Cотрудники милиции и члены их семей с 1 января 2010 года будут обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе.
Это приятная новость для граждан России (кроме некоторых милиционеров и членов их семей), учитывая тот факт, что многие отделения милиции уже давно превратились в коммерческие структуры.
И хотя пока принято лишь половинчатое решение (сведения о доходах будут передаваться в аппарат МВД и не станут достоянием общественности), «Новая газета» свято верит в то, что когда-нибудь деятельность милиции станет прозрачной, а сами милиционеры будут жить на одну зарплату. Хорошую, но зарплату.
А пока эти благостные времена не наступили, сотрудники милиции вынуждены заниматься бизнесом. И если бы каждый бизнесмен в погонах честно платил налоги с криминальных доходов, возможно, России удалось бы избежать дефицита бюджета в кризисные годы. То есть точно удалось бы.
В это утверждение легко поверить, прочитав бесстрастное исследование нашего криминального репортера Сергея Канева. Он разобрался в хитросплетениях коммерческой деятельности одного отдела внутренних дел (ОВД). А сколько их по стране… А сколько над ними начальников...
Не мне вам говорить, что чувствуешь, когда заходишь в отделение милиции: будто попал на другую планету с враждебными или — в лучшем случае — равнодушными инопланетянами. Даже сами сотрудники иногда называют свои околотки презрительно — «помойками»: правдолюбцы и всякие умники на службе долго не задерживаются. Однако при своей кажущейся примитивности «конторы» ОВД — это сложный организм, живущий по своим понятиям и раскладам Начальник ОВД
Начальник ОВД — это хозяин земли. Без его ведома никто не посмеет поставить торговую палатку или организовать точку с проститутками. Человека со стороны на должность начальника отделения никогда не возьмут — очередь расписана на годы вперед. Кандидат — либо ставленник своего клана в главке, либо — в самом министерстве, либо имеет покровителей в иных структурах. Хочешь пройти вне очереди — плати от 50 до 150 тыс долларов. Сумма зависит от количества на подведомственной территории рынков, банков, коммерческих структур, складов и т.д. Деньги на должность, как правило, собирают дружественные коммерсанты или землячество. Они же покупают начальнику ОВД очередное воинское звание, оплачивают кредиты, текущие расходы семьи и делают дорогостоящие подарки к дню рождения.
Потому начальник ОВД должен постоянно крутиться и приносить доход не только себе, но и своим покровителям и кредиторам. От этого зависят показатели отделения и дальнейшее продвижение по службе. Он же решает «проблемы», возникающие у нужных людей, с прокуратурой, следственным комитетом и службой собственной безопасности. У каждой «проблемы» — определенная такса. Например, среди московских милиционеров считается, что за положительный исход плановой прокурорской проверки нужно отстегнуть 30 тыс долларов.
Круг бизнес-интересов начальника ОВД неограничен. Главное правило: первое время не замахиваться уж слишком на большие «проекты», а спокойно собирать урожай с подведомственной территории. Очень важно иметь хорошие отношения с городскими властями, понимать расклады и не лезть в чужой огород. Когда начальник укоренится, он может через подставных лиц приобретать акции коммерческих предприятий и участвовать в рейдерских захватах. Супруги начальников ОВД нередко входят в число соучредителей средних фирм, рынков, ресторанов, супермаркетов…
Чтобы узнать, кто ходит в друзьях у начальника, посмотрите, как он празднует день рождения. Среди гостей вы увидите директоров местных рынков, коммерсантов средней руки и руководство из окружного управления. У меня есть видеозапись, на которой начальник ОВД одного подмосковного города поет «Мурку» на дне рождения местного «смотрящего» от воров.
После отставки начальники ОВД частенько становятся руководителями служб безопасности банков, коммерческих организаций или возглавляют ЧОПы.
