Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [223]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [376]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [41]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [122]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2009 » Тохсунньу » 5 » ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 12, с. 1118-1126
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 12, с. 1118-1126
21:37
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ
(КАРЕЛИЯ, ТАТАРСТАН, ЯКУТИЯ)
В. А. Прохода, В. В. Рязанцев

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 12, с. 1118-1126

Авторы публикуемой ниже статьи анализируют результаты социологического исследования, про­ведённого в рамках проекта "The quest for Ethno-National Identity: Positive and Negative Effects". В ходе опросов выявлялась этническая идентичность населения ряда российских республик, устанавлива­лись факторы, влияющие на её формирование, проблемы межэтнической коммуникации.
http://74.125.77.132/search?q=cache:ZM_ilaNOEPoJ:www.ras.ru/FStorage/download.aspx%3FId%3D6f497724-3cec-4245-b594-555ea01f8d28+%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B+%D0%B2+%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8&hl=ru&ct=clnk&cd=3&gl=ru&client=firefox-a
 
Опрос, о котором пойдёт речь, проводился Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова в 2005 г. методом личного ин­тервью (face-to-face) среди городского населения Башкирии, Карелии, Коми, Татарстана и Якутии. В каждой республике опрашивались представители титульного этноса и русские. Они же опрашива­лись и вне республик: в Москве (русские и якуты), Пермском крае (русские и коми), Саратовской (русские и татары), Тверской (русские и карелы), Челябинской (русские и башкиры) областях. Об­щее число респондентов - 4858 человек.
Далее будут рассмотрены установки предста­вителей четырёх национальностей - карел, рус­ских, татар и якутов, проживающих на террито­рии Карелии, Татарстана и Якутии. Выбор этих республик, различающихся по географическому положению, величине территории, специфике эко-
номической жизни, обусловлен особенностями на­ционального состава их населения. Мы исходили из того, что формирование идентичности связано с гетерогенностью/гомогенностью этнического окружения, а также со статусом, который имеет этнос в региональном сообществе (этническое большинство/меньшинство). В Татарстане боль­шинством является титульный этнос - татары, русские - вторые по численности. В Карелии по­давляющее большинство - русские, а карелы со­ставляют меньшинство. Наконец, в Якутии соот­ношение русских и якутов примерно одинаково.
На механизмы идентификации людей суще­ственное влияние оказали социо-этно-политиче-ские процессы, происходившие последние 15-20 лет и затронувшие практически все регионы страны. К их числу относятся повышение статуса бывших российских автономий, а также появление в рес­публиках РФ национальных политических элит, оказавшихся на "гребне волны" благодаря усили­ям местного электората.
После распада Советского Союза в политиче­ской жизни республик России актуализировалась тема их политического статуса, республиканско­го гражданства и этномобилизационных возмож­ностей языка титульных народов. А поскольку ситуация менялась стремительно, у республикан­ских лидеров практически в одночасье вырос и наполнился новым содержанием политический вес. Всё происходившее было важно и для населе­ния. Осознание себя гражданами высокостатусной, имеющей все атрибуты независимого государства республики становилось для людей, прежде всего принадлежащих к титульному этносу, важней­шим элементом гражданской идентичности. У них появилось и стало укрепляться консолидирован­ное "мы", основанное на очень важном для каж­дого человека позитивном образе своего этноса и места своего проживания.
1118
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ    1119
Борьба за достижение и удержание политиче­ской власти в республиках базировалась на поли­тическом мифе о сложностях во взаимоотноше­ниях с федеральным центром. Драматизация это­го мифа позволила создать соответствующий имидж борца за республиканские и этнические интересы многим политическим лидерам.
Заняв свое место в массовом сознании населе­ния, эта тема продолжает оставаться актуальной, несмотря на кардинальные перемены, произо­шедшие во взаимоотношениях Москвы и респуб­лик. Этнокультурные различия титульного и нети­тульного населения, экономические, политические и правовые границы республиканской самостоя­тельности, межнациональные отношения про­должают влиять на эволюцию этнической и гражданской идентичности людей.
Под этнической идентичностью обычно пони­мается осознание "представителями одного этно­са единства своего происхождения, традиций, ценностей, верований, исторической преемствен­ности" [1, с. 54]. Изучение этого феномена осо­бенно актуально в условиях, когда на мировое развитие всё большее влияние оказывает процесс глобализации. Противоречивость данного процес­са, неприятие связанных с ним явлений (массовая культура, экономические интервенции, неравно­правный экономический обмен и т.д.) зачастую проявляются в стремлении людей подчеркнуть свою самобытность прежде всего путём этниче­ской мобилизации.
