Худрук МХТ Олег Табаков был шокирован, узнав о финансовых махинациях в родном театре
Несмотря на начавшиеся театральные каникулы, культурная общественность столицы пребывает в шоке. Причиной тому набирающая обороты криминальная драма вокруг одного из самых именитых театров страны – МХТ им. А.П. Чехова, возглавляемого Олегом Табаковым. 3 июня 2009 года был арестован первый заместитель художественного руководителя – директора театра Игорь Попов. Ранее правоохранительные органы задержали замдиректора театра Олега Козыренко и начальника отдела информационных технологий, средств безопасности и связи МХТ Евгения Якимова. Руководителей театра обвиняют в мошенничестве. Но внятной информации о том, чем конкретно провинились высокопоставленные служители Мельпомены, в СМИ пока так и не появилось. «Наша Версия» решила восполнить этот пробел. В распоряжении редакции оказались эксклюзивные материалы нашумевшего театрального дела. МХТ им. А.П. Чехова, расположенный в Камергерском переулке Москвы, почти всегда в состоянии ремонта – это обычное дело для исторического здания, которому уже за пару сотен лет. Плюс ко всему не стоит на месте и технический прогресс – периодически появляется новейшее театральное оборудование: звуковое, световое и т.п. Словом, поддерживать театр в рабочем состоянии – дело хлопотное, а главное, затратное.
Неизвестно, что сыграло решающую роль – то ли авторитет и история самого театра, то ли слава и народная любовь к его руководителю Олегу Табакову, но пару лет назад затраты на содержание театра взяло на себя государство. МХТ был включён в государственную целевую программу «Культура России 2006–2010» и на его счета потекли десятки миллионов бюджетных рублей. Однако контроль государства над тем, как именно расходуются эти средства, как теперь выясняется, оказался более чем формальным…
Ровно через три дня после заключения государственного контракта, а именно 25 декабря 2008 года, начальник МСУ-116 Татьяна Шишкова и на сей раз ещё один заместитель директора МХТ им. А.П. Чехова Олег Козыренко сели за стол и подписали… акты приёмки всех работ, предусмотренных в контракте! Потрясающая скорость! История этой современной криминальной пьесы начинается с 2007 года. Именно тогда МХТ договорился с Монтажно-строительным управлением (МСУ) № 116 и его субподрядчиком ООО «Связь СервисТелекоммуникации» о модернизации всех систем связи театра.
Уже в феврале 2008 года работы якобы были завершены: модернизация театральных систем связи обошлась налогоплательщикам в 9 млн. рублей. Теперь театру жаловаться на плохую связь, казалось бы, было грешно. Однако спустя несколько месяцев руководство МХТ вновь озаботилось идеей модернизации связи.
Из показаний начальника отдела информационных технологий, средств безопасности и связи «ФГУК «МХТ им. А.П. Чехова» Евгения Якимова: «Примерно в ноябре 2008 года замдиректора Козыренко О.В. поинтересовался у меня, что можно сделать в части модернизации систем связи театра. Я предложил ему модернизировать оборудование для технологический связи… доработать компьютерную сеть… сделать адресную трансляцию по театру, усовершенствовать имеющуюся в театре телефонную связь. Козыренко О.В. согласился с необходимостью проведения данных работ. Впоследствии этот вопрос обсуждался с заместителями директора, отвечающими за то или иное направление в производстве спектакля».
Странно. С одной стороны, МСУ-116 вроде бы со связью в театре разобралось ещё в феврале 2008 года. Напомним: якобы за 9 миллионов. С другой же стороны, получается, что никакой модернизации и не было? Что ещё собирался улучшать замдиректора Олег Козыренко? Ведь театр в Камергерском – это не ракетные войска стратегического назначения и не элитное подразделение спецназа ГРУ, где отличная связь едва ли не залог победы. Впрочем, как выяснится позже, очередная модернизация систем связи была не более чем фикцией…
В декабре 2008 года замдиректора Олег Козыренко согласился с начальником отдела Евгением Якимовым: да, связь нужна, будем делать! Тем более что впереди у МХТ им. А.П. Чехова очередной строительный конкурс – деньги-то есть, и их надо «осваивать»! И уже через несколько дней первый заместитель Олега Табакова Игорь Попов подписывает приказ о проведении открытого конкурса по программе реконструкции и развития комплекса зданий МХТ им. А.П. Чехова. Сумма на этот раз в четыре раза больше – уже 36 млн. на модернизацию связи... Информация о конкурсе, как того требует закон, была размещена на профильном интернет-сайте. Правда, желающих поработать во благо театрального искусства оказалось немного. Точнее, заявка была всего одна – всё от того же МСУ-116. Из-за одной заявки конкурс-аукцион объявляется несостоявшимся, а МСУ-116 по закону получает контракт.
