Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2009 » Кулун тутар » 8 » «Тайна Чингис Хаана» - это не Голливуд
«Тайна Чингис Хаана» - это не Голливуд
18:47
08.03.2009 1:31      http://www.sakhalife.ru

«Тайна Чингис Хаана» - это не Голливуд

Из четырех с половиной часов режиссерской версии по настоянию «Каропроката» осталось 2 часа 3 минуты. Особое место в фильме занимает природа, особенно степь, которая выступает в главной роли. Режиссер Борисов бился за каждый эпизод, отстаивал каждый момент, его буквально выгоняли из монтажки. Что из этого получилось – каждый интересующийся получит собственное представление. Режиссера фильма, министра культуры и духовного развития Якутии Андрея Борисова спрашивают, к какому жанру относится его детище: блокбастер, коммерческий фильм или еще что. Андрей Саввич в таких случаях отвечает, что это старый, добрый художественный фильм. В «Тайне Чингис Хаана» даже повторяются цитаты из популярных отечественных фильмов - своеобразный поклон советскому кинематографу. Публике, привыкшей к голливудским стандартам, стоит перестроиться. Зритель ждет, что фильм захватит острым сюжетом с первых же кадров, и будет держать в напряжении до самого конца. Но в данном случае, режиссер пошел другим путем. Это азиатский фильм во всех смыслах: и по сюжету, и по составу актеров, и по философии, и по ритму. Неторопливый, размеренный ритм мирной жизни. Картины степи, над которой гордо парит орел, не терпят суеты. Есугей багатур знакомит сына Темучина с вечными ценностями, показывает могилы предков и закладывает информацию о том, что мальчик вырастет в хана и будет править своим народом, подобно отцу. В первой части фильма лишь «пролистывается» история детства и юности Темучина, так что стоит освежить в памяти биографию потрясателя Вселенной. Разночтения с классикой знатоки истории найдут, но это режиссерская версия событий. Динамика в фильме приходит на втором этапе, когда начинается война. Фильм, кстати, «до 14 лет». Слабонервным тоже идти не стоит. На баталии создатели фильма не поскупились. Но кровавые сцены полностью оправданы, ведь это история жизни Великого Хаана, всю жизнь сражавшегося ради создания однополярного мира. В этом фильме собрались 13 актеров, в разных проектах исполнивших роль Чингис Хаана. Но режиссер Борисов убежден, что лучший Чингис Хаан - якутский, которого исполнил тувинский актер Эдуард Ондар. Именно с его обликом будет ассоциировать потрясателя Вселенной массовый зритель, считает режиссер фильма. По мнению части исследователей, прототип героя обладал флегматичным характером. На самом большом памятнике в мире, возведенном в Улан-Баторе, Чингис Хаан изображен в спокойной позе. «Ему не надо изрыгать громы-молнии, достаточно взмахнуть рукой, чтоб стереть с лица земли города, страны и народы», - говорят монголы. Чингис Хаан в исполнении Эдуарда Ондара – живой, реальный человек. То бушующий эмоциями, то заразительно смеющийся, то спокойно задумавшийся. И ему, по Станиславскому, веришь. Ондар не играет Великого Хаана, он именно вжился в его образ, что является для актера высшим пилотажем. Монголы, кстати, зауважали якутского Чингис Хаана за то, что актер на съемках неизменно носил костюм весом в 30 килограммов. Японский Чингисхан, примерив этот же костюм, категорически отказался играть в нем. И ему изготовили костюм с имитацией из пластмассы. А в таком «прикиде» у героя уже другая энергетика, походка, когда его толкают, он чуть не падает, посмеиваются монголы. Роль Борте – жены Чингис Хаана исполняет тоже тувинская актриса и режиссер, ученица Андрея Борисова Сюзанна Ооржак. На пресс-конференции режиссера спросили, почему он не доверил эту выигрышную роль одной из якутских актрис. Андрей Саввич ответил: «Наши девушки очень красивые, талантливые. Но они давно забыли, что такое степь. А в глазах