Main » 2009»Балаҕан ыйа»25 » Путин и Медведев после 2012 года: сценарии распределения ролей
Путин и Медведев после 2012 года: сценарии распределения ролей
16:29
23.09.2009. Каспаров.Ru
Решающий пас Путин и Медведев после 2012 года: сценарии распределения ролей
Председатель правительства Владимир Путин уже сейчас думает о своем будущем после 2012 года. В этом сомневаться не приходится. Тем не менее принципиальное решение еще не принято. По всей видимости, рассматривается несколько версий дальнейшей "карьеры" Владимира Путина. Согласно первому сценарию,
председатель правительства может и сам не захотеть вновь занять пост президента,
что кажется вполне логичным. Будучи главой кабинета министров, он остается самым влиятельным человеком в стране, его рабочий график не столь загружен встречами со спортсменами и деятелями культуры, личная жизнь, а также проблемы с "первой леди" уходят на второй план.
У председателя правительства также есть ресурс, который позволяет ему решать в "ручном режиме" стратегические проблемы и тем самым демонстрировать свою влиятельность и эффективность.
Наконец, если Владимир Путин откажется от президентской "гонки", у него не возникнет вопроса, что делать с Дмитрием Медведевым, который уже приспособился исполнять роль президента. Резкое понижение в должности может вызвать явное раздражение Медведева. Согласно второму сценарию, председатель правительства вновь станет президентом. Если соотношение сил в элите к 2012 году не изменится, то
Путину будет достаточно просто реорганизовать правительство и администрацию президента и вернуть прежнюю структуру управления государством, которая функционировала на протяжении восьми лет его президентства.
Кроме того, чередование Путина и Медведева на посту главы государства может быть подано как демократический процесс, который предполагает формальную смену политических лидеров. Имидж специфической российской демократии, таким образом, в глазах населения будет, безусловно, укреплен.
Третий сценарий, который уже рассматривался в контексте "проблемы-2008", касается того, что Владимир Путин уйдет в крупный бизнес, оставив после себя неоформленную конструкцию государственных институтов и некоторый хаос в среде чиновников. Но этот сценарий рассматривается скорее по привычке, нежели как реальный. Поскольку отказ от административного ресурса может привести к тому, что Владимиру Путину быстро перекроют кислород представители новой элиты. Таким образом,
бизнес нынешнего председателя правительства будет процветать ярко, но не долго.
Между тем существует сценарий, который не зависит полностью от Владимира Путина. И связан он с усилением Дмитрия Медведева. Это может вызвать уже реальный, публичный конфликт между президентом и председателем правительства.
К примеру, Дмитрий Медведев не захочет мириться с ролью "королевы" и будет стремиться больше влиять на кадровую политику, на ход административных преобразований в стране в целом, а также начнет искать пути выстраивания собственной силовой и идеологической политики. В какой-то момент Медведев воспользуется своим конституционным ресурсом, и тогда Владимиру Путину "договориться" с президентом о том, что будет в 2012 году, будет крайне сложно.
В результате мы можем получить два равноправных центра влияния. Путинский центр будет основываться на экономическом ресурсе "Газпрома" и "Роснефти". В руках Путина окажется парламент, представленный в основном "Единой Россией", которая способна блокировать решения правительства. Медведевский центр будет основан на конституционном влиянии президента на новое правительство и силовые структуры, а также на "реальных" процессах либерализации и демократизации, которые принесут центру явную поддержку оппозиции и уставшего от Путина населения.
Надо сказать, что разрушение "тандема" повлияет на целостность политической элиты и режима в целом.
Это понимают и внешние политические силы, то есть западные политтехнологи и спонсирующие их элиты, а также внутренние силы, то есть сочувствующие Дмитрию Медведеву и тайно ненавидящие Владимира Путина.
Во многом благодаря иностранным политтехнологам, которые стремятся рассорить Путина и Медведева, создается негативный информационный фон. По всей видимости, зарубежные политические силы осознают, что если спровоцировать конфликт, то можно вызвать и серьезные брожения в российской элите, тем самым дестабилизировав ситуацию в стране.
Существующее давление заставляет российских лидеров периодически делать заявления, касающиеся "вечной дружбы". К примеру, на тему совместного будущего Путин и Медведев неоднократно рассуждали в европейских и американских СМИ.
Идею того, что у Владимира Путина и Дмитрия Медведева сложные отношения, основанные на личной усталости друг от друга и различном видении развития вверенного им государства, поддерживают страны, которые выступают за смену политической элиты в России.
К примеру, украинские СМИ перед визитом российского премьера муссировали информацию о том, что Путин и Медведев поддерживают разных кандидатов в президенты. Первый — Юлию Тимошенко, второй — Виктора Януковича. В этой связи отметим, что Янукович вообще вряд ли является желанной фигурой для России: он известен свой непоследовательной позицией по отношению к Кремлю. Кроме того, стоит напомнить, что Янукович вызывал резкую антипатию у Медведева, когда тот еще был главой администрации президента Путина. Едва ли мнение об украинском политике у нынешнего главы государства изменилось.
Действительно,
конфликт между Медведевым и Путиным может быть спровоцирован и сторонниками президента,
которые хотят видеть именно его у власти после 2012 года и занять "лакомые" места, которые на данный момент принадлежат сторонникам Владимира Путина.
Однако сейчас политические возможности президента и председателя правительства не равны. Связано это прежде всего с тем, что основная часть элиты сориентирована на Владимира Путина, сочувствующие же президенту не играют существенной роли в политическом процессе и находятся на втором и третьем уровнях власти. И если ситуация не изменится, то, к сожалению, все будет решать Владимир Путин. А о том, что он решит, мы узнаем только в 2012 году.