Власти снова выбирают не путь действительной модернизации, а путь «изменения сознания»
У каждой страны, оказавшейся в трудном положении, есть два пути: менять себя к лучшему и менять к лучшему восприятие себя. Иными словами — заботиться о своем развитии или раздать всем розовые очки, надев которые население сразу почувствует себя лучше. Самые удобные и испытанные очки — это очки национализма.
Есть глубокое различие «между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше», — писал философ Владимир Соловьев. Это то самое противоречие, которое, по мнению историка Александра Янова (читайте его книгу «Драма патриотизма в России», третья часть трилогии «Россия и Европа»), уже не раз заводило Россию в тупик национализма.
Когда такой выбор делается, нужно трезво отдавать себе отчет в том, каковы его последствия. А чтобы их понять, стоит проследить за цепочкой рассуждений, которой следуют идеологи, выбирающие второй путь.
Не успеешь и глазом моргнуть, как разговор о сегодняшнем дне в России подменяется нападками на коварных американцев, натовцев, украинцев, поляков
По-моему, рассуждение это таково. Пропасть между нашим «непробужденным народом» (слова Тютчева) и «учреждениями высокой цивилизации» (Чаадаев) настолько велика, что воспитывать в россиянах тягу к этим далеким учреждениям — бессердечно. Люди расстроятся. На создание институтов понадобятся века. Даже если начать реформы сейчас, результатов строительства нынешние граждане все рано не увидят.
Так что пора уже забыть о попытках модернизации. Не благоговение перед чужими институтами нужно воспитывать в гражданах, а недоверие и ненависть к ним. Знание о том, как живут другие народы, то есть жизнь с открытыми глазами, формирует у населения комплекс неполноценности. Поэтому очернение других народов — это акт милосердия по отношению к собственному народу. Пусть лучше любят родину так, как привыкли. То есть пусть продолжают считать, что их родина и так лучше всех. Ну а тех, кто пытается проповедовать любовь с открытыми глазами, можно игнорировать, а если потребуется для пользы дела, то и сделать врагами.
Таким образом истинный патриот превращается в глазах народа в свою противоположность — ненавистника родины. И наоборот, власти, убежденные, что ни на что, кроме пьянства их народ не способен, становятся патриотами. Они не верят, что их граждане на что-либо способны. Но убеждают граждан, что все в их жизни прекрасно просто потому, что они родились в этой стране. Так и воспитывается национализм. Так картина мира переворачивается с ног на голову. Родина и власть делаются синонимами, а критики власти — врагами родины. Вроде бы простая схема, а продается и покупается снова и снова.
Это очень старая тема. Но для России по-прежнему актуальная. Она актуальна, потому что в трудной ситуации власти снова выбирают не путь действительной модернизации, а путь «изменения сознания». Создаются комиссии по истории, показываются фильмы, произносятся речи, находятся виноватые в том, что история пошла так, а не иначе. Не успеешь и глазом моргнуть, как разговор о сегодняшнем дне в России подменяется нападками на коварных американцев, натовцев, украинцев, поляков и т.д.
Этот путь опасен. У него есть только одна логика. Эту логику Россия уже проходила — она неизбежно ведет к поиску врагов, сначала внешних, потом внутренних. Не к единению нации, а к разделению и гибели. Поиск «фальсификаторов истории» никогда еще не ограничивался сферой истории. Полчища врагов, окружающих Россию, быстро пополнятся внутренними врагами. В конце концов врагами станут все, кто выступает за любые улучшения. Ведь улучшения — вред для страны, которая и так по определению всех лучше.