Сюзанны Ооржак, вглядитесь, дымится степь... А у наших девушек в глазах – только алаас». Режиссер подчеркнул, что ему «требовались нормальные, естественные, азиатские лица, а не медийные, гламурные». Так что работа визажистов была минимальной. «Я была влюблена в Ондара, в Андрея Саввича, операторов, костюмеров, всех участников проекта. И когда режиссер сказал, что надо раздеться перед телекамерой, даже не стала сопротивляться, убеждать, что я – восточная женщина, для которой это неприемлемо. Надо – значит надо!», - сказала Сюзанна Ооржак, заодно пригласив журналистов на премьеру своего спектакля «Женитьба» Н.Гоголя, который поставила в Русском театре. Раз уж зашла речь о тувинцах, стоит привести один эпизод, рассказанный Андреем Борисовым. Снимали в Тыве, требовалась массовка, которой режиссер не располагал. Тогда собрали тувинских табунщиков, и режиссер толкнул речь, встав на ящик. «Вы – великие урянхайцы, потомки героев, которые с Чингис Хааном покорили мир. Ваш народ дал миру легендарного Субедея, военный гений которого ни с чем не сравним. Нам нужна ваша помощь. Прислушайтесь к зову крови, который не признает времени». После пламенной речи, режиссер разъяснил задачу. Требовалось, чтоб две группы всадников двинулись друг к другу и разминулись в степи. Для съемок эпизода этого было вполне достаточно. Прозвучала команда: «Мотор!». Тувинские табунщики прониклись, и пошли в атаку друг на друга. Андрей Саввич признается, что с ужасом услышал лязг железа, это самодеятельные артисты перестарались, и стали изображать битву. «Я закрыл глаза, и молился, только бы все обошлось!», - говорит тот, кто вдохновил непрофессионалов на этот подвиг. Ведь стоило кому-нибудь под тяжестью костюма упасть с седла, чтоб его затоптали кони-люди. И таких импровизаций при съемках «Тайны Чингис Хаана» было очень много. Не зная, на что способен Эдуард Ондар, якутский зритель ожидал, что наша великая актриса, народная артистка России Степанида Борисова воплотит лучший в кинематографе образ Ожулун – матери Чингис Хаана. Это роль, стоящая ее таланта, а дар Борисовой достоин этой масштабной роли. Галерея созданных ею на театральной сцене героинь - сильных, гордых, неординарных, уверенной рукой правящих своими родами, впечатляет. Та же Ожулун в спектакле «По велению Чингис Хаана» выписана очень весомо, грубо, зримо. В этой Ожулун узнаешь тип якутских женщин, которые есть в наших селениях и городах. Но в кино Степанида Ильинична сыграла более мягко, мазками, полутонами, а не сочными красками. К тому же, сценарий к фильму написан московским писателем Владимиром Карповым, который, конечно, вряд ли мог понять все нюансы менталитета женщины тюркско-монгольской культуры образца ХIII века. Согласно сценарию, И мать-Ожулун и жена-Борте плачут в самые решающие минуты. Мужчине ХХ1 века с европейским менталитетом невозможно представить другую реакцию. И актрисам при таком сценарии, конечно, сложно передать столь несгибаемые характеры, которые, скорее всего, лишь закалялись от ударов и трудностей судьбы. Так что, субъективное мнение, что Степанида Ильинична могла исполнить эту роль и более ярко. На пресс-конференции она заявила, что, по ее мнению, сила духа Ожулун ею передана сполна. А если что не совсем так, то времени не хватило. Ожулун в молодости исполнила актриса Саха театра Ильяна Павлова, тоже отличающаяся яркой игрой на театральных подмостках. Несмотря на то, что у Павловой имеется опыт работы в кино, еще студенткой она сыграла в фильме эстонского режиссера девушку-медведицу, вышесказанное относится и к ней. От роли Ожулун носители тюркско-монгольской культуры ожидают большей харизмы. Но якутскую актерскую школу достойно представила в фильме Елена Сергеева-Румянцева, заслуженная артистка РС(Я) великолепно исполнившая роль второго плана. Она играла царицу