Проект закона о местном самоуправлении: кому выгодно?
На сегодня известно, что проект федерального закона Клишаса и Крашенинникова о местном самоуправлении поступил в госдуму 16 декабря, отправлен в регионы 20-22 декабря, на электронные почты депутатов поступил 24 декабря, госдума потребовала отклики от регионов до 19 января, а первое чтение пройдет уже 26 января.
Считай, у регионального депутата оставалось шесть дней до нового года плюс девятнадцать – минус десять каникулярных, всего получается пятнадцать рабочих дней (!) на раздумье. До народа, естественно, это вовсе не дошло. Коварный выбор сроков, быстрота и натиск – разве это не напоминает военную операцию? Чья эта операция, против кого и ради чего? Перефразируя римского юриста Кассиана, мы можем спросить: “Кому выгодна эта операция?”.
Официальная версия принятия данного закона следующая: самоуправление по всему миру является одноуровневым, поэтому мы, де, приводим наше самоуправление в соответствие с мировыми стандартами. Возможно, цель благая, но почему мы, как всегда, одеваем штаны через голову? Если действительно нашим властям вдруг приспичило достичь мировых стандартов в части местного самоуправления, то почему мы не можем это делать нормальным, цивилизованным путем? Для этого вполне хватило хотя бы годика дискуссий и размышлений над предлагаемым проектом закона. Ничего этого не происходит, наоборот, мы видим стремление госдумы ошеломить население внезапным ударом. Следовательно, наша представительная власть озабочена вовсе не улучшением общественно-государственного устройства страны, а решением очередной стратегической или тактической задачи, поставленной теми, кому все это очень нужно и выгодно.
Так что же стоит за принятием этого проекта ФЗ? Есть в Конституции РФ положение, абсолютно неприемлемое для выгодоприобретателей от добычи полезных ископаемых:
“Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории” (статья 9, часть 1), которое находится пока в недоступной для них главе. Начиная с 2004 года, а именно с упразднения принципа двух ключей (имеется в виду ключи для федерации и региона) к природным ресурсам, нынешняя российская власть пытается свести к нулю действие этого положения Конституции. Новый проект закона, лишающий поселения территорий и провозглашающий норму: “муниципальное образование не является административно-территориальной единицей”, становится решающим шагом в этом направлении.
Действительно, если в ФЗ 131 прописано, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования, земли рекреации и развития, то в новом проекте про территории поселения ничего не сказано – им территории не положены. А куда денется сельский житель без земли? Можем лишь констатировать – поселениям отказано в праве жить.
Наш оппонент может сказать: “Администрация района, ставшего муниципальным округом, будет решать все земельные вопросы поселений”. Но сам муниципальный округ, лишенный статуса административно-территориальной единицы, будет иметь права с гулькин нос. Вот, посудите сами. Пункт 4 статьи 10 проекта закона устанавливает, что территорию муниципальных образований составляют земли населенных пунктов, земли общего пользования, территории традиционного природопользования, земли рекреации и развития. Но это то же самое, что было прописано в ФЗ 131 о территориях поселений, причем без “исторически сложившихся земель”. Обсудим в качестве примера Орто-Нахаринский наслег Ленского района Якутии, где можно увидеть, как добывающие компании обходятся с муниципальными округами.
Историческая территория Орто-Нахаринского муниципального образования, состоящего из двух сел Орто-Нахара и Чамча, имеет площадь 27 874 кв.км, что составляет больше трети территории района. Во время становления местного самоуправления в Якутии, а это началось в 2002-2003 годах, наслегу было выкроено всего 230,8 кв.км, т.е. орто-нахаринцам позволили иметь 0,8% от всей своей исторической территории, остальную часть отнесли к так называемым межселенным землям района. Причина очень простая – здесь расположены Талаканское, Чаяндинское и другие нефтегазовые месторождения. Жители наслега судились, даже выиграли в Конституционном Суде республики, а региональный парламент в 2017 году принял соответствующий закон, который до сих пор не приведен в действие – не подписал глава республики. Не в оправдание главы, а для понимания ситуации добавим: это не он “не подписал”, а скорее “его не подписали” сильные мира сего. Вот так природные ресурсы оказались отчужденными от населения.
Когда Ленский район согласно новому закону станет муниципальным округом, то перестанет быть административно-территориальной единицей, окажется без “исторически сложившихся земель”, и в своих правах ничем не будет отличаться от бывшего Орто-Нахаринского наслега. Это означает, что всему Ленскому муниципальному округу может быть отведена территория, составляющая менее 1% нынешней площади Ленского района.
Полагаю, именно для того, чтобы таким хитрым путем оторвать население от территории и тем самым уйти от статьи 9 Конституции, наши законодатели вдруг озаботились “мировыми стандартами”.
Искусственно сотворенные сжатые сроки не позволяют ни региональным властям, ни общественности, ни депутатам хотя бы чуточку разобраться в новом проекте ФЗ и выстроить более или менее разумную последовательность действий при внедрении в жизнь проекта закона. До начала переходного периода, а именно до 1 января 2023 года, остается всего одиннадцать месяцев. Застигнутые врасплох правительства регионов, задавленные своей ежедневной рутиной, даже думать не смеют о возможности работать с большим количеством мунокругов, поэтому им приходит в голову лишь одна мысль – заставить районы создавать мунокруг в своих границах. При такой реализации закона села, которые были муниципальными образованиями, один за другим превратятся в поселения со старостами или назначаемыми послушными главами без бюджета, без земли и начнут потихоньку вымирать. После этого можно считать, что строительство тотальной вертикали власти от Кремля до последнего огорода страны завершенным.
У всякой правящей элиты такая природа: есть обслуживающие партии и правительство, назовем их правителями, и есть кучка выгодоприобретателей, которые сами же привели к власти эти партии и правительство.
Если закон будет принят в том виде, в каком он задуман, то и правители России и выгодоприобретатели будут довольно потирать руки. Правители будут рады, что выстроенная вертикаль продлит их власть, а бенефициары будут счастливы от того, что их слуги, в данном случае правительство и депутаты, больше всего жаждущие продлить свою власть, клюнули на приманку и наконец-то сумели реально отторгнуть население от земли и природных ресурсов. Вот теперь-то им будет, где развернуться.
***
Иван ШАМАЕВ,
25.01.22 г.
Консультировал заслуженный геолог республики Н.Д.Кириллин.
|