Для населения бывшего СССР в условиях общего кризиса социальной идентичности, ис­чезновения институционального содержания ка­тегории "советский человек", изменений в меж­этнических отношениях резко возросла роль эт­нического фактора.
Этноидентичность может принимать самые разные формы - от негативной до позитивной, от моно- до множественной идентичности, от гипо-до гиперидентичности. Доминирование в обще­ственном сознании тех или иных её форм можно рассматривать в качестве индикатора социально­го самочувствия различных этнических общно­стей, позволяющего судить об уровне этнической напряжённости, прогнозировать очаги потенци­альных межэтнических конфликтов. Всё это име­ет особое значение в условиях такой многонацио­нальной страны, как Россия.
Отбор респондентов, представляющих ту или иную этническую группу, осуществлялся с помо­щью вопроса: "Человеком какой национальности вы себя считаете?". Поскольку в некоторых слу­чаях такая формулировка позволяет зафиксиро­вать только так называемую декларируемую идентичность, которая проявляется в "самоназва-
нии" и зависит от социального контекста [2], задача обнаружения этнической идентичности потребова­ла дополнительных вопросов. Так, устойчивость (этническая константность) и непротиворечивость этнической идентичности проверялась путём вы­явления степени согласия/несогласия опрошен­ных, вне зависимости от их национальности, с двумя суждениями: "Я представитель карельско­го/татарского/якутского народа"; "Я представи­тель русского народа".
Оказалось, что в сознании некоторой части ре­спондентов имеет место так называемая услож­нённая идентичность, когда опрошенные не смог­ли относительно чётко определиться со своей принадлежностью к той или иной этнической группе. Наибольший процент чётко определив­шихся с идентичностью респондентов зафиксиро­ван среди татар. Среди респондентов, указавших в качестве своей национальности "татарин (-ка)", уверенно идентифицируют себя с татарским на­родом 90.1%, одновременно относят себя к рус­скому народу 11.5%. Двойственность идентично­сти характерна для карелов (с карелами - 87.3%, с русскими - 57.3%), якутов (с якутским народом -79%, с русскими - 21%), а также для русских. В Татарстане относительно уверенно считают се­бя представителями татарского народа 9.1% лю­дей, относящих себя к русским; с карельским на­родом идентифицируют себя 17.2% русских в Ка­релии, с якутским - 15.8% русских в Якутии.
Интересно отметить, что процент русских с устойчивой идентичностью в республиках и нена­циональных субъектах Федерации существенно не различается. Относят себя к русскому народу 92.5% русских в Татарстане (96.9% в Саратовской области), 93.1% русских в Карелии (93% в Твер­ской области). Исключением является, пожалуй, Якутия, где только 78.6% русских идентифициру­ют себя с русским народом, тогда как в Москве -92.7%.
Оценивая непротиворечивость этноидентич-ности респондентов, было бы некорректно огра­ничиваться только рассмотрением её линейной биполярной модели. Мы разделяем подход, со­гласно которому индивид с разной степенью ин­тенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя и более этни­ческими общностями [2].
Для выявления возможных типов этнической идентичности использовалась процедура иерар­хического кластерного анализа. Кластеризация проводилась по двум переменным ("Я представи­тель татарского/карельского/якутского народа"; "Я представитель русского народа") для каждой республики, отдельно для русских и представите­лей титульного этноса. Полное согласие с выска-
1120    ПРОХОДА, РЯЗАНЦЕВ
зыванием кодировалось 5 баллами, полное несо­гласие - 1 баллом.
Выявленная типология оказалась универсаль­ной и повторилась у представителей различных этносов практически во всех рассматриваемых республиках1. В то же время в каждой из респуб­лик пропорциональное соотношение кластеров имеет свои особенности.
Интересно распределились по кластерам каре­лы. Для них в большинстве своем (65.4%) харак­терна идентичность одновременно с двумя этно­сами - карелами (средний балл по кластеру - 4.87) и русскими (4.51), что позволяет говорить о чётко выраженной биэтнической идентичности. Согласно распространённому мнению, именно такая иден­тичность наиболее благоприятна для этническо­го меньшинства в полиэтническом сообществе. Лишь у 27.7% респондентов имеет место классиче­ский вариант этнической идентичности, то есть мо­ноэтническая идентичность со своей этнической группой (с карелами - 4.58; с русскими - 1.66).
