом наслеге улусов благоустроенным жильём с жилищно-коммунальным обслуживанием на современном уровне в соответствии со строительными нормативами. Сохранить в наслегах полноценные структуры образования, здравоохранения и культуры, чтобы приостановить миграцию сельского населения в улусные центры и города.
Такой государственный подход потребует принятие конструктивной социально-экономической программы, которая приведёт к естественному приросту численности народа саха и коренных народов Севера. Для этого требуется активное участие улусов и наслегов с широким привлечением общественности и научных учреждений.
Пользуясь случаем повторяю своё давнее предложение о обязательном ежегодном освещении социально-экономического состояния жизнедеятельности каждого наслега с участием самих сельчан на республиканском телевидении и газетах. Эти мероприятия важно установить с твёрдым графиком Правительства Республики Саха (Якутия) с указанием точной даты их освещения. В году 365 дней, а наслегов всего тоже 365. Надо сделать так, чтобы каждый наслег знал свой день ежегодного выхода на республиканский эфир и готовился. Такие мероприятия позволят отказаться от ежегодных шоу-отчётов Правительства Республики Саха (Якутия), от которых нет никакой пользы и не будет. Пятое. После дополнений к Конституции Республики Саха (Якутия) самостоятельного раздела позволяющего принятие этих двух вышеуказанных законов, также необходимо внести изменения и дополнения в Закон «О государственном административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)».
Предлагаемые эти два закона ранее никогда не были приняты законодательным органом государственной власти республики, в отличие от закона «О государственном административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)». Принятие двух вышеуказанных Конституционных Законов усилят государственное устройство Республики. Они не должны настораживать федеральный центр и тем более республиканское руководство. Эти законы наоборот будут способствовать преодолению конституционного кризиса, существующего из-за неправильной организации местного самоуправления. Руководство республики должно действовать смело, так как не предстоит нарушение федерального законодательства. В случае принятия этих законов такой опыт будет полезен и для других субъектов Российской Федерации. Шестое. После восстановления государственного статуса улусов (районов) необходимо внести изменения и дополнения в Закон «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)».
В первую очередь надо создавать муниципальные районы, состоящие из нескольких наслегов внутри каждого улуса (района), то есть в административно-территориальном делении. При такой организации местное самоуправление никакого противоречия с Законом ФЗ № 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не происходит.
Например, п.п. 4, п.1 статьи 2 данного Закона гласит: «…муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенной общей территорией, в границах в которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации…».
В этой связи, вновь возвращаюсь к своей прежней схеме по созданию муниципальных районов внутри улусов (районов), которые должны быть подчинены местным органам государственной власти улусов (районов), являющихся составной частью государственного устройства Республики Саха (Якутия) в виде её административно-территориальных делений. На примере Мегино-Кангаласского улуса, смотрите Схему №1.
Только путём образования муниципальных районов внутри территорий улусов (районов), в соответствии с требованиями ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно восстановить утраченное государственное устройство Республики Саха (Якутия). Смотрите Схему №2.
После принятия закона Российской Федерации № 131 «Об общих принципах организации местных органов самоуправления в Российской Федерации» внесены 168 изменений и дополнений по состоянию на 5 мая 2020 года. Если в первозданном виде этот закон имел божеские намерения, то сейчас после этих многочисленных изменений и дополнений муниципальные образования превратились в резервации.
После последних изменений и дополнений по итогам народного голосования 1 июля 2020 года Конституции Российской Федерации не исключено, что муниципальные образования превратятся в пещеру, из которого невозможно будет выйти.
В связи с последними изменениями и дополнениями Конституции Российской Федерации предполагается организация публичной власти на территории субъектов согласно требованиям нового федерального законодательства. Чтобы не допустить такое надо передать некоторые государственные полномочия наслегам.
Обращаю ваше внимание на прошлый опыт Нерюктяйинского наслега Мегино-Кангаласского улуса, который в декабре 2000 года по результатам проведённого местного референдума стал муниципальным образованием. Данный референдум состоялся вопреки противодействиям бывшего Президента Республики Саха (Якутия) Николаева Михаила Ефимовича.
Он привлёк представителей Мегино-Кангаласского улуса, работающих в государственных и общественных структурах для получения отрицательного решения в этом референдуме. При этом особенно отличились администрация Мегино-Кангаласского улуса во главе Артемьевым Георгием Михайловичем и республиканская общественная организация «Дойду Ситимэ». Прекрасно помню выступления Охлопкова Филиппа Гаврильевича и Бурнашова Роберта Андреевича на наслежном телевидении с предложением не торопиться с переходом на самоуправление.
Хотя Нерюктяйинский наслег по итогам референдума перешёл на самоуправление, но в связи с упорными указаниями Президента Николаева Михаила Ефимовича за весь 2001 год не получил полномочия в соответствии действующего законодательства.
