Такое же "замешательство" в природе производит волшебный камень сата. Камень этот чаще всего находят там, где ударил гром. "Сата ищи под деревом, в которое ударил гром, — советовал мне шаман-приятель, — только иди рано поутру: сата умирает от солнечного света!.." (Намск. ул., 1887 г.). Сата зарождается также сам собой во внутренностях лошади, быка, медведя, волка, собаки, утки, гуся, орла и т.д. Самый сильный сата — волчий: он производит засуху и стремительные ветры (куран сата); обыкновенно сата производит ветры, холод, заставляет падать среди лета снег и т.п. Сата похож на человеческую голову, только небольшой величины, на нем можно отличить нос, рот, глаза, уши; он обладает душой и способен умирать, то есть лишаться волшебных свойств.
Если его коснется женщина, если его увидит посторонний глаз, если его держать нагим, не закрытым, он умирает. Если его бросить в кипяток, он долго с жужжанием будет бегать и кружиться по дну посуды, пока не успокоится и не умрет. Умерший сата превращается в обыкновенный камень, но живой сата достаточно поднять к небу на ладони, и сейчас же с той стороны подует холодный ветер. Если обладающий сата отправляется в дальнюю дорогу, то он подвязывает его под гривой или хвостом лошади, отчего последняя не потеет: ей постоянно прохладно, ветерок, постоянно обдувая ее, сгоняет прочь комаров и оводов.
Чтобы побудить сата проявить свои качества, нужно его отхлестать; употребляется также заклинание: "Пусть дитя мое не останется живым!.. Пусть скот мой не останется живым!.. Пусть жена моя не останется живой!.. Я не знаю греха, я знаю тебя!.." Сата нельзя держать дома, а нужно отыскать дуплистое дерево и, обернувши камень шерстью того животного, которое его породило, положить осторожно в дупло и закрыть (Намск. ул., 1888г.).
Тюсьпют рассказал мне, каким образом он раз добыл сата в свежем помете орла:
"Это был маленький камешек, совсем похожий на человеческую голову; когда я заподозрил, что это сата, и пожелал его испробовать, то повернул его к солнцу спиной и высек; в первый раз я ударил его только один раз — и целый следующий день дул ветер; в другой раз я ударил его два раза — и ветер дул два дня; в третий раз я ударил его три раза — ветер дул три дня; тогда я пожелал его испробовать окончательно и бросил в кипяток... Я был глуп, не верил, а сата побегал, побегал да и умер!.." (Намск. ул., 1887г.).
[В.Л. Серошевский. Якуты. Опыт этнографическоо исследования - Москва, 1993 (впервые издана в 1896) - с.644-645]