Моноэтническая идентичность с русскими фиксируется у 5.3% подвыборки (с карелами -1.95, с русскими - 4.74). Такой тип, по мнению ря­да исследователей, возможен, когда в полиэтни­ческом сообществе "чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, со­циальный и прочий статус, чем своя" [2, с. 272]. В последнем по численности кластере (1.7%) ока­зались респонденты со слабо выраженной иден­тичностью (с карелами -1, с русскими - 1.17). По-видимому, в жизни этих респондентов этнический фактор играет второстепенную роль, что проявля­ется в этнической индифферентности. Возможно, в кластер оказались включены социально пассивные респонденты. Слабо выраженная идентичность мо­жет быть и следствием этнического нигилизма, проявляющегося в отрицании собственных куль­турных ценностей.
В Татарстане сравнительно больше доля ре­спондентов, имеющих классическую моноэтниче­скую идентичность. У татар этот показатель один из самых высоких по выборке в целом (с татара­ми - 4.92; с русскими - 1.08). Слабо выраженная идентичность у татар (6.6%) тоже отличается от
Исключением являются русские, проживающие в Татар­стане. Анализ показал наличие пяти кластеров: моноэтни­ческая идентичность со своей группой (с русскими 4.94, с татарами 1.14); сильно выраженная биэтническая идентич­ность (с русским - 5, с татарами - 4.97); средне выраженная биэтническая идентичность (с русскими - 3.11, с татарами -2.89); моноэитническая идентичность с чужой группой (с русским - 1, с татарами - 5); слабо выраженная идентич­ность (с русскими - 1.64, с татарами - 1.09). Ради обеспече­ния полной сопоставимости данных по республикам мы объединили кластеры с сильно и средне выраженной биэт­нической идентичностью в один кластер - биэтническая идентичность.
показателей в других регионах: средние баллы переменных по кластеру относительно больше, нежели у представителей других этносов (с тата­рами - 2.5; с русскими - 1.92). Последнее свиде­тельствует, как минимум, о более высокой значи­мости этнического фактора для представителей обозначенного этноса. Возможно, что часть ре­спондентов, назвавшихся татарами, идентифици­руют себя с каким-то третьим этносом (не татары и не русские).
У якутов бросается в глаза наличие представи­тельной группы (19.7%) респондентов со слабо выраженной идентичностью (с якутами - 1.99, с русскими - 1.54). Возможно, здесь сказывается региональная специфика - территориальная раз­бросанность якутов, отсутствие большого числа крупных поселений. В городах, как известно, эт-номобилизационные процессы отличаются боль­шей интенсивностью, что в итоге проявляется в актуализации этнической идентичности. Однако оговоримся, что опрос проводился именно среди городского населения.
В то же время индифферентность этнической идентичности якутов может формироваться "...на основе отторжения слишком актуальной, но неприятной проблемы" [3]. В таком случае большая доля респондентов со слабо выражен­ной идентичностью может свидетельствовать о существовании в регионе этнической напряжён­ности.
Для половины якутов (49.9%) характерна силь­ная моноидентичность со своим этносом (с яку­тами - 4.9, с русскими - 1.07). Биэтническая иден­тичность якутов отличается большей ориентаци­ей на свою этническую общность, нежели на русских (с якутами - 4.57, с русскими - только 3.94). Что же касается русских в Якутии, то в по­давляющем большинстве они демонстрируют эт-ноидентичность со своей группой (с русскими -4.31, с якутами - 1.68).
Заметим, что русским в целом (несмотря на ре­гиональные различия) сравнительно чаще прису­ща моноэтническая идентичность, совпадающая с их формальной этничностью. Одним из объяс­нений этого можно считать факт численного пре­обладания русских в стране (79.8%). Слабо выра­женная идентичность в большей степени харак­терна для представителей титульных этносов (за исключением Карелии).
В зависимости от оценки людьми этнической общности, с которой они себя отождествляют, принято разделять этническую идентичность на позитивную и негативную. Первая проявляется в "удовлетворённости человека своим членством в этнической общности, в желании принадлежать ей, гордость за достижения своего этноса"; вторая "ос-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК     том 77
№ 12     2007
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ    1121
новывается на отрицательном отношении к своей этнической общности, что проявляется в чувстве униженности, стыда, предпочтении других групп и народов в качестве референтных" [1, с. 201].
