Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2024 » Кулун тутар » 3 » «Мастер-план» Якутска есть, а денег – нет
«Мастер-план» Якутска есть, а денег – нет
17:40

«Мастер-план» Якутска есть, а денег – нет

 
Николаев и Григорьев

Глава Якутии Айсен Николаев и мэр Якутска Евгений Григорьев нам все уши прожужжали о «громадье планов» и сколько всего будет построено в городе в соответствии с утвержденном “мастер-планом”. Только, на наш взгляд, эти господа, как бы сказать помягче, «добросовестно заблуждаются». Из обещанного будет построена лишь часть и далеко не большая. 

 

«Мастер-планов» громадье

Глава Якутии Айсен Николаев на пару с мэром Якутска Евгением Григорьевым как со святцами носятся с «Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития Якутской городской агломерации на период до 2030 года», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 4073-р. Речь идет о так называемом «мастер-плане» Якутска.

На своих отчетах Евгений Григорьев все уши прожужжал бедным горожанам о «громадье планов» и сколько всего будет построено в городе. Аж на 448,7 млрд.рублей к 2030 году, из коих федералы дадут 202 млрд.руб. Тут он еле поспевает за мантрами Айсена Николаева со товарищи. Только глава Якутии вместе с господином мэром, как бы сказать помягче, сознательно «добросовестно заблуждаются». Из обещанного будет построена лишь часть и далеко не большая, а намного меньшая. Да и то вряд ли.

Кстати, чиновники об этом хорошо знают. Недаром же сразу после подписания «мастер плана» спикер якутского парламента Алексей Еремеев рванул в Москву выбивать прописанное в «мастер-плане» финансирование. А министр транспорта Якутии Владимир Сивцев начал говорить о передвижке графика финансирования строительства моста чрез Лену. Казалось бы, зачем? Ведь есть документ, где четко прописано, сколько и когда будет выделено денег. Так чего волноваться? А того, что наши чиновники хорошо знают «цену» этого документа и обещанных там сумм. Только нам не говорят.

Чтобы было понятно, сделаю небольшое отступление. Все расходы казны в России планируются в рамках трехлетнего бюджета. Все, что приписано на текущий год, будет профинансировано процентов на 90%, то есть на эти деньги можно смело рассчитывать. Все, что на последующие два года – 50 на 50. Почему так много? Ну, потому что эти расходы закреплены законом о бюджете и выглядят как бюджетные обязательства. Их, как водится в нашей стране, можно спустя какое-то время переиграть или от них отказаться, но для этого нужно будет вносить изменения в закон и проводить через Госдуму.

Ну а все, что лежит за пределами трехлетнего бюджета – это из разряда публичных хотелок властей. То есть мысли вслух. Помечтали в распоряжении и таким же распоряжением это можно отменить. И никакую Госдуму даже привлекать не придется.

Деньги на мост вроде есть, но их тут же нет

Так вот, как следует из «мастер-плана» из 202 млрд.руб. федерального финансирования Москва в 2024 году потратит только 6,4 млрд.руб. Эти деньги, считай, уже есть и объекты строятся. Еще 30,8 млрд руб. федеральный бюджет обещает потратить в 2025-2026 гг. За этими деньгами якутской власти придется еще побегать, но их можно иметь ввиду. А вот остальные 164,7 млрд руб. в документе щедро расписаны на 2027-2030 гг. То есть львиная доля финансового наполнения «мастер-плана» – мысли вслух. Ниачем.

Например, по главному прожекту Айсена Николаева – мосту через Лену – федеральный бюджет обещает выделить чуть больше половины (64,9 млрд.руб.) из необходимых 127,8 млрд.руб. При этом на 2024 г. запланировано выделить 0 руб., на 2025 г – 1,3 млрд.руб., на 2026 г – 3,7 млрд.руб. Итого 5 млрд.руб. обещано в рамках трехлетнего бюджета. Бюджету Якутии за этот период предложено выделить в 2024 г – 1,07 млрд.руб., в 2025 г – 9,4 млрд.руб., в 2026 г – еще 7,2 млрд.руб. Итого 17,7 млрд.руб. республиканских денег за тот же период.

мост распоряга РФ

Большую же часть расходов по строительству моста – 30,3 млрд.руб. – решено возложить на строителей из группы ВИС, который для их выплаты возьмет кредит в Сбербанке. А как мы знаем из текста концессионного соглашения, проценты за этот кредит бюджет Якутии будет выплачивать банку сразу, а само тело кредита чуть попозже. Все исключительно за счет казны республики и якутян.

