Якутская религия имеет чёрную, тайную сторону. Это – зона действия чёрных шаманов. В прошлом, именно они были знатоками демонического мира, мест обитания злых сил. Наверное, поэтому, для последователей вероучения Айыы, эта область неизведанного, всегда оставалась запретной территорией, «обратной стороной Луны». Если общение с айыы проходит без особых последствий, то, считается, что соприкосновение с представителями Хаоса, почти всегда имеет летальный для неподготовленного человека исход. В связи с запретом, даже для самих чёрных шаманов, на произношение имён некоторых злых духов, в архивах не отложился целый пласт якутской культуры.
Итак, рассмотрим демонический мир якутской традиционной религии таким, каким он предстаёт перед нами в вероучении Айыы. Здесь, миры абаасы-аджараев понимаются как небеса – халлааны. Южное «юётююлээх» небо. Оно поддерживается облаком «кёлджюн». Протяжённость этого облака неизвестна. Живущие тут верхние злые силы (джайдар) «едят» верхнюю часть человека, т.е. его ум, мысли. Южное небо имеет свои уровни—слои. На каждом уровне располагается какой-либо «джай» или «корень смерти» (ёлюю тёрдё). Всего различают 9 уровней.
1-й уровень. Самый близкий к Средней земле уровень. Здесь живут дочери Уйгуур (Уйгуур кыргыттара). Их количество равняется 7-ми. Шаманы описывают их как женщин со всклокоченными волосами, с бешеными, безумными глазами, длинными ногтями, с расстёгнутыми одеждами. Некоторые утверждают, что девки-Уйгуур – это «юёри» умерших в безумстве женщин. Вообще же, понятие «юёр», использовалось применительно к душам преждевременно, неестественной смертью умерших людей (само наименование «юёр», возникло, видимо, по аналогии с названием кочующих стад животных (юёр) и использовалось в смысле обозначения независимой от человека миграции. Таким образом, «юёр» в потустороннем мире у якутов—это независимая от устоявшихся законов природы, аномальная часть души умершего человека). Души шаманов и шаманок тоже называются юёр. Имеются данные, свидетельствующие о пополнении рода абаасыларов человеческими юёрями.
Имена дочерей Уйгуур: Хатан Эримэх, Кыджаранг Кыыс, Джарык Кыыс, Куйбанг Кутурук и т. д. Они живут на облаке юёрей и обрывают связующую человека с Айыысыт нить. Отцом и матерью Уйгуур кыргыттара, являются Уйгур Тойон (Сумасшедший господин—старший сын Улуу тойона) и Уйгур Хотун.
2-й уровень. Тут обитает Обот Тёрдё (Корень жадности). Этот уровень, опять же, поддерживается облаком «кёлджюн». Он стоит выше первого уровня.
«Оботов» много. Описываются как имеющие каждый свой дом и семью. Их имена: Туос Мэнэгэй, Ангаа Монгус, Кёнкёй Кютюр, Ыйыста Хара и т.д. они бывают с неправильными зубами, большим ростом, алчными огнями глаз, с укоренившимся в них духом зависти. Эти духи, если проникают в салгын-кут человека, то отдаляют от человека богиню Иэйэхсит. Известно также, общеупотребительное название для этих духов—Обот иччитэ (Дух Обота).
3-й уровень. Находится выше двух первых уровней. Здесь живут Мосолы. Они тоже имеют свои дома. Их имена: Муот Буотагана, Сыта Сынгсыыр, Кюн Ёлюю, Кюёх Сирэй и т. д. Эти абаасы являются юёрями умерших от лени и отсутствия целеустремлённости людей. Они обрывают связь человека с Джёсёгёем.