Гурбесу. Если в китайском сериале «Чингисхан» этот же образ интерпретирован в виде вздорной, взбалмошной женщины, то Сергеева-Румянцева создает совершенно другую героиню – умную, сильную, полную внутреннего достоинства. Обратите внимание, как в финальной сцене с ее участием, царица Гурбесу одним жестом передает попрание ее женской чести. Ее телохранителя играет самая большая кинозвезда, занятая в этом проекте – американский актер японского происхождения Кэрри-Хироюки Тагава, сыгравший в 70 кинофильмах, получивший 14 премий Американской киноакадемии «Оскар». В режиссерской версии фильма между ними проходит любовная линия. Но пришлось сокращать хронометраж, и остались лишь эпизоды, но сыгранные на таком высоком уровне, полные психологического напряжения, что дуэт Елены Сергеевой-Румянцевой и Кэрри-Хироюки Тагава стал одной из главных удач фильма. На съемочной площадке Кэрри-Хироюки Тагава подумывал о том, чтоб пригласить якутскую актрису в свой следующий проект. К сожалению, есть вопросы к Ефиму Степанову, народному артисту РС(Я), заслуженному артисту России, исполнившему роль шамана Хохочоя. Надо понимать, что «Сокровенное сказание монголов» - жанр придворного панегирика, созданный через 80 лет после смерти Великого хана, при династии Чингизидов. То есть, это государственный проект, который прошел тщательную цензуру. Естественно, исторические личности, оппонировавшие Чингис Хаану, в этом произведении обречены на претензионное изложение. Борьба за власть – естественное явление, которое было, есть и будет. Историю, как известно, пишут победители. Но вдумчивый читатель может многое понять между строками. Джамуха – представитель степной аристократии, образ которого преподнесен с симпатией лишь в детстве и ранней юности. И сразу принимающий демонические черты, как только начинаются разногласия с главным героем. Или шаман Хохочой, служитель культа Танагра, который имел мужество оппонировать Чингис Хаану. Он публично заявлял, что Великий Хаан изменит мир, но ценой огромной крови. Как лучшие представители Белых шаманов, Хохочой предупреждал народ о надвигающихся тяжелых временах, кровопролитии, предлагая найти спокойное убежище тем, кто дорожит размеренной жизнью. Но светлых красок для образа легендарного Хохочоя не нашлось ни у сценариста, ни у режиссера, ни у актера. «Мракобесие», - таким словом охарактеризовал своего героя Ефим Степанов на пресс-конференции. Жаль, что в имиджевом кинопроекте, который пройдет в разных странах, народ, сохранивший уникальные знания и практику Белого Айыы шаманизма, представил только демонический образ великого шамана. Возможно, это связано с тем, что фильм – правительственный проект, государственный. В теме религии, создатели фильма польстили христианству. Оба христианских миссионера, показанные в «Тайне Чингис Хаана», в отличие от интерпретации Хохочоя, вызывают у зрителя, как минимум, уважение, как максимум, восхищение. Якутскому зрителю будет особенно интересно смотреть фильм, в нем заняты многие наши земляки. Прекрасно справился со своей ролью второго плана Алексей Павлов, звезда сатирического жанра. Его герой то смешит, то потрясает. Блеснул неподражаемой харизмой боотур из Саха театра – Алексей Егоров. Органично сморится в фильме хозяин «Ытык Хайа» Василий Атласов. Зрители могут задаться вопросом, зачем было вкладывать 10 миллионов долларов, значительная часть которых пошла из бюджета Якутии, в фильм, прославляющий монгольского завоевателя. В нем заложен информационный код, который имеет разные слои. Поэтому режиссер советует смотреть его несколько раз. Но кое-какие моменты заметны с первого раза. В «Сокровенном сказании монголов» («Тайная история монголов») о матери-Ожулун говорится, что «она знала много древних слов». В фильме Борисова этот фольклор получает свое конкретное название – Олонхо. В