Общественная организация «Якутия — Наше Мнение» провела антикоррупционную экспертизу Федерального закона «О полиции»; Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД РФ №80 от 29.01.2008г.; статьи 144 Уголовного кодекса РФ; Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 46-ФЗ от 28.03.2017 г. и предложила меры, направленные на устранение факторов, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей журналиста.
Предложения нацелены на устранение положений законов, которые позволяют:
-полицейским проводить произвольные незаконные задержания журналистов во время проведения массовых мероприятий;
-коррумпированным чиновникам, правоохранителям и судьям незаконно преследовать журналистов за их расследования и критику, в том числе путем фальсификации уголовных дел;
-судьям незаконно запрещать журналистам вести фото- и видеосъемку открытых судебных процессов.
— Эти негативные моменты только усиливают произвол и беззаконие в России, формируют у коррупционеров чувство вседозволенности и безнаказанности, — говорит в комментарии к экспертизе руководитель организации «Якутия — Наше Мнение» Степан Петров.
— Произвольные задержания журналистов, преследование журналистов за их расследования и критику, запрет журналистам вести фото- и видеосъемку открытых судебных процессов является прямым подавлением гражданских прав и свобод, прежде всего, права на доступ к информации.
— Таким образом нарушаются права не только журналистов, но и граждан России.
— Люди имеют право знать правду о происходящем на митингах, о коррупции и судебных делах.
Ниже приводим полный текст комментария Степана Петрова к антикоррупционной экспертизе.
Журналистика России должна быть независимой и свободной.
Прежде всего, от полицейского произвола, преследования и запретов.
В связи с этим мною разработаны конкретные предложения по корректировке законодательства.
Надеюсь, что журналистское сообщество и гражданское общество поддержит их.
Предложения нацелены на устранение пробелов и недостатков законов, которые позволяют:
-полицейским проводить произвольные незаконные задержания журналистов во время проведения массовых мероприятий;
-коррумпированным чиновникам, правоохранителям и судьям незаконно преследовать журналистов за их расследования и критику, в том числе путем фальсификации уголовных дел;
-судьям незаконно запрещать журналистам вести фото- и видеосъемку открытых судебных процессов.
Эти негативные моменты только усиливают произвол и беззаконие в России, формируют у коррупционеров чувство вседозволенности и безнаказанности.
Значительно снижается информационная открытость и освещенность актуальных событий.
Произвольные задержания журналистов, преследование журналистов за их расследования и критику, запрет журналистам вести фото- и видеосъемку открытых судебных процессов является прямым подавлением гражданских прав и свобод, прежде всего, права на доступ к информации.
Таким образом нарушаются права не только журналистов, но и граждан России.
Люди имеют право знать правду о происходящем на митингах, о коррупции и судебных делах.
Однако некоторые заинтересованные лица, злоупотребляя служебными полномочиями, мешают этому.
Это недопустимо в демократическом государстве и устанавливает диктатуру и авторитаризм.
Это становится инструментом запугивания общества, когда власть имущие открыто показывают, что незаконному преследованию и ограничению прав могут быть подвергнуты журналисты, большинство из которых являются людьми с активной гражданской позицией и чья деятельность направлена на защиту интересов всего общества. Они объективно информируют общество о происходящем, формируют общественное мнение и взывают окружающих к чувствам ответственности и сопричастности.
Журналисты являются локомотивом гражданского общества в своем стремлении обеспечить соблюдение гражданских прав и свобод, внося свой посильный вклад в формирование демократического правового государства.
Они освещают актуальные проблемы общества и государства, подключая к решению проблем правозащитников, юристов, общественные организации.
Без журналистов:
-с одной стороны, общество не узнало бы о позитивных результатах деятельности правозащитников, юристов, гражданских активистов по защите гражданских прав и решению актуальных проблем;
-с другой стороны, правозащитники, юристы, гражданские активисты не могли бы ознакомиться с наиболее острыми проблемами.
Таким образом, журналисты обеспечивают функционирование механизма гражданского контроля за властью.
Поэтому необходимо уделить особое внимание нарушениям прав журналистов, выступающих в роли проводников интересов населения по многим вопросам и в различных сферах жизни.
Необходимо отметить роль в обществе журналистов–расследователей.
Журналистское расследование может быть более эффективным и результативным, чем официальное расследование, проводимое государственными правоохранительными органами.
Особенно в случаях, когда дело касается высокопоставленных чиновников, руководителей правоохранительных органов и судей, так как они обладают значительными возможностями повлиять на ход следствия.
Журналист не имеет полномочий правоохранителей, но не ограничен сроками и процессуальными требованиями, как правоохранители.
На качество и объективность официального следствия может повлиять давление самих коррупционеров. Часто, ввиду загруженности следственные работники просто не успевают изучить все материалы и обстоятельства дела, иногда им не хватает опыта и знаний, что приводит к неудовлетворительным результатам расследования коррупционных дел.
Важные свидетели, обладающие значимой информацией, хорошо осведомлены об уровне коррумпированности правоохранительных органов.
Поэтому они избегают контактов с правоохранителями, обоснованно опасаясь утечки информации и применения к себе неправовых методов воздействия.
