Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [890]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [250]
Суд-закон.МВД.Криминал [1238]
Право, закон [316]
Экономика и СЭР [824]
Власть Правительство Ил Тумэн [1177]
Мэрия, районы, муниципалитеты [392]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [207]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [540]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [144]
Коррупция [849]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [284]
Социалка, пенсия, жилье [274]
ЖКХ, строительство [131]
Образование и наука. Школа. Детсад [211]
Люди. Человек. Народ. Общество [207]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [658]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [365]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [149]
Промышленность [43]
Нефтегаз [276]
Нац. вопрос [283]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [182]
Выборы [652]
Айыы үөрэҕэ [77]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [101]
Култуура, итэҕэл, искусство [358]
История, философия [223]
Тюрки [76]
Саха [144]
литература [38]
здоровье [460]
Юмор, сатира, критика [13]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2009 » Атырдьах ыйа » 26 » Такого кина нам не надо?
Такого кина нам не надо?
11:59
Денис АДАМОВ, 21.08.2009. газета Наше Время

Такого кина нам не надо?
Рассуждения о развитии искусства для народа

Чего греха таить, порассуждать о развитии якутского кино у нас любят. В этом месяце для этого возник аж тройной информационный повод. Во-первых, на прошлой неделе самый крупный кинопроект Якутии «Тайна Чингисхаана» номинировался на престижном фестивале в Монреале. Во-вторых, 27 августа страна отмечает сразу две даты - День российского кино и 90-летие советского кино. В связи с этим «НВ» размышляет о том, по какому пути двигаться якутскому кинематографу.

Якутяне в кино с 30-х годов!


Вообще этот вид искусства с давних времен пользуется особой любовью якутян. В советское время в республике насчитывалось 600 кинотеатров (сейчас от них осталось всего 20).
Якутяне участвовали в кинопроизводстве Советского Союза еще с 30-х годов прошлого века и в основном были задействованы в качестве актеров. Например, в 1935 году якутянин Харитонов снялся в кинокартине «Пропавшее звено» («Востокфильм»). В этом же году Александр Довженко поставил фильм «Аэроград» («Мосфильм», «Украинафильм»), в котором снялись в ролях несколько наших земляков. В 1936 году в картине «Поколение победителей» якутянин исполнил песню на родном языке. Перед войной на экраны вышла картина «Романтики», в которой также снялись несколько наших земляков.
Якутия - один из немногих регионов России, которая делает государственный заказ на обучение специалистов в области кино через Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров. Именно по государственной линии получили специальное образование многие известные в республике режиссеры.
А в новом тысячелетии кинокомпании в Якутии расплодились, как грибы после дождя. Это «Сахафильм», «Алмазфильм», «Туймафильм», «Арктик-синема», «Ник.А», «Линия-ПРО» и некоторые другие. И это не считая мелких улусные студий. Казалось бы, как не двигаться вперед при такой-то государственной и народной любви?

Справка «НВ»:

Мировой Монреальский фестиваль
Один из самых заметных фестивалей Северной Америки, второй по значимости канадский кинофестиваль. Одной из отличительных особенностей Монреальского фестиваля, который долгое время занимал лидирующие позиции в Северной Америке, была культурная оппозиция Голливуду и поддержка кинопродукции из самых разных уголков мира, включая экзотичное кино Латинской Америки, Африки и Дальнего Востока.

Пора завязывать с «кустарщиной»


Формально показателями успеха могут служить две вещи: а) слава в виде наград и регалий; б) материальные блага в виде заработанных денег.
Насчет первого: по большому счету, якутские киношники всерьез о себе еще нигде не заявляли. Да, есть отдельные победы. Например, фильм «Балыксыт» Вячеслава Семенова удостоился нескольких наград на российских кинофестивалях. Но такого крупного и системного успеха, который демонстрируют сегодня те же якутские театралы, согласитесь, нет.
Насчет второго. Помнится, на праздновании 100-летия российского кино вице-президент Евгения Михайлова ответила на просьбу Андрея Борисова о выделении денег: «Хорошее кино больше зависит от талантов и творчества и меньше всего - от финансов и оборудования». Звучит, конечно, красиво, однако на практике это не совсем так. Кино - это, пожалуй, один из самых дорогостоящих видов искусства. Поэтому если мы заявляем о его государственной поддержке, то должны быть готовы к большим расходам.
Отметим любопытный факт, который иные сочтут за закономерность. Фильмы, снимаемые на государственные деньги, почему-то не могут себя окупить. Бюджет «Журавлей над Ильменем» - 3,5 млн рублей, заработал в прокате 500 тысяч рублей. Бюджет «Хара маски» - около 1 млн рублей, в прокате заработал около 800 тысяч рублей. 60 миллионов рублей, выделенные якутскому «Чингисхаану» из республиканского бюджета, тоже себя не окупили (а всего он, как известно, получил 300 «лимонов» из окологосударственных компаний). В России и Казахстане фильм заработал 45 миллионов рублей, из них 36,6 миллиона с хвостиком - в нашей стране. То есть фактически отработал лишь одну седьмую. Последний фильм, получивший солидное финансирование, - фильм «Снайпер», снимаемый «Сахафильмом» (по одним данным, его бюджет составляет 17 млн, по другим 9 млн рублей).
Зато частники вложенные средства нередко отбивают. Первыми на ум приходят три работы - «Тропа смерти» (бюджет 500 тысяч рублей, заработал 1,5 млн рублей), «Куот!» (бюджет 300 тысяч рублей, заработал 1 млн рублей) и «Любовь моя» (бюджет около 300 тысяч рублей, заработал около 500 тысяч рублей). Кинопроизводители, конечно же, оказались в плюсе. Но, как показывает практика, даже так называемому «авторскому» кино нужны немалые вливания. Вот как прокомментировал подобное положение вещей известный российский кинокритик Сергей Анашкин журналу «Полярная звезда»: «У меня создалось впечатление, что якутский кинематограф задыхается от безденежья. Бюджеты фильмов очень скромны. И скудность средств частенько заметна в кадре: авторам приходится экономить на всем. Пора завязывать с «любительством» и «кустарщиной». Продюсерам и чиновникам стоило бы осознать, что для создания качественных картин нужны соответствующие вложения».
Вообще, как считают некоторые эксперты, главной проблемой якутских киношников является то, что они не умеют зарабатывать на своем ремесле деньги. И предлогов для этого хватает. «Якутское кино никогда не будет окупаться, потому что мы малочисленный народ», - говорил по этому поводу в одном издании директор «Сахафильма» Степан Сивцев-Доллу. Другие снимают кино в стиле арт-хаус «не для средних умов». Директор кинотеатра «Центральный» Александр Данилов считает, что так называемые авторские принципы якутских режиссеров к кино это «отмазка» невостребованных режиссеров. «В кино должно быть строго соблюдено соотношение «бизнес - искусство». Если оно нарушается, оно будет провальным», - считает он.

