Журналисты поторопились. Пресс-релиз Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) 18 февраля 2009 года, огласил резолютивную часть постановления по делу о толковании положений абзацев 2, 9 преамбулы, частей 3, 4 и 5 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в редакции текста от 17 октября 2002 года.
Конституционный суд республики не проверяет соответствие Конституции и законов Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации.
В запросе Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики не ставился вопрос о государственном суверенитете, так как в 2001 году в порядке приведения в соответствие Конституции республики с постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 10-П положение о нем было исключено из текста Конституции республики.
При толковании положения Конституции республики о том, что суверенитет республики есть «мера ее самостоятельности…» суд установил, что это положение «выражает право республики развивать свою государственность, и самостоятельно осуществлять государственную власть».
Исходя из того, что источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ России, суд пришел к выводу о недопустимости сужения субъекта народного суверенитета в Российской Федерации.
Упоминание в Конституции республики Декларации о государственном суверенитете подчеркивает ее приоритет в закреплении перехода от Якутской АССР к «республике в составе Российской Федерации» и не определяет содержание общественных отношений, регулируемых Конституцией. Вокруг суверенитета. Пресс-служба Ил Тумэн уполномочена заявить… ИА SAKHALIFE.RU
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проводится планомерная работа по приведению республиканских нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, в том числе отдельных положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). 22 июля 2008 года внесены изменения в Конституцию Республики Саха (Якутия), направленные на приведение ее отдельных норм в соответствие с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве.
23 сентября 2008 года Прокурор Республики Саха (Якутия) внес протест на отдельные нормы Конституции республики, который был рассмотрен 26 ноября 2008 года на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) и в соответствии с действующим законодательством республики направлен в Конституционную комиссию Республики Саха (Якутия).
На этом же пленарном заседании Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) обратилось в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с запросом об официальном толковании отдельных положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), опротестованных Прокурором Республики Саха (Якутия).
18 февраля 2009 года Конституционный суд Республики Саха (Якутия) огласил резолютивную часть постановления по данному делу и дал толкование положений абзацев второго и девятого преамбулы, частей 3, 4 и 5 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Основанием к рассмотрению дела явилось неопределенность в понимании указанных положений Основного закона республики в части определения суверенитета Республики Саха (Якутия) как «меры ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладания ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)».
В своем постановлении Конституционный суд Республики Саха (Якутия) указал, что действующая редакция Конституции Республики Саха (Якутия) не наделяет республику свойствами суверенного государства, не направлено на ограничение государственного суверенитета Российской Федерации и не нарушает конституционное равноправие других субъектов Российской Федерации.
В отношении рассматриваемых положений преамбулы Конституции Республики Саха (Якутия) Конституционный суд постановил, что они закрепляют исторический этап в развитии республики и в настоящее время не определяют содержание общественных отношений, регулируемых Конституцией, то есть являются нормами – историческими справками.
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) не ставили перед Конституционным судом Республики Саха (Якутия) вопрос о проверке соответствия указанных положений Конституции Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации, так как это не относится к полномочиям Конституционного суда Республики Саха (Якутия).
Что касается других норм Конституции Республики Саха (Якутия), опротестованных Прокурором республики, то по ним продолжается работа. 18 февраля 2009 года на девятом (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Конституционный закон «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)», устраняющий часть замечаний Прокурора Республики Саха (Якутия). Рассмотрение протеста Прокурора Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2008 года будет продолжено на ближайших пленарных заседаниях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством Республики Саха (Якутия).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
10:09
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
по делу о толковании положений абзацев 2, 9 преамбулы, частей 3, 4 и 5 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), в редакции текста от 17 октября 2002 года
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г.
Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с
участием представителей заявителя: народных депутатов Республики Саха
(Якутия) Е.П. Жиркова, А.Н. Ким-Кимэн, О.В. Макиенко, Ф.Г. Охлопкова,
представителя Президента Республики Саха (Якутия) СМ. Гурьевой,
представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) И.Г. Машковой,
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений абзацев 2,
9 преамбулы, частей 3, 4 и 5 статьи 1 Конституции (Основного закона)
Республики Саха (Якутия), в редакции текста от 17 октября 2002 года. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в понимании
положений абзацев 2, 9 преамбулы, частей 3, 4 и 5 статьи 1 Конституции
(Основного закона) Республики Саха (Якутия). Заслушав сообщение
судьи-докладчика Н.Е. Полятинского, выступление представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и других
участников судебного заседания, исследовав представленные документы и
иные материалы, руководствуясь статьями 86-92, 108-113 Конституционного
закона Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха
(Якутия) и конституционном судопроизводстве», Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Положение преамбулы Конституции (Основного закона) Республики Саха
(Якутия) о том, что Конституция принимается, основываясь на Декларации
о государственном суверенитете республики, отражает констатацию
приоритета Декларации в переходе Якутии от Якутской Автономной
Советской Социалистической Республики к новому статусу «республики в
составе Российской Федерации». Словосочетание «граждан
республики», употребленное в преамбуле конституции (Основного закона)
Республики Саха (Якутия), указывает, что на день принятия и вступления
в силу Конституции Республики Саха (Якутия) в Российской Федерации
действовал Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О
гражданстве Российской Федерации», согласно которому граждане
Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в
составе Российской Федерации, являлись одновременно гражданами этой
республики, то есть ее жителями. Названные положения преамбулы
Конституции закрепляют исторический этап в развитии республики и в
настоящее время не определяют содержание общественных отношений,
регулируемых Конституцией. 2. Положение части 3 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о суверенитете Республики Саха (Якутия) как «меры ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладания ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)» не наделяет республику свойствами суверенного государства, не направлено на ограничение государственного суверенитета Российской Федерации, не нарушает конституционное равноправие других субъектов Российской Федерации, а отражает реализацию права народа республики на самоопределение, свободу волеизъявления в избрании формы своей государственности, выражает право республики развивать свою государственность, и самостоятельно осуществлять государственную власть. 3. В положении части 4 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о том, что «источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) является ее народ, состоящий из граждан всех национальностей» слово «ее» содержит условие сужения субъекта народного суверенитета в Российской Федерации, где не допускается какой-либо источник власти помимо многонационального народа России. 4. Положение части 5 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о том, что «народ выражает свою суверенную волю через представительные органы власти или непосредственно» означает право населения Республики Саха (Якутия) как составной части многонационального народа Российской Федерации самостоятельно выражать свою волю через свободные выборы и референдумы. 5. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно. 6. Постановление подлежит опубликованию в газетах «Якутия», «Саха сирэ», «Ил Тумэн».
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия) Д.Н. Миронов
Судья-секретарь Конституционного суда Республики Саха (Якутия) В.Т. Филиппов