ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЯКУТИЯ - НАШЕ МНЕНИЕ»:
46 СЕССИЯ СОВЕТА ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ЭКСПЕРТНЫЙ МЕХАНИЗМ ООН ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ
С 22 февраля по 23 марта 2021 года в Женеве, Швейцария проходит 46 сессия Совета ООН по правам человека.
На очередной сессии выступили Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет.
Также участие принимают главы государств, представители дипломатических миссий, должностные лица ООН, гражданские активисты.
В рамках реализации полномочий Неправительственной организации со Специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН Общественная организация "Якутия - Наше Мнение" внесла свой вклад в международный правозащитный процесс.
На 46 сессию Совета ООН по правам человека представлено два письменных обращения под названиями:
-«Россия – не свалка ядерных отходов со всего мира: каждая страна должна утилизировать ядерные отходы на своей территории»;
-«Остановить террор правозащитных организаций и гражданского общества России»;
а также было направлено одно устное видеобращение.
Обращения на русском языке приведены ниже. На английском языке с обращениями можно ознакомиться по представленным ниже ссылкам.
Необходимо отметить, что в условиях пандемии мероприятия проходят в режиме видеоконференции. В течение года ожидается снятие ограничений, что даст возможность принять непосредственное участие в международных мероприятиях.
Наша организация "Якутия - Наше Мнение" планирует уже в этом году совершить ряд Официальных визитов в зарубежные Штаб-квартиры ООН, в ходе которых будут проведены переговоры и консультации с представителями органов ООН, дипломатических миссий иностранных государств и других заинтересованных сторон по широкому спектру рассматриваемых вопросов.
Первое обращение посвящено Проблеме ввоза в Россию ядерных отходов и строительства ядерных могильников, что угрожает жизни и здоровью населения. Только из Германии планируется ввезти 12 000 тонн ядерных отходов.
В обращении Я, Степан Петров и Тагир Кагарманов от лица наших организаций выступили против нарушений, связанных с данной проблемой.
По данной теме запланирован ряд мероприятий, основными из которых являются:
-разработка иска в суд по оспариванию Постановления Правительства РФ №540 от 30 апреля 2019 года, которое предусматривает направление 5,1 миллиарда рублей на создание 7 объектов - источников радиоактивного заражения;
-разработка Обращений в органы ООН, ЕС, межгосударственные и международные организации в целях прекращения ввоза ядерных отходов из иностранных государств в Россию и строительства ядерных могильников;
-выступления на мероприятиях ООН в Женеве и Нью-Йорке, направление материалов для включения в доклады органов ООН;
-выступление в парламенте Германии – Бундестаге, установление контактов с немецкими депутатами, выступившими против вывоза ядерных отходов из Германии.
Для реализации антиядерного проекта в ООН координатор Общественно-экологического движения «#СтопКамбарка» Тагир Кагарманов из Нефтекамска Республики Башкортостан назначен мною Представителем Общественной организации «Якутия – Наше Мнение».
Он уполномочивается делать устные и письменные заявления, касающиеся данного проекта, на различных мероприятиях ООН.
Тагир Кагарманов выступил с видеообращением против ввоза ядерных отходов в Россию к 46 сессии Совета ООН.
Ознакомиться с ним можно по следующей ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Ny0C_dlYUn8
Видеообращение будет транслироваться в прямом эфире по Интернет-телевидению ООН по адресу http://webtv.un.org
После трансляции выступления устное обращение будет опубликовано в электронной системе Экстранет по адресу https://extranet.ohchr.org/sites/hrc/HRCSessions/RegularSessions/46session/Pages/Oral-statements.aspx
Межрегиональная консолидация общественных деятелей в деле решения общероссийских проблем имеет большое значение. Важно отрабатывать проблемы совместно не только на региональном и федеральном уровне, но и на международном уровне, что является весьма актуальным с учетом частого возникновения ситуации исчерпания средств внутренней правовой защиты в России.
Действия единомышленников из разных регионов страны направлены на комплексный, системный и всесторонний анализ проблемы. Совместная постановка различных проблем в ООН и других международных организациях отражает их влияние в разных регионах и обеспечивает должную обоснованность доводов.
Все это усиливает голос гражданского общества России, а также повышает уровень и эффективность правозащитной деятельности на международном уровне.
Второе обращение связано с Проблемой беспрецедентного давления на гражданское общество России.
Это сопоставимо с настоящим террором.
В настоящее время последний оплот гражданских прав в России - независимые правозащитные организации подвергаются незаконному преследованию.
Планомерное уничтожение независимых правозащитных организаций, способных противостоять коррумпированным чиновникам, правоохранителям и судьям, в условиях тотального распространения коррупции во всех ветвях власти провоцирует обвальный рост бесправия населения, произвола и беззакония во всех сферах жизни.
С учетом сложившейся негативной ситуации наша организация «Якутия – Наше Мнение» корректирует стратегию и тактику своей работы.