То есть, как следует из этого «мастер-плана», федеральное правительство предлагает Якутии вбухивать в строительство моста сначала свои, а Москва потом подтянется. Может быть. Когда-нибудь. Если не передумает.

Только если Москва передумает, ей это ничем не угрожает, а вот Якутии, согласно концессионному соглашению, придется за срыв финансирования громадные штрафы ВИСу платить. Ну а что вы хотели? Мост через Лену – региональный проект и Москва тут может только помочь в меру своих возможностей. Никто Айсена Николаева не заставлял концессию подписывать. Сами-сами.

Теперь понятно, с чего это вдруг, сразу после подписания документа, министр транспорта Якутии вдруг заявил о просьбе переиграть график финансирования. Он ведь в чиновниках давно и хорошо знает цену этим бумажкам.

А как я уже сказал, таковых «условно обещанных расходов» от федералов за пределами трехлетнего бюджета в «мастер-плане» почти на 85%.

Любой каприз за ваши деньги

«Имиджевые» объекты Якутских властей и расходы в рамках региональных полномочий вообще не предусматривают федерального финансирования – стройте сами за свой счет.

Например, на строительство широко разрекламированного многофункционального кинопавильона федеральный бюджет выделяет 0 руб., бюджет Якутии – 3,6 млрд.руб., внебюджетные средства – 7,3 млрд.руб. То же самое касается и технического перевооружения Национального центра медицины за 5,1 млрд руб. или строительства пресловутого международного терминала аэропорта «Якутск» за 2,7 млрд.руб. и так далее.

Целые разделы «мастер-плана» с десятком объектов, такие как «Туризм», «Экология» или «Комфортная городская среда», должны быть профинансирован за счет бюджет Якутии и/или внебюджетных средств. Все сами-сами.

А теперь скажите, для того, чтобы построить в Якутии за свой счет кинопавильон якутским властям обязательно нужно было поручение и позволение федеральных властей? И дополнительные деньги на это в бюджете Якутии есть? Или у кого отнимем?

«Внебюджетные» средства бюджета

И хорошо когда «внебюджетные средства» – это бесплатные для Якутии инвестиции федеральных госкорпораций или госфондов. Например, все переселение или комплексное развитие территорий в Якутии идет за счет средств федеральных: Фонда развития территорий и Фонда ЖКХ. Но ведь много объектов «мастер-плана» придется строить за счет «внебюджетных средств» республики.

А что это такое, поясним на примере якутской госкомпании «РИК Плюс» – ему как раз придется строить гостиницу в Якутске из «мастер-плана». Республиканский бюджет объявляет конкурсы на строительство дорог, зданий и прочего на много миллиардов бюджетных денег. Госкомпания получает эти подряды, осваивает бюджет и получает прибыль. Потом за счет этой прибыли начинает строительство гостиницы. Вот вам и все «внебюджетные средства». Хотя, по идее, эту прибыль можно было в качестве дивидендов перечислить в бюджет республики, как АЛРОСА делает.

РИК коллаж russiangate.com

А еще можно кредит взять – под госгарантии республики или за счет залога имущества госкомпании. Это тоже ведь внебюджетные средства с точки зрения внебюджетного законодательства.

А по сути? Внебюджетные эти средства или что ни на есть самые народные деньги?

А самое смешное, что строит эту гостиницу «РИК» для конкретного гостиничного оператора, который в дальнейшем будет эксплуатировать эту гостиницу и получать, разумеется, львиную долю прибыли. Благо, эта схема уже опробована в госкомпании на примере торгового центра «Туймаада». Об этой истории мы уже писали.

Абсолютно тоже самое и по мосту, где «внебюджетные средства инвестора» – группы ВИС – плавно перетекают во вполне конкретные обязательства бюджета Якутии. И платить их придется всем якутянам.

Ну, как вам такие варианты?

