Глава Якутии Айсен Николаев и мэр Якутска Евгений Григорьев нам все уши прожужжали о «громадье планов» и сколько всего будет построено в городе в соответствии с утвержденном “мастер-планом”. Только, на наш взгляд, эти господа, как бы сказать помягче, «добросовестно заблуждаются». Из обещанного будет построена лишь часть и далеко не большая.
«Мастер-планов» громадье
Глава Якутии Айсен Николаев на пару с мэром Якутска Евгением Григорьевым как со святцами носятся с «Долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития Якутской городской агломерации на период до 2030 года», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 4073-р. Речь идет о так называемом «мастер-плане» Якутска.
На своих отчетах Евгений Григорьев все уши прожужжал бедным горожанам о «громадье планов» и сколько всего будет построено в городе. Аж на 448,7 млрд.рублей к 2030 году, из коих федералы дадут 202 млрд.руб. Тут он еле поспевает за мантрами Айсена Николаева со товарищи. Только глава Якутии вместе с господином мэром, как бы сказать помягче, сознательно «добросовестно заблуждаются». Из обещанного будет построена лишь часть и далеко не большая, а намного меньшая. Да и то вряд ли.
Кстати, чиновники об этом хорошо знают. Недаром же сразу после подписания «мастер плана» спикер якутского парламента Алексей Еремеев рванул в Москву выбивать прописанное в «мастер-плане» финансирование. А министр транспорта Якутии Владимир Сивцев начал говорить о передвижке графика финансирования строительства моста чрез Лену. Казалось бы, зачем? Ведь есть документ, где четко прописано, сколько и когда будет выделено денег. Так чего волноваться? А того, что наши чиновники хорошо знают «цену» этого документа и обещанных там сумм. Только нам не говорят.
Чтобы было понятно, сделаю небольшое отступление. Все расходы казны в России планируются в рамках трехлетнего бюджета. Все, что приписано на текущий год, будет профинансировано процентов на 90%, то есть на эти деньги можно смело рассчитывать. Все, что на последующие два года – 50 на 50. Почему так много? Ну, потому что эти расходы закреплены законом о бюджете и выглядят как бюджетные обязательства. Их, как водится в нашей стране, можно спустя какое-то время переиграть или от них отказаться, но для этого нужно будет вносить изменения в закон и проводить через Госдуму.
Ну а все, что лежит за пределами трехлетнего бюджета – это из разряда публичных хотелок властей. То есть мысли вслух. Помечтали в распоряжении и таким же распоряжением это можно отменить. И никакую Госдуму даже привлекать не придется.
Деньги на мост вроде есть, но их тут же нет
Так вот, как следует из «мастер-плана» из 202 млрд.руб. федерального финансирования Москва в 2024 году потратит только 6,4 млрд.руб. Эти деньги, считай, уже есть и объекты строятся. Еще 30,8 млрд руб. федеральный бюджет обещает потратить в 2025-2026 гг. За этими деньгами якутской власти придется еще побегать, но их можно иметь ввиду. А вот остальные 164,7 млрд руб. в документе щедро расписаны на 2027-2030 гг. То есть львиная доля финансового наполнения «мастер-плана» – мысли вслух. Ниачем.
Например, по главному прожекту Айсена Николаева – мосту через Лену – федеральный бюджет обещает выделить чуть больше половины (64,9 млрд.руб.) из необходимых 127,8 млрд.руб. При этом на 2024 г. запланировано выделить 0 руб., на 2025 г – 1,3 млрд.руб., на 2026 г – 3,7 млрд.руб. Итого 5 млрд.руб. обещано в рамках трехлетнего бюджета. Бюджету Якутии за этот период предложено выделить в 2024 г – 1,07 млрд.руб., в 2025 г – 9,4 млрд.руб., в 2026 г – еще 7,2 млрд.руб. Итого 17,7 млрд.руб. республиканских денег за тот же период.
![мост распоряга РФ](https://www.yktimes.ru/wp-content/uploads/2024/02/most-rasporyaga-RF.jpg)
Большую же часть расходов по строительству моста – 30,3 млрд.руб. – решено возложить на строителей из группы ВИС, который для их выплаты возьмет кредит в Сбербанке. А как мы знаем из текста концессионного соглашения, проценты за этот кредит бюджет Якутии будет выплачивать банку сразу, а само тело кредита чуть попозже. Все исключительно за счет казны республики и якутян.
