Дата празднования 100-летия российского кино в Якутии почти совпадает с другой датой, малоприятной для создателей «Тайны Чингис хаана», — датой возврата долгов инвесторам. По нашей информации, последние выставили компании «Ургэл В» счет в десятки миллионов рублей. И в этой связи возникает закономерный вопрос: а откуда возвратным средствам, собственно говоря, взяться?
Для тех, кто не в курсе: из 300 миллионов рублей, потраченных в целом на картину, 60 миллионов выделено из бюджета республики. Остальную часть профинансировали крупные компании республики, с той или иной государственной долей. Были и безвозмездные пожертвования — в частности, рынок «Столичный» подарил «Чингис хаану» 5 миллионов рублей. А теперь давайте подведем итоги. По прокату в России и Казахстане «Чингис хаан» заработал 45 миллиона рублей, из них 36,6 миллиона с хвостиком — в нашей стране. То есть, по грубым подсчетам, картина окупила себя лишь на одну седьмую. Вообще по мировой статистике из 100 кинофильмов окупает себя лишь 3. Естественно, в счастливую тройку входят далеко не «загрузные» драмы с глубоким философским смыслом, а фильмы, более понятные для народа, — блокбастеры, комедии и т.д. Поэтому, учитывая специфику «Чингис хана», об окупаемости по определению не могло идти речи. В какой-то степени это служит оправданием низких сборов картины. Между тем, и заработанные 45 милионов рублей — далеко не чистая прибыль. Из них половина, 22,5 миллиона рублей, сразу же уходит кинотеатрам. Далее, по договору с прокатной компанией «Каро фильм» создатель картины, компания «Ургэл В», должна оплатить ей прокатные услуги в размере 30 миллионов рублей. Исходя из сборов «Чингис хаана», «Каро» сможет «отбить» у компании лишь остаток от сборов — 22 с половиной «лимона». Конечно, теоретически прокатчик может подать на создателей картины в суд за несоблюдение условий договора. (Однако вряд ли он будет это делать, поскольку в таком случае «Ургэл В» может потребовать обоснования расходов.) Но в любом случае чистая прибыль «Чингис хаана» от проката фактически нулевая. А тем временем создатели картины «торчат» компаниям-инвесторам 70 миллионов рублей. Дело в том, что те выделили деньги на фильм отнюдь не безвозмездно, а в кредит. Причем на условиях возврата в течение трех месяцев после прокатного периода (по нашим подсчетам, срок «расплаты» подходит на днях, поскольку прокат закончился примерно 3 месяца назад). А откуда ж взяться 70 «лимонам» при нулевом балансе? Но и это не все. Проблематично обстоят дела и с 60 миллионами, выделенными из республиканской казны, которым опять же неоткуда взяться при минусовом балансе картины. Некоторые наблюдатели считают, что их скорее всего вычтут из бюджета Министерства культуры и духовного развития республики на следующий год. (По всей видимости, средства были выделены «Ургэл В» под государственные гарантии Минкультуры.) Более того, на многострадального «Чингис хаана» имеют зуб и более мелкие спонсоры. По нашей информации, одним из требований бывшего владельца рынка «Столичный» Александра Аммосова за безвозмездные 5 «лимонов» было упоминание его имени в числе спонсоров. Однако, как мы помним, ни Аммосова, ни рынка «Столичный» на рекламных носителях во время проката не значилось. Поговаривают, что предпринимателя, ныне проживающего в Москве, это сильно обидело, и он намерен «забрать свое» у неблагодарных просителей. В общем, финансовыми успехами «Чингис хаан» отнюдь не блещет. Между тем, режиссер картины Андрей Борисов на празднования 100-летнего юбилея российского кино попросил у вице-президента Евгении Михайловой выделить новые денежные средства на нужды якутской кинематографии. Уж не о закрытии ли миллионных долгов завуалированно шла речь? Однако ответ Евгении Исаевны очень четко выразил ее отношение к грандиозному проекту маэстро: «Хорошее кино больше зависит от талантов и творчества, и меньше всего от финансов и оборудования». И в этой связи черная галоша с подписью «Тормоз года» обретает несколько иной смысл, нежели просто укол за запоздалую реакцию. Неужто одна надежда на американский прокат? Для тех, кто не в курсе: 20 мая «Ургэл В» заключила контракт с фирмой «Epic Pictures» (США) о продвижении и распространении на мировом прокатном рынке «Тайны Чингис хаана».