Поскольку деньги государственные, то и контракт становится государственным и получает государственный номер: 758-08 от 22 декабря 2008 года. В театре бумагу визируют уже знакомый нам Евгений Якимов, главный бухгалтер Ирина Сокол, первый заместитель директора Игорь Попов… Словом, полтеатра в курсе, что МСУ-116 получит 36 млн. рублей на связь – к тем 9, что якобы были потрачены весной. Уже на следующий день всё тот же Якимов приезжает в МСУ-116 – по его словам, взглянуть на сметы, познакомиться с Татьяной Шишковой, директором этой подрядной организации. Всё оказывается хорошо, и Якимов покидает подрядчиков в хорошем настроении. Может быть, теперь в театре появится наконец отличная связь? В этом Якимов, похоже, и не сомневается.
«Работы» были произведены в предельно сжатые сроки. Ровно через три дня после заключения государственного контракта, а именно 25 декабря 2008 года, начальник МСУ-116 Татьяна Шишкова и на сей раз ещё один заместитель директора МХТ им. А.П. Чехова Олег Козыренко сели за стол и подписали… акты приёмки всех работ, предусмотренных в контракте! Потрясающая скорость! Акты без доли сомнений визируются и согласовываются почти всем руководством театра! Документы и платёжки сдаются в бухгалтерию, там оформляется платёж.
29 декабря 2008 года Татьяна Шишкова получает на расчётный счёт МСУ-116 деньги в количестве 36 млн. 692 тыс. 937 рублей и 18 копеек. Всё, дело сделано и можно отчитываться перед родным Минкультом об успешном «освоении» очередного транша. Только вот была ли модернизация систем связи? И здесь, думаем, стоит подробнее рассказать о подрядчиках.
Уже из названия – Монтажно-строительное управление-116 – ясно, что связь, мягко говоря, не совсем их профиль. Ведь ещё год назад, получив те самые 9 млн., МСУ-116 переправило их субподрядчикам «Связь Сервис Телекоммуникации». Значит, и теперь поставлять оборудование, устанавливать его, налаживать будут снова совсем другие компании, не монтажники и не строители…
Из показаний начальника отдела Якимова: «Мне известно, что субподрядными организациями по данному контракту являются три компании: ООО «Связь Сервис Телекоммуникации», ООО «Контракшн»… Название третьей компании я не помню… ООО «Связь Сервис Телекоммуникации» ранее уже выполняло подрядные работы во МХТе, а две другие работ не выполняли».
«Нашей Версии» удалось узнать название третьей фирмы – субподрядчиком должно было стать некое ООО «Стройбилдинг». Что же это за компании?
По версии следствия, и «Стройбилдинг», и «Констракшн» появились в этой схеме для «дальнейшего хищения бюджетных денежных средств». По сути, это были фирмы-«пустышки». Отдать туда деньги – значит увести в тень десятки миллионов: ни тебе налогов, ни тебе ответственности. Плати дельцам 10–15% за обналичку – и покупай новый «Мерседес»… Кто же стоит за этими «пустышками» и кому в итоге причитались деньги за мифические работы? Ларчик открывался просто.
Татьяна Вячеславовна Шишкова, руководитель МСУ-116, и в прошлом году была, мягко говоря, не слишком довольна сотрудничеством с МХТ им. А.П. Чехова. Причина опять же проста: те самые первые 9 млн. рублей её компания отработала честно, связь в театре и сейчас этих денег стоит, нет вопросов. Только вот театр за работу и оборудование платить не спешил – акты приёмки работ подписаны, а денег как не было, так и нет до сих пор.
Именно потому первый заместитель Олега Табакова Игорь Попов и назначил новый конкурс в декабре 2008-го, включив в него те самые неоплаченные работы, – расплатиться с Шишковой. Куда делись те февральские 9 млн., ещё предстоит выяснить. А вот когда Шишкова поняла, что и на этот раз завотделом МХТ им. А.П. Чехова Евгений Якимов и его шеф, замдиректора Олег Козыренко, начинают её упрашивать перекинуть часть денег со счёта МСУ на счета двух субподрядчиков-«пустышек», почувствовала неладное.
С одной стороны, деньги надо брать: так театр расплатится с ней за прошлую работу, это понятно. С другой стороны, Татьяна Вячеславовна становится ответственна и за оставшиеся 27 млн., которые должны с её счёта уйти неведомо куда… Подумав, Шишкова написала заявление в милицию. Ведь свои деньги она получит и через суд. А оказаться на нарах, пусть и рядом с театральными деятелями, ей показалось занятием, мягко говоря, не лучшим.