4-й уровень. Здесь живут родовичи Харса. По Г.В. Ксенофонтову, духи Харса-Джабын (духи раздора и зла) воспитывают самых сильных шаманов. Их мир имеет холодный воздух, «собаки там кусачие, а коровы бодливые». Имена этих духов: Чороччу Тарпыт Тыллаах, Кингнээх Кээкэй, Тёттёрю Сюргюёхтээх, Ханньары Санаалаах и т. д. Если они смотрят на человека своим неприветливым взглядом, то человек чувствует себя окаченным с головы до ног холодной водой и не может унять дрожь по всему телу. Их холодные лица, выпяченные губы напоминают человеку о смерти. Если они укореняются в салгын-куте человека, то отдаляют от него Хотой Айыы.
5-й уровень. Здесь находится корень вредных привычек—джаллыков. Имена духов этого уровня: Кыджык Ёлюю, Джарык Ёлюю, Тиисик Ёлюю и т. д. Это юёри людей, умерших от бессмысленного «прожигания» жизни. Они обрывают связь с Улуу Суоруном.
6-й уровень.Тут живут Обун Томтой΄и. Вероятно, главой этого рода является – Орджо былыт уола Обун Томтой Обургу (Отдалённого облака парень Обун Томтой Чудище). Имена представителей этого рода: Ёмюрэх Ёлюю, Агыалай Ёлюю, Тэсэ Барар и т. д. Это юёри умерших внезапной смертью людей. Имеют косые глаза, ассиметричные лица, головы со «стоячими» волосами. Они обрывают связь человека с Аан Джаасыном. Человек перестаёт думать о своём будущем.
7-й уровень. Здесь живут Албан Буурай΄и. Это юёри покончивших жизнь самоубийством (суицидников). Их глава Албан Буурай Тойон (Изворотливый грубый господин) считается сыном Хара Суорун Тойона. Они уничтожают зависимость человека от Джылга Хаана. Салгын-кутом начинает управлять Албан Буурай.
8-й уровень. Здесь живут Хаан Джаасыги. Хаан Джаасык старик с женой Хаан Джаасык старухой и детьми – Джаасык парнем и Джаасык девкой, считались обитателями первоначального неба. Имена духов этого уровня: Ёсёх Харбыыр, Юёс Тардар, Тыын Баттыыр и т. д. Это юёри людей, убившие в своё время «подобных себе» и осужденные за это на смерть. Они обрывают связь человека с Одуном.
9-й уровень. Самый верхний из уровней Южных небес. Здесь живёт глава абаасы южных небес, «с тяжёлыми мыслями Улуу Тойон». Его домочадцы – сплошь юёри погибших в безумстве людей. Его коровы и звери—«тённюбэт тёрюёхтэр» (отправленные в жертву абаасы шаманами). Эти духи обрывают связь с Юрюнг Айыы тойоном.
Южные джайи внедряются в салгын-кут человека и съедают ум-сознание, затем уничтожают буор и ийэ-кут. Иногда они крадут салгын-кут человека. Куда отправляется кут человека, указывает т.н. «куочай» (деревянная палка в форме стрелы на специализированном рожне или ветках дерева над погребением).
К числу абаасы верхнего мира, исследователи относят ещё целый ряд других злых духов. Упоминается жена Улуутуйар (Суостуганнаах) Улуу Тойона (Грозный гордый господин) – Бус Джалкыя Хотун. Известны имена их сыновей: Мэгнээх Бэгийэр Бэги Суорун Тойон (Имеющий родинку Бэгийэр Бэги непреклонный господин) – первый сын Улуу Тойона; Сутуруо Чуогур Тойон (глава бешеного племени) – второй сын Улуу Тойона; Тойон Бааджай; Албан Буурай Суорун Тойон (Изворотливый, грубый, непреклонный господин). Албан Буурай иногда выступает как сын Хара Суорун Тойона (Чёрного непреклонного господина) – брата Улуу Тойона (побуждающего людей к убийству и самоубийству). Хара Суорун известен также, как «тогхус ойуун тёрдё» - предок девяти родов шаманов. Существовал дух, одного с Хара Суоруном имени – «живущий в сумрачном доме Хара Суорун Тойон» (один из эсэкээнов (духов) ворона). Он имел жену Хара Суорун Хотун и детей—Хангкылыкы парня и Хангкылыкы девку. Они имели чёрных лошадей. Кроме Хара Суоруна, подстрекателем к убийству выступает и Кыра Хана Тойон (Маленький Хана господин).
