Я могу многое писать о возможностях, открывшихся перед нами в самом начале нового века. Но поневоле ограничиваюсь лишь крупными и грубыми мазками на историческом холсте.
Но об одном я хочу сказать особо. К началу 2000-х годов в стране возникли новые стили жизни – стили русской победы. Более того, не на бумаге или в головах фантазеров – а в реальной жизни. Странствуя в ту пору по стране (я только-только сдал в печать «Битву за Небеса»), автор этих строк приехал в Якутию. И замер в изумлении. Почему? Здесь глазам моим открылся удивительный опыт, поставленный тогдашним главой Якутии – Михаилом Николаевым. Скажу прямо: я увидел пример для русского народа.
Якуты в начале 90-х не щелкали клювом. Покамест парализованных и оглушенных русских грабили напропалую команды «реформаторов» и «русских» олигархов, отнимая у моего народа сотни миллиардов долларов от вывоза сырья, якуты смогли организоваться и вырвали себе право на часть доходов от экспорта местных алмазов. А на эти деньги создали Фонд возрождения нации и Фонд будущих поколений. Не боясь никаких криков о «нацизме» и «фашизме». Они отбили и поползновения Чубайса раздробить и распродать все, что только можно – и сохранили многие производственные компании. Стали закупать энергосберегающие технологии и передовую технологию строительства.
– У нас уже есть опыт комплексного решения самых наболевших проблем. Каковы они сегодня в России? В своем послании на 2001 год Президент России Владимир Путин считает, что в стране идет старение и вымирание населения, что нужно переламывать гибельные демографические тенденции. Подписываюсь под этим обеими руками. Но ведь есть еще и другие проблемы. Например, необходимость поднимать вымирающее село и развивать малое предпринимательство. Якутия, как мне кажется, наша способ сконцентрировать ограниченные средства в решении всех трех проблем, не распыляя деньги. У нас действует такой порядок: человек возрастом до 35 лет может получить от республики кредит на постройку сельского дома – строительными материалами, а не рублями. Если он заведет при этом собственное хозяйство, скот-птицу разводить станет – ему спишут четверть кредита. Если в его семье родится один ребенок – списывается еще 25 процентов. Если детей у такого хозяина будет трое, то отдавать кредит не понадобится. Тем самым мы и село поднимаем, и рождаемость, и с иждивенческой психологией людей боремся.
Мы не развалили потребительскую кооперацию, и наша система «Холбос» («Объединяйся») ведет обширные заготовки, закупает у людей продовольственное сырье. Наша республика уже имеет опыт выдачи двухлетних микрокредитов сельской семейной экономике, займов на развитие фермерства, малого и среднего бизнеса. Считаю, что вообще семейный бизнес имеет прекрасное будущее, и не только в сельском хозяйстве, – рассказывал мне в начале 2001 года Михаил Николаев:
...Сырьевая часть даст нам только стартовый капитал, средства для настоящего порыва. Якутия создала Фонд возрождения нации и Фонд будущих поколений, которые пополняются за счет платежей за пользование недрами РС(Я). Подобных фондов нет ни в одном другом регионе. Увы, на федеральном уровне тоже. Эти фонды работают на прорыв. А вот ради него мы хотим построить совершенно новую цивилизацию. Понимаю – это звучит фантастично. Тем не менее, привычных путей в будущее у Якутии (а я убежден – и у России в целом тоже) просто нет. В этом веке старое производство становится синонимом отсталости, выиграет тот, кто создаст совершенно новый мир.
