10 апреля 1892 года в тогдашнем 1 Юсальском, ныне Дулгалахском наслеге Верхоянского улуса, в семье зажиточного инородца Семена Васильевича Ефимова из местности Туран родился мальчик, названный Георгием.
Громкое имя в честь символа Российской империи — Георгия Победоносца в какой-то мере оправдало себя. Мальчик впоследствии стал одним из неординарных личностей якутской интеллигенции начала 20-го века – Георгием Семёновичем Ефимовым.
Драматическая судьба и имя Г. С. Ефимова долгое время, вплоть до конца 90-х годов прошлого века, были в забвении. И связано это было, прежде всего, с историческими и идеологическими спорами вокруг событий гражданской войны 20-х годов прошлого века с делением на «красных» и «белых». Драматизм судьбы Г. С. Ефимова особо выделяется на фоне личностей тех трагических времен тем, что волею судьбы, рока, хода событий того времени он оказался и среди «красных», и среди «белых». Причем, и на той, и на другой стороне он был на высших руководящих постах.
После установления советской власти в Якутии, в 1920 г., он по приглашению М. К. Аммосова и П. А. Слепцова (ещё не Ойунского), вставших у руля новой власти, принял непосредственное участие в работе советского руководства. Стал членом Ревкома области от имени беспартийного сословия, возглавил управление по вопросам образования и культуры. В этом, как пишут исследователи, решающую роль сыграло то, что Георгий Семёнович в 1917-18гг. учился вместе с будущим Ойунским — Платоном Слепцовым в Томском университете. П. Слепцов на педагогическом, Г. Ефимов на юридическом факультетах. И когда М. Аммосов, после поездки в Москву и получения мандата от Сибревкома, поручил П. Слепцову заняться подбором руководящих кадров новой советской власти в Якутии, одним из первых на работу был приглашён Г. Ефимов.
Г. Ефимов был включён в состав Комиссии по учреждению автономии республики. Отвечал за юридическую сторону работы Комиссии, а именно по вопросам составления Конституции автономной Якутии. В составе Комиссии ездил в Москву. Активно работал с Сибревкомом. Но в конце 2021года, в самый разгар белого восстания против советской власти, начался новый неожиданный этап в судьбе Г. Ефимова.
Как известно, выступление против советской власти под белым флагом в 1921 г., быстро охватившее почти всю Якутскую область, было вызвано террористическим перегибом карательных, силовых органов новой власти против так называемых классово чуждых элементов — зажиточной прослойки, купцов, бывших улусных голов и наслежных старейшин, просто богатых граждан. М. Аммосов и П. Слепцов — Ойунский сразу же стали отстаивать перед руководством Советской России оценку и термин этого выступления против советской власти как «восстание» и «повстанцы». И начали работать над использованием этого политического фактора как дополнительного экстренного усиления своих позиций для предоставления статуса автономии Якутской области.
По некоторым данным, в конце 1921 года член областного ревкома, член комиссии по учреждению автономии Г.С. Ефимов неожиданно переходит к белым. И не только переходит, а в марте 1922 г. в Чурапче на учредительном съезде ВЯОНУ (Временное Якутское Областное Народное Управление) избирается председателем этого белого правительства Якутии.
После этого съезда события начали развиваться стремительно. Советское руководство в Москве, всерьез встревоженное разрастанием белого движения в далёкой от Москвы, но достаточно близкой от Японии, Америки, дальневосточной провинции, вконец решился предоставить Якутии статус Автономной Республики. Как и доказывали М. Аммосов и П. Ойунский, как только вышло решение о предоставлении Автономии, белое повстанческое движение в Якутии резко сошло на нет. Повстанцы массово прекращали борьбу.
Получилось так, что в какой-то мере и советское руководство Якутии во главе М. Аммосовым, П. Ойунским, И. Бараховым и др., и белое руководство повстанцев ВЯОНУ во главе А Г. С. Ефимовым создали Автономию республики, хоть и с разных сторон. Как две стороны медали.
Во второй половине 1922 года Г. С. Ефимов оказался во Владивостоке на переговорах с правителями белой Дальневосточной Республики, затем, как многие из руководства ВЯОНУ, в эмиграции в Японии, впоследствии в Китае. Дальнейшие следы неординарной судьбы Г. С. Ефимова установил народный писатель Якутии В. Е. Васильев – Харысхал, исследовавший архивы истории. Как оказалась, последние годы жизни Г. С. Ефимов провел в Китае, где проживал предположительно до 60-х годов прошлого века. В. Е. Васильев — Харысхал достоверно установил, что Г. С. Ефимов в Китае официально принял новое имя Е Бовень, женился на русской эмигрантке.
К сожалению, В. Е. Харысхалу не удалось завершить своих планов по дальнейшему исследованию судьбы Г. С. Ефимова, одного из тех, кто стоял у истоков учреждения Автономии республики, автора Конституции ЯАССР. Хочется думать, что теперь этот долг стоит перед другими, молодыми историками и исследователями.