Валерий Шадрин: «Наш Андрей Савич должен уйти в отставку»
12:55
Валерий Шадрин: «Наш Андрей Савич должен уйти в отставку»
Предлагаем вашему вниманию интервью композитора, продюсера, менеджера, Заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), Отличника культуры РС(Я), лауреата звания «Лучший продюсер России», почетного члена Дома-музея В.В.Набокова, заведующего PR-службой Театра оперы и балета Валерия Шадрина. http://www.sakhafrom.ru/2009/08/24/valerijj-shadrin-nash-andrejj-savich.html(Материал для антикоррупционного комитета РС(Я) и правоохранительных органов) - Валерий Филиппович, в последнее время Вы стали известны как человек, резко и нелицеприятно критикующий деятельность республиканского министерства культуры и духовного развития, и лично министра Андрея Борисова. Как вы пришли к этому? - Еще когда в советские годы Андрей Савич избирался депутатом Верховного совета СССР, мы все в его поддержку работали. И пятнадцать лет тому назад я тоже был сторонником деятельности Андрея Савича. Он очень хорошо работал в первую пятилетку на посту министра. Я думаю, что в тот момент, тогда, при переходном моменте, Андрей Савич был на своем месте. Чтобы все это как-то плавно, безболезненно все проходило. А в последнее время, читая Библию, я много размышляю над фразой: «Не сотвори себе кумира». Вот она как раз про Андрея Савича. Дело в том, что у меня толстая папка, где все его высказывания за все годы. И по ним видно, что в последние 15 лет он вообще отошел от дел А сейчас я пришел к грустному размышлению: наш Андрей Савич должен уйти в отставку. Я озвучиваю не только свое мнение, но и мнение очень многих других выдающихся деятелей культуры и искусства. Понимаете, когда говорят, что «свято место пусто не бывает», и что незаменимых людей нету, мне кажется, Андрея Савича надо было сменить еще 15 лет тому назад.
- Как Вы оцениваете сегодняшнюю работу министерства в сфере культуры и искусства республики? - На данный момент состояние культуры и искусства республики катастрофическое. Это обусловлено разными факторами. Во-первых, отчужденность от работников культуры и искусства, а также непрофессионализм высшего руководства Министерства культуры и духовного развития Во-вторых, несвоевременная реакция чиновников культуры на происходящие события и слабая корректировка по всем параметрам деятельности министерства, что желает быть очень много лучше. И самое главное, это то, что идет огромное недофинансирование по вине высшего руководства министерства культуры. При этом, об этом все уже знают из средств массовой информации, идет финансовая чехарда, которой руководит лично Андрей Савич. А причина в том, что министерство культуры не занимается своими профилирующими задачами, а занимается восхвалением только одного человека. Но самое главное в том, что Андрей Савич в последнее время отошел от деятельности министерства, и министерством сегодня фактически руководят те люди, которые очень далеки от искусства. Что тут говорить, если даже бывшие секретарши министерства культуры сегодня работают начальниками отделов, которые курируют деятельность профессиональных театров, У нас нет с ними контакта. Ни у одного работника культуры нет контакта. Меня крайне волнует состояние культуры в сельской местности. Там ка-та-стро-фи-чес-ко-е положение. У нас же республика необъятная, у нас 35 улусов, в которых у меня контакты очень большие, широкие. Они все жалуются. Я думаю, что культура и искусство в сельской местности зиждется только на патриотизме, на самоотверженном труде местных работников культуры и искусства. А чиновников министерства культуры в улусах не видно и не слышно. Вообще, страшно, что творится в улусах. - Андрей Борисов уже почти 20 лет на посту министра. За это время построен Саха-театр… - Это единоличное решение нашего первого президента. Дело в том, что в предвыборной программе нашего первого президента Михаила Ефимовича, у него было, что он хочет построить достойное для Саха академического театра здание. А Андрей Савич всю жизнь был везунчиком. Бывал всегда в нужном месте в нужное время. Но это при нем были закрыты Симфонический оркестр под руководством Галины Кривошапко и хор под руководством Февронии Баишевой. Эти два коллектива были созданы по личному распоряжению еще Иосифа Сталина в годы войны. - Ну, а то, что Олонхо признали… - Нет, это коллективный подвиг наших ученых. Большой команды, больше 100 человек, якутских ученых. Андрей Савич тут никаким боком. А еще это личная победа филиала ЮНЕСКО в Якутии. - Ваше отношение к фильму «Тайна Чингис-хаана» - Ой, фильм я смотрел дважды. Я думаю, что это самый слабый фильм за последние 20 лет в ряду историко-художественных картин. Один из самых слабых фильмов. Это пустая трата времени. Я вообще считаю, что надо провести парламентское расследование Государственного собрания Ил Тумэн по поводу – куда ушли эти деньги. Очень сведущие люди, которые работают в кинематографии, специалисты и профессионалы, они говорят, что этот фильм не стоил 10 млн. долларов. Вообще, все надо проверить – куда деньги ушли. История такова: в тех субъектах Российской Федерации, где снимали этот фильм, недоплатежи махровые. Там недоплатили везде. С командами участников фильма не рассчитались. Это очень темная история. - А наши театры, та же самая «Золотая маска»… -Нет, это