О степени выраженности в массовом сознании этнической общности позитивной идентичности позволяет судить согласие/несогласие респон­дентов с высказыванием "Я горжусь тем, что я карел(-ка)/русский(-кая)/татарин(-ка)/якут(-ка)". Полное согласие кодировалось 5 баллами, полное несогласие - 1. Именно гордость за свой этнос, на наш взгляд, наиболее полно отражает позитивное эмоциональное восприятие своего народа, что яв­ляется одним из основных показателей позитив­ной этнической идентичности. Отсутствие гордо­сти за свой народ мы условно назвали "негатив­ной этнической идентичностью".
В выборке, представляющей титульные наро­ды, самый большой процент респондентов с "не­гативной идентичностью" оказался среди якутов (суммарный процент в той или иной степени несо­гласных - 12.3%). Для обеспечения более полной информации корректно привести средний балл по высказыванию - 3.8, а также стандартное от­клонение - 1.2. Вплотную за якутами следуют та­тары - 11.7% (4.1; 1.2). Среди карел менее пози­тивное восприятие своего этноса распространено в относительно меньшей степени - 9.6% (4.2; 1.2).
У русских настораживает распространённость "негативной идентичности" в Якутии - 17.6% (3.4; 1.3). Сравнительно ниже её показатели по Татарстану-9.9% (4.14; 1.2), а минимальные фик­сируются в Карелии-7.1% (4.3; 1.1).
Почти зеркально выглядит ситуация с "пози­тивной идентичностью" обозначенных этносов: доля русских в Карелии - 73.9%, в Татарстане -72.2%, а вот в республике Саха только 53.4%. От­носительно низкий уровень "позитивной этниче­ской идентичности" фиксируется не только у рус­ских, проживающих в республике, но и у титуль­ного этноса - якутов (64%). Позитивный образ своей этнической группы превалирует у татар (71.4%) и карелов (72.2%).
В целом прослеживается тенденция негатив­ного или, во всяком случае, менее позитивного восприятия образа собственной группы в класте­рах "слабо выраженная идентичность", "моноэт­ническая идентичность с чужой группой".
Для моноэтнической идентичности со своей группой, наоборот, характерны позитивные оценки этнической общности. Единственное исключение -русские в Якутии, дающие усреднённую оценку чуть более 3 баллов. По всей видимости, у боль­шинства респондентов с биэтнической идентич­ностью, вне зависимости от региона проживания,
этническая идентичность принимает позитивный характер.
Множественный регрессионный анализ позво­лил выявить факторы, влияющие на степень вы­раженности позитивной/негативной этноидентич-ности в той или иной этнической группе2. У татар она прямо связана с оценкой важности принад­лежности респондента к этнической общности ("Для меня важно, что я татарин/татарка") (Beta -0.640), с чувством гордости за историческую ро­дину - Татарстан (0.095), определённой этниче­ской замкнутостью, выражающейся в неприемле­мости смешанных браков с русскими (0.100), вы­сокой значимостью родного языка ("Лучшей гарантией хороших межнациональных отноше­ний в Татарстане будет возможность для татар и русских говорить и учиться на татарском языке") (0.095).
Позитивность восприятия своего этноса рус­скими в Татарстане зависит от: важности принад­лежности к этносу (0.666); отношений к граждан­скому статусу ("Я горжусь тем, что я гражда-нин/ка России") (0.133); оценки роли татар в межэтническом взаимодействии ("Чем большее влияние оказывают татары на другие народы, тем лучше для этих народов") (-0.074).
У карелов рассматриваемые характеристики, как и в предыдущих случаях, больше всего зави­сят от важности принадлежности к этносу (0.663). Одновременно они связаны с гордостью за свой гражданский статус (0.093) и историческую роди­ну (0.124). Определённое влияние оказывают: со­циальные опасения ("Сегодня растёт угроза нацио­нальной карельской культуре", "Насилие и пре­ступность в Карелии будут расти") соответственно, 0.088 и 0.071, а также высокая значимость родно­го языка (0.081).
Во многом сходные факторы влияют на пози­тивность идентичности русских в Карелии: важ­ность принадлежности к этносу (0.682); отноше­ние к гражданскому статусу (0.176); гордость за республику (0.090). Имеется и отличительная особенность - позитивное восприятие карелов: "Сколько процентов карелов, живущих в Каре­лии, имеют следующие качества - ум" (0.108).