То есть, как следует из этого «мастер-плана», федеральное правительство предлагает Якутии вбухивать в строительство моста сначала свои, а Москва потом подтянется. Может быть. Когда-нибудь. Если не передумает.
Только если Москва передумает, ей это ничем не угрожает, а вот Якутии, согласно концессионному соглашению, придется за срыв финансирования громадные штрафы ВИСу платить. Ну а что вы хотели? Мост через Лену – региональный проект и Москва тут может только помочь в меру своих возможностей. Никто Айсена Николаева не заставлял концессию подписывать. Сами-сами.
Теперь понятно, с чего это вдруг, сразу после подписания документа, министр транспорта Якутии вдруг заявил о просьбе переиграть график финансирования. Он ведь в чиновниках давно и хорошо знает цену этим бумажкам.
А как я уже сказал, таковых «условно обещанных расходов» от федералов за пределами трехлетнего бюджета в «мастер-плане» почти на 85%.
Любой каприз за ваши деньги
«Имиджевые» объекты Якутских властей и расходы в рамках региональных полномочий вообще не предусматривают федерального финансирования – стройте сами за свой счет.
Например, на строительство широко разрекламированного многофункционального кинопавильона федеральный бюджет выделяет 0 руб., бюджет Якутии – 3,6 млрд.руб., внебюджетные средства – 7,3 млрд.руб. То же самое касается и технического перевооружения Национального центра медицины за 5,1 млрд руб. или строительства пресловутого международного терминала аэропорта «Якутск» за 2,7 млрд.руб. и так далее.
Целые разделы «мастер-плана» с десятком объектов, такие как «Туризм», «Экология» или «Комфортная городская среда», должны быть профинансирован за счет бюджет Якутии и/или внебюджетных средств. Все сами-сами.
А теперь скажите, для того, чтобы построить в Якутии за свой счет кинопавильон якутским властям обязательно нужно было поручение и позволение федеральных властей? И дополнительные деньги на это в бюджете Якутии есть? Или у кого отнимем?
«Внебюджетные» средства бюджета
И хорошо когда «внебюджетные средства» – это бесплатные для Якутии инвестиции федеральных госкорпораций или госфондов. Например, все переселение или комплексное развитие территорий в Якутии идет за счет средств федеральных: Фонда развития территорий и Фонда ЖКХ. Но ведь много объектов «мастер-плана» придется строить за счет «внебюджетных средств» республики.
А что это такое, поясним на примере якутской госкомпании «РИК Плюс» – ему как раз придется строить гостиницу в Якутске из «мастер-плана». Республиканский бюджет объявляет конкурсы на строительство дорог, зданий и прочего на много миллиардов бюджетных денег. Госкомпания получает эти подряды, осваивает бюджет и получает прибыль. Потом за счет этой прибыли начинает строительство гостиницы. Вот вам и все «внебюджетные средства». Хотя, по идее, эту прибыль можно было в качестве дивидендов перечислить в бюджет республики, как АЛРОСА делает.
![РИК коллаж russiangate.com](https://www.yktimes.ru/wp-content/uploads/2016/09/RIK-kollazh-russiangate.com_-e1472962178352.jpg)
А еще можно кредит взять – под госгарантии республики или за счет залога имущества госкомпании. Это тоже ведь внебюджетные средства с точки зрения внебюджетного законодательства.
А по сути? Внебюджетные эти средства или что ни на есть самые народные деньги?
А самое смешное, что строит эту гостиницу «РИК» для конкретного гостиничного оператора, который в дальнейшем будет эксплуатировать эту гостиницу и получать, разумеется, львиную долю прибыли. Благо, эта схема уже опробована в госкомпании на примере торгового центра «Туймаада». Об этой истории мы уже писали.
Абсолютно тоже самое и по мосту, где «внебюджетные средства инвестора» – группы ВИС – плавно перетекают во вполне конкретные обязательства бюджета Якутии. И платить их придется всем якутянам.
Ну, как вам такие варианты?