не настоящие «Золотые маски». Это специальные призы театральной национальной премии «Золотая маска». Это спецпризы. Якутия на сей день настоящие «Золотые маски» ни разу не получала. Всегда какие-то специальные призы. Либо критиков, либо жюри. Настоящую «Золотую маску» в номинациях мы не получали. А вот, например, наши соседи, новосибирцы, к которым я недавно ездил, они получили. Оперный театр новосибирский получил 14 настоящих «Золотых масок» по основным номинациям, и 39 специальных призов. Саха-театр и Театр оперы получили только спецпризы. Уровень нашего профессионального искусства намного ниже, чем в других регионах. В этом самая прямая вина нашего министра. Но в то же время такого взлета побед в конкурсах наших оперников давно не было. Многие стали лауреатами не один раз, а по многу раз. У нас же половина наград – золотые медали конкурсов Чайковского, Собинова, Шаляпина. Но это личная заслуга самих лауреатов, из друзей и поклонников. Министерство культуры тут опять не при чем. Говорю об этом со знанием дела. Я же все-таки был участник этих побед, я тоже приложил очень много сил своих, воли, чтобы наши 15 человек стали лауреатами. Как недавно сказал одна очень пожилая деятельница культуры: «Чтобы было бы, если бы Шадрина не было бы?». Я вообще удивляюсь, почему министерство не использует в мирных целях мои связи. Вот я сейчас съездил в Новосибирск, и при моей поддержке, а также депутата Александра Подголова пятеро наших якутян поступили в Новосибирскую консерваторию. Наша беда в том, что Андрей Савич отдалился от деятелей культуры. И в этой связи надо в ближайшие два месяца созвать Чрезвычайный съезд работников культуры. - Съезды такие были? - Нет. Но надо Чрезвычайный съезд собрать. И если состоялся бы Чрезвычайный съезд, я бы тоже выступил бы. Я попросил бы слово. И надо прямой эфир сделать этого Чрезвычайного съезда работников культуры и искусства. Было бы интересно, если бы там выступила Зинаида Степановна Федорова, руководитель Контрольно-ревизионного управления при Президенте РС(Я), и рассказала бы о финансовых «косяках» министра за все прошедшие годы. Это же очень интересно. Наш всенародно избранный Президент Дмитрий Медведев издал очень правильный указ о борьбе с коррупцией. Мы хотим узнать, какие финансовые «косяки» были в министерстве культуры из уст руководителя Контрольно-ревизионного управления Зинаиды Федоровой за все эти годы. Мы же люди открытые. Мы хотим все знать. - А есть конкретные примеры нецелевого использования бюджетных средств? - Например, когда Андрей Савич работал ректором Арктического института. Была еще мутная история с пароходом еще в 90-ые годы. Я даже там был, когда открывали этот пароход. Андрей Савич говорил пламенную речь. Он сказал, что это для нужд отдыха работников сферы культуры и искусства. Мы на открытии побывали все на банкете. И все. Больше этот пароход не видели. Я помню даже историю про шампуневый завод. Потом была чехарда с квартирами непонятная в 90-ые годы. Все это мы прекрасно помним. Зато мы единственный субъект Федерации, у которого до сих пор нет собственного закона о культуре. Поэтому мы вынуждены пользоваться рамочным, и потому очень расплывчатым федеральным законом. Наверное, это кому-то выгодно. - А что с законом о культуре? - Когда двадцать лет назад мы встречались, я задал вопрос, это помнят все: «Андрей Савич, надо в республике среди первых субъектов тогда молодой России, принять закон о культуре». Министерство приняло идею, как очень интересную. Но по сей день закон о культуре не принят. В прошлом году, когда я с Театром оперы и балета выезжал в Казань, мои приятели, которые работают в министерстве культуры Татарстана, дали все документы, связанные с культурой всего Татарстана. Это огромный объем информации, который я отдал председателю профильного комитета Ил Тумэн Елене Голомаревой и депутату Айталине Адамовой. Осенью они вместе с еще несколькими народными депутатами и известными деятелями культуры республики создали специальную рабочую группу по разработке проекта закона РС(Я) о культуре. В декабре прошлого года состоялось заседание парламентского комитета под председательством Елены Голомаревой, на котором Андрей Савич заявил, что его министерство доработает проект и представит его в Ил Тумэн не позднее января 2009 года. Тот факт, что законопроект до сих пор в Государственное собрание не поступил, только подтверждает мои слова о том, что Андрей Савич давно отошел от дел министерства и не следит за деятельностью своих подчиненных. Как результат - мы сегодня единственный субъект в России, который не имеет собственного закона о культуре. В связи с этим у меня предложение народным депутатам, к которым Андрей Савич вольно или невольно, но проявил неуважение. Было бы очень здорово, если бы на пленарном заседании Государственного собрания Ил Тумэн отчитался бы Андрей Савич о своей деятельности за все годы, начиная с первых шагов его министерства. И пригласить, например, руководителя Контрольно-ревизионного управления при Президенте Зинаиду Федорову. Чтобы послушали доклад и министра, и Зинаиды Степановны Федоровой. Чтобы Андрей Савич полностью отчитался за свою финансовую деятельность. Именно финансовую, потому что в СМИ идет много компрометирующих публикаций, связанных с его командой. Это очень тревожный фактор.