Из «сильных» абаасы верхнего мира, можно упомянуть Хагданг Буурай Тойона – уступающего в силе только Улуу Тойону. Он принадлежит к тому племени, что и Улуу Тойон. Он живёт на юго-западном небе и причиняет горбатость: требует лошадь масти «кюрэнг мангаас».
Якуты, причисляли к небесным абаасыларам ещё нескольких злых духов: Сююлэ Хаан Тойон; Хабаган Буурай тойон и его жена Бусталай Хотун; Бёкчёгёр Нёрюктей тойон и его жена Аан Джалкыя Хотун; Кэкэ Буурай Тойон с женой Кэкэ Буурай Хотун (или Муус Салысняй Хотун) и детьми – Кэкэйэ парнем и Кэкэйэ девкой (они имели рот на затылке); Аан джаасын Тойон с женой Аан Джаасын Хотун и детьми – Джасыйа парнем и Джасыйа девкой; Маган Мангхалыын Тойон с женой Кус Хангыл Хотун; Хаан Джалкыйа Тойон с женой Хаан Джалкыйа Хотун и детьми – Джалкыйа Джалкыйа парнем и Джалкыйа девкой; Хаахтыыр Хагданг Буурай Тойон (имел рот на гортани); Уйгул Тойон и его жена Уйгул Хотун с детьми – Уйгул парнем и Уйгул девкой; Аллай Хаан Тойон и его жена Аллайа Хотун с детьми – Аллайа парнем и Аллайа девкой; Ала Буурай Тойон с женой Ала буурай Хотун и детьми – Алгаабыла парнем и Алгаабыла девкой; Хаан Панхалыын Тойон с женой Хаан Панхалыын Хотун и детьми – Панхайа парнем и Панхайа девкой.
Интерес представляет деление небожителей на богатых и бедных. Например, Джадагай Буурай Тойон с женой Кэдирги Бааджай Хотун считались небесными бедняками. Их «иссохшие и уродливые» (надо полагать от недоедания) дети, спускались на землю и сосали дойных коров.
Существовали злые небесные духи, которые в прошлом были как-то связаны со средним миром: Нэмирийэ – дочь князя (юёр); вместе с ней живут 8 её сестёр доводившие людей до сумасшествия; Мылахсын айыыта – некогда родовичка одного из западных улусов; Суосмыкан удаган; Дохсун Дуйах; Кыданах Кыыс Хатын; жена Кэлээни Кыйдан Кыыс; Далбар Джёнэх; Кинээс ойуун (князь-шаман) – один из племени Улуу Тойона (в прошлом шаман Намского улуса).
Считается, что злые небесные духи живут целыми родами. Так, живущие на 5-м и 6-м небесах: Кылааннаах Кыыс тангара тёрдё (родовичи Кылааннаах Кыыс божества); Хосоонноох Хоро тангара тёрдюлэрэ (родовичи божества Хосоонноох Хоро). Известны прародители Кылааннаах Кыыс΄а и родовичи Чуучугуруур Туус Тумус, Чаачыгырыыр Таас Тангалай, Хомпоруун Хотой Аньыы. В последнем случае, как ни странно, фигурирует имя божества Айыы – Хомпоруун Хотой. Скорее всего, это одна из противостоящих настоящему богу-орлу ипостасей черного злого духа южного неба в образе птицы. В целом, имеется целый ряд злых духов, имена которых указывают на противостояние с теми или иными светлыми силами в пантеоне якутских божеств. Всем вышеназванным четырём родам злых духов небес, приносили в жертву скот масти «бар джагыл».
