Бастатан туран, Ойуунускай салалталаах Саха Сирин Киин Ситэриилээх Кэмитиэтин 1924 сыл, ахсынньы 27 күнүнээҕи «Обращение Президиума ЯЦИК к якутскому трудовому населению с разъяснением истинной природы шаманов» диэн ыҥырыытыттан быһа тардан ааҕыахха: «Там же, где люди стали образованными, где много школ, лечебниц и пр. просветительных заведений, шаманов нет и быть не может. ...Шаманство – большое зло. А шаманы ловкие и хитрые люди, с выгодой для себя использующие народную темноту и несчастье. ...Кто верит и уважает шаманов, тот поддерживает обман. ...До тех пор, пока народ не перестанет верить в духов и шаманов, встать на путь полного возрождения невозможно.
Мы с малыми силами желаем идти вперед, а шаманство в союзе с народной темнотой тянет нас назад, одурманивает сознание масс и обезличивает их волю. ...Упорствующие же пусть помнят, что иное они не заслужат, кроме как проклятия будущих поколений, отцов и дедов, которых они держали в темноте и ввергали в бездну беспросветного невежества. ...Наше слово якутской интеллигенции и всем культурным работникам, всеми силами помогите родному народу освободиться от мрачного шаманства, этого грубого наследия темного прошлого, ярко свидетельствующего об отсталости и невежестве родного народа, и усильте Вашу просветительскую работу. ...Мы глубоко верим, что культурными средствами, через школы и лечебницы, масса образумится и бросит вредное почитание шаманов. ...Пусть об этом помнят шаманы и их поклонники» диэбиттэр.
Өссө 1917 сыл ахсынньы 27 күнүгэр, табаарыһыгар М.К. Аммосовка саха төрүччүтүн, култууратын уонна инникигэ сайдар кэскилин туһунан суругар, маннык диэн саҕалыыр: «Считая себя родным и неотъемлемым членом своей нации начинающей эру своей исторической жизни, в настоящем, желал бы бросить взгляд на прошлое и настоящее, и тем раз и навсегда наметить путь для своей деятельности отчасти своих коллег современников» . Инньэ гынан, кини бу суругунан сахаҕа кэлэр кэскилин, кэнэҕэски кэм кэнчээри ыччатын иитиигэ-харайыыга ханнык хайысхаларынан үлэ барыахтааҕын ыйан-кэрдэн биэрбит. Олортон биирдэстэрэ, итэҕэл туһунан ыйытык этэ.
Кини манна этэринэн, сахалар ойууннааһынтан ураты, айыыларга итэҕэйэр итэҕэллээхтэр этилэрэ диир. Уруккутугар сайда сылдьыбыт сырдык итэҕэл өрүттэрэ кэнники кэмҥэ хара ойууннааһынынан солбуллубуттара уонна «если бы не подоспело христианство, то Якутская область дала бы действительную черную веру с черной магией (ап хомуһун) и бледный-бледный пучок доброго духа», диэбит .
Ойуунускай, былыргыны сэгэтэн көрдөххө, урукку дьыллар уорҕаларын арыйдахха эрэ биирдэ итэҕэл дьиҥ-чахчытын арыйыллыан сөбүн билэр этэ. Ол курдук, кини саха итэҕэлигэр сыһыаннаах сүрүннүүр үлэлэринэн «О происхождении религии», итиэннэ «Из царства колониального рабства в царство свободы.
Введение к истории якутов» диэн 1930 сыллаахха суруллубут автографтара, ол эбэтэр, бэйэтин илиитинэн суруйбут үлэлэрэ буолаллар.
Манна кини саха итэҕэлэ хайдах уларыйбытын, таҥаралар уонна иччилэр киһи-аймах күннээҕи олоҕун кытта ситимнэрин быһаарар.
Ааптар, дьахтар кэбтээх таҥаралары, иччилэри уонна абааһылары ааттыталыыр.