Вы совершенно верно сказали о том, что иностранные инвестиции широкой рекой в промышленность региона не пойдут – слишком тяжелы климатические условия. Вот иностранные фирмы, «Мабетекс» или «Макулан», скажем, многое у нас строят – и строят очень хорошо, развивая республику. Но строят на наши деньги, а своих капиталов не вкладывают. Якутия прекрасно понимает то, что никогда не сможет повторить путь Японии 1960-х годов, путь современных Малайзии или Индонезии, Тайваня или Китая. Ведь их экономические чудеса основаны на дешевом производстве потребительских товаров и на их экспорте на богатые западные рынки. Кто же поставит даже сборочные производства на вечной мерзлоте и марсианских морозах? Все, что мы попробуем здесь делать – видеосистемы ли, карандаши, трусы или игрушки – все окажется дороже, чем то же самое, сделанное в Китае или в Малайзии. Да и нефть действительно выгоднее добывать не у нас, а в теплом Персидском заливе или в Иране.
Значит, выход и у Якутии, и у России остается один: развивать крайне наукоемкое производство, делать ставку на нематериальные, высокие гуманитарные технологии, на производство людей высшего качества, гениев, если хотите. В такой цивилизации важнейшими производительными силами становятся развитая медицина и здоровый образ жизни народа. Нужно создать совершенно новый мир, в котором духовность и здоровый образ жизни – это важнейшая часть экономики, в котором экология станет и священным делом, и прибыльным бизнесом. В этом мире должен жить очень здоровый народ, которому только и под силу станет и гениев плодить, и природу сохранять. Человечество вступает в эру господства глобализации, старая индустриальная цивилизация уходит на наших глазах. Надо вписываться в новую эпоху.
Наша стратегия поэтому – это создание особой, арктической, циркумполярной цивилизации. Не зря флаг республики осенен Полярной звездой. Дело в том, что в Якутии сохранились колоссальные массивы дикой, первозданной природы. Сами якуты-саха никогда не были индустриальным народом и в экстремальных северных условиях создали величайшую экологическую культуру, традиции сбережения природы. То есть, в новой эпохе мы получаем огромное преимущество. При этом жители Якутии – славяне, саха, эвены и эвенки – достаточно динамичны, чтобы учиться, становясь великолепными учеными и специалистами, творцами информационных технологий и удивительных изобретений.
Давайте приведем некоторые примеры. Скажем, высокие гуманитарные технологии. Сегодня в республике действует 22 президентских школы, в которых применяются самые передовые методы обучения детей. Вот одна из них – республиканская авторская средняя школа Нины Афанасьевны Алексеевой. Ученая создала уникальную систему образования, которая позволяет детям проходить программу одиннадцати классов за три-четыре года! И с какой эффективностью: ее выпускники легко поступают в вузы всей России, выигрывают всероссийские научные олимпиады среди школьников...
Так говорил мне Николаев. И я был в школе Алексеевой! Я сам видел малышей, бойко говорящих по-английски, доказывавших мне теоремы по геометрии за восьмой класс советской средней школы!
– ...В республике развертываются программы обучения детишек из самых отдаленных улусов-районов, из наслегов-сельских округ. Они не должны попадать в неравные условия по сравнению с городскими детьми. Мы пускаем в ход приемы дистанционного обучения, используем Интернет. Вот, к примеру, одна из президентских школ – Октемская гимназия. С пятого по одиннадцатый класс здесь учатся самые способные ребята из всех улусов. Гимназия полностью компьютеризована. Рядом с нею работает «Ленский край» – физико-математический форум, куда мы отбираем самых талантливых учеников и студентов, приглашаем на лекции и занятия самых выдающихся ученых России. В гимназии, например, планируется открыть класс экспериментальной физики. А еще – создать сетевой всемирный университет.
Мы поставили цель: 60-70 процентов выпускников наших школ должны поступать в высшие учебные заведения, владеть компьютером, прекрасно знать основные иностранные языки и выходить из вузов специалистами мирового уровня. Так, чтобы их с охотой приглашали работать в любое место мира. Пусть у нас будет как можно больше финансистов, инженеров, ученых, программистов и музыкантов. Ибо именно люди создают богатство страны. Якутия должна стать одним из самых высокообразованных регионов России, ибо это – вложения в будущее. Не зря бюджет Минобразования РС(Я) на 2001 год – это 5,5 миллиарда рублей. Планируем перейти и к раздельному обучению мальчиков и девочек в начальных классах – это проверенный веками метод воспитания будущих мужчин и женщин, продиктованный глубоким знанием психологии.
