В преддверии принятия закона Клишаса-Крашенниникова в Якутии обостряются внутренние противоречия. Ранее считавшийся верным штыком власти глава Верхневилюйского улуса пошел на открытое противостояние. За его опытом с интересом следят многие в республике. И тоже готовы оттянуть пугающую реформу местного самоуправления.
Нельзя сказать, что это было громом среди ясного неба. Глава Верхневилюйского улуса Владимир Поскачин уже месяц громогласно заявляет о том, что республике не стоит идти в первых рядах еще непринятого закона о местном самоуправлении в системе публичной власти. 25 января Госдума приняла проект в первом чтении, ожидается, что до весны пройдет и третье. А 4 февраля Верхневилюйский улусный Совет депутатов в полном составе единодушно отправился в отставку.
Об этом народных избранников попросил сам глава улуса Владимир Поскачин. Соответствующее письмо депутатам он направил за неделю до их знаковой сессии. В сентябре 2022-го в улусе выборы главы, на которые вновь собирается Владимир Поскачин. А еще через год предстоит смена депутатского Совета. Если так называемый закон КлиКра (по первым буквам фамилий авторов) будет принят в нынешней редакции, с сентября 2023-го начнется стремительный отчет истечения полномочий всех ветвей верхневилюйской власти.
Законопроект предполагает переходный период с начала 2023-го до конца 2027 года. И как только в этот период районные советы депутатов подойдут к своим выборам, их нарекут окружными Советами и распустят всех глав с районного до сельского уровня и все местные поселенческие советы. Муниципальный район, таким образом, плавно перетечет в муниципальный или городской округ, его главе предстоит заново переизбраться, а в поселках и селах вместо избранных жителями руководителей появятся назначенные наместники окружной администрации.
Пока все лишь гадают, в каком виде законопроект КлиКра выйдет из Госдумы после третьего чтения. И Поскачина с улусными депутатами часто критикуют именно за то, что они сделали решительный шаг, не дожидаясь окончательной редакции. Но логика их понятна: самораспутившийся улусный Совет теперь, как и главу района, переизберут в сентябре 2022-го. А значит, у них у всех будут впереди полноценные пять лет работы. Лишь после сентября 2027-го здесь начнут образовывать муниципальный округ со всеми вытекающими.
Мотивируя свое решение, улусные депутаты сослались на просьбу Владимира Поскачина и экономическую составляющую самороспуска. Они заключили, что проводить общие выборы в 2022-м будет дешевле, чем две избирательные кампании сейчас и в сентябре 2023-го. Под этим подписались все единогласно, запустив таким образом смуту в головах многих чиновников и депутатов местных органов власти.
Владимир ПОСКАЧИН, глава Верхневилюйского улуса:
- Демократия – это способ нахождения компромиссов. Считаю, что мы показываем пример демократии. Не нужно спешить переходить на новые формы, дождемся какой-то ясности и действуем строго в рамках российского законодательства.
- Владимир Семенович, вас всегда считали верным сторонником республиканской власти, а тут такой демарш. Поначалу казалось, что вы просто получили карт-бланш на то, чтобы отнять лавры у претендента на роль главного местного оппозиционера, мэра Нюрбы Александра Иванова. Но когда по вашему предложению самораспустился улусный Совет, стало ясно: вы пошли против мнения республиканской власти, явно старающейся ускорить реформу МСУ.
- (смеется) Мы с Александром Ивановым вместе. Ломать – не строить. Только система заработала, а мы стараемся ее разрушить. В России много противников этого законопроекта. Главная опасность в том, что он отдаляет власть от конкретного жителя поселка или наслега, у которого больше не будет своих депутатов и избранного главы поселения. Малые села будут умирать. У нас в улусе есть село Быракан, где чуть больше 100 жителей. Там новый глава провел водопровод, отопление к каждому дому – люди печки уже не топят. Это же уму непостижимо для села, это большой прогресс! А мы сейчас отберем у него бюджет, все отдадим на районный уровень…
Я не против власти, в политике с 1993 года. Я поддерживал Егора Афанасьевича (Борисов, глава республики в 2010-2018 г.г. – прим.ред.). Когда его сняли и поставили Айсена Николаева, решил, что нужно поддержать молодого человека. Вроде бы он хорошо начал, а сейчас уже по этому законопроекту мы разошлись во мнениях. Свое мнение тоже надо высказывать. Я не ухожу в оппозицию к российской власти, но есть вопросы, которые меня беспокоят.
- Ваше мнение по закону о реформе МСУ совпадает с мнением жителей улуса?
- Совпадает 100 процентов. И депутаты 100 процентов проголосовали за самороспуск. В этом они поддержали не только меня, но и глав наших поселений. Нужно продлить существование муниципального района, чтобы лучше подготовиться к новому закону. Нам позволяют это сделать до конца 2027 года. Посмотрим опыт соседей, перешедших на муниципальные округа, чтобы не допускать ошибки.
Верхневилюйский демарш, а решение улусного Совета о самороспуске вполне можно трактовать именно так, вызвал живой интерес в разных районах Якутии. Сейчас в республике 34 муниципальных района, и лишь в шести из них плановые выборы депутатских Советов должны пройти в ближайшем сентябре. Остальные избирательные кампании нацелены на 2023 год, а это значит, что переход на окружное деление на большей части территории республики начнется максимум в 2024-м. Новоизбранные окружные Советы примут новые уставы, затем районам и поселениям сыграют похоронный марш.
В Якутии настойчиво внедряют мысль, что муниципальные округа должны быть сформированы в рамках нынешних районов. В этом случае вместо 445 муниципальных образований у нас появятся 36 округов – два действующих городских в Якутске и Жатае и 34 муниципальных. Законопроект позволяет сделать и более частую нарезку, что наверняка заинтересует жителей городов и поселков с собственной налогооблагаемой базой. К примеру, тех, где находятся недропользователи. У них будут внутренние источники для развития, которые не нужно будет распылять на другие менее перспективные и жизнеспособные населенные пункты. Последние останутся на почти 100-процентной бюджетной игле с жестким нормативным финансированием, а это верный путь к умиранию.
По замыслу властей округа в рамках муниципальных районов должны будут распределить деньги равномерно по всей территории. Но, если можно жировать, удержатся ли жители потенциально бездотационных поселений от такого соблазна?
Все точки над i якобы должен расставить республиканский закон, который примут во исполнение федерального КлиКра. Пока же все это сродни гаданию на кофейной гуще. Единственным неоспоримым фактом остается самороспуск Верхневилюйского улусного Совета, ставший хитом обсуждения в депутатских и чиновничьих кругах.
ДРУГИЕ ГОЛОСА
В среду, 9 февраля, поступило новое сообщение: 13 депутатов Вилюйского улусного Совета обратились к председателю с аналогичным предложением о самороспуске. Костяк инициаторов составляют члены «Единой России» и КПРФ. 13 авторов могли бы стать критичными для любого другого депутатского Совета Якутии, но в Вилюйском улусе их 50, так что четверть идейных сторонников досрочной отставки вряд ли могут повлиять на общую картину.
Сергей ВИНОКУРОВ, глава Вилюйского улуса (как и в Верхневилюйском выборы главы здесь намечены на сентябрь 2022-го, улусного Совета – на сентябрь 2023-го):
- В целом предлагаемая реформа правильная. Есть нюансы, которые нужно обсуждать, но просто взять и выступить против этого законопроекта неправильно. Реформа органов МСУ назрела давно, нужно было ее начинать два-три года назад. Два уровня местного самоуправления (районного и поселенческого) редко уживаются друг с другом. Глава улуса, района не имеет рычагов воздействия на глав поселений. А спрос, если что-то происходит, обычно с главы улуса. Негативную роль играет и то, что у органов МСУ нет каких-то государственных полномочий.
Считаю неправильным самороспуск улусного Совета наших соседей. Они таким образом оставили жителей без избранных депутатов. Они говорят про демократию, но, на самом деле, самороспуском на какое-то время нарушены права избирателей - у них сейчас нет своего депутата. А ведь жители их избирали, но депутаты не спросили людей, можно ли им снять свои полномочия.
- Вы сказали, что планируете принять участие в сентябрьских выборах. Но реформа должна стартовать с 1 января 2023 года, а значит, через год-полтора вам, в случае победы на выборах, придется сложить свои полномочия и ввязываться в новую избирательную кампанию. Если же распустить улусный Совет и провести выборы депутатов в сентябре 2022-го, то пять лет можно будет работать без оглядки на реформу. Нет ли личного соблазна последовать примеру верхневилюйчан?