Никакой провинциальной «шелухи»


Давайте вспомним съезд Союза кинематографистов России, который прошел этой весной в Москве. Председатель Союза кинематографистов Якутии Алексей Романов в беседе с корреспондентом «НВ» сетовал на то, что о поддержке регионального кинематографа на съезде не было сказано ни слова.
Главная проблема регионов понятна - нехватка финансирования. Если больших денег не дождешься от своих, то что и говорить о федералах? Якутские киношники не могут соперничать с центральными компаниями в тендерах на финансирование различных кинопроектов. Сам Алексей Семенович выступает за то, чтобы для регионов было введено квотирование. Проще говоря, чтобы наши бились за деньги не с маститыми питерцами и москвичами, а со своими соседями-дальневосточниками. С которыми они, естественно, относительно равны по уровню, а значит, имеют больше шансов на победу. Здесь есть и другая хитрость: Якутия занимает лидирующее место среди дальневосточников по количеству кинокомпаний. Заместитель министра культуры России Александр Голутва уверил наших, что с 2010 года тендеры будут отменены и уже со следующего года появятся квоты.
Однако обещания Голутвы выглядят несколько странно. На фоне стратегии развития российского кино, предложенной на том самом «чрезвычайном» съезде новым председателем. Во главу угла Никита Сергеевич ставит централизацию отечественной киноиндустрии в трех точках России: Краснодаре, Санкт-Петербурге и в какой-нибудь из кавказских республик. Никаких мелких любительских студий. Никакой провинциальной «шелухи» вроде якутского кино. Хотите «побаловаться»? Пожалуйста, но только на то, что наскребете у себя дома, на федеральные денежки не рассчитывайте. Или дерзайте, тянитесь к тому уровню, который задают профессиональные кинематографисты страны. Как считают некоторые эксперты, звучит высокомерно и жестоко, но с прагматической точки зрения справедливо. Якутское кино - это сизифов труд, скажут некоторые.
В общем, как будто напрашивается неприятный вывод: забыть про развитие якутского кино вообще. Вряд ли, допустим, в тех же соседних дальневосточных регионах ломают голову над этим - есть проблемы и поважнее. Но так уж у нас сложилось, что кино в Якутии пользуется поистине народной любовью. Видимо, такова наша национальная черта - ну хотим мы снимать свое родное, национальное.

Принцип советской доярки


В этой связи мы не можем обойти вниманием поднадоевшую, но, тем не менее, очень показательную историю с якутским «Чингисхааном». Конечно, негативную реакцию на этот фильм других якутских режиссеров можно объяснить банальной профессиональной ревностью. И если, допустим, завтра картина удостоится-таки престижной награды на Монреальском всемирном фестивале, поклонники Андрея Саввича бросят победоносные взоры на противников «гениальной задумки». Однако сдвинет ли это якутский кинематограф с мертвой точки? Едва ли.
Люди, работающие в какой-либо сфере профессионально и на протяжении всей жизни, понимают, что для ее развития нужно одно - формирование системы. Которую создают не особые условия для отдельных товарищей, а здоровая конкуренция. Грубо говоря, те самые 300 миллионов могли быть разыграны по конкурсу между другими участниками кинорынка республики. Изобретать велосипед не надо: именно по такому принципу были выделены деньги на такие фильмы, как «Адмирал», «Тарас Бульба».
И пусть частные режиссеры, получившие субсидии на кино, не удостоятся престижных наград в монреалях, каннах и голливудах, зато они заложат основу для профессионального становления киноиндустрии в Якутии. И уже следующее поколение всерьез заявит о себе на российском уровне. В результате чего российская киноэлита, возможно, переосмыслит свое высокомерное отношение к провинциальной «шелухе». А пока, как сказал тот же Сергей Анашкин, начинать нужно с малого - с относительно малобюджетных, так называемых «фестивальных» фильмов, которые затем по линии Союза кинематографистов рассылать на всевозможные российские и зарубежные фестивали.
Впрочем, что мы все о международных амбициях, когда в Якутии вот уже который год не могут организовать собственный республиканский фестиваль кино!..

Views: 1342 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Атырдьах ыйа 2009  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 14
Ыалдьыттар (гостей): 14
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2022