Нам очень нужны специалисты в молекулярной биологии и генной инженерии – этих отраслях будущего. Якутия не скупится на расширение своего университета, ЯГУ. В республике уже открыты филиалы 25 ведущих вузов России, МГУ и МГТУ имени Баумана создают у нас свои гимназии.
Мы шаг за шагом выполняем свои планы. Многие считают, что возрождение и развитие духовности – это какой-то чисто эстетический, почти бесполезный привесок к экономике. Нет! Духовность – это величайшая сила экономического развития, потому что постиндустриальная цивилизация основана на знании, культуре и духовности. Сверхпрагматичные японцы это поняли давным-давно. Мы возрождаем культы. Культ Матери, родительницы людей будущего. Культ Труда – чтобы породить созидателей, а не воров, тупых потребителей и бездельников. Культ Семьи – основы здорового общества. Мы создали в 1996 году Академию духовности, и не жалеем по этому поводу... Совершенно в том же духе мы ведем и государственную экологическую политику. В нашем Министерстве экологии, например, есть необычный отдел – сохранения генофонда народов Якутии. Мы прекрасно знаем о том, что уничтожение природной среды ведет к генетической деградации человека, а здоровая природная среда обитания – это неисчерпаемый источник духовности. Именно поэтому в Якутии 26,4 процента территорий объявлены особо охраняемыми «Священными землями» – «Ытык Кэрэ Сирдэр». Это наши заповедники, резерваты и национальные парки, участки девственной природы и места совершения древних культов. Именно для этого мы вновь завезли в республику мускусных овцебыков, истребленных три тысячи лет назад, снова населяем рыбой наши озера. По подсчетам специалистов, в Якутии сосредоточена десятая часть дикой природы мира и треть – России. А потому мы выгодно сотрудничаем со всемирным «Фондом дикой природы» и Фондом Макартура, получаем гранты, строим совместные планы. Ибо недалек тот день, когда развитый мир, уничтоживший свою природу, будет платить нам немалые деньги за сохранение уникальных экосистем планеты.
Вот вкратце видение того будущего, в которое идет наша республика. Мы – не эгоисты, и готовы позвать в этот путь всю Россию...
И это мне рассказал Николаев. И, дав провожатого, отправил в поездку по Якутии. И видел Калашников многое.
...Вернувшись с пятидесятиградусной стужи, я стоял, протянув ладони к огню древнего якутского очага – по якутскому же обычаю. И слышал распевную языческую молитву пламени. И смотрел на двусторонюю свастику на бревенчатой стене дома. А потом, повинуясь шаманке, поднес нагретые ладони к солнечному сплетению – и жар побежал по моим жилам во все уголки тела. И в этот миг где-то глубоко в душе проснулись мои языческие предки из Поднепровья. И привиделся сказочный град Китеж...
Не стану идеализировать республику при Николаеве. И коррупции там хватало, и с национализмом местным тоже столкнуться случалось. И все же Михаила Ефимовича я глубоко уважаю. За смелость вождя и предпринятую им попытку создать Мир Завтрашнего Полудня в России.
Тогда мне казалось, что Якутия продолжит прорыв. Что якуты своим успехом покажут пример нам, славянам – и мы, сорвав с шеи рабское ярмо «чужих» и выметя прочь нечисть из священного Кремля, начнем строить такую же самобытно-футуристическую жизнь. И, воспользовавшись организационным находками якутов, поможем им оригинальными технологиями. Построим россыпь своих питомников научно-технического развития и предпринимательства – технополисы. И создадим свой Фонд возрождения нации, пустив в него реку нефтедолларов! И построим «СССР-2 Инкорпорейтед»!
Но в январе 2001-го я еще не знал, что Николаева уберут, а якутская путеводная звезда погаснет...