Аппарат управления
В аппарат начальника ОВД входят: кадровая служба и канцелярия. Начальники канцелярии и кадровики в большинстве случаях — очень близкие люди «шерифа». В некоторых подразделениях на любую бумажку из канцелярии существует такса. Кадровик, как правило, берет подношения за скорейшее оформление каких-нибудь документов. От кадровика многое зависит при приеме на работу, но окончательное слово все равно не за ним: за хлебные места платят другим людям. Хотя случаются и казусы: недавно в одном отделении на севере столицы случился скандал: кадровик принял на службу наркомана. К счастью, коллеги его быстро вычислили. Что касается канцелярии, то это — бездонный источник информации.
Криминальная милиция (КМ)
Начальник криминальной милиции в структуре ОВД — человек №2. Основные задачи КМ: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших…
Среди начальников криминальной милиции еще встречаются те, кто прошел все ступени оперативной работы и участвовал в раскрытии громких дел. Но таких становится все меньше и меньше. Основная масса — ставленники того или иного клана, «не нюхавшие пороха». Поговаривают, что в центре и на юге Москвы начальником КМ можно стать за 25—30 тыс долларов. В милицейских кругах ходит байка, как начальник КМ из одного ОВД решил пойти на повышение и для проплаты нужным людям набрал долгов на 75 тыс долларов. Но наверху его «кинули», назначив на место другого человека. Короче, бедолага крепко запил и чуть было не пустил себе пулю в лоб. Хорошо, что супруга вернулась домой и отобрала пистолет.
Иногда «криминальщики» конфликтуют (на финансовой почве) с начальниками милиции общественной безопасности (МОБ). При обострении конфликта стороны могут подсидеть противника или «поставить на бабки», поскольку обладают обширным компроматом практически на всех.
В службу криминальной милиции входят отдел уголовного розыска и отдел оперативно-розыскной информации. Уголовный розыск. Примерная численность 15 человек. Стоимость должности начальника УР в «хлебных» отделениях от 10 до 15 тыс долларов. В большинстве околотков «уголовка» делится на оперов-трудяг и блатных. Трудяги пашут с утра до вечера, но руководство ими все равно недовольно. Зато сыну какой-нибудь шишки из УВД даже на службу приходить не нужно — показатели ему и так сделают.
Бизнес сотрудников уголовного розыска: заказные «наезды» на коммерсантов, поборы с находящихся в розыске, розыск угнанных автомобилей (за плату), оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) по заказу коммерсантов. А также крышевание салонной проституции, наркопритонов, подпольных автомастерских, банд автоугонщиков, мошенников, кидал, шантаж родственников арестованных и торговля оперативной информацией. В некоторых отделениях каждый сотрудник должен принести в «общак» от трехсот до трех тысяч долларов ежемесячно.
Недавно на МКАД на мотоцикле «Ямаха» насмерть разбился оперативник из одного ОВД. При жизни оперативника его коллеги недоумевали, откуда у него такая дорогая игрушка? А месяц назад в Северном округе взяли с поличным грузина-борсеточника, и тот на допросе сообщил: последние три года работал под «крышей» покойного. Оказывается, в свободное время опер подрабатывал охранником в обменнике и давал наводки на граждан, меняющих крупные суммы.
ОРИ (отдел оперативно-розыскной информации). Численность от 1 до 3 человек. Задачи: фотографируют и катают пальчики задержанным. Затем вносят данные в оперативную базу. Бизнес: торговля оперативной информацией, поиск должников и исчезнувших любовников. В некоторых отделениях сотрудники ОРИ берут с коллег по 100—200 рублей за срочную информацию. Можно заплатить и бутылкой водки. После увольнения нередко сливают базы данных детективным агентствам, службам безопасности, ЧОПам.
Милиция общественной безопасности (МОБ)
Задачи МОБ: обеспечение безопасности личности, общественная безопасность, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Раскрытие преступлений, при которых производство предварительного следствия не обязательно. По инструкции милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции.
