4.10.2023
YKTIMES.RU – В проекте федерального бюджета РФ на 2024-2026 года можно выделить три важнейшие стратегические инициативы: существенный рост расходов на оборону, возвращение бюджетного правила и изъятие сверхдоходов у экспортеров, пишет telegram-канал “Spydell_finance“.
Минфин РФ отмечает, что «Главным фактором долгосрочной устойчивости бюджетной системы выступает наличие достаточного объема ликвидных резервных активов в Фонде национального благосостояния (ФНБ)».
По итогам 2023 планируется концентрация ликвидной части ФНБ на уровне 6 трлн руб (3.5% от ВВП).
Стресс-тестирование бюджетных параметров, проведенных Минфином, в зависимости от траектории цен на нефть отражает, что в случае реализации наиболее амбициозных сценариев «энергоперехода» вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже на горизонте 3-5 лет.
ФНБ выступает как буфером и компенсатором волатильности сырьевых цен – в связи с этим Минфин РФ сообщает о возвращении бюджетного правила с незначительной модификацией. Цена отсечения нефти марки Urals составляет 60 долларов за баррель. Все, что выше будет изымать в пополнение ФНБ.
Однако, в 2024 году временное превышение предельного размера расходов установлено в пределах 1.6 трлн рублей.
При формировании федерального бюджета на 2023-2025 базовые нефтегазовые доходы устанавливались в фиксированном выражении на уровне 8 трлн рублей.
Нормализация бюджетной политики подразумевает возврат с 2025 года к обычным параметрам «бюджетных правил» – т.е. направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов (8 трлн руб).
Что касается изъятия сверхдоходов у экспортеров.
Повышение справедливости распределения природной ренты в отраслях с устойчивой избыточной рентабельностью капитала вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры:
(1) газовый сектор (НДПИ на природный газ и налог на прибыль экспортеров СПГ);
(2) нефтяной сектор (в т.ч. предельный ценовой дисконт для целей налогообложения) и
(3) сектор ГМК (единовременное повышение НДПИ на уголь и экспортная пошлина на удобрения).
Предусмотрены также дальнейшие шаги по донастройке налогообложения нефтегазового сектора – в частности, поэтапное сокращение предельного дисконта для целей налогообложения (с 15 $/барр в 2024 году до 10 $/барр в 2025 году и 6 $/барр в 2026 году), сокращение топливного демпфера и повышение ставки НДПИ на природный газ в эквиваленте повышения тарифов на газ для промышленных потребителей.
Также прорабатывается комплекс мер по изъятию доходов у металлургов и производителей удобрений. На данный момент через таможенные пошлины, но возможны дальнейшие шаги по аналогии с нефтегазом.
Вне зависимости от конъюнктуры, закончена эпоха сверх-дивидендов у большинства экспортеров в 2021 и 2023.
Сырьевой бизнес становится главным источником поступления денег в бюджет
Плановый рост расходов федерального бюджета России на 6.4 трлн руб в 2024 году (+21% г/г) сам себя не профинансирует. Рост налоговой нагрузки естественный процесс, т.к. Минфин собирается свести бюджет с символическим дефицитом в пределах 1.6 трлн руб.
В первую очередь под удар попадают те сектора российской экономики, в которых изъятие доходов осязаемо (исчисляется триллионами), прогнозируемо, контролируемо и просчитываемо , не вызывая негативных социальных последствий, и те сектора, где рост налоговой нагрузки или отмена льгот/бюджетных субсидий не повредит инвестиционной активности.
По крайней мере, внимание Минфина концентрируется на отраслях, где выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность. Это не только экспортеры сырья, но и «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков», также «Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства». Последние рассматривается в контексте отмены льгот/бюджетных преференций.
Тональность стратегического документа Минфина крайне жесткая в контексте налоговых щупальцев бенефициаров сырьевой конъюнктуры. Принцип очень простой – любая попытка вывести деньги из бизнеса через дивиденды или обратный выкуп акций должна пресекаться.
Прямым образом Минфин это не говорил, но это было в тональности документа. Очевидно, когда Минфин прямо приводит баланс операционного денежного потока, капитальных расходов и дивидендов, делая акцент на высоких дивидендах при незначительном объеме капитальных расходов – это сигнал к ужесточению фискальной политики.
В документе следует тезис «на продукцию отраслей горно-металлургического комплекса сохраняется высокий потенциал повышения справедливости распределения рентных доходов». Концепция Белоусова, сформулированная 3-5 лет назад, дошла до практической реализации.
Суть в следующем – или бизнес оставляет деньги в экономике через капитальные расходы, или деньги изымает государство через повышение налогов и сборов.
В нынешней конфигурации, по всей видимости, просматривается еще один канал легитимного сохранения избыточной маржинальности – сокращение долгов, при этом рост кэш позиции, видимо, не воодушевит Минфин.
В контексте экономической и геополитической реальности демонстрация высокой маржинальности – рискованно для бизнеса из-за потенциала увеличение налоговой нагрузки, а выплата рекордных дивидендов и тем более обратный выкуп акций – по сути, «преступен», т.е. явный сигнал того, что сверхдоходы подсвечены.
Минфин собирается собрать в 2024 свыше 11.5 трлн нефтегазовых доходов или почти по 1 трлн в месяц. Чтобы понимать масштаб следует отметить, что за январь-август 2023 среднемесячный сбор составляет около 600 млрд при среднем курсе 81 руб за долл.
Даже при курсе 100 руб за долл триллионные сборы с нефтегаза каждый месяц – сверхоптимистичный сценарий при нынешней налоговой нагрузке, т.к. подобный разлет был только в очень жирный 2022 год. Следовательно, налоговая нагрузка прямом или косвенно возрастет, а демпферы сократятся.
Сырьевой бизнес становится главным источником поступления денег в бюджет, поэтому 2023 может стать последним «жирным» годом в плане дивидендов.
|