Визит Си Цзиньпина в Москву открывает новую страницу в российско-китайских отношениях. Казалось бы, они и так необычайно теплые — куда сближаться еще теснее. Хотя, судя по риторике Си, который называл Владимира Путина не иначе как «лучшим другом», еще есть куда расти всем показателям.
Уже 2022 год стал рекордным для российско-китайской внешней торговли. Товарооборот превысил $190 млрд — это почти на 30% больше, чем было годом ранее, до санкций и кризиса.
Китай уже 13 лет остается крупнейшим торговым партнером России. Причем готовность России подписать новый контракт на поставку газа может в ближайшие годы увеличить товарооборот до небывалых прежде высот.
Россия готова предложить Китаю около 100 млрд кубометров трубопроводного газа ежегодно. Именно такую цель поставил Владимир Путин к 2030 году. Дополнительно к трубопроводному газу в Китай будет поставляться по 100 млн тонн СПГ (в пересчете на трубопроводный газ это около 140 млрд кубометров).
В кулуарах визита обсуждались последние параметры нового газопровода «Сила Сибири — 2» мощностью 50 млрд кубометров. И новый газовый контракт будет подписан в ближайшее время. Тем более, что Си Цзиньпин пригласил с ответным визитом премьер-министра Михаила Мишустина.
Сейчас поставки газа в Китай диверсифицированы — голубое топливо идет из разных стран, от Мьянмы до Туркменистана. Однако ни одна из них не может обеспечить таких объемов, как Россия. И тем более по таким выгодным ценам. Нет никаких сомнений в том, что российский газ необходим Китаю, в котором восстанавливается после ковида высокий рост ВВП.
Reuters: из российского ТЭК сбежали западные инвесторы — китайцам больше достанется
Энергетика, конечно, далеко не единственная отрасль, в которой Китай заинтересован в России. Хотя китайцы много лет инвестировали в российскую углеводородную индустрию, пишет Reuters. Уже в 2005 году — намного раньше многих других западных компаний — Sinopec договорился с «Роснефтью» о совместной разведке Венинского блока «Сахалин-3». Причем произошло это во время визита тогдашнего председателя Китая Ху Цзиньтао в Москву.
Sinopec сейчас владеет 25,1% проекта, остальная часть контролируется «Роснефтью». А с 2009 года китайская корпорация владеет 49% российского нефтяного месторождения «Удмурнефть», также контролируемого «Роснефтью». Многие годы это был крупнейший нефтедобывающий актив Sinopec за пределами Китая.
В 2014 году Китай уже при председателе Си Цзиньпине начал инвестировать в российский СПГ. PetroChina купила 20% акций проекта «Ямал СПГ» стоимостью $27 млрд. Также 9,9% принадлежит государственному Фонду Шелкового пути Китая.