Нами проводится всесторонний анализ рисков противодействия нашей деятельности.
Разрабатываются наиболее оптимальные формы и методы работы, отрабатываются превентивные мероприятия по отражению действий недружественного характера.
На официальном сайте Совета ООН по правам человека опубликованы оба письменных обращения на английском языке для ознакомления участников сессии и учета при принятии итоговых решений ООН. На русском языке обращения приведены ниже.
Ознакомиться с обращениями можно по следующим ссылкам.
- Обращение против ввоза ядерных отходов в Россию - https://bit.ly/2O1nDeQ
- Обращение остановить террор гражданского общества России - https://bit.ly/3bmc6PS
При некоторых настройках операционной системы эти ссылки могут быть недоступными. Поэтому дополнительно с документами можно ознакомиться в файловом архиве организации по следующим ссылкам.
- Обращение против ввоза ядерных отходов в Россию - https://bit.ly/3bkJ7Mr
- Обращение остановить террор гражданского общества России - https://bit.ly/3c5Wbo9
Оба обращения также приведены в разделе «Письменные обращения НПО», где представлены доклады всех организаций. На странице 2 раздела необходимо выбрать английское название организации «Yakutia - Our Opinion».
Раздел «Письменные обращения НПО» доступен по адресу https://ap.ohchr.org/documents/sdpage_e.aspx?b=10&se=216&t=7
* * * * *
Также был подготовлен Аналитический обзор на тему «О праве коренных народов на самоопределение» на примере Республики Саха (Якутия) для включения в Исследование Экспертного механизма ООН по правам коренных народов 2021 года на тему "О праве коренных народов на самоопределение ".
14-я сессия Экспертного механизма запланирована на 12-16 июля 2021 года.
Экспертный механизм по правам коренных народов обеспечивает Совет ООН по правам человека экспертным опытом и консультациями по правам коренных народов согласно положениям Декларации ООН о правах коренных народов, а также оказывает помощь государствам-членам в деле реализации прав коренных народов.
Обзор пока представлен только на английском языке и доступен по адресу http://ouropinion.pro/?page_id=341.
Представим небольшую выдержку на русском языке из обзора.
* * * * *
Республика Саха (Якутия) – крупнейший регион России, национальная республика, где проживают коренные народы.
Эта тема актуальна для России. Она полна противоречий.
Размытость основных дефиниций, противоречивость опыта, подходов и политическая ангажированность обусловливают значительное расхождение позиций по целому ряду аспектов.
Пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 года содержит:
«1. Республика Саха (Якутия) является суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение».
В начале 1990-х год с Москвой был подписан Федеративный договор, который дал республике значительные полномочия и возможности во многих сферах жизни.
В начале 2000-х годов начался процесс централизации властных полномочий.
В результате этого Республика Саха (Якутия) лишилась многих экономических возможностей и полномочий по управлению регионом.
В целом, действия по реализации существующего де-юре права коренных народов на самоопределение в контексте определения политического статуса территорий официальными органами власти России трактуются как сепаратизм, экстремизм и призывы к нарушению целостности государства. Де-факто это является уголовно наказуемым деянием.
Ситуация продолжает ухудшаться.
В 2020 году в часть 1 статьи 67 Конституции России внесена норма о федеральных территориях.
Статус «федеральной территории» подразумевает выделение этих земель из федеративной системы и подчинение их общефедеральной власти.
То есть эти территории выходят из подчинения субъектов Российской Федерации, в том числе из подчинения национальных республик - регионов, где проживают коренные народы.
Таким образом, это угрожает территориальной целостности и суверенитету национальных республик России.
Границы мест проживания коренных народов могут быть изменены в одностороннем порядке. Коренные народы России могут быть изгнаны со своих земель на законных основаниях.
Это уже приведет к тотальному и грубейшему нарушению фундаментальных прав коренных народов России.
Таким образом, Мы имеем более серьезную проблему, чем проблема «территорий опережающего развития», которая касается Закона о территориях опережающего развития 2014 года, который создает условия для изгнания коренных народов России с их исконных земель.
Рассмотрим право на самоопределение в контексте процесса Деколонизации.
Это стало примером восстановления исторической справедливости и является закономерным результатом реализации права народов на самоопределение.
После этого страны-колонизаторы были обязаны компенсировать ущерб бывшим колонизированным странам и территориям.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» стала основой конструктивного взаимодействия противоположных сторон по стабилизации взаимоотношений. Но для этого нужно пройти последовательные этапы: постановка проблемы, публичное обсуждение, анализ ситуации, выявление истины, признание, покаяние, компенсация ущерба и вреда.
Это позволило избежать негативных тенденций:
-с одной стороны, продолжения народно-освободительных движений и эмоциональных обвинений пострадавшей стороны в адрес колонизаторов и эксплуататоров;
-с другой стороны, продолжения колониальной политики или агрессивных выпадов «взять реванш» и «навести порядок».
