У России может появиться «Северный поток-2» на юге?
К чему приведет желание РФ расширить экономическую деятельность в Каспийском регионе
Президент РФ Владимир Путин рассказал о том, что Россия, помимо уже реализуемых проектов, планирует расширять свою экономическую деятельность в Каспийском регионе.
«Есть планы не только довести до конца имеющиеся проекты, но и — вот мне представители наших крупных компаний докладывают об этом, правительство — есть и планы расширения нашей экономической деятельности, расширения деятельности наших экономических операторов», — сказал Владимир Путин 30 апреля на совещании с членами Совета безопасности, в рамках которого обсуждались интересы государства в этом регионе.
До этого в апреле глава государства встречался с президентом «Лукойла» Вагитом Алекперовым, который рассказал главе государства о проектах компании на Северном Каспии и в Западной Сибири. Тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что инвестиционные планы компании «достаточно объемны».
Кроме того, ранее правительство утвердило план реализации Стратегии развития морских портов в Каспийском бассейне. Документ предусматривает строительство нового морского порта в Дагестане, развитие инфраструктуры, развитие портовых мощностей Каспийского региона, а также наращивание туристического потенциала региона.
Помимо России добычу углеводородов в Каспийском море ведут также Азербайджан, Иран, Туркмения и Казахстан. В 2018 году пятью прикаспийскими государствами было подписано соглашение о разделе моря, о котором не могли договориться 22 года. Документ регулирует пятистороннее сотрудничество на Каспии в различных областях, включая экономику и добычу природных ресурсов.
Кроме того, свои интересы в регионе есть и у США. Например, еще в 1990 году компания Chevron при личном участии президента СССР Михаила Горбачева и Нурсултана Назарбаева заключила сделку по разработке прикаспийского нефтяного месторождения Тенгиз, которое занимает второе место в Казахстане по запасам нефти. На сегодняшний день, компания владеет 50% предприятия, еще 25% принадлежат Exxon Mobil, 20% - «Казмунайгазу», а 5% - дочерней компании «Лукойла» — «ЛукАрко».
По данным Минприроды РФ, только разведанные запасы углеводородов каспийского шельфа составляют 2,95 миллиарда тонн нефти и 3,1 триллиона кубометров газа. Извлекаемые запасы — 1,5 миллиарда тонн условного топлива. Из них 25−30% - нефть, остальное газ и конденсат.
В мировом масштабе это не так много: в недрах государств Ближнего и Среднего Востока содержится 90−100 млрд. тонн или более двух третей мировых доказанных запасов нефти, то есть почти в 25−50 раз больше. Специалисты говорят, что пригодная сегодня для рентабельного освоения ресурсная база Каспия сравнима с величиной доказанных запасов Северного моря. Тем не менее, по расчетам некоторых зарубежных экспертов размер геологических нефтегазовых ресурсов Каспия может достигать 26−40 миллиардов тонн условного топлива, хотя с такими оценками согласны далеко не все.
На фоне нынешней геополитической напряженности и противостояния России с Западом, расширение экономического присутствия России на Каспии может вызвать недовольство как других прикаспийских стран, так и США, и стать еще одной точкой нестабильности и поводом для обвинений в адрес России. Например, в ухудшении экологической ситуации в регионе или даже в нарушении Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Однако ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков сомневается в том, что российские проекты на Каспии станут для России вторым «Северным потоком-2» количеству проблем.
— Скорее всего, речь идет о проектах «Лукойла». Именно эта компания работает на Каспии в российской акватории. У них есть несколько месторождений, в том числе имени Корчагина, Филановского, и были планы расширять добычу на Каспии. Недавно Вагит Алекперов направлял письмо Владимиру Путину, в котором просил сохранить льготы для каспийских месторождений «Лукойла». Президент поручил проработать этот вопрос, и он, скорее всего, будет удовлетворен. Поэтому в основном речь идет об увеличении добычи газа на шельфе в российской части газа.