- Я знаю, что иду на год, а потом новые выборы. Это сложно, но понимаю, что необходимо так делать. Любая реформа, хорошая или не очень, будет проходить свои взлеты и падения. На первоначальном этапе нужен будет человек с каким-то опытом, почему я и решил идти на выборы. А через год буду думать, нужно ли мне баллотироваться в главы нового округа.
Леонид КНЯЗЕВ, председатель Алданского районного Совета депутатов (выборы главы района пройдут в 2022-м, депутатов – в сентябре 2023-го):
- Поскачин пиарится к месту и не к месту. Поэтому думаю, что ситуация развеется как легкий утренний туман. Я не слышал ни от кого из наших районных депутатов предложений о самороспуске. Более того, мы приглашали их всех на экспертный совет, но никто не отозвался. Мы обсуждали реформу МСУ, так что по умолчанию пришли к мнению, что пока нужно просто мониторить ситуацию. Моя же личная точка зрения – реформа назрела.
Людмила ОВЧИННИКОВА, председатель комиссии Ленского райсовета (выборы главы в сентябре 2022-го, депутатов – в сентябре 2023-го):
- В нашей депутатской WhatsApp-группе выложили информацию о самороспуске Верхневилюйского улусного Совета, но никто ее не прокомментировал. Скорее всего, будем обсуждать тему на следующей неделе.
Валерий СЕЛИН, председатель Нерюнгринского райсовета (выборы главы района прошли в 2021 г., Совета депутатов назначены на сентябрь 2023-го):
- Мы внимательно следили за обсуждением законопроекта о местном самоуправлении, участвовали в различных круглых столах. Пока никто из наших депутатов не высказался за самороспуск, остаемся на прежних позициях – выборы райсовета в следующем году. При разработке устава округа предстоит рассмотреть его структуру. Главное, чтобы люди в поселениях не попали под сокращение.
Пока просто не о чем говорить. Мы обсуждаем законопроект. Понятно, что он будет принят, но, может быть, в несколько иной редакции. Сейчас очень важно продумать, какой соответствующий закон будет принят в республике. Главное, чтобы все эти изменения не повлияли на социально-экономическое развитие района. В прошлом году глава республики подписал указ о развитии Нерюнгринского района до 2026 года. Нельзя, чтобы реформа хотя бы немного притормозила его реализацию.
- Законопроект предполагает три способа избрания глав округов: прямые выборы, выборы главы депутатами из своего числа или по представлению Ил Дархана. Вы лично к какому склоняетесь?
- Только прямые выборы всеми жителями. Это не должно быть решением депутатов. Каждая политическая партия будет вправе выдвинуть своего кандидата и попытаться доказать людям, почему он лучше. А вот назначать чиновников Окружной администрации в поселениях нужно по согласованию с районным Советом депутатов. Глава единолично не должен решать, кто будет его представителем в том или ином поселении - это позволит избежать кумовства и других негативных явлений.
Считаю, что нам нужно будет установить квоты для поселений по выборам депутатов окружного Совета. Подавляющее большинство наших депутатов проживает в Нерюнгри: из 25 членов райсовета 20 избираются по партийным спискам и пять человек - по единому в рамках всего района пятимандатному округу. Видимо, нужно будет изменить эту структуру, сформировать избирательные округа в каждом из поселений. Скорее всего, нам придется увеличить число депутатов в райсовете. Тогда мы сохраним связующее звено между жителями, депутатами и исполнительной властью.
ХРОМАЯ БАВАРСКАЯ МОДЕЛЬ
Республиканский закон о реформе МСУ должен быть принят до весны 2023 года, пока не начнется очередная избирательная кампания. У Ил Тумэна будет год, чтобы определиться со стратегией и тактикой нововведения. Параллельно придется изменить около 60 действующих законов и кодексов Якутии, включая Конституцию РС (Я). Не дожидаясь окончательной редакции федерального закона, наши уже стали оформлять свои мысли.
Как сообщил «ЯВ» заместитель директора Совета муниципальных образований РС (Я) Василий САПСАЙ, в адрес Ил Тумэна направлены предложения в будущий республиканский закон. В частности, исполнительная дирекция Совета считает, что в Якутии возможна единственная форма выборов глав муниципальных и городских округов – прямое голосование жителей. Что же касается представителей окружной администрации в поселениях, то здесь члены Совета предлагают ограничить власть местных глав. Назначение их представителей должно происходить через согласование в окружных Советах депутатов.
