Итоги съезда СОЦПРОФ Профсоюзы собираются управлять
Максим Местников. Председатель СОЦПРОФ РС(Я)
Не только защищать, но и управлять – такую задачу ставят перед собой профсоюзы в новом столетии. Тому, как сделать профсоюз равнозначным партнерам бизнесу и государству, посвящена научно-практическая конференция «Профсоюзы России, вперед!», которая 3 ноября прошла на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.
«Президент Медведев в своей статье «Россия, вперед!» обозначил стратегические задачи по развитию страны, -сказал председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергей Вострецов. – Мы решили сформулировать стратегическое направление развития профсоюзного движение, потому что нынешняя трейд-юнионисткая деятельность в России не может отвечать вызовам ХХI века».
Сегодня российские профсоюзы не участвуют в управлении производственным процессом, как это происходит в развитых мировых странах. В результате влияние на тарифную политику, формирование зарплат, условия труда минимальное. Более того, как показывает практика, профсоюзам не всегда удается добиться на производстве даже выполнения российского законодательства. В результате согласно статистике лишь деятельность профсоюзов одобряет лишь 26% респондентов, и только 8% считает, что профсоюзная организация защищает их интересы и права на предприятии.
Эту ситуацию необходимо менять, в противном случае построить полноценное социальное государство не удастся. Профсоюз – это не только общественный контролер за работодателем, но и хорошая школа для подготовки из профсоюзных активистов ответственных политиков и управленцев. Но чтобы люди поверили в профсоюз, как в реальную силу, чтобы с общественным объединением трудящихся стали считаться бизнес и государство, профсоюз должен стать их полноценным партнером. Этого невозможно добиться без создания сильного профсоюзного движения, способного влиять на создание стандартов условий и качества труда, подбора персонала, формирования заработной платы. Фактически профсоюзы претендуют на роль полноценного партнера по бизнесу.
О том, как этого добиться, и шла речь на научно-практической конференции «Профсоюзы России, вперед!», среди гостей которой были представители региональной и федеральной власти, депутаты Государственной думы, председатели российских профсоюзов, руководители региональных организаций СОЦПРОФ, ученые, политологи, