Поражают устремлённость и энергия людей, делающих своё дело вопреки всем трудностям. Известный эколог Никита Зимов из когорты таких людей. Он руководитель Плейстоценового парка, расположенного южнее посёлка Черский в Нижнеколымском районе.
Основателем и научным руководителем парка является его отец – учёный с мировым именем Сергей Афанасьевич Зимов. Он сейчас занимается реализацией аналогичного проекта в центральной части России – парком "Дикое поле" в Тульской области.
По сути Плейстоценовый парк – это долгосрочный научный эксперимент. Основная идея состоит в том, чтобы воссоздать высокопродуктивную экосистему мамонтовых степей, которые преобладали в эпоху Плейстоцена. Современные тундровый ландшафт вполне может превратиться в высокопродуктивную пастбищную экосистему. Для этого нужно лишь увеличить количество и разнообразие животных, чем и занимается Никита Зимов.
Но это не является самоцелью. А предполагаемый результат заключается в том, что всё это окажет охлаждающий эффект на арктический климат. Всем известно, что потепление климата приносит своё негативное воздействие, и почему бы не попробовать его остановить на небольшом отдельном участке территории?!
В Плейстоценовом парке стараюсь бывать регулярно. Вот и недавно вместе с Никитой приехал в парк. Первым делом осмотрел в окрестностях базы егерей самых обаятельных и привлекательных животных – верблюдов, как оказалось, они тихо и спокойно паслись метрах в трёхстах.
Когда два года назад Никита Зимов привёз в парк верблюдов, некоторые люди, мягко говоря, не поняли этого – как так, южное животное и поселить в Арктике? Но те, кто хорошо знает историю Якутии, знают и то, что верблюды в своё время использовались в качестве транспортного средства для доставки продуктов. Правда, было это не на Крайнем Севере, а в южной части региона, но морозы там ничуть не меньше северных.
Прошедшие два года показали, что верблюды хорошо акклиматизировались на Нижней Колыме. Они употребляют в пищу листья и ветки кустарников. Морозы в Плейстоценовом парке доходили до минус 53 градусов и ниже. Но, как отмечает егерь Вадим Каургин, даже в сильные морозы животные не ограничивали свою активность в передвижении по территории парка. Словом, их уже можно назвать кораблями тундры.
"Верблюды наши медийные персоны, многие интересуются, как они у нас живут, - смеётся Никита Зимов, - Мы их завезли в 2021 году. Адаптация к местным условиям прошла хорошо. Они всеядные – зимой поедают кустарники, летом переходят на траву. Ждём, когда у них появится потомство. Думаем, над тем, чтобы завезти ещё 10-12 этих животных. Если удастся, то это будет уже в этом году".
А где же другие обитатели парка? На небольшой огороженной территории рядом с домом егерей пасутся овцы и козы. И те и другие уже обзаводились потомством. С питанием нет никаких проблем.
Якутские лошади чаще всего находятся на значительном удалении от базы парка. Они ничуть не хуже северных оленей копытят себе еду и выглядят довольно упитанными. Лошади разбились на три табуна – один поменьше и два побольше и кормятся на разных участках территории. Но один табунчик был в пределах видимости.
Бизоны не приветствуют вторжение в личное пространство, но при определённых обстоятельствах можно подойти к ним на довольно близкое расстояние. Тем более, если рядом егерь, который наблюдает их каждый день и хорошо изучил повадки бизонов.
Коровы калмыцкой породы обычно находятся вдали от базы работников парка, но в этот солнечный день они всё ж подошли к жилью. И это лишь часть животных, обитающих в парке.
Видно, что обитатели Плейстоценового парка неплохо пережили морозный период зимы.
Алексей КУРИЛО.
п. Черский
Фото автора.