ИА SakhaNews. Якутское региональное отделение ЛДПР сравнило цены на сельхозпродукцию в Амурской области, Забайкальском крае и Якутии. В этом году республика увеличила бюджетное финансирование на развитие отрасли (всего около 14 миллиардов), тогда как в Забайкальском крае оно составляет 507 миллионов, а в Амурской области - около трёх миллиардов. Бюджет Якутии больше в несколько раз, но, как видно из таблицы (см рисунок), рыночные цены на местную продукцию у дальневосточников примерно одинаковые.
Пресс-служба ЛДПР обратились к кандидату экономических наук, депутату Верховного Совета ЯАССР 12-ого созыва, народному депутату первого и третьего созывов Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) Михаилу Санникову с просьбой объяснить эту ситуацию. И вот что рассказал Михаил Семёнович:
- Почему дальневосточные регионы, о которых идёт речь, по сравнению с Якутией имеют низкое бюджетное финансирование? Дополнительные ресурсы на развитие сельского хозяйства они получают, активно участвуя в федеральных программах. Наша республика в этом плане не дорабатывает и использует, в основном, бюджетные средства республики. Выделяемые бюджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмотно. В течение нескольких десятилетий республика не может придумать ничего полезного, кроме субсидий на производство сельхозпродукции.
Но чтобы увеличить производство и заготовку сельхозпродукции, надо перейти от субсидий к заготовительным ценам по всем видам продукции. При этом заготовительная цена должна отталкиваться от себестоимости и субсидии должны выделяться только производителям для снижения затрат на электроэнергию, газ и ГСМ. Для этого госорганы республики должны вести регулярную работу с монополистами. Некоторые из них даже не подчиняются республике (например, «Якутскэнерго»).
С 1992 года упали показатели почти по всем видам сельского хозяйства, более чем на 50 процентов. В данное время государственного регулирования практически нет. Например, в советское время все экономические механизмы были прозрачные. Тогда каждый руководитель и непосредственный работник сельского хозяйства знал закупочные цены, расценки по заработной плате, сметы и тарифы по всем видам сельхоздеятельности. При этом в первую очередь в центре внимания был непосредственно сам сельхозтоваропроизводитель. Например, тракторист и шофёр при хорошей работе получали 700-1 000 рублей, тогда как директор совхоза с твёрдым окладом заработной платы - 550 рублей. 
Работники животноводства получали меньшую сумму по сравнению с другими, но конкретно знали, за какой объём работы и сколько они получат в месяц. Ещё раз повторяю: тогда весь экономический механизм был прозрачен для всех.
Сейчас увлечённый субсидиями минсельхоз республики работает, как казино, а руководители сельхозкооперативов (производственные и заготовительные) превратились в помещиков, устанавливая заработную плату как им заблагорассудится. Госорганы увлекаются агролизингом (приобретением скота без учёта кормовой базы и трудовых ресурсов) и строительством современных коровников на несколько сотен голов. Например, в селе Модут Намского района Якутии построили коровник и завезли австрийскую породу коров, но сегодня нет ни коровника, ни скота. В селе Чюйя Мегино-Кангаласском района таким же образом построили скотопомещение и завезли коров, но почему-то об успехах не рапортуют.
В наслегах необходимо поддерживать частное подворье, помогая в строительстве современных хотонов с подсобными помещениями на 10-20 дойных коров с молодняком. Такое направление даст конкретный результат, поскольку сельское хозяйство держится только на личном подсобном хозяйстве. В последние годы республика не имеет программу развития сельского хозяйства, которое устраивало бы сельхозтовпропроизводителей. До тех пор, пока не будет одобренной самими наслегами и улусами программы, развития сельского хозяйства не будет. Нужно заинтересовать всех работающих в сельском хозяйстве установлением нормальных закупочных цен на сельское хозяйство с учетом себестоимости и создавая новые условия труда.
ЛДПР считает, что тесное взаимодействие с федеральным центром смогло бы уменьшить нагрузку на бюджет республики. Сейчас все зависит от того, насколько грамотно будут освоены выделенные из регионального бюджета 14 миллиарда рублей. Распределение субсидий и грантов, полноценное курирование действующих и начинающих сельхозпроизводителей, более открытая позиция со стороны республиканского Министерства сельского хозяйства РС(Я), низкие тарифы для отрасли должны стать основой для укрепления позиций сельского хозяйства в регионе.