Только в 2002 году вновь избранный Президент Республики Штыров Вячеслав Анатольевич дал указание передать все муниципальные полномочия согласно действующим законам. При этом он сказал: «Если не было никаких нарушений закона, передайте всё, что положено».
Назначенный в начале 2002 года министр финансов республики Берёзкин Эрнст Борисович организовал прямое взаимодействие министерство финансов с руководством муниципального образования «Нерюктяйинский наслег». В результате конструктивной работы министерства финансов по финансированию переданных в соответствии с законодательством полномочий бюджет наслега вырос на 2,9 раза. Администрация наслега, коллективы общеобразовательного и дошкольного учреждений, жилищно-коммунального и других социальных структур были приятно удивлены перечнем различных видов выплат в связи с их финансированием.
Было бы полезно, если государственные органы Республики Саха (Якутия) начали передачу государственных полномочий наслегам, разрабатывая специальные законы республики. Для этого необходимо вновь возвращаться к прошлому опыту Нерюктяйинского наслега Мегино-Кангаласского улуса.
Передача государственных полномочий органам местной власти и муниципальным образованиям, в какой-то мере, будет регулировать предстоящий тяжёлый пресс федерального законодательства. Седьмое. Город Якутск – столица Республики Саха (Якутия) органами государственной власти республики не обеспечен чётко выстроенным законодательством и социально-экономической программой развития.
Современный Якутск, где проживает более 1/3 части населения республики, находится в вакууме хаоса по всем направлениям своей жизнедеятельности.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1999 года З № 124-II был принят закон «О статусе столицы Республики Саха (Якутия) – города Якутска». Данный закон полностью соответствовал требованиям Конституции Республики Саха (Якутия), где часть 2 статьи 45 гласит о том, что Якутск является городом республиканского значения. Таким образом, город Якутск в Конституции был включён в виде административно-территориального деления государственного устройства.
Но 30 ноября 2004 года, после принятия закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» № 174-З № 355-III, не стало данного административно-территориального деления – города республиканского значения Якутска. Этим законом были созданы муниципальные образования городской округ «город Якутск» и городской округ «Жатай».
После того, как город республиканского значения Якутск, который являлся административно-территориальным делением государственного устройства Республики Саха (Якутия) стал муниципальным образованием городской округ «город Якутск», 14 апреля 2011 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)» З № 754-IV, где статья 1 гласит, что столицей Республики Саха (Якутия) является город Якутск.
В этом же законе статья 3 указывает о том, что территория столицы Республики Саха (Якутия) является территорией городского округа «город Якутск» в границах, установленных законом Республики Саха (Якутия). Данная статья говорит о том, что на одной и той же территории находятся город Якутск – столица Республики Саха (Якутия) и муниципальное образование городской округ «город Якутск».
На основе данного закона столицей Республики Саха (Якутия) фактически стала муниципальное образование городской округ «город Якутск». Муниципалитет стал столицей республики. Значит, с этого момента для столицы республики основополагающим стал Закон ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а не Конституция Республики Саха (Якутия).
Статья 6 закона «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)» З № 754-IV о полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) связанные с осуществлением городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия) обтекаемо обходится перечислением только семи пунктов, которые не являются характеризующими статус столицы республики.
В этом законе размывается статья 45 Конституции Республики Саха (Якутия) о статусе города Якутска как города республиканского значения и подчёркивается муниципальный статус городского округа.
Зачем и кому нужна такая двусмысленность? Лучше примите закон и указывайте, что столицей Республики Саха (Якутия) является муниципальное образование городской округ «город Якутск». Тогда население Якутска поймёт реальную ситуацию, что город Якутск имеет только муниципальные полномочия.
Теперь обратимся к Уставу муниципального образования городской округ «город Якутск». В Уставе не указаны, какие полномочия столицы возложены на городской округ «Город Якутск», а также не зафиксированы государственные полномочия, переданные органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
В городском округе «город Якутск» на основании пункта 1 статьи 45 Устава созданы административные территории:
округа – Автодорожная, Гагаринская, Губинская, Промышленная, Октябрьская, Сайсарская, Строительная, Центральная. Эти округа созданы с незначительными муниципальными полномочиями. Вместо них почему нельзя создавать внутригородские районы согласно Закону РФ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме округов созданы микрорайоны – Кангалассы, Марха, сёла – Маган, Пригородная, Табага, наслега – Тулагино-Кильдямцы, Хатасский, которые на самом деле являются лакомыми кусками для проведения земельных афёр. Их прямая подчинённость городскому округу «город Якутск» полностью лишила у них самостоятельности.
Я ознакомился с законами и уставом, которыми руководствуется городской округ «город Якутск». Как видно в них нет ничего, кроме запутанного двойственного понятия между городом, который является административно-территориальным делением государственного устройства республики и муниципалитетом со статусом городского округа.