Что касается якутов, то у них наблюдается связь характера идентичности с важностью при­надлежности к этносу (0.554), отношением к гражданскому статусу (0.138) и исторической ро­дине (0.252), социальными опасениями ("Я боюсь,
Метод включения независимых переменных в уравнение регрессии - backward. Значимость всех отобранных коэф­фициентов Beta - менее 0.05. Показатели R Square и Adjust­ed R Square во всех рассматриваемых случаях больше 0.500. Для отбора предикторов предварительно проводил­ся корреляционный анализ.
5   ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК     том 77     № 12      2007
что экономическая ситуация в Якутии ухудшит­ся", "Насилие и преступность в Якутии будут рас­ти"), соответственно, 0.223 и-0.121.
Наконец, на уровень позитивности идентично­сти русских в Якутии значимо влияют: важность принадлежности к этносу (0.820), межэтнические контакты ("Сколько братьев и сестёр, теть и дядь женились/вышли замуж за якута/якутку" - 0.069), предпочтения в ориентации на Россию или рес­публику ("Для меня интересы России ближе, чем интересы Якутии" - 0.073).
Можно утверждать, что степень позитивного восприятия собственной этнической группы зна­чимо связана с гражданской и республиканской идентичностью респондентов. Во всех рассмот­ренных случаях имеет место и взаимосвязь вос­приятия с оценкой важности для респондента принадлежности к этнической группе. Чем важ­нее этническая принадлежность, тем позитивнее этническая идентичность.
По степени выраженности этническая иден­тичность может принимать различные формы -от слабой до сильной (иногда радикальной), зани­мающей первое место в иерархии социальных идентичностей. В литературе справедливо отме­чается, что именно позитивная этноидентичность может иногда проявляться в своей крайней фор­ме - этнической гиперидентичности. С целью определения переменных, значимых для описа­ния гиперидентичности, нами использовался фак­торный анализ, который проводился методом главных компонент с ортогональным вращением методом varimax. Для каждой этно-территори-альной группы процедура проводилась отдельно. В некоторых из них гиперидентичность в чистом" виде выявить не удалось.
В целом гиперидентичность характеризуется подчёркиванием важности принадлежности к эт­нической группе, уверенностью в превосходстве собственного народа, а в ряде случаев замкнуто­стью этнической общности.
Проявление гиперидентичности в каждом ре­гионе имеет свои особенности. У карелов она со­провождается высокой оценкой своего народа, положительной оценкой этнического большин­ства. В ответах русских в Карелии фактор "гипер­идентичность" не был обнаружен, что косвенно характеризует межэтнические отношения в рес­публике. В ходе анализа были выявлены два ор­тогональных фактора. Первый - "позитивная идентичность" (информативность-18.3%) с пере­менными "Для меня важно, что я русский" - 0.652, "В мире нет людей лучше, чем русские" - 0.792, "Чем большее влияние оказывают карелы на другие народы, тем лучше для этих народов" -0.592.   Второй  -  "этноизоляционизм"   (15.9%),
включивший в себя переменные: "Насколько приемлемо или неприемлемо для вас следующее: карел (ка) - муж (жена)" - 0.772; "Насколько при­емлемо или неприемлемо для Вас следующее: ка­релы - соседи по дому" - 0.795. Таким образом, ориентация на замкнутость этнической общности и высокая значимость принадлежности к этниче­ской группе в сознании русских в Карелии далеко не всегда совместимы.
Иная картина сложилась в Татарстане, где как у татар, так и у русских при высокой значимости принадлежности к этнической общности просле­живается тенденция этнической замкнутости. В ответах русских выделен ещё один фактор (ин­формативность - 15%) со следующими перемен­ными: "В мире нет людей лучше, чем русские" -0.713; "Чем большее влияние оказывают татары на другие народы, тем лучше для этих народов" -0.750. Как видно, уверенность в превосходстве собственного этноса сочетается с позитивным восприятием татар.
Анализ ответов русских в Якутии обнаружива­ет ситуацию, схожую с ответами русских в Каре­лии. В факторной матрице особый интерес пред­ставляют два фактора. Первый - "позитивная идентичность" (21.4%) характеризуется одновре­менно позитивным отношением к якутам ("Чем большее влияние оказывают якуты на другие на­роды, тем лучше для этих народов" - 0.823), уве­ренностью в превосходстве своего народа ("В ми­ре нет людей лучше, чем русские" - 0.820) и высо­кой значимостью принадлежности к русскому народу ("Для меня важно, что я русский (-ая)" -0.555). В другой фактор (18.2%), который условно можно назвать "этноизоляционизм", с высокими нагрузками попали переменные "Насколько при­емлемо или неприемлемо для вас следующее: якут (-ка) - муж (жена)" - 0.821 и "Насколько приемлемо или неприемлемо для вас следующее: якуты - соседи по дому" - 0.807.