В этих условиях они склонны обращаться к независимым субъектам, которыми могут быть журналисты.
В результате опытный журналист-расследователь, имея достоверные источники информации, обладая достаточным жизненным опытом и временем, может беспристрастно проанализировать материалы и объективно сделать выводы.
Важным является наличие у журналистов-расследователей соответствующей мотивации – желания служить интересам общества и государства.
Это присуще практически всем настоящим журналистам-расследователям, так как риски несопоставимы с потенциальной позитивной отдачей (награды, поощрения, известность, повышение по должности, деловые предложения по написанию материалов и т.д.).
В ходе журналистского расследования журналист подвергается риску физической расправы, инициации незаконного уголовного преследования и другим неправовым мерам воздействия.
В случае реализации предложений произойдут следующие позитивные сдвиги:
-полицейские не смогут произвольно и незаконно задерживать журналистов во время проведения массовых мероприятий;
-появится возможность для привлечения к уголовной ответственности коррумпированных чиновников, правоохранителей и судей, незаконно преследующих журналистов за их расследования и критику;
-журналисты смогут вести фото- и видеосъемку открытых судебных процессов.
В таком случае граждане России получат доступ к объективной информации:
— о том, что происходит на улицах, о чем говорят люди и что их волнует;
— о многочисленных коррупционных делах чиновников, правоохранителей и судей;
— о ходе резонансных и общественно значимых судебных дел.
В целях выработки предложений по решению описанных проблем
наша организация провела антикоррупционные экспертизы в отношении:
-Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011г. «О полиции», Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД РФ №80 от 29.01.2008г.;
-статьи 144 Уголовного кодекса РФ;
-Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 46-ФЗ от 28.03.2017г.
1) Меры по устранению коррупциогенных факторов из Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011г. «О полиции», Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД РФ №80 от 29.01.2008 г.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов, а также в целях исключения нарушений прав журналистов при работе на массовых публичных мероприятиях,
когда они могут подвергнуться произвольным и незаконным задержаниям, им могут быть нанесены побои и применено чрезмерное физическое насилие,
необходимо внести изменения в :
- статью 8 «Открытость и публичность» Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011г. «О полиции»,
- раздел «Обращение сотрудников подразделений ППСП с гражданами» Устава патрульно-постовой службы полиции,
путем дополнения следующим текстом:
«Журналистам для подтверждения своего профессионального статуса достаточно предъявления пресс-карты, редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста.
Журналисты имеют право посещать места массовых скоплений граждан и присутствовать на митингах и демонстрациях.
Во время проведения массовых мероприятий не допускается произвольно и безосновательно задерживать журналистов, применять к ним физическую силу и специальные средства при условии демонстрации или предъявления пресс-карты или редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста».
Необходимо:
внести соответствующие изменения в ведомственные правовые акты МВД РФ, регламентирующие порядок действий личного состава при проведении массовых мероприятий, в том числе:
-Приказ МВД России от 25.11.2019г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах»;
-Приказ МВД России от 05.10.2013 № 825дсп «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах».
2) Меры по устранению коррупциогенных факторов из статьи 144 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов и исключения незаконного уголовного преследования журналистов, ведущих расследование коррупционных правонарушений или критикующих деятельность должностных лиц
необходимо:
— внести изменения в статью 144 Уголовного кодекса РФ
путем замены текста
«3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, -»
на следующий текст:
«3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества либо с незаконным возбуждением уголовного дела в отношении журналиста или его близких, а равно с угрозой применения такого насилия, -».
3) Меры по устранению коррупциогенных факторов из Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 46-ФЗ от 28.03.2017г.
Данный закон вводит ограничение на ведение фото- и видеосъемки, а также видео- и аудиотрансляцию с открытых заседаний суда,
что нарушает законодательную норму об открытости и гласности судопроизводства, противоречит:
— статье 29 Конституции РФ
«4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»;
-статье 123 Конституции РФ
«1. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом»;
-статье 9 «Гласность в деятельности судов» Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
«Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Закон также противоречит инструктивным указаниям Верховного Суда РФ, представленных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. №35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», в частности, указавшем, что:
-гласность судопроизводства обеспечивается возможностью присутствия в открытом судебном заседании представителей редакций средств массовой информации (журналистов);
-присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации;
-журналист выполняет общественный долг, не допускается чинение препятствий и отказ им в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности;
-посетителям и представителям редакций средств массовой информации (журналистам) с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой должен быть обеспечен свободный вход в здание суда,
что приводит к негативной правоприменительной практике, выражающейся в безосновательных запретах журналистам на вход в суды, ведение фото- и видеосъемки, видео- и аудиотрансляций с открытых заседаний суда.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов необходимо отменить Федеральный закон № 46-ФЗ от 28.03.2017г.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов, а также:
-обеспечения возможности журналистам присутствовать в открытом судебном заседании;
-недопущения чинения препятствий журналистам и отказов им в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности;
-обеспечения свободного входа в здание суда журналистам с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой.
необходимо:
— внести соответствующие изменения в правовые акты, регламентирующие правила пропуска в суды и присутствия в открытых судебных заседаниях
С экспертизами можно ознакомиться по ссылке
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия — Наше Мнение»