Такая двойственность позволила руководству городского округа «город Якутск» разработать программу по социально-экономическому развитию до 2025 года, составленную общими словами без стратегии перспективного и текущего развития.
Благие намерения этой программы не имеют научного обоснования. Думаю, что программа социально-экономического развития города Якутска не должна ограничиваться утверждением на уровне администрации городского округа «город Якутск» и Якутской городской Думы.
Перспектива развития столицы нашей республики требует особого отношения со стороны государственных органов власти Республики Саха (Якутия). Поэтому данная программа должна иметь статус государственного договора между Главой Республики Саха (Якутия), Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с одной стороны и Главой городского округа «город Якутск», Якутской городской Думой с другой стороны.
Программы долгосрочного социально-экономического развития всех улусов (районов) должны разрабатываться с участием государственных органов Республики Саха (Якутия) и иметь статус государственного договора между этими субъектами. Только таким образом можно прекратить вредную практику принятия программ социально-экономического развития городов и улусов (районов) для отвода внимания населения республики с целью, лишь бы отсидеть главам и депутатам избранный срок.
За последние десятилетия сильно увеличилась численность населения города Якутска. (Смотрите Схему №3).
Как видно, с 1992 года по 2020 год население города Якутска увеличилась на 129 987 человек, то есть на 66,8 %. Другими словами более 1/3 часть населения республики живёт в городе Якутске.
На вопрос, в связи с какой социально-экономической программой республики или города в таком количестве увеличилось население города Якутска ни один из руководителей республики и города не ответит. Потому что приток такого количества людей в Якутск не связан с развитием отраслей экономики города, созданием новой городской инфраструктуры и крупных федеральных, республиканских ведомств. Это произошло в результате отсутствия контроля и регулирования миграционных процессов республиканскими, а также городскими органами власти.
Заинтересованность представителей ближнего зарубежья заниматься в столице нашей республики строительством, куплей-продажей земельных участков, торговлей и общегородским транспортом привлекает усиленное внимание и полномасштабную опеку руководителей республики и города.
В то же время не отрицаю, что увеличение численности Якутска происходит за счёт миграции сельских жителей республики из-за общего ухудшения уровня их жизненного благосостояния, связанного с безработицей.
Иммигранты по сравнению с местными сельскими жителями нашли способ быстро находить общий интерес с власть имущими. Взаимопроникновение их интересов – доброжелательная улыбка и грязные руки. Кроме того, они имеют наглость организованно поддерживать на выборах руководителей республики и города. В дальнейшем такое безобразие в столице нашей республики больше терпимым быть не может.
Убеждён в том, что город Якутск должен стать снова городом республиканского значения с государственным статусом и в соответствии этим необходимо разработать и принять чётко выстроенный закон «О столице Якутск – города республиканского значения» и государственную программу его перспективного социально-экономического развития с разбивкой по годам. Для этого необходимо изучить и рассмотреть следующие вопросы:
В настоящее время в городе Якутске проживает 322 987 человек, то есть более 1/3 части населения республики.
Как я уже отметил, на вопрос, в связи с какими перспективными и текущими планами произошёл приток людей в столицу – город Якутск, от руководителей республики и городского округа «город Якутск» ответа не получим.
Такое увеличение численности населения города Якутска за последние 28 лет после распада Союза на 129 987 человек, то есть более 66,8 %, произошло без увязки с перспективным планированием социально-экономического развития. Это явный результат личной заинтересованности определённых лиц в руководстве республики и городского округа «город Якутск» в строительном бизнесе некачественного многоквартирного жилья с ипотечным кредитованием. Их интересы по получению сверхъестественного дохода строительными организациями, отрицая другие направления развития города, должны пресекаться.
При таком миграционным процессе никому в голову не приходит мысль об ухудшении демографической ситуации. До настоящего времени население в городе Якутске увеличивается стихийно без всякого регулирования со стороны республиканского и городского руководства, с полным отсутствием анализа демографической ситуации.
В случае очередной вспышки межнационального разбирательства каждый раз уговорить стороны дебатами многолюдных митингов в спортивном манеже «Триумф» будет очень сложно. Вопрос межнациональных отношений из года в год становится острым и трудно разрешимым во всём мире.
При дальнейшем государственном регулировании демографии в городе Якутске основным ориентиром является то, что город Якутск историческое место проживания саха, русских и коренных народов Севера. В Советском Союзе работала самостоятельная отрасль науки – наука народонаселения. В те годы субъекты государства и города развивались на основе научных обоснований. Так что вопрос о регулировании численности населения города Якутска – не пустая выдумка. продолжение..Республика – государство в скобке -3
Михаил САННИКОВ, член Союзажурналистов России. Общественно-политическая газета «Туймаада» №524 от 27.08.2020 г.