Впрочем, не будем строить догадки. Процитируем лучше, к какому выводу после изучения обстоятельств этого «ремонта» пришли следователи: «Фактически работы по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению оборудования сценических площадок и приобретению оборудования по системам связи МХТ им. А.П. Чехова по вышеуказанному контракту не производились. Таким образом, в результате преступных действий МХТ им. А.П. Чехова причинён ущерб на сумму 36 692 937 рублей».
Первым арестовали замдиректора МХТ Олега Козыренко. Это случилось 23 января 2009 года, сразу после январских каникул. Интересно, что уже в этот же день Козыренко был отпущен под залог 5 млн. рублей. Высокая честь передачи залога была оказана актёру театра Михаилу Пореченкову…
В мае 2009 года задержан и арестован начальник отдела информационных технологий и по совместительству председатель единой конкурсной комиссии театра Евгений Якимов. А 3 июня по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах суд арестовал и первого заместителя художественного руководителя – директора театра Игоря Попова.
Казалось бы, всё? Виновные скорее всего понесут заслуженное наказание, ведь правда пусть и не сразу, но восторжествовала. Но всё далеко не так просто.
В ходе следствия было установлено, что все приказы, распоряжения, договоры, платёжные и иные документы, имевшие отношение к хищению бюджетных средств, были подписаны первым заместителем Олега Табакова Игорем Поповым.
Согласно уставу МХТ им. А.П. Чехова художественный руководитель – директор театра Олег Табаков имел право назначать на должность своего заместителя только по согласованию с Министерством культуры. Однако Олег Павлович этим пунктом устава почему-то пренебрёг… В результате Игорь Попов получил полное право действовать от имени театра – распоряжаться его имуществом, финансами и фактически выступать в роли директора. При этом сам Олег Табаков как будто бы отошёл от управления и не подписывал никаких финансовых документов.
Именно Игорь Попов, которому Олег Табаков предоставил неограниченные полномочия по распоряжению средствами и имуществом театра, по версии следствия, стал ключевой фигурой в организации мошеннической схемы с «левым» контрактом и подставными фирмами. Именно по приказу Попова был принят на работу и назначен на должность другой фигурант этого дела – заместитель директора Олег Козыренко…
Можно, конечно, предположить, что Олег Павлович Табаков просто позабыл устав, а никто из сотрудников не решился ему напомнить. Или, может быть, худрук, и он же директор, по простоте душевной полностью доверял своим замам, сконцентрировавшись на репертуарной части. Но не слишком ли много простодушных-то?
Могло ли такое случиться, например, что главный бухгалтер Ирина Сокол действительно не догадывалась об истинной картине происходящего? Готовила платёжки, подписывала акты выполненных работ? А ведь на актах приёма работ не было виз главного инженера, главного энергетика, главного экономиста, замдиректора по технологическому оборудованию… Да просто из обычного человеческого любопытства можно было хотя бы взглянуть на результат работ стоимостью более 36 млн. рублей, выполненных всего за три дня!
Но и это ещё не всё, в ходе проверок выяснились и другие любопытные моменты из финансовой деятельности МХТ. Так, например, оказалось, что МХТ без всяких на то полномочий и необходимых договоров сдавал свои площади в аренду ООО «Театральные мастерские Ивана Шарко». Казалось бы, мелочь, но, как подсчитала независимая консалтингово-аудиторская группа, стоимость этой аренды за период с 2003 по 2007 год составила почти 35 млн. рублей. Естественно, куда ушли эти миллионы, сегодня не может сказать никто. А может быть, и может, да не хочет.
Тут Антон Павлович Чехов, имя которого носит оскандалившийся МХТ, наверняка бы написал всего одно слово: «Занавес».
P.S. С просьбой прокомментировать ситуацию вокруг этого уголовного дела редакция обратилась в МХТ им. Чехова. Однако пресс-секретарь театра Алла Шполянская отказалась что-либо говорить по этому вопросу и заявила, что вся информация по делу изложена в недавнем пресс-релизе МХТ. Справка Федеральная целевая программа (ФЦП) «Культура России 2006–2010» была утверждена правительством РФ в декабре 2005 года. Главными целями программы были провозглашены: «сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям».
Первоначальный бюджет утверждённой правительством программы составлял 54 млрд. рублей. Сегодня деньги направляются на: реставрацию памятников культуры, ведение каталога Музейного фонда РФ, приобретение произведений искусства, проект «Культура Русского Севера», строительство объектов культуры, культурное обслуживание силовых структур, мероприятия по популяризации государственных символов и так далее. Значительная сумма выделена на производство фильмов – около 7,5 млрд. рублей.
Самое солидное финансирование получил Большой театр – 15 млрд., Мариинке перепало 6,6 млрд., Эрмитажу – около 3 млрд. рублей.