Покровителями конного скота из верхних злых духов, выступали Уот Джёсёгёй (Огонь Джёсёгёй) и Хара Аттаах (имеющий чёрного коня). В верхнем мире есть роды, известные под названиями, указывающими масти принадлежащих им лошадей: Хара джагыл сылгылаах, ага-ууса – род, имеющий чёрных с крыльями (пятна на плечах) лошадей; Хара мангаас сылгылаах, хара мангаас туруйалаах, хара агатын ууса – род белоголовых, имеющих чёрных с белой головой журавлей и чёрных с белой головой лошадей.
На небесах, также живут следующие абаасы: Джабаха Буурай Тойон; Отта Хара Орас Сарый; Кэниэрдээх Кэкэ Чуораан Тойон (Дикопоющий говорящий звонко господин) с женой Кэкэ Чуораан Хотун, с детьми – Кэкийэ парнем, Кэкийэ девкой, и сожителями; Чакы Чуораан Тойон с женой Чакы Чуораан Хотун и детьми – Чакыйа парнем и Чакыйа девкой; Дохсун Дуйар—причиняет сумасшествие, требует лошадь масти «арагхас мангаас»; Далбар Чуонах – живёт на южном небе.
Возвратимся к воззрениям современных последователей Учения Айыы. Это учение предполагает наличие Северного «юётююлээх» неба. Оно спускается вниз, поэтому называется «нижним миром». Имеет влажный, загрязнённый и холодный воздух и 9 уровней, идущих сверху-вниз.
1-й уровень. Здесь живут т.н. «Северные старухи». Их иногда называют Чуонаками. Это корни женских болезней. Например, Р.И. Бравина пишет, что «северные старухи» могут быть юёрями русских старух, умерших на севере, насылавших разные эпидемии которые были неизвестны якутам до прихода русских.
2-й уровень. Уровень, где вечный сквозняк, холодный влажный воздух, плохой запах. Здесь живут юёри людей, умерших от болезней органов пищеварения. Они «едят» эти органы. Их называют Суптуруку уджуордара.
3-й уровень. Здесь живут Мунг Сыналыки. Они делают человека слабым физически—«едят» мышцы. Стонущая Мунг Сыналыкы госпожа, упоминается в составе абаасы нижнего мира.
4-й уровень. Здесь живут родовичи Бэги Чуораана. Они причиняют болезни суставов, «едят» сухожилия человека.
5-й уровень. Здесь живут страшные джайи («худые поветрия»), родовичи Хахсаат. Они «едят» лёгкие человека. Про самого Хахсааттыыр Харданг Буурай, хара сылгылаах Кыыра Хаана говорится, что он живёт на 7-м небе.
6-й уровень. Этот уровень – место обитания родовичей Суор Хара. Они – причинители болезней головы и сердца. Внедряются в буор-кут человека. Глава этого рода – Суор Хара Джанг (Чёрный ворон болезнь). Он «ходит с бубном по богатым людям и барабанит, от этого в доме хворают преимущественно головной болью».
7-й уровень. Здесь живут джайи Чээкэйи. Они делают человека глухонемым.
8-й уровень. Одун Монгойи – причинители язв и гнойных явлений на коже. Одун Монгой Тойон, Одун Монгой парень и Монгой девка, известны как духи, насылающие язву, паралич и другие болезни. В верхнем мире тоже существуют небеса – уровни, по названию похожие на имена обитателей 8-го уровня нижнего мира. Н.А. Алексеев со ссылкой на труды В.Л. Серошевского (где тот использует данные информатора—шамана Ценята), подробно описывает племена злых духов, обитающих на Одунских небесах. К 1-му биису (племени), относят: Одун халлаан кыыса, кугас сылгылаах Куо Чэмчэй (Одунских небес дочь с рыжими конями Девица Чэмчэй); Кюёх Элэмэс сылгылаах (Имеющий пего-голубых лошадей); Томтуруктаах-турагас сылгылаах (Имеющий гнедого с пёстрой мордой коня); Саджагай болун сылгылаах (Имеющий огромного игреного коня); Кыра мангаас сылгылаах (Имеющий рыжего беломордого коня); Джэнки маган сылгылаах (Имеющий совершенно белого коня). В.Л. Серошевский уточняет, что «имена и эпитеты злых духов 7-9 родов этого племени «нельзя упоминать, так как они могут жестоко покарать», поэтому Ценят воздержался от информации о них».