Начальник милиции общественной безопасности может быть как ставленником своего клана, так и земляком главы района. На нем вся текучка. Цена за должность колеблется от 15 до 30 тыс долларов. В некоторых отделениях начальники МОБ имеют больший вес, чем начальники КМ. В структуру МОБ входят: дежурная часть, служба участковых, дознание и отдел по делам несовершеннолетних. Бизнес: крышевание коммерсантов, доля на местных рынках, уличная проституция, махинации с квартирами алкоголиков и одиноких стариков. Большая часть «выручки» идет покровителям в окружные управления. Иначе — зависнешь в конторе до самой пенсии. Дежурная часть. Численность ДЧ 12 человек (4 смены). В задачи начальника смены входит прием и регистрация заявлений, получение и учет оперативной информации, руководство нарядами патрульно-постовой службы, организация выезда следственно-оперативной группы и содержание задержанных в «обезьяннике».
Через год-полтора общения с криминальным контингентом дежурные уже не могут нормально разговаривать с простыми людьми. В семьях часто возникают скандалы. Уйдя со службы, большинство бывших дежурных спиваются.
В прошлом месяце я получил письмо от сотрудника, отвечающего за камеру административных задержанных (КАЗ): «Наш «обезьянник» слепили из рабочего кабинета напротив дежурной части, перегородив решеткой помещение пополам. В одной части сидят доставленные, а в другой я. Бытовых условий никаких: умывальника нет, часто засоряется туалет. Мой стол находится рядом с задержанными на расстоянии плевка (ячейки решетки вопреки требованиям приказа не закрыты). В течение суток слушаю оскорбления. Один раз задержанный залез по прутьям решетки и справил на меня нужду. Руководство изредка заглядывает с недовольными рожами и спрашивает: «Чего у тебя так воняет?».
Бизнес: зайдите в любое ОВД и загляните в «обезьянник». Это и есть основной бизнес: кого «принять», кого «отпустить»... Хотя в середине 90-х я знал дежурного в центре Москвы, у которого был собственный шестисотый «Мерседес». Участковые. Численность 10—15 человек. Встречаются вполне порядочные люди. Правда, на службе долго не задерживаются. Вот какое сообщение мне прислал неизвестный начальник службы участковых: «Работаю более 10 лет. Считаю, что если с участковых перестанут требовать «палки» (показатели раскрываемости, одно дело — одна «палка». — Прим. ред.) и изменят критерии по оценке деятельности — все вздохнут. Участковые начнут нормально работать по профилактике среди населения и будут ближе к людям. На прошлой неделе прибыли гонцы от Суходольского (замминистра МВД. — Прим. ред.). Гладкие и сытые физиономии. Вечером руководство повезло их в ресторан, нагнали девок. А на следующий день они с похмелья были злые и делали вид, что изучают материалы. И так из года в год».
Бизнес: поборы с москвичей, нелегально сдающих квартиры иногородним, с «лиц кавказской национальности» за проживание без регистрации; махинации с жилплощадью одиноких стариков и алкоголиков, поборы с гастарбайтеров на стройках. В некоторых случаях совместное с уголовным розыском крышевание мелких наркопритонов и борделей.
Изоляторы временного содержания (ИВС). Бизнес: поборы с родственников арестованных, продажа «клиентам» спиртных напитков, наркотиков, сигарет и продуктов. Неплохой достаток вертухаям приносят желающие позвонить домой: стоимость звонка по мобильному для арестанта 100—300 рублей. За отдельную плату в ИВС могут и «ночную бабочку» доставить. Патрульно-постовая служба и группа немедленного реагирования. Самое нищее и «беспредельное» подразделение. Чаще всего за преступления сажают именно их. Ежедневно мы видим бойцов ППС на улицах, обирающими граждан. Берут в ППС кого попало. Среди пэпээсников самый большой процент алкоголиков и страдающих игровой зависимостью.