Затронутая проблема приобретает особое зна­чение, если рассматривать изменение идентично­сти от нормальной к гиперидентичности в каче­стве индикатора этнической напряжённости. При этом гиперидентичность может выступать как показатель стремления той или иной группы к до­минированию в полиэтническом сообществе. Та­кой исследовательский подход представляется весьма перспективным.
Как и следовало ожидать, одним из факторов, влияющих на этническую идентичность опро­шенных, оказалась гетерогенность/гомогенность этнического состава семей респондентов. Значи­тельная часть опрошенных идентифицирует себя с тем или иным этносом, ориентируясь на этниче­скую принадлежность своих родителей. В то же
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК     том 77     № 12     2007
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ    1123
время мнение о том, что этноидентичность чело­века предопределяется этнической принадлежно­стью родителей, далеко не всегда отражает дей­ствительное положение дел.
Наибольший процент потомков смешанных браков (49.7%) - среди карелов, при этом часто (37%) один из родителей является русским. Каре­лы подвержены интенсивной ассимиляции, одна­ко отсутствие "чистоты крови" не мешает значи­тельной части респондентов идентифицировать себя с титульным этносом. Сравнительно меньше выходцев из смешанных семей среди якутов -18.9%. Относительную замкнутость демонстри­руют татары (8.9% полукровок), они сравнительно слабо вовлечены в межэтнические браки, в том чис­ле и с русскими. В целом респонденты, являющиеся потомками межнациональных браков, чаще иден­тифицируют себя по национальности отца.
Что касается респондентов, считающих себя русскими и являющихся потомками межнацио­нальных браков, то их больше в Карелии (25.3%) и Якутии (24.8%), меньше - в Татарстане (17.2%).
Кровное родство - существенный, но отнюдь не обязательный и не единственный фактор фор­мирования этнической идентичности. Показате­лен пример карелов. Среди них 2.2% респонден­тов считают себя карелами, хотя их родители та­ковыми не являются (татары в Татарстане - 0.6%, якуты в Якутии - 0.3%). Не менее интересна ситу­ация и с русскими в Карелии. Так, 2.6% опрошен­ных осознают свою принадлежность к русским, в то время как их отец и мать являются представи­телями иной национальности.
Среди представителей рассматриваемых этно­сов была обнаружена взаимосвязь этноидентич-ности с этнической принадлежностью брачных партнёров респондентов. Все опрошенные, со­стоящие в браке, были разделены на две группы. В одну вошли опрошенные, национальность су­пруга (супруги) которых совпадает с их этниче­ской принадлежностью ("чистые" семьи), в дру­гую - супруги, принадлежащие к разным этносам ("смешанные" семьи). Моноэтническая идентич­ность со своей группой в большей степени прису­ща опрошенным, чьи брачные партнёры принад­лежат к референтной группе (исключение -русские в Карелии). Биэтническая идентичность больше характерна для смешанных семей.
На этноидентичность оказывает влияние не только этническая гетерогенность семьи, бли­жайшего окружения респондента, но и особенно­сти более широкой этноконтактной среды.
Не менее важным является конфессиональ­ный фактор, который в большинстве случаев влияет на этническую идентичность. Так, тата­ры-мусульмане (всего их 67.2%) в большей степе-
ни, нежели татары-православные и татары-атеи­сты, идентифицируют себя со своим народом. Среди татар-мусульман существенно больший процент респондентов с моноэтнической иден­тичностью со своей группой - 85.4% (среди татар, не относящих себя к какой-либо религии - 61.7%; среди православных - 37.5%) и сравнительно меньше респондентов с биэтнической идентично­стью - 12.1% (среди татар-атеистов и татар-пра­вославных, соответственно, 21.5% и 25%), со слабой идентичностью - 2.1% (14 и 25%), с моноэтнической идентичностью с чужой этнической общностью -0.4% (2.8 и 12.5%).
У якутов зависимость с религиозной принад­лежностью принимает иные формы. Моноэтни­ческая идентичность со своей группой в большей степени распространена среди атеистов - 51.3% (среди православных - 43.1 %), а вот биэтническая и слабая идентичность среди православных - 35.3 и 21.6% (среди атеистов - 28.1 и 20%).
