. Завтра, 22 января, в Якутском УФАС будет рассмотрено дело, возбужденное на основании нескольких десятков заявлений, поступивших в антимонопольный орган от представителей малого и среднего бизнеса Якутии. Со стороны просто поражает циничность, с которой сегодня нарушаются права предпринимателей, хотя власть говорит о необходимости всемерно поддерживать развитие бизнеса в регионах, что является одним из условий преодоления последствий глобального финансового кризиса.
Предыстория этого дела такова. Летом прошлого года в Якутии неожиданно объявилось новое агентство с претензией на монополиста. Сказать, как снег на голову свалился, - это об Обществе с ограниченной ответственностью "Якутское контейнерное агентство". Несмотря на то, что «младенец» еще не успел освободиться от пеленок, а в своем Уставе, говорят, имеет не более десяти тысяч рублей, претензии у него оказались не детские: из ОАО "РЖД" в Якутию полетели телеграммы о том, что отныне именно это ООО (если грузополучатель находится в Якутске), а не какие другие предприятия, будет заниматься перевозками контейнеров с грузами, поступающими в Беркакит по железной дороге. Неизвестно, какие условия были поставлены хозяевами новоявленного монопольного монстрика перед ОАО «Трансконтейнер», но тот, в нарушение ранее заключенных договоров с партнерами, передал свои права по приемке и перевозке контейнеров в Якутии ООО "Якутское контейнерное агентство", которое и стало единственным получателем грузов на станции Беркакит.
Предприниматели такой бесцеремонностью навязывания им услуг, причем, по более высоким ценам ( расходы по доставке груза были увеличены на 30-40%), были, мягко говоря, просто обескуражены, и в октябре-ноябре в УФАС по РС(Я) поступили заявления от 000 "СахаСибирьТранс", Транспортно -экспедиторская компания "Мастер", Транзит-сервис", "Владис", "Региональная транспортная компания ", "Севертранс",Вадден", «Саха-Континент», "Виаком", "Аэрокарго", "Альфа-транс К", "Аэрогруз",'Таубер и К", а также от двенадцати индивидуальных предпринимателей.
Заявителей не удовлетворяет то, что «Якутское Контейнерное Агентство» оказывает услуги только по сквозной ставке, хотя Беркакит является станцией общего пользования, ущемляя таким образом права, как перевозчиков, так и грузополучателей, так как тарифы необоснованно завышены. Летом именно это, в частности, повлияло на то, что в г. Нерюнгри поднялись цены на социально значимые продукты питания.
С августа 2008 г. отправители грузов, находящиеся в других городах России, не могли своевременно отправить груз в адрес ООО «СахаСибирьТранс», так как им навязывали услуги другого предприятия - ООО «Якутское контейнерное агентство», у которого стоимость доставки контейнеров была больше на 80 %. К тому же монополист установил градацию стоимости услуг исходя из веса контейнеров, что привело к дополнительным необоснованным расходам. Кроме того, как оказалось, ООО «Якутское контейнерное агентство» не может оказывать услуги по перевозке контейнеров весом свыше 20 тонн, а отправителей груза вынуждают сразу оплачивать (кроме железнодорожного тарифа) стоимость автомобильной перевозки до г. Якутска.
Индивидуальный предприниматель Андрей Евдокимов не видит оснований для прерывания своих деловых отношений с ООО «СахаСибирьТранс», тем более, что у «Якутского контейнерного агентства» расценки выше, при этом он не берет на себя ответственность за качество оказания услуг.
Представитель ООО «Владис» сообщил еще об одном нововведении: «В связи с введением нового порядка, грузоотправители, с которыми предприятие работало много лет, из-за необходимости оплачивать сквозной тариф, установленный ООО «Якутское контейнерное агентство», отказываются отправлять груз в наш адрес. Если контейнер приходит на станцию Беркакит, а мне нужно перевезти груз в г. Якутск, то за каждый день нахождения контейнера на указанной станции, я оплачиваю ООО «Якутское контейнерное агентство» 1700 руб."
В нелегком положении оказались нынешним летом многие грузоперевозчики и грузополучатели, которых поставили перед фактом: вот тебе новый партнер и новые тарифы. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, содержащиеся в заявлениях, поступивших на рассмотрение в Якутский УФАС уже в декабре.
16 декабря 2008г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха(Якутия) поступила жалоба от ЗАО «Востоктехторг» на действия ОАО «Трансконтейнер» и ООО «Якутское Контейнерное Агентство». «Востоктехторг» самостоятельно занимается автоперевозкой своих грузов от станций Алдан и Томмот до г. Якутска, располагает соответствующим автопарком. Однако, с августа 2008 г. ЗАО «Востоктехторг» было отказано в выдаче контейнеров, прибывших на станции Алдан и Томмот, для последующей доставки до г. Якутска в контейнерах ОАО «ТрансКонтейнер» без заключения договора с ООО «Якутское контейнерное агентство», хотя у предприятия имеется договор об ответственности за сохранность и использование контейнерного парка с ОАО «ТрансКонтейнер». При этом навязываемый партнер потребовал представить банковскую гарантию на сумму стоимости контейнера либо произвести оплату стоимости контейнера, которая составляет 95 000,00 руб. для 20-футового контейнера.
17 декабря 2008г. в УФАС поступила жалоба от ООО «ЭРГИС ЛТД» на действия ОАО «Трансконтейнер» и ООО «Якутское контейнерное агентство», которые исключили «ЭРГИС ЛТД» из списка грузополучателей по ст. Беркакит на двадцатитонные контейнеры. В итоге уже прибывшие на станцию контейнеры не выдавались, пока не будет подписан договор с ООО «Якутское контейнерное агентство».
Не зря говорят: благими намерениями вымощена дорога в ад. В середине сентября прошлого года генеральный директор «Якутского Контейнерного Агентства» Сергей Пролиско дал пресс-конференцию в Якутске. Он сообщил, что в штате предприятия работают всего тридцать человек. Открыт филиал в Томмоте. В Якутске, на улице Автодорожной, расположена исполнительная дирекция. В сентябре открыт филиал на станции Беркакит. Руководство «Якутского Контейнерного Агентства» находится в Москве. И вот это небольшое предприятие взялось решать на территории Якутии проблемы ОАО «ТрансКонтейнер», объемы перевозок которого составляют 42 процента от общего объема на всей сети российских дорог, а его филиалы, как сообщил Сергей Пролиско, находятся практически на всей территории России — от Калининграда до Сахалина.
В общем, Муха решила помочь Слону, предприниматели же, получается, не оценили этих усилий по достоинству, а Якутское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Трансконтейнер» и ООО «Якутское контейнерное агентство» по факту заключения ими соглашения, создавшего препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, навязыванию им невыгодных условий договора.
Учредители ООО «Якутское контейнерное агентство», покажите свои личики!.. Тогда, возможно, станет понятно, откуда у этого предприятия такая прыть.
все очень просто ЯКА - это финансовая прослойка руководства трансконтейнера, активно лобирующих позиции яка в непризнаном монополисте(трансконтейнере), и группе предпринимателей-автоперевозчиков, работающих по ст.Алдан и Томмот. продолжение ЯКА увидим летом в навигацию в лице СахаЛогистики, в начале навигации это скандал с перевозчиками, в конце - с грузовладельцами, которые понесут неплановые расходы, связанные с несвоевременым возвратом контейнеров на сеть железных дорог!!! на что грузовладелец влиять не может...