Что скрывается за мелким шрифтом

А в заключение вишенка. В пресловутом документе о мастер-пален Якутска с щедрыми обещаниями и «хотелками», федеральное правительство прилагает маленькую сноску мелким шрифтом:

«Источники финансового обеспечения мероприятий будут определены в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Не является бюджетным обязательством в рамках статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

И таковых мероприятий и объектов в «мастер-плане» почти треть. В переводе с чиновничьего на общепринятый это означает – мы, конечно, хотим вам обещать, но только если вы сумеете доказать, что оно вам надо, а мы потом подумаем, хотеть нам обещать или не стоит. И при условии, что у нас во время СВО и мирового кризиса появится немного уж совсем лишних денег.

А это такие объекты как строительство пресловутого «суперкампуса» за 14,3 млрд.руб., из коих 5,5 хотят получить из федерального бюджета. Или строительство межвузовского кампуса за 20,1 млрд.руб., а также десятков других объектов и мероприятий. Например, из программы строительства 18 детсадов, под сноской, то есть под вопросом, оказываются 7 садиков. В разделе «Здравоохранение» федеральное софинансирование строительства всех запланированных 10 объектов также идет под сноской. И так далее.

Как раз за этими обоснованиями и просьбой подумать, аккурат сразу после окончания празднеств по поводу подписания «Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Якутской городской агломерации на период до 2030 года», и рванул в Москву спикер Ил Тумэна Алексей Еремеев. А там его заверили в горячей поддержке и пожелали удачи в сем многотрудном деле – выпросить у Силуанова из федерального бюджета немного лишних денег.

А вы думали… Тут как в банке – любой договор нужно читать да конца, включая и то, что прописано в сносках внизу мелким шрифтом. А то эти примечания много чего меняют.

Залезем в долги?

Из документа ясно видно – федеральный бюджет будет оплачивать только строительство по национальным проектам и финансировать свои полномочия в рамках своих планов. Якутские пожелания тут идут под сноской.

Все остальное – за счет якутского бюджета и таких же пресловутых «внебюджетных средств». А это дополнительно 77,8 млрд.руб. бюджетных денег и почти столько же «внебюджетных средств», без учета текущих обязательств.

Для справки. На 2024 год расходы бюджета Якутии на госпрограмму «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)» запланировано потратить 27 млрд.руб., на «Здравоохранение» – 30,6 млрд.руб., на «Образование» – 70,4 млрд.руб., на «Сельское хозяйство» – 14,9 млрд.руб. Это с учетом всех федеральных денег в бюджете республики.

Понятно, что таких лишних денег в бюджете Якутии нет и пока даже не предвидится. Практически весь прогнозируемый рост бюджета Якутии идет за счет инфляции и увеличения курса доллара. Но инфляция вещь обоюдоострая – сегодня у тебя выросли доходы, а буквально завтра у тебя увеличились расходы. И если на индексации зарплат якутским властям еще можно попытаться сэкономить, то рост цен на стройматериалы, тарифы и транспортные услуги ты ничем не остановишь. Тут или плати, или остаешься без стройматериалов.

Поэтому есть только один путь профинансировать все эти «мячты» – стремительное наращивание госдолга. После нас – хоть потоп. Пока весь опыт хозяйствования Айсена Николаева показывает, что другого он не может, не умеет. Достаточно посмотреть на рост долга Якутска в бытность его мэром, когда, как пишут СМИ, только за два последних года его правления муниципальный долг Якутска вырос с 1,352 млрд. рублей до 2,412 млрд. рублей. То есть практически удвоился.

долг якутск

Или посмотреть на планы Айсена Николаева по долгу бюджета Якутии за его первую каденцию на посту главы республики. Напомним, что в 2018 г. в законе о бюджете республики верхний предел госдолга был установлен в размере 52,4 млрд.руб. В бюджете на 2024 г. предел вырос уже до 77,9 млрд.руб.

А кто и когда долги платить будет? Уже сейчас график погашения текущего госдолга Якутии расписан до 2038 года. Что дальше, в случае кратного увеличения долгов? Детям и внукам платить оставим?

А теперь, уважаемые читатели, после всего исследования, как вы оцениваете ценность сего документа и хороводов якутских властей вокруг него? Стоит ли верить словам Айсена Николаева и Евгения Григорьева со товарищи? Будут ли реализован «мастер-план» на практике или большая часть его так и останется на бумаге?

На мой взгляд, если исходить из сложившейся практике в Якутии, явно просматривается второй вариант.

Владимир Нифонтов.

 
Views: 16203 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Кулун тутар 2024  »
БнОпСэЧпБтСбБс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 103
Ыалдьыттар (гостей): 103
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024