Людвиг Фейербах и переход от духовидения к материалистическому видению мира
В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин писал: «Итак, стремление оторвать движение от материи силу от вещества Дицген связывает с идеализмом, ставит рядом с стремлением оторвать мысль от мозга. «Либих, – продолжает Дицген, - любящий делать отступления от своей индуктивной науки в сторону философской спекуляции, говорит в смысле идеализма: силы нельзя видеть». «Спиритуалист или идеалист верит в духовное, т.е. призрачное, необъяснимое силы». «Противоположность между силой и веществом так же стара, как противоположность между идеализмом и материализмом». «Разумеется, нет силы без вещества. Вещество без силы и сила без вещества есть бессмыслица. Если идеалистические естествоиспытатели верят в нематериальное бытие сил, то в этом пункте они не естествоиспытатели, а… духовидцы». (Курсив Ленина. – Г.Р.). [1].
Если в мировом масштабе даже естествоиспытатели, растеряв вещество или материю, становятся духовидцами, то в местном, региональном смысле в Республике Саха как-то ясным и понятным является то, что деятели художественной элиты: писатели, поэты, художники и скульпторы, а также представители власти: ил-дарханы, ил туменцы, президенты и главы республики, все вместе взятые довольно далеко стоящие от естественных наук, легче и быстрее всего направляются по пути духовидцев.
В этом им существенную и решающую помощь оказала категория «духовности». Им не приходит в голову, что в других странах, в том числе в Российской Федерации, применяют категорию «Министерства культуры». \Лишь они сообразили добавить к данной категории категорию «духовности». В итоге в Республике Саха получилась суммарная категория «Министерство культуры и духовности».
Выведение «духовности» и добавление ее к «министерству культуры» смыкает мировоззрение тех, кто это делает, с христианским богословием, с средневековым мракобесием. Благодаря их реакционной деятельности в Республике Саха наступили темные, мрачные времена господства православия в частности и христианства вообще.
Это воочию видно из категорического и догматического высказывания первого президента Республики Саха М.Е. Николаева: «Опыт убеждает, что духовные позиции православного христианства в Республике Саха (Якутия) более предпочтительные перед другими мировыми религиями… Господствующей религией на Севере России, я думаю, останется православное христианство, а Север планеты по преимуществу останется христианским. Иного не предвидится» [2].
На основании понятия «духовности» 19 июня 1996 года М.Е. Николаев издал Указ о создании Академии духовности Республики Саха (Якутия) и выступил с докладом «Духовность — краеугольный камень в фундаменте новой Якутии». Если уходить с точки зрения духовидцев и переходить на материалистическое воззрение, то не духовность, а материальность является краеугольным камнем в фундаменте современной Якутии.
Как известно, православное христианство, будучи духовидением и богословием, из своего мировоззрения исключает материю и материальность и оперирует такими понятиями, как духовность, божественность и религиозность. Об этом можно осведомиться из суждений епископа Якутского и Ленского Романа, компетентно разбирающего в этих понятиях. Он в беседе с журналистской Я. Никулиной сказал, что между ними нет никакой разницы.
Так что Якутия в XXI веке посредством понятия духовность стала религиозным, христианским регионом, каковым была Европа в Средние века, т.е. 500 – 1500 годах. Выходит, что Республика Саха отстала от передовых стран мира на 500 лет, отстаивая, устанавливая и распространяя у себя и по Северу планеты христианское мракобесие, богосдовие и духовидение, иными словами, крайне враждебное отношение к просвещению.
Невзирая на данные отрицательные качества, отсталость, средневековые темноту, невежество, дремучесть, непросвещенность, некультурность, необразованность и невоспитанность, мы, народ и руководство Республики. Саха, не теряем настроение и не падаем духом; продолжаем высокомерно себя считать не сходными и не подобными с Российской Федерацией и с миром, в которых не была создана Академия духовности, как это было сделано у нас.
В эксклюзивном рассуждении, что «Академия духовности РС (Я) не имеет аналогов ни в Российской Федерации, ни в мире» выражено самомнение народа саха, что он исключительный, неповторимый и единственный в своем роде народ, который обзавелся Академией духовности.
Далее в Республике Саха имеет хождение следующее умозаключене: «Практика 21-летней деятельности Академии духовности показывает, что было принято верное решение в свое время Первым Президентом РС (Я) М.Е. Николаевым, что было продолжено Президентами РС (Я) В.А. Штыровым и Е.А. Борисовым, которые видели в данном учреждении поддержку стратегического курса развития культуры, искусства, духовности.
Духовность, как мы знаем, от таких слов религиозность и божественность будучи синонимом, отличается по звучанию и написанию, тем не менее совпадает по содержанию. Руководители и художественная интеллигенций: писатели, поэты, художники и скульпторы Республики Саха духовность превратили в духовидение, православное христианство, в котором главным, чистым духом является сам бог, оторванный от материи и выполняющий по отношении к ней роль первичного начала, сотворившего ее и продолжающего управлять ею до настоящего времени.
Таким образом, указанные деятели такие духовности, как мудрость, добро о красоту возвышают на религиозную высоту, превращая их в бога и богов. На самом деле, без всякой религии они являются замечательными свойствами и качествами мудрых, добрых и прекрасных людей, их атрибутами и предполагают существование человеческой индивидуальности.
Подобные идеалистические и теологические взгляды давно уже были подвергнуты Фейербахом с точки материалистического мировоззрения путем рассмотрения таких категорий, как мудрость, добро и красоту.
Он писал: «Я отрицаю лишь то что они в качестве этих родовых понятий являются существами, в виде ли богов, или свойств бога, или платоновских идей, или гегелевских само полагающихся понятий; я утверждаю только, что они существуют лишь в мудрых, добрых, прекрасных индивидуумах и, следовательно, как уже сказано, являются лишь свойствами индивидуальных существ, что они не являются сами по себе существами, а только атрибутами или предполагают существование индивидуальности, а не наоборот». (Курсив Фейербаха. – Г.Р.) [3].
В другом месте Фейербах продолжает свое научное исследование: «Одна и з обычнейших ламентаций религиозных и ученых плакальщиков по поводу атеизма состоит в том, что атеизм разрушает или игнорирует существенную потребность человека, а именно потребность его признавать и почитать что-нибудь, стоящее над ним, что именно поэтому он делает человека существом эгоистическим и высокомерным. Однако атеизм, уничтожая теологическое нечто, стоящее над человеком, не уничтожает тем самым моральной инстанции, над ним стоящей. Моральное высшее, стоящее над ним, есть идеал, который каждый человек себе должен ставить, чтобы стать чем-то дельным; но этот идеал есть – и должен быть – человеческим идеалом и целью» [4].
Следует заметить, что атеизм и коммунизм, исключают теологическое нечто, христианскую религиозную духовность, стоящую над отдельным человеком, но это не означает, что они упраздняют человеческую духовность и моральную инстанцию, над ним стоящую и призванную и предназначенную преобразовать его в толкового, хорошего и основательного индивидуума, преследующего свои идеалы и цели и способного к серьезной и конструктивной работе, или к нечто дельному.
Декоммунизация в Российской Федерации включает в себе христианизацию страны и приватизацию государственной, всенародной собственности. Христианизация в Республике Саха выразилась в вышеприведенном высказывании М. Николаева: «Духовность – краеугольный камень в фундаменте новой Якутии».
Христианизацию по всей России проводила династия Романовых. Для этого, в частности, император Николай I провозгласил принцип: «Церковность – основа государственности», т.е. тот же краеугольный камень. И он этот принцип проводил в жизнь неуклонно, с ему присущей и свойственной твердостью.
Христианизацию и приватизацию в неразрывной связи проводит в наше время в Российской Федерации и глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл. Он, будучи первым и главным духовным лицом в стране, на словах выступает против презренной материи, против богатства, частной собственности, выражаясь, что его коллегам необходимо отказаться от роскоши – дорогих побрякушек и недвижимости с машинами, с яхтами и дворцами.
Однако дела Патриарха Кирилла оказались прямо противоположными его словам и выражениям. Он в действительности не отказался от «дорогих побрякушек» - от 43,2 миллиарда долларов в 2004 году, а к 2006 году в итоге его приватизационной деятельности его денежное состояние выросло более чем в два раза – до 108,4 миллиарда.
Он в своих дальнейших умозаключениях исходит из того суждения, что когда-то строили по три завода в сутки, а теперь – по три храма. При этом он проводит линию христианизации, утверждая, что без создания храмов, без бога невозможно построить счастливую жизнь. Думается, что по нему строительство заводов и фабрик в безбожное, советское время не обеспечило счастливую жизнь. А это уже ложь и хамство и является десоветизмом, или антисоветизмом, как разновидностью декоммунизации России.
Как знаем, возведение заводов и фабрик обеспечило советской стране лучшее в мире образование, здравоохранение, культурное развитие и зажиточную жизнь всего народа, иными словами, способствовало постройку счастливой жизни. А созидание храмов, церквей и монастырей не приводило людей к такой жизни. Ибо не открывались новые производственные предприятия (заводы, фабрики, колхозы и совхозы), как это было при политике индустриализации и коллективизации Советского Союза, не открывались учреждения культуры, образования и здравоохранения.
Какое может быть счастье народа, когда все закрывается и умирает?! По официальной статистике по 3 больницы в неделю подпадает под оптимизацию, проще говоря, закрывается. Прекращает свое существование по три школы в сутки. Сокращается количество больничных коек. Словом, количество закрывающихся и умирающих предприятий, учреждений и организаций можно перечислять сколь-угодно долго.