Что скрывается за мелким шрифтом
А в заключение вишенка. В пресловутом документе о мастер-пален Якутска с щедрыми обещаниями и «хотелками», федеральное правительство прилагает маленькую сноску мелким шрифтом:
«Источники финансового обеспечения мероприятий будут определены в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Не является бюджетным обязательством в рамках статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
И таковых мероприятий и объектов в «мастер-плане» почти треть. В переводе с чиновничьего на общепринятый это означает – мы, конечно, хотим вам обещать, но только если вы сумеете доказать, что оно вам надо, а мы потом подумаем, хотеть нам обещать или не стоит. И при условии, что у нас во время СВО и мирового кризиса появится немного уж совсем лишних денег.
А это такие объекты как строительство пресловутого «суперкампуса» за 14,3 млрд.руб., из коих 5,5 хотят получить из федерального бюджета. Или строительство межвузовского кампуса за 20,1 млрд.руб., а также десятков других объектов и мероприятий. Например, из программы строительства 18 детсадов, под сноской, то есть под вопросом, оказываются 7 садиков. В разделе «Здравоохранение» федеральное софинансирование строительства всех запланированных 10 объектов также идет под сноской. И так далее.
Как раз за этими обоснованиями и просьбой подумать, аккурат сразу после окончания празднеств по поводу подписания «Долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Якутской городской агломерации на период до 2030 года», и рванул в Москву спикер Ил Тумэна Алексей Еремеев. А там его заверили в горячей поддержке и пожелали удачи в сем многотрудном деле – выпросить у Силуанова из федерального бюджета немного лишних денег.
А вы думали… Тут как в банке – любой договор нужно читать да конца, включая и то, что прописано в сносках внизу мелким шрифтом. А то эти примечания много чего меняют.
Залезем в долги?
Из документа ясно видно – федеральный бюджет будет оплачивать только строительство по национальным проектам и финансировать свои полномочия в рамках своих планов. Якутские пожелания тут идут под сноской.
Все остальное – за счет якутского бюджета и таких же пресловутых «внебюджетных средств». А это дополнительно 77,8 млрд.руб. бюджетных денег и почти столько же «внебюджетных средств», без учета текущих обязательств.
Для справки. На 2024 год расходы бюджета Якутии на госпрограмму «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия)» запланировано потратить 27 млрд.руб., на «Здравоохранение» – 30,6 млрд.руб., на «Образование» – 70,4 млрд.руб., на «Сельское хозяйство» – 14,9 млрд.руб. Это с учетом всех федеральных денег в бюджете республики.
Понятно, что таких лишних денег в бюджете Якутии нет и пока даже не предвидится. Практически весь прогнозируемый рост бюджета Якутии идет за счет инфляции и увеличения курса доллара. Но инфляция вещь обоюдоострая – сегодня у тебя выросли доходы, а буквально завтра у тебя увеличились расходы. И если на индексации зарплат якутским властям еще можно попытаться сэкономить, то рост цен на стройматериалы, тарифы и транспортные услуги ты ничем не остановишь. Тут или плати, или остаешься без стройматериалов.
Поэтому есть только один путь профинансировать все эти «мячты» – стремительное наращивание госдолга. После нас – хоть потоп. Пока весь опыт хозяйствования Айсена Николаева показывает, что другого он не может, не умеет. Достаточно посмотреть на рост долга Якутска в бытность его мэром, когда, как пишут СМИ, только за два последних года его правления муниципальный долг Якутска вырос с 1,352 млрд. рублей до 2,412 млрд. рублей. То есть практически удвоился.
![долг якутск](https://www.yktimes.ru/wp-content/uploads/2024/02/dolg-yakutsk.jpg)
Или посмотреть на планы Айсена Николаева по долгу бюджета Якутии за его первую каденцию на посту главы республики. Напомним, что в 2018 г. в законе о бюджете республики верхний предел госдолга был установлен в размере 52,4 млрд.руб. В бюджете на 2024 г. предел вырос уже до 77,9 млрд.руб.
А кто и когда долги платить будет? Уже сейчас график погашения текущего госдолга Якутии расписан до 2038 года. Что дальше, в случае кратного увеличения долгов? Детям и внукам платить оставим?
А теперь, уважаемые читатели, после всего исследования, как вы оцениваете ценность сего документа и хороводов якутских властей вокруг него? Стоит ли верить словам Айсена Николаева и Евгения Григорьева со товарищи? Будут ли реализован «мастер-план» на практике или большая часть его так и останется на бумаге?
На мой взгляд, если исходить из сложившейся практике в Якутии, явно просматривается второй вариант.
Владимир Нифонтов.
|