- Переход на новую систему оплаты труда… - Это будет окончательный развал нашей культуры. Потому что все равно государственная поддержка должна быть. И если хотят по проекту министерства культуры республики оставить только 3 театра – Русский, Саха и Театр оперы, - на государственной поддержке, а все остальные пустить в свободное плавание, - я думаю, что это будет смерть. Там и театр эстрады, и театр танца, и цирк, и еще целый ряд учреждений. Куда потом девать пять тысяч человек работников культуры?.. А у нас же есть суперталантливые люди. Мы не готовы к переходу на новую систему оплаты. У нас же, самое главное, концертного зала нет достойного. У того же Театра танца нет собственных помещений для репетиций. Они на одной аренде залов разорятся. Много чего нужно, что можно было сделать за последние двадцать лет, но не сделали.
- Если не секрет, какую зарплату Вы сейчас имеете? - Я - выпускник Московской консерватории, получаю в стенах моего родного театра зарплату 13 тысяч. Это я – воспитанник Московской консерватории. Я мог бы давно эмигрировать. Еще в 1989 году. На Запад. Я единственный, кстати, выпускник Московской консерватории из всего моего выпуска, который остался в России. Остальные уехали давно. У нас в театре моя зарплата считается одной из самых высоких. Чуть-чуть больше получают только звезды оперы и балета. Вообще, наш театр получает самую низкую зарплату. Мы получаем в три раза меньше, чем академический Русский театр и академический Саха-театр. Но дело вовсе не в моей зарплате или уровне зарплат всех артистов Театра оперы и балета. Все гораздо сложнее. Мне кажется, главная проблема все-таки в отношении министерства к самой культуре и искусству. Вот последний пример: Я же привез сюда орган. Арестованный орган со скандалом я привез из Нерюнгри в Якутск. Там были очень серьезные вопросы с таможней. Чтобы привезти орган из Нерюнгри – министерство культуры палец о палец не ударило. Хотя они прекрасно знали, что католики всего мира сбросились и подарили этот орган именно для Якутска. Но так как в министерстве теперь знают, что орган Шадрин вместе с католиками все-таки привез в город Якутск, они хотят этот орган прибрать. Чтобы орган установить, нужна огромная поддержка руководства города и руководства республики. Он сейчас находится в католическом соборе. Дон Андрей, католический священник, именно благодаря его подвигу и благодаря усилиям некоторых других людей, и, в том числе, меня, орган привезен. Надо просто помочь его открыть. Орган сейчас запакованный стоит. Надо просто привезти из Германии трех мастеров, у которых находится ключ. Потому что там же более полутора тысяч труб. И только мастера знают, куда какую трубочку привинтить.
- А место для органа есть? - Место есть – католический собор. И у меня мечта – чтобы наш католический собор устраивал концерты как в Домском соборе в Риге. Как в Эстонии, как в Литве, как в Москве. В Москве сейчас целых восемь органов стоит. Эта история длится уже год. Я истратил кучу времени. Проблема в том, что этим трем мастерам не дают российскую визу. Там чистая бюрократия. Но там нет политики. Слава Богу, там нет политики. Там просто бюрократия. Недомолвки. И непонятное для непосвященных бездействие нашего министерства культуры.
- Ну, хорошо. Допустим, Андрей Савич уходит в отставку. А есть ли достойные кандидатуры на пост министра культуры республики? - Достойные есть. Я могу это озвучить. Но это только мой личный взгляд. Я все-таки двадцать лет работаю, и всех знаю. Это начальник управления культуры и духовного развития города Якутска Антонида Корякина, наш депутат городской Думы Александр Данилов, молодой, амбициозный директор Русского театра Александр Лобанов, директор Театра танца Александр Алексеев и директор Театра оперы и балета Гавриил Местников. Надо среди них провести конкурс. Как буряты, как татары, как башкиры это делают. Почему у них такой огромный расцвет культуры? Вот, например, министр культуры Новосибирской области – он там чиновник сидит. Чи-нов-ник. Или как теперь говорит молодое поколение Якутска – «чиник». Вот «чиники» и должны провести конкурс среди пятерых-шестерых достойных людей, и кого-то из них выбрать. А вся команда Андрея Савича должна уйти в отставку. Вся. Предварительно отчитавшись не только по духовному развитию и сфере культуры и искусства, но самое главное – по финансам.