2-й биис. Кырай халлаан, хара мангаас сылгылаах ыраас халлаан Аджарай уола (Обитатель дальнего неба, имеющего чёрного с белым лбом жеребца). Это «племя злых духов, живущих на дальнем небе, также состояло из девяти родов».
3-й биис. Дэгэй Айыы кыыса, убасалаах кыыса арагас быкай олбохтоох (Дэгэй Айыы девка с жеребёнком, девка, восседающая на жёлтом облаке).
На 9-м уровне нижнего мира, по Учению Айыы—живут родовичи Аан Арбатыы. Они «едят» тело человека. Аан Арбатыы Тойон (Изначальный отказывающий господин) с женой Аан Арбатыы Хотун являются причинителями чахотки. Все северные джайи внедряются в буор-кут человека.
Западное «юётююлээх» небо. Это небо называют подземным миром. Здесь живут самые ужасные «джайи». Северное и южное небеса образовались от этого неба. Оно имеет 9 уровней.
1-й уровень. Здесь не проглядывает солнце, не светит луна. Тут живут джайи лишающие людей потомства.
2-й уровень. Здесь живут «кэп» (то же, что и «джай»), лишающие потомство людей – его будущего.
3-й уровень. Здесь живут кэп, «обрывающие» трудолюбие людей.
4-й уровень. Кэп, лишающие человека способности к миролюбию и консолидации с людьми.
5-й уровень. Кэп, лишающие людей способности к перенятию профессии.
6-й уровень. Кэп, лишающие людей стремления к поиску истины.
7-й уровень. Кэп, уничтожающие знание людей.
8-й уровень. Кэп, лишающие людей способности строить свою жизнь.
9-й уровень. Здесь живёт родоначальник западных абаасы – Арсан Дуолай. Он является прародителем «ёлююлэр» – которые лишают людей способности к продолжению рода.
На самом низу подземного мира есть т.н. «Джёллёрю Ютюгэн», которое иногда называют ещё Джабыном. Куты, попавшие сюда, никогда уже не возвращаются. На западном небе существует Вода смерти. Там, превратившись в рыбу-смерти – быа-балык, плавают ийэ-кут, которых съели западные абаасы. Аан намысын алгысчыты силой слова преграждают эту воду. Западные джайи внедряются в ийэ-кут. В олонхо, упоминается название трёх стран нижнего мира – Нюкэнг Юёдэн. Хозяином этой местности считается Муус Суорун Тойон с женой Джулурга Хады Эмээхсин. Но господствующим духом в олонхо, показан Аруджанг (Арсан) Дуолай. Примерно в этих же местах, живёт Алып Хара (Волшебник Чёрный) – отец волшебств, чародей нижнего мира, обладатель волшебного вервия Ап Чарай и владыка засасывающей тины преисподней.
В традиционном видении учёных-этнографов, нет чёткого разделения на «нижний» и «подземный» миры абаасы. Главой абаасы нижнего (подземного) мира, был Арсан Дуолай Буор Мангалай Луо Хаан или по-другому – Адагалаах Ала Буурай Тойон, имевший жену Адагалаах Адайда Буурай Хотун или по-другому – Буор Сигиди Хотун. Они непосредственно управляли семью племенами абаасы. С похожей приставкой «Луо Хаан», имеется ещё один подземный дух. Это Жалобно мычащий Луо Хаан Тойон с женой Стонущее несчастье (мука), громко рыдающей (стонущей) Луо Хаан Хотун. С приставкой «Луо», есть дух – «имеющий быка Луо Бэгэй»
Вместе с ним жил: «…Джулурга Хара парень Буор Тесюлэй Чудище и смертную скотину разглядывающая, смертную одежду встряхивающая, имеющая скорченно высохшие пальцы с чёрным как таймень клювом, почитаемая Чаныйа девица».
Подземных абаасы с эпитетом «Буор», несколько: Буор Малахай Тойон (земное брюхо) с женой Буор Малахай Хотун; Буор Сигиэрийэ Тойон, Буор Сигиэрийэ Хотун и их дети – Сигиэрийэ парень и Сигиэрийэ девка; Буордан Моллой Тойон и его жена Мылахай Дагда Буурай; Буор Бургуй Бухар Ситим старик; Буордаах Мёллёй Тойон. Видимо, эпитет «Буор» (земля), подчёркивало принадлежность духа к подземным обитателям.
Имеются также абаасы, специализирующиеся на насылании определённых болезней. Духами, насылающими глазные болезни, являются: Кырынаастыыр Чэмэй, Нэс Кырсай, Аартыктаах Джэкийэ Суорун, Нэс Халлаан Хотун. Имеются духи, сами залезающие в глаза и заставляющие их болеть: С жертвенной коровой Чэкэй, Арангас парень, Куо Чэмчэй; Кэлтэгэй Судукана и его потомство; Буос Талай Хотун; Омулкуон абаасы; имеющая рыжих коров Куо Чэмчэс, Ытык Лабырдаан Хотун; Елёбююнэ омук кыыса Юрдюк Ерёпююнэ Хотун, Эджигээн хайа иччитэ (Алеутской народности девка почтенная Аграфена госпожа, дух-хозяйка Жиганских гор).
Духом изъявления был Тогус сиринэн Джёллёкёй баастаах Тюёнэ Монгол (Тюёнэ Монгой в девяти местах со сквозными язвами). Поедающим детей, считался ведущий начало от Бургуйа Харса имеющего белых быков потомство—Уодуку Хаан Тойон с женой Уодуку Хаан Хотун. Их детьми были Уодуку парень и Уодуку девка. Эрбэс шаман насылал язву, похожую на проказу.
Считалось, что кроме приведённых здесь духов нижнего мира, там ещё жили: Джулурга Хара Тойон с женой Джуккууйду Хаан Хотун; Нуду Балай парень, Нуду Балай девка; Уот Куптулана парень, Хот Койбыылана девка; Духи женщин – Уот Кюкюрюйдээн и Ала Буурай.
В среднем мире тоже были свои злые духи. Так, например, известны злые духи земных вод: Кусаган уу иччитэ Ириэй-Чараай (Дух «худой» воды Ириэй-Чараай); Былас ордуга туос ангаара кюёх бадаагылаах, Кюннюк усталаах кунаасы хара тыылаах, Кюёх Бэкиттэ Уол (Длиною в одну маховую сажень, расстоянием половины ширины груди тёмный ножище, имеющий длиною с однодневный переход, чёрный челнок имеющий Бэкиттэ парень) – причиняющий зло людям на воде. Обургу – дорожный дух, дух горного перевала и «мать» лесной чащи, тоже жил в среднем мире.
Богатый на имена мир абаасы, можно пополнить следующим списком: Кээлэни ойого Кыйбанг кыыс – причиняет сумасшествие и похотливость женщинам, требует масла, хайах, и денег; супруги Архах Тойон и Архах Хотун – причинители чахотки; Сыарганан сыыллар, Хара Сымсан Кыыс – причиняет расслабленность; Хара Хаадыат ууса Ырбый Хаадыат уол и Хара Лакыай девка; Талыырдаах Тэнг Таралын Тойон; Бёкчёгёр Хабыкы, Кэлтэгэй Кэлээни; Атыыр Хара Банга; Бараа Хара Тойон и Харанга Бараа Хотун; Атыыр Бараанда; Дохсун Доргоончо; Хара Баргыл Тойон; Далла Буурай Тойон и Даллаахтыыр Дагды Буурай Хотун; Хаан Ангаарыкы; Суордаах Тэлэмэй;
Кыыдааннаах кыыс Эримэх; Куохтуйа Хотун (Кёлгёмнёёх Кёлёчюёхэ, Тайахтаах Натаалыйа – другие имена этого духа) – имя духа пожирателя, насылающего сифилис, «баас ёлюю», «тот ёлюю» и др.; дочери Куохтуйа Хотун – Биирдээх Мэкэгэй, Иккилээх Ириэнэх, Юстээх Юдюйэ; Саркыл Хотун – прародительница демонов; Алтан Сабарай Тойон – дух, насылающий на людей хроническую язву и его жена Алтан Сабарай Хотун.
В области обитания злых духов, находится мир мёртвых – место жительства душ умерших людей. Анализ материалов о мире мёртвых, позволил Р.И. Бравиной, воссоздать общую картину загробного мира. Этот мир находится где-то на западе на границе земли и нижнего мира. Там светят «щербатые и половинчатые» небесные светила, есть горы, море и водоёмы, наполненные водой смерти. Жителями этой страны являются души умерших на земле людей. Эти люди живут семьями, не могут чувствовать присутствия живых людей, хотя, как вихрь воспринимают их передвижения. Бравина, со ссылкой на Г.У. Эргиса, предполагает существование страны небытия джабын или джагыл куда отлетают души умерших шаманов. Р.И. Бравина утверждает, что понятие «кыраман» - означает наказание вечным проклятием, когда кут умершего вынужден был оставаться между бытием и небытием.
Она прослеживает дальнейшие изменения понятия «кыраман» и объясняет происхождение слова «юёр». Бравина считает, что «юёр» – это или злой дух (абаасы), выдающий себя за человека, или душа умершего, превратившегося в абаасы. Противоречивыми, автор находит сведения о том, какая из кут превращается в юёр. У одних авторов это ийэ-кут, у других салгын-кут, сам сюр человека или же объединения кут-сюр умершего, в котором сохранились обе души одновременно.
Рассмотренный нами демонический мир якутов (конечно же, далеко не полный его вариант), выявил ряд существенных черт, характерных для традиционной религии. Представители злого начала, имеют чёткую градацию на уровне личных имён, принадлежности к своим мирам, небесам и родам. В вероучении Айыы современного толка, эти отличия принимают законченную, сконструированную форму. В отличие от мировоззрения якутов, информация о которой сохранилась в архивах и в трудах учёных-исследователей, Учение Айыы делит местожительства абаасы не по мирам – нижний или верхний, а по небесам. Имеет место разделение на нижний, верхний и подземный миры абаасы. Каждое из небес абаасы в Учении Айыы, имеет свой вектор направленности и порядок счёта слоёв-уровней.
Злые духи верхнего и нижнего миров, понимались, в основном, как причинители болезней, несчастных случаев, природных катаклизмов. Некоторые из них, покровительствовали чёрным шаманам и шаманкам. В этом плане, интересен рассказ о шамане Аан Юсэй и его детях-уродах. Им было предначертано насылать на якутов разные болезни. Существовал даже дух, убивающий роженицу – Мунгнаах Бахсуула.
На наш взгляд, миры абаасы и сами злые духи в Учении Айыы, представлены как силы зла, стремящиеся к господству над природой человека, его помыслами и устремлениями. Учение Айыы, таким образом, «приспособляет» абаасы к повседневной жизнедеятельности людей. Оно объясняет, каким образом, и кто именно из духов, мешает нормальному развитию людей. Тут мы видим, приведение в единую систему аморфных представлений якутов о функциях тех или иных трансцендентальных сущностей.