Кини ыһыах туһунан саманнык эппит: «Общий смысл и значение этого обряда понять иначе как моление восходящему солнцу, в лице которого должны были чествовать, несомненно, Юрюнг Айыы (белого создателя), как главного виновника произрастания травы и зелени, молочного изобилия, размножения скота и людей. Древние якуты были солнцепоклонниками. У якутов мы находим религиозную идеологию древнего пастушеского быта, так сказать, в чистом виде. Такая идеология, конечно, не могла бы родиться среди таежных дебрей холодной Якутии» .
Ойуунускай этэр: «Такова, несомненно, та обывательская логика, которая, будучи подогреваема христианским высокомерием завоевателей и ненавистью к инаковерующим, в конечном итоге должна была привести к сложению интересующей нас злостной клеветы, которая позже в устах примитивного этнографа Гмелина превратилась уже в научную истину» , диэбит.
Христианизация бэлиитикэтигэр сыһыанын Ойуунускай эмиэ ырылхайдык сырдаппыт. Кини суруйар: «У якутов, например, эпоха христианизации, которая в первое время, несомненно, сопровождалась распадением народа на два враждующих лагеря, сторонников и противников крещения, оставила в их фольклоре много злостных измышлений об обычаях и нравах якутов-язычников, искоренявшихся не мытьем, так катанием» .
Ойуунускай ити этиилэрэ архыып докумуоннарынан бигэргэтиллэллэр. Холобура, 1852 сыллаахха бүтүн Үөһээ Дьааҥы улууһугар 7.111 эр киһи олороро. Ити кэмҥэ бу улууска 115 ойууннааһынынан дьарыктаныыга куорҕаланар эр дьон суруллубут. Ол аата, 115 киһиттэн аҥаара эрэ да дьиҥнээхтик ойууннуур дьон буолар эбит буоллахтарына, 100 эр дьоҥҥо биирдии ойуун баар буолан тахсар. Бу, төһө да 5 таҥара дьиэтэ уонна 15 чосуобуна үлэлии туртарын иһин. Дьиктитэ диэн, ханнык да ыраахтааҕы саҕанааҕы докумуоннарга удаҕаттан ахсааннара ыйыллыбат. Кэлин, сэбиэскэй эрэ былаас кэлтин кэннэ ыйар буолбуттар.
Чукчалары ылан көрүөҕүҥ. 1927 сыл ыам ыйынааҕы перепись докумуонугар суруллубут: «Из разговора с чукчами никак не пришлось выяснить, какое они имеют представление о боге. Видно, что они никогда не задумывались об этом и больше склонны искать бога в солнце. Православное миссионерство не оставило среди чукоч никакого следа. Я не встретил ни одного чукчу, который бы знал хоть что-нибудь о Христе, даже не встречал такого, который бы у себя в стойбище хоть раз перекрестился, это они делают только тогда, и то очень редко, когда входят в дом русских поселений, причем крестное знамение получается очень неправильное и иногда выполняется левой рукой, простые же картины, повешенные в углах стен, принимаются за иконы и как видно это они делают из желания угодить хозяину дома, рассчитывая на хороший прием» .
Манна даҕатан эттэххэ, өссө «Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней» диэн кинигэҕэ сурруллубуту ахтыаҕын: «Христианство не оставило никаких следов среди чукчей, хотя формально несколько десятков из них числилось христианами. А.В. Олсуфьев, обследовавший в 1895 г. Анадырскую округу, писал: «Обращение чукоч в православие началось еще в начале нынешнего столетия, но пока не дало никаких ощутимых результатов... Сами обращенные остались верными прежним языческим обычаям». В 1905 г. уже другой уездный начальник сообщал: «Распространение христианства среди прианадырских чукчей идет весьма медленно и не имеет никаких устоев, кроме обрядовой стороны крещения». Попытка христианизации чукчей никаких изменений в их сознание не внесла...» , диэн.
Онон, христианствоны сахалар да, хотугу кыра ахсааннаах омуктар да атыттар курдук эттэринэн-сииннэринэн улаханнык ылымматахтара көстөр. Ол да буоллар, Ойуунускай даҕаны, эрдэтээҥи кэмнэригэр