Совершенно ясно, что благосостояние людей невозможно создать и добиться нашествием средневекового мракобесия, христианской религии и Русской Православной Церкви (РПЦ), иными словами, вторжением клерикализма, устанавливающего первенствующую роль церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни Российской Федерации.
20 ноября 2012 года Российская академия наук выступила с открытым обращением, в котором резко высказывается против интервенции клерикализации общества, вмешательства религии в науку и светское образование. Кстати, одним примером интервенции клерикализации является создание Академии духовности в Республике Саха, которая по содержанию деятельности одинакова с Духовной академией – с закрытым религиозным учебным заведением.
Воззвание группы ученых Российской академии наук вызвано на гораздо более научной основе и охватывает значительно многочисленные случаи, примеры и доводы. Его поводом явилось открытие кафедры теологии в МИФИ – вузе, готовящем специалистов в области ядерной физики.
Сразу же следует подчеркнуть, что ядерная физика как наука и ядерная безопасность государства представляют собой результат научно-исследовательской работы, которая по существу является атеистической и материалистической. К ним теизм, теология, богословие, будучи бессмысленными и бесполезными измышлениями, не имеют никакого отношения и являются лишь реакционными поползновениями мракобесия.
Указывается, что это не первый и не последний пример клерикализации, интервенции православного христианства в сферу образования и науки. Почти в пятидесяти университетах и других высших светских учебных заведениях страны созданы и функционируют кафедры теологии. Церковники внедряют в детских садах учебные пособия религиозного содержания, стремятся создать молельные комнаты в средних школах.
16 марта 2013 года в Санкт-Петербурге ученые, преподаватели, политики и общественники – участники круглого стола «Клерикализация России – путь в новое варварство» выступили с заявлением, в котором освятили три проблемы: 1. Сращивание государства и церкви 2. Попытки превратить религию в основу общественной морали и нравственности 3. Клерикализация научно-образователей сферы. Церковь и духовенство открыто провозгласили курс на ликвидацию монополии научного и материалистического видения мира. Всемирный русский национальный собор в 2007 году объявил о необходимости «того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе».
Участники упомянутого круглого стола в итоге подчеркнули, что основная мысль, заставившая нас выступить с этим заявлением – дать отпор нападкам на научно-материалистическое мировоззрение.
Словом, и в наши дни совершается решительная и ожесточенная борьба материализма, науки и религии, эмпиризма и априоризма, а также субъективизма и объективизма. Такая борьба шла с самого начала существования философии в течение тысячелетий с целью разрешения старой, престарой философской проблемы – что первично и что вторично, дух или материя?
Ленин спрашивал: «Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицание объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его?». И он исходил из того, что эта борьба не устаревает, происходит постоянно.
Отметим, что в 1886 году была написана произведение Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в котором изложение отношение марксизма к его философским предшественникам Гегелю и Фейербаху – к крупнейшим представителем немецкой классической философии.
По научному и материалистическому видению мира человеческие понятия копируют, фотографируют и отражают действительные вещи. Здесь мы имеем дело с реальными предметами, а не с духами, ангелами, богом или богами и прочими. Нет никакого боговидения, богословия и богопознания и иного рода разного духовидения. Материалистическое воззрение Фейербаха исключает всякое духовидение.
А у Гегеля развито новое духовидение на почве существования абсолютного понятия. Энгельс обратил внимание на следующее: «Абсолютное понятие не только существует – неизвестно где – от века но и составляет истинную, живую душу всего существующего мира… Оно «отчуждает» себя, превращаясь в природу… Обнаруживающееся в природе и в истории диалектическое развитие, то есть причинная связь… поступательного движения… - это развитие является у Гегеля только отпечатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но во всяком случае совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга» [6].
Легко видно, что Гегель языком понятия и логики сформулировал то, что говорится теологии и боговидении. И бог «не только существует – неизвестно где – от века», абсолютно независимо от человеческого мозга, которому свойственно сознание и мышление, но и «отчуждает» себя, творит и управляет природой и человеком, «составляя истинную, живую душу всего существующего мира».
В итоге необходимо подчеркнуть, что Фейербах выступил с прямо противоположной точки зрения атеизма и материализма и подверг решительной критике гегелевскую точку зрения идеализма и теизма. Не вещи являются отпечатком идей и понятий, напротив, чувства и мысли отображают вещи. Он одним ударом провозгласил торжество материализма, положил конец классической немецкой идеалистической философии и осуществил переход от теистического и идеалистического духовидения к научно-материалистическому видению объективного мира. Теоретическое освободительное действие философии Фейербаха было колоссальным и все стали фейербахианцами. В дальнейшем лишь Маркс и Энгельс шагнули дальше Фейербаха и создали совершенно новое учение - диалектический и исторический материализм.
Гавриил Романов, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры ЯАССР, почетный гражданин Крестяхского наслега Сунтарского улуса
1 октября 2022 года.
|