Одна из важнейших задач программы Медведева отодвинута на неопределенный срок
Реализация инициативы по свободе слова в программе Дмитрия Медведева, состоящей из десяти шагов, повисла в воздухе. Заказа на соответствующий законопроект, как выяснилось, в администрации президента нет. Не знает, что делать с «десятым пунктом», и Государственная Дума.
Отчасти потому, что пожелание главы государства выглядит не слишком понятным – в части его расшифровки. Свободолюбивым гражданам и независимым журналистам предлагается уйти в интернет, где якобы напрочь отсутствует цензура. Однако сеть еще долго будет оставаться экзотикой для подавляющего большинства россиян. Не говоря уже о том, что сегодня есть попытки, и среди них – успешные, обуздать провайдеров. К тому же призыв сильно отдает сдачей позиций – имеются более простые способы снабжать граждан новостями. Например, обеспечить их недорогими, а потому доступными бумажными изданиями.
Между тем на этой площадке сегодня происходят важные изменения, связанные с кризисом. Независимая от государства пресса – главный поставщик новостей – терпит убытки из-за скукоживания рекламного рынка. Зависимая продолжает получать субсидии – хотя и в несколько урезанном виде. Рынку печатных СМИ именно здесь нанесен сегодня главный удар. Удаление с поля рыночных механизмов, единственно рождающих качество (в любой области), уже приводит к буму рождаемости в среде мелкотравчатой региональной прессы, обслуживающей местных чиновников. Которые платят подконтрольным изданиям из местных же бюджетов.
Качественным СМИ сейчас еще труднее пробиться на этот огромный рынок. И не только из-за уменьшения рекламных доходов. Государство в лице почтового и лицензионного ведомств устанавливает нереально высокие цены на доставку и оформление документации.
Однако сегодня, в преддверии возможных серьезных социально-политических конфликтов, именно независимая от государства пресса могла бы стать площадкой для обсуждения самых острых проблем. Отсутствие предложения на этом поле, как правило, переносит дискуссии на улицы или на кухни.
Сложность ситуации не только в отсутствии предложения. Еще печальнее, что отсутствует массовый спрос. Политическая незрелость общества в полной мере сказалась в результатах недавней телеакции «Имя России». Организаторы и сами были шокированы ее результатами: зловещая фигура Сталина упрямо выползала в опросах на первый план. В последний момент диктатора потеснил, что тоже характерно, Александр Невский. Не Пушкин.
Разумеется, спрос формирует предложение. Однако связь между тем и другим в области духовной не так прямолинейна, как, например, на парфюмерном рынке. Вмешательство государства, точно просчитанное, способно переломить ситуацию. И здесь есть два варианта развития процесса.
Первый: дальнейшее вытеснение с рынка конкурентоспособных, независимых от чиновников СМИ. Размножение, словно кроликов в Австралии после уничтожения хищников, местных и федеральных изданий протосоветского образца. Единственное предназначение которых – доказывать гражданам всеобъемлющую правоту власти во всех ситуациях. Однако с каждым днем изобретать такие доказательства становится все труднее. Тем более слабой, неконкурентоспособной прессе.