Неизменный приоритет государственной политики – работа над поступательным повышением качества жизни граждан во всех сферах экономики. Это касается и повышения уровня доступности газификации населённых пунктов. Такая задача была поставлена Президентом России.
Об актуальных вопросах газификации – в беседе с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Саха (Якутия) Тимуром Даниловым.
– Тимур Романович, как обстоит дело с газификацией населённых пунктов у нас в республике?
– Всего на территории республики функционирует свыше 7 000 км газовых сетей, более 39 000 домов газифицировано, действует 167 газовых котельных. Природный газ поставляется в 102 населённых пункта 10 районов (Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Намский, Хангаласский, Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Мирнинский и Ленский) и в г.Якутск. Мероприятия по газификации населённых пунктов предусмотрены республиканской госпрограммой «Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2021-2025 годы» с общим объёмом финансирования 13,4 млрд рублей.
– С чем связаны основные обращения граждан в органы прокуратуры республики?
– Анализ состояния законности в указанной сфере показывает, что в органы прокуратуры республики поступает значительное количество обращений граждан по вопросам подключения к сетям газоснабжения, в связи с этим хотелось бы разъяснить читателям порядок к их подключению.
Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013. номер 1314.
Под подключением объекта понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку в сеть газораспределения и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая сетью газораспределения, к которой планируется подключение объекта капитального строительства.
Газификация населённых пунктов республики производится как в рамках программы газификации республики, так и в соответствии с программой развития газоснабжения и газификации, инвестируемой за счёт собственных средств ПАО «Газпром». Данными программами предусматривается строительство межпоселковых газопроводов до населённых пунктов, газопроводов для газоснабжения жилых домов. При этом вопрос организации газоснабжения в границах поселений отнесён к компетенции органов местного самоуправления.
Если населённый пункт уже газифицирован, подключение объектов капитального строительства к такой сети осуществляется на основании договора о подключении.
Мероприятия по подключению, предусматриваемые договором, включают в себя:
- разработку проектной документации;
- выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
- проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий;
- осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.
Согласно пункту 88 Правил подключения, мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а до границы земельного участка – исполнителем. Заявитель несёт имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель же несёт ответственность до границ земельного участка.
Необходимо отметить, что расходы на осуществление мероприятий
в пределах границ земельного участка заявителя не включены в состав платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям.
– Какие обязанности лежат на собственнике газового оборудования после подключения к газовым сетям?
– По окончании строительства и ввода в эксплуатацию сетей газораспределения гражданину необходимо заключить договор с газораспределительной организацией на подключение (технологическое присоединение), договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, а также договор на поставку газа.
Следует упомянуть тот факт, что в последнее время участились случаи утечки газа, в связи с чем актуален вопрос своевременного обслуживания внутридомового газового оборудования, так называемого ВДГО.
В каждой квартире, частном доме есть газовая плита, отопительный котёл или водонагревательная колонка. Всё это — внутридомовое газовое оборудование. Газ – источник повышенной опасности и относиться к нему необходимо с особым вниманием. В соответствии с решением Федеральной службы по тарифам, стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО) из оплаты за газ была исключена, так что с этого момента техобслуживание оборудования стало осуществляться только по договорам с жильцами за отдельную плату. Многие восприняли нововведение как дополнительную плату и отказались заключать договоры. Без договоров профилактические осмотры газовых плит и котлов практически прекратились. Результаты не заставили себя ждать – участились случаи аварий, взрывов бытового газа.
В 2008 году Правительство РФ приняло постановление номер 549, которым были утверждены Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан. С этого момента ответственность за надлежащее техническое состояние ВДГО, а следовательно, и безопасность его использования была окончательно закреплена за абонентом (собственником, нанимателем).
Пункт 21 Правил поставки газа обязал население «своевременно заключать договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении со специализированной организацией».
Таким образом, техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение было возложено на организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу. То есть необходимость проведения технического обслуживания газового оборудования и заключения договоров – это не новшество, а требование законодательства и норм безопасности.
За содержание газоиспользующего оборудования (плиты, колонки) в квартире либо в частном доме ответственность несёт собственник жилья. А за газовое оборудование, входящее в общее имущество многоквартирных домов, согласно Жилищному кодексу, отвечают товарищества собственников жилья, управляющие компании или сами собственники жилья при непосредственном управлении домом.
К общему имуществу жильцов относятся: фасадный газопровод с отключающим устройством, внутриподъездный газопровод, включая стояки и часть газопровода в квартире до отключающего устройства непосредственно на газовое оборудование потребителя. Таким образом, ТСЖ и УК обязаны своевременно заключать договоры со специализированной организацией на техобслуживание и ремонт общего внутридомового газового оборудования. А каждый собственник жилого помещения должен заключить договор на техническое обслуживание своего внутридомового газового оборудования.
– Чем грозит отказ от проведения технического обслуживания и заключение договоров на техническое обслуживание ВДГО?
– Если у абонента нет договора на техобслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, то поставщик газа вправе не заключать договор на поставку газа потребителю либо приостановить исполнение своих обязательств по ранее заключенному договору (Постановление Правительства РФ номер 549). Поставщик в данном случае руководствуется не только требованиями законодательства, но и правилами обеспечения безопасности пользователей природного газа. Поставка газа на неисправное оборудование недопустима, даже при условии полной и своевременной оплаты потреблённого газа.
Процедура заключения договора несложна.
Первый её этап: собственник жилья приходит на инструктаж по правилам безопасного пользования газом и получает абонентскую книжку в газораспределительной организации по месту жительства. В этой книжке фиксируется всё газовое оборудование, установленное в квартире (доме), делаются отметки о прохождении инструктажей, о ремонтных работах, произведенных слесарями, и т.д.
Второй этап: необходимо сверить соответствие установленного оборудования зарегистрированному в газораспределительной организации. У некоторых потребителей возникают проблемы именно на этом этапе. Дело в том, что многие пользователи газа самовольно меняют газовые плиты, колонки (что категорически запрещено), при этом не ставят в известность газораспределительную организацию, не вносят изменения в проект своего жилья. В итоге, не переоформив своевременно газовое оборудование, они сталкиваются с несоответствием и дополнительной волокитой.
Третий этап: непосредственно само заключение договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение в договорном отделе газораспределительной организации. Договор заключается с собственником (нанимателем) жилого дома. Для заключения договора при себе необходимо иметь паспорт и правоустанавливающий документ на жилое помещение.
– Какую роль осуществляет прокуратура республики в сфере газификации населённых пунктов?
– Прокуратурой республики на постоянной основе осуществляется надзорное сопровождение мероприятий по доступности газового подключения для нужд населения, обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования.
К примеру, проверкой прокуратуры республики установлено, что при разработке региональной программы газификации, утверждённой Указом Главы РС(Я) от 13.12.2019. номер 889, не учтена действительная потребность населения в газификации жилых домов, финансирование мероприятий госпрограммы по газификации населённых пунктов из республиканского бюджета не предусмотрено.
Председателю правительства республики внесено представление, принято решение о выделении дополнительных 54 млн рублей. на финансирование мероприятий по газификации населённых пунктов (мкр Марха, Покровский тракт, село Пригородный), ведутся соответствующие работы.
Прокурором Намского района установлено, что в селе Намцы не были разработаны и не утверждены схемы газоснабжения, последнее было вызвано бездействием органов местного самоуправления, что является препятствием для газификации населённых пунктов.
Прокуратурой района главам муниципальных образований «Ленский наслег» и «Намский улус (район)» были внесены представления, во исполнение которых утверждена новая схема газоснабжения поселения, согласованная с администрацией района и АО «Сахатранснефтегаз», необходимые документы направлены в адрес Министерства промышленности и геологии РС(Я), включены в республиканскую программу газоснабжения. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Верхневилюйского и Мегино-Кангаласского районов.
Проверкой прокуратуры Мегино-Кангаласского района установлено, что на территории семи муниципальных образований расположено 317 бесхозяйных объектов газоснабжения (подводящие газопроводы), что влияет на их надлежащее содержание и безопасную эксплуатацию объектов газового хозяйства. Главам муниципальных образований внесены представления, приняты меры, направленные на их регистрацию.
Аналогичные меры приняты прокуратурами г.Якутска, Намского и Верхневилюйского районов.
Повсеместно прокурорами выявлены нарушения, связанные с несвоевременной оплатой коммунальной услуги по газоснабжению.
К примеру, прокуратурой Вилюйского района установлено, что у организаций имелась просроченная задолженность по оплате услуг по газоснабжению в размере более 4 млн рублей. Руководителям организаций внесены представления, задолженность оплачена в полном объёме.
По представлению прокуратуры Верхневилюйского района ресурсоснабжающей организацией была проведена полная проверка внутридомового газового оборудования.
Проверкой установлено, что согласно плану-графику технического обслуживания внутридомового газового оборудования Верхневилюйской газоснабжающей организацией в 2020 году не было проведено обслуживание свыше 900 объектов газового оборудования. По представлению прокуратуры района проверка оборудования проведена в полном объёме.