В 2006 году Россия не поддержала одобренную Советом ООН Декларацию прав коренных народов, ссылаясь якобы на противоречие российскому законодательству права коренных народов на земли, природные ресурсы, право на компенсацию. Россией было предложено ограничение прав коренных народов «рамками национальных правовых механизмов и конституций государств».
Политическому руководству России нужно, прежде всего, соблюдать «принцип равноправия и самоопределения народов», закрепленных международным правом, а лишь после этого жестко пресекать сепаратистские и экстремистские попытки развала государства и нарушения его целостности.
Я уверен, если бы у нас соблюдались в полном объеме гражданские и политические права всех граждан, то большинство деструктивных тенденций удалось бы избежать.
В большинстве случаев террористами и экстремистами не рождаются, а становятся по мере осознания несправедливости жизни. И люди втягиваются в деструктивные действия не из-за праздного любопытства и легкомыслия, а по причине отсутствия достойной жизни.
Отказ России одобрить Декларацию ООН о правах коренных народов и признания прав коренных народов стало результатом применения политики «двойных стандартов».
В условиях невозможности реализации права на достойную жизнь (достаточный жизненный уровень) большинство коренных народов России живут в нищете, несмотря на наличие природных ресурсов на их территории проживания.
Большинство недродобывающих компаний России, осуществляющие деятельность в на территориях проживания коренных народов, нацелены на хищническое изъятие ресурсов и обогащение любыми путями в нарушение норм производственной и экологической безопасности, экологических прав граждан.
Коренные народы страдают от негативных социальных явлений, таких как неблагоприятная экологическая обстановка, алкоголизм, суициды, преступность.
Таким образом, многие проблемы требуют решения на государственном уровне.
Однако, их решение на национальном уровне затруднено по причине функционирования системы государственного управления, не заинтересованной в реальном решении проблем и защите прав граждан.
Согласно конституции Российская Федерация - это федеративное государство, имеющее следующую структуру: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
К сожалению, федеральные чиновники и депутаты, зачастую, принимают в решения в ущерб интересам регионов и их населения, лоббируют интересы недродобывающих компаний. Ущемление прав регионов ярко демонстрирует несправедливая налоговая политика, когда большая половина налогов и отчислений уходит в Москву. В результате
самодостаточные регионы становятся дотационным и вынуждены просить финансовой помощи у федерального центра.
Несмотря на то, что значительная часть природных ресурсов добывается в Сибири и Дальнем Востоке, преимущественно обогащаются олигархи - владельцы недродобывающих компаний, уводящие денежные потоки зарубеж в оффшоры. Эти олигархи являются ставленниками высокопоставленным федеральных чиновников.
В этих условиях возрастает роль руководства регионов. Однако, в регионах насаждаются зависимые главы, которыми можно манипулировать. В основном, это ставленники местных коррумпированных правящих кругов, на которых имеется компромат, с помощью чего ими легко управлять. Фактически, большинство региональных руководителей не защищают интересы регионов и населения, а обслуживают интересы федеральных олигархических группировок, содействуя хищническому изъятию ресурсов и подавляя местное население.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в регионах России, в том числе Якутии, органы государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) федерального и регионального уровня фактически действуют:
-не в интересах регионов и их жителей;
-а в интересах федерального центра и крупных компаний, цель которых «выжатие всех соков» из регионов - обогащение за счет природных ресурсов, прибыльных бизнесов и других источников.
В этих условиях Мы нуждаемся в дополнительных правовых инструментах, одним из которых могут быть нормы международного права, касающиеся прав коренных народов.
В условиях отказа органов власти России всех уровней от эффективной защиты прав граждан необходима консолидация заинтересованных лиц в защите своих прав – представителей коренных народов на базе общественных организаций (объединений) коренных народов.
Необходимо консолидировано добиваться имплементации Декларации ООН о правах коренных народов, Конвенции МОТ № 169 и других международных документов, касающихся прав коренных народов, в законодательство и правоприменительную практику России.
Их реализация должна быть взаимоувязана с реализацией положений Международного билля о правах человека, в состав которого входит Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека.
Принятие Декларации в России, где проживает более 190 народов, позволило бы эффективно закрепить и защитить права коренных народов.
Положения Декларации ООН о правах коренных народов не нарушают права других народов и территориальной целостности государства, а лишь помогают обеспечить благоприятное жизненное пространство коренным народам, ведущим традиционный образ жизни и живущих в исконных местах обитания.
* * * * *
Вы можете ознакомиться с Обращениями на русском языке:
-«Россия – не свалка ядерных отходов со всего мира: каждая страна должна утилизировать ядерные отходы на своей территории»;
-«Остановить террор правозащитных организаций и гражданского общества России»
в полном варианте материала по адресу http://stepanpetrov.blogspot.com/2021/03/46-22-23-2021-46.html
Степан Петров,
Руководитель Общественной организации «Якутия - Наше Мнение»
тел. 8-914-224-24-11
|