кризисный момент жизни Чингис Хаан вспоминает, что мать говорила ему в Олонхо о древних богах. Звучат названия и трех богов якутской религии – Дьыл5а Хаан (Бог человеческой судьбы), Одун Хаан и Чынгыс Хаан (Боги, контролирующие мировую, космическую, вселенскую карму). Этим фильмом распиарен якутский возглас: «Уруй!». Он звучит повсеместно. Есть в фильме эпизод, где воины исполняют осухай и звучит якутская речь. Автор романа «По велению Чынгис Хаана» Николай Лугинов обратил внимание, что в «Сокровенном сказании монголов» с определенного места исчезают всякие упоминания об Ожулун и Борте. Куда же делись самые близкие женщины Великого Хаана? В фильме нет прямого ответа на этот вопрос. Лишь Ожулун отходит в мир иной среди снегов. Чтоб узнать ответ на этот вопрос, надо читать роман Лугинова, где Чингис Хаан перед великими походами рассуждает о необходимости создать Северную Ставку. В случае чего, его потрепанные войска могли бы спастись от преследований неприятеля в Северной Ставке, где их поджидали бы свои люди, хранящие тайну. Но потрясателю Вселенной не понадобилась ни Северная Ставка, ни другое укромное место, судьба была к нему милостива, позволив завоевать весть мир. Несомненно, якутский кинематограф заявил о себе в полный голос, выбрав благодарную тему, которая автоматически привлекает интерес многих стран и народов. Работу высоко оценил известный тележурналист Андрей И, который назвал ее творческой победой, фильмом, «сделанным от сердца». Завоюет ли «Тайна Чингис Хаана» кинопремию «Оскара», задаются многие вопросом. А, собственно, очень он нужен, этот «Оскар»? Кинопремия, которую присуждают за кассовые фильмы, порой совершенно узкой тематики, прославляющие совершенно другие ценности. «Тайна Чингис Хаана» - это не голливудский фильм, не западный, и даже не российский. Вернее, Россия могла бы оценить проект, если бы признала, что она – азиатская страна, а в каждом русском, поскреби, найдешь азиата. Поэтому ставку в прокате стоило бы сделать на азиатские, в первую очередь, тюркские регионы, страны, народы. Почему в прессе появились различные публикации? Фильм близок и понятен людям длинной воли - тем зрителям, в жилах которых течет хотя бы капля крови гордых кочевников. Остальные увидят только баталии, кровь, бряцание оружием и еще одну киноверсию на популярную нынче тему. Могучая тема личности Чингис Хаана самодостаточна, ее не впихнуть в узкие рамки кинопремий западного образца, создатели этого проекта держат главный ответ перед временем, памятью, народом и Великой степью. Основная мысль фильма – Чингис Хаан – не кровожадный тиран, а руководитель государственного масштаба. Силой оружия он насаждал строгий порядок – Дьаhах, работавший на процветание всех стран, на которых распространялся протекторат империи Великого Хаана. Чингис Хаан – порождение тюркско-монгольской культуры, неотъемлемой частью которой являются народы, участвовавшие в этом кинопроекте. Единая культура, давшая миру такого лидера, способна и в будущем заявить о себе в полный голос. Чингис Хаан принадлежит миру. У каждого свое видение, каким он был, что собой представлял, как воздействовал на миропорядок. Фильм «Тайна Чингис Хаана» - глобальный проект, который, естественно, не может устроить всех, тем более, по мелочам. Но основную свою цель он выполняет. Само обращение к теме Чингис Хаана посредством искусства и через 8 веков способно сплачивать разные народы и искать то, что нас объединяет.
      ИА SakhaLife.ru
Views: 2251 | Added by: uhhan
Total comments: 1
1 фд  
Фильмом назвать трудно. Спектакль с некачественной озвучкой и без сюжета.

Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Кулун тутар 2009  »
БнОпСэЧпБтСбБс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 7
Ыалдьыттар (гостей): 7
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024