Бизнес: поборы с граждан в многолюдных местах, охрана точек с «ночными бабочками» и «разводка» их клиентов под угрозой задержания. Если рядовой сотрудник хочет, чтобы ротный поставил его на «хороший» маршрут (рынок, вокзал), нужно отстегнуть 500 рублей. За смену боец ППС обычно наматывает 5—7 тыс рублей. Дознание. Семнадцать лет назад дознавателей выделили в отдельную службу. Больше половины — женщины или молодежь. Занимаются раскрытием мелочовки. Хотя можно сорвать приличный куш, если грамотно запугать богатого «лоха», совершившего мелкое уголовное преступление. Но такое бывает редко. В милицию все больше доставляют обычных работяг и гастарбайтеров, подравшихся по пьянке. К тому же слишком много писанины. Удачным считается место, где в месяц можно «намыть» 2-3 тыс долларов. Отдел по делам несовершеннолетних. Одно из самых бедных подразделений. Перебиваются, чем придется. Хорошо если на участке проживают несколько богатых коммерсантов, у которых растут дети-оболтусы. А в остальном — в лучшем случае подарят коробку конфет на 8 Марта.
Следственный отдел (СО)
Начальник следственного отдела — важная фигура в ОВД. С ним стараются не ссориться. Бизнес: основные «бабки» делаются на развале или возбуждении уголовных дел. «Развалюха» обычно происходит так. Приходит подследственный коммерсант к начальнику СО и говорит: «Дорогой Иван Иваныч, мне тут пятерка светит. Нельзя ли все сделать по-другому?». «Можно! — отвечает следователь. — Только побеседуй для начала с заявителем и свидетелями, а потом мы решим, что делать дальше». И начинаются чудеса. Неожиданно теряются заявители и пропадают вещдоки. А свидетели полностью меняют показания. Развалил с десяток таких дел — и можно с чистой совестью уходить со службы. Отдел лицензионно-разрешительной работы (ОЛРР)
Отдел осуществляет лицензирование негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности, контроль за оборотом боевого, гражданского и служебного оружия. Выдает лицензии на приобретение оружия и продлевает разрешения на его хранение. Бизнес: главное создать очередь и неразбериху в часы приема населения. Обязательно найдется человек, которому некогда сидеть в очередях. Хорошим считается место, где в день можно «намыть» 100—300 долларов. Но это — не основной бизнес. Каждый начальник охранного предприятия должен в конце месяца принести в ОЛРР пухлый конвертик. Иначе в ЧОП может неожиданно нагрянуть проверка — тогда «забывчивость» обойдется в десять раз дороже.
Служба тыла
При скудном бюджете МВД особо не разгуляешься. Нужно все время крутиться и искать спонсоров в своем районе.
Бизнес: тыловики бывают «в шоколаде», когда в ОВД идет ремонт. К примеру, на краску выделяется двадцать тысяч рублей. Разумеется, они купят за пять, а деньги поделят пополам с начальниками ОВД. Я знал одного московского сутенера из Южного округа, к которому каждый вечер приходили гонцы от тыловика из ОВД и просили деньги, чтобы заправить бензином дежурные машины. Психологическая служба. Только после бойни в супермаркете, устроенной начальником ОВД «Царицыно» Евсюковым, на эту службу наконец обратили внимание. Надолго ли? А с точки зрения бизнеса — служба совершенно не перспективная.
В каждом отделении имеется еще один руководитель — заместитель начальника ОВД по культурно-воспитательной работе (КВР). По-старому — замполит. Он следит за моральными качествами сотрудников. В методическом пособии по КВР есть такой абзац: «Воспитательная работа — это важнейшая составная часть всей управленческой, организаторской деятельности в органах МВД. Работа с людьми в современных условиях призвана помочь сотруднику правильно ориентироваться в жизни, добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности, сформировать у него любовь к своему Отечеству, уважительное, доброжелательное отношение к гражданам, высокие профессионально-нравственные качества, внутреннюю потребность соблюдать Закон». Без комментариев. И без денег, если только замполит не друг кого-нибудь из реальных начальников — тогда он в состоянии «разрулить» кое-какие проблемы.
В довершении картины напомню, что ОВД работают не «сами по себе». Над ними — УВД, с руководством которого принято делиться процентом от дохода. Сергей Канев криминальный репортер, sbult@mail.ru