Православные и неверующие карелы по пре­валированию той или иной формы этнической идентичности значимо не различаются.
Что касается русских, то в Татарстане и осо­бенно в Якутии этническая идентичность право­славных более устойчива и непротиворечива, неже­ли у респондентов, не отнесших себя ни к какой ре­лигии, а в Карелии наблюдается противоположная ситуация. Можно предположить, что у русских зна­чимость конфессионального фактора при форми­ровании этнической идентичности возрастает, когда они не являются подавляющим большин­ством в полиэтническом сообществе.
Распад Советского Союза придал новые смыс­лы республиканским идентичностям жителей России. Судя по данным опроса, осознание своей республиканской идентичности важно для ре­спондентов из Татарстана и Карелии. В Якутии таких значительно меньше. Более того, 35.5% якутов и 46.3% русских выразили несогласие с суждением "Я гражданин (-ка) Якутии". Отчасти это можно объяснить особенностями республики как региона высокой промышленной активности. Побочным эффектом такой активности является доминирование в сознании некоторой части насе­ления психологии "временщиков".
Обращает на себя внимание, что татары, каре­лы и якуты в несколько большей степени, чем русские, идентифицируют себя с республикой. В целом можно сделать вывод, что республикан­ское гражданство является важным элементом идентификационного набора значительной части респондентов.
Подавляющее большинство участников опро­са выразили согласие с суждением "Я привязан к республике, в которой живу" (78.7% татар и

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК     том 77     № 12     2007
5*
1124
ПРОХОДА, РЯЗАНЦЕВ

70.6% русских в Татарстане, 92.7% карелов и 87.5% русских в Карелии, 85.1% якутов и 82.4% русских в Якутии). Вместе с тем у определённой части респондентов нет чувства неразрывной эмоциональной связи с республикой проживания (у 12.2% татар и 18.2% русских в Татарстане, у 3.4% карелов и 4.6% русских в Карелии, у 4.8% якутов и 8.3% русских в Якутии).
Многонациональная среда обитания заставля­ет людей, как минимум, постоянно учитывать "бремя многоэтничности", как максимум - при­обретать и совершенствовать навыки межэтни­ческого общения. Судя по полученным данным, большинство участников опроса не испытывают по этому поводу серьёзного дискомфорта.
Респондентов, так или иначе согласных с утверждением "Чем меньше людей разных наци­ональностей живёт в стране, тем лучше", меньше всего в Якутии (14.5% русских и 13.8% якутов). Далее следуют жители Татарстана (29.7% татар и 29.4% русских) и Карелии (30.2% карелов и 36.5% русских).
Один из самых острых вопросов анкеты касал­ся отношения респондентов к полному суверени­тету своей республики ("Я хотел бы видеть респуб­лику независимым государством"). Большинство респондентов не согласны с этим утверждением (42.2% татар и 64.1% русских в Татарстане, 64.3 карелов и 69.8% русских в Карелии, 65% яку­тов и 61.5% русских в Якутии). Однако часть опрошенных хотела бы видеть республику про­живания независимым государством (36.5% татар и 16.1% русских в Татарстане, 20.8% карел и 15.6% русских в Карелии, 17.8% якутов и 16.7% русских в Якутии).
Нами была предпринята попытка выявить особенности представлений респондентов по са­мым критическим, "экзистенциальным" вопро­сам, связанным с осознанием ими своего места в "большой России" и на "малой Родине" ("Для ме­ня интересы России ближе, чем интересы респуб­лики" и "Я хотел (-а) бы видеть республику неза­висимым государством"). При этом мы исходили из деления респондентов по типам характерной для них этнической идентичности (моноидентич­ность со своей этнической группой, слабая иден­тичность, биэтническая идентичность, моноиден­тичность с чужой этнической группой). Слабая идентичность и моноидентичность с чужой этни­ческой группой из анализа были исключены, по­скольку составившие их группы респондентов оказались относительно малочисленны.
Напомним, что ответы респондентов фикси­ровались по пятибалльной шкале, где "1" означа­ло абсолютное несогласие, а "5" - полное согла­сие. В этом случае медиана равнялась 3. Таким
образом, средние оценки, меньшие по значению, чем 3, означали ту или иную степень несогласия с данным утверждением, а большие - ту или иную степень согласия с ним.
Что касается отношения русских респонден­тов к тезису "Я хотел (-а) бы видеть республику независимым государством", то и здесь средние величины у всех (за исключением "биэтников" из Татарстана) не превышают отметку 2.
Таким образом, русские респонденты, отвечая на вопросы о "малой" и "большой" Родине, избе­гают экстремистских позиций, противопоставле­ния России и республики своего проживания. Они стараются не отделять их друг от друга, стремясь быть лояльными гражданами и своей республики, и России. Тем самым русские респонденты демон­стрируют множественную гражданскую идентич­ность.
Полученные данные не позволяют сделать вы­вод о широкой распространённости среди респон­дентов идей этнонационализма. Респонденты ти­тульных национальностей, придерживающиеся последовательно-радикальных взглядов по этни­ческим вопросам, составили ничтожное мень­шинство от выборочной совокупности. Это выяс­нилось после процедуры выделения подгруппы респондентов, для которой "скорее неприемле­мы" и "неприемлемы" русские в качестве соседей и мужа/жены и которые "согласны" и "полно­стью согласны" с утверждениями "В мире нет лю­дей лучше, чем представители моего народа", "Чем большее влияние оказывают представители моего народа на другие народы, тем лучше для этих народов" и "Я бы хотел видеть свою респуб­лику независимым государством". Отсутствие по­следовательных националистических взглядов продемонстрировали и русские респонденты.
Такой результат, конечно же, не свидетель­ствует об отсутствии в современном российском обществе проблемы агрессивного этнонациона­лизма. Активных носителей этнонационализма может быть немного, но он, как любое социаль­ное движение, силён не только небольшой груп­пой инициаторов, но и широкой (пусть и не всегда последовательной) поддержкой рядовых обыва­телей.
Следует акцентировать внимание на главном вопросе, который подспудно возникает, когда речь заходит об этнической идентичности и меж­этнических отношениях в России, - возможны ли и, если возможны, то где, межэтнические столк­новения. Ответить на эти вопросы и трудно, и легко. Трудно - потому что националистические эксцессы часто возникают ситуативно, казалось бы, "на пустом месте". Легко - потому что прак­тически любой регион с многоэтничным соста-

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
том 77     № 12     2007
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ    1125
вом населения не застрахован от такого рода не­урядиц. А в России таких регионов - подавляю­щее большинство.
Межэтнические конфликты часто становятся итогом "сплетения" целого ряда причин социаль­ного характера, которые ведут к появлению у лю­дей ощущения ущемлённости своих прав и досто­инства. Как правило, ситуация усугубляется, если представители местной и федеральной власти оказываются не на высоте положения. Следует, наконец, понять, что любой регион с жителями-мигрантами в своей структуре является потенци­альным очагом межэтнического конфликта и нуждается в постоянном мониторинге обществен­ного мнения по важнейшим социальным вопро­сам: о состоянии межэтнических отношений, о доверии представителям исполнительной, зако­нодательной и судебной власти, о социально-пси­хологическом самочувствии населения, об эконо­мической составляющей жизни людей, о крими­ногенной обстановке.
Важно исследовать не только взрослое населе­ние, но и учащихся школ, училищ, студентов тех­никумов и вузов, которые часто попадают в ситу­ации вынужденного межэтнического общения, влияющего на их этническую и гражданскую идентификацию и как результат - на формирова­ние их человеческого достоинства и гражданской позиции.
"Присутствие" России в республиках в значи­тельной мере определяется степенью распростра­нённости в них русского языка. Умение и желание титульного населения говорить по-русски наглядно демонстрирует реальный уровень межкультурной коммуникации.
В нашем случае видно, что русский язык ста­бильно исполняет роль ключевого средства меж­этнического общения: 88.2% якутов, 90.6% татар и 95.6% карелов заявили, что свободно говорят, чи­тают, пишут по-русски. Другие респонденты, по их словам, владеют русским языком, но не свободно.
Знание русскими респондентами титульных языков в основном сводится к пониманию общего смысла разговорной речи. Таким образом, в Ка­релии, Татарстане и Якутии средством, объединя­ющим людей разных национальностей, является русский язык.
Как известно, один из необходимых способов повышения своего личного и социального статуса -это получение качественного образования. И здесь перед титульным населением встаёт непраздный вопрос: на каком языке учиться?
Важность знания русского языка как способа продвижения вверх по лестнице вертикальной мобильности осознаётся большинством респон­дентов титульных национальностей. При этом
они не согласны с тем, что во
Views: 2264 | Added by: uhhan
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Тохсунньу 2009  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024