На чем стоят сторонники реформы? Главная их претензия к действующему ФЗ-131 «Об основных принципах местного самоуправления» заключается именно в двухуровневой системе органов МСУ. Формально за все на территории отвечает глава района. Но по закону глава любого наслега ему не подчиняется и может открыто посылать. Интересно, что общемировая практика сложилась в пользу одноуровневой системы местного самоуправления. Но на рубеже 90-х и 2000-х в России внедрили двухуровневую модель федеральной земли Бавария. Почему была выбрана именно она, сказать сложно.
Для начала неплохо вспомнить страну 90-х, находящуюся на дотационной игле Международного валютного фонда. Одним из условий продолжения финансирования российской экономики и стало требование о реформе МСУ, в результате 11 апреля 1998 года власти ратифицировали Европейскую хартию местного самоуправления. Тогда же началась работа над созданием ФЗ-131 – настольной «библии» любого муниципального чиновника.
Кто именно подсунул Ельцину двухуровневую баварскую модель, неизвестно. Но немецкая педантичность криво легла на российскую действительность. Чтобы понять это, законодателю потребовалось более 10 лет. И в 2017-м в ФЗ-131 внесли поправки, позволяющие преобразовывать муниципальные районы в муниципальные округа – при условии, если подержат депутаты всех поселений. На нововведение немедленно отозвались Чукотка, Сахалин, Калининградская область и ряд других регионов, где появились сотни округов. На нынешнюю реформу там теперь смотрят спокойно, поскольку она едва ли затронет их жизненные интересы.
Но Якутия тогда данным правом не воспользовалась. Видимо, даже не попытались изучить чужой опыт, из-за чего нынче наметилась явное брожение в умах. Во многом оно объясняется большими «белыми пятнами» в законопроекте КлиКра и той стремительностью, с которой его пытаются протащить: он поступил в Госдуму в конце декабря прошлого года, а уже в нынешнем феврале закон могут принять.
В 2020 году идеологи поправок в Конституцию РФ придумали красивое название – единая система публичной власти. Но опять же непонятно, какая роль в ней будет отведена главам муниципальных и городских округов. Прямой подчиненности руководителям регионов у них не будет, поскольку в Конституции РФ сохранилась статья 12, согласно которой органы МСУ не входят в систему государственной власти.
С другой же стороны, согласно законопроекту КлиКра глава округа будет лицом, замещающим государственную должность. Фактически это означает, что окружные главы станут членами правительства регионов. Но по Конституции, напомним, МСУ и государственная власть разделены. Каким образом в одну «телегу» по Пушкину попытаются впрячь «коня и трепетную лань», совершенно неясно. Возможно, эти процедурные вопросы будут разрешены какими-то другими законами и актами, но любая неопределенность, конечно, пугает.
Итак, общий настрой республиканских властей – не затягивать проведение реформы МСУ. К слову, Минюст РФ предложил ввести закон КлиКра не с 1 января 2023 года, а с 2024-го. Но этот момент не стал предметом особой дискуссии в Государственной Думе. В Якутии тем временем один улусный Совет уже пошел на досрочные выборы, чтобы оттянуть переход на пять лет. Особый интерес к решению в Верхневилюйске проявили руководители Таттинского, Чурапчинского и Мегино-Кангаласского улусов, впрочем, пока на уровне внутренних споров.
Ну а как на ситуацию отреагировали Ил Дархан и администрация главы и правительства республики? Весьма вяло. По нашим данным, на следующей неделе власти планируют запустить очередную волну разъяснительной работы. Но им опять придется догонять: Владимир Поскачин обратился с письмом 28 января, 4 февраля депутаты самораспустились. Но на эту скандальную сессию никто из Якутска не приехал, чтобы хотя бы довести до избранников свои доводы.
Ящик Пандоры добровольных отставок еще только приоткрыт. Но никто не может поручиться, что его не откроют окончательно, и по республике не пойдет волна депутатских отставок. В общем, в интересное время живем. А ведь еще недавно казалось, что 2022-й, где не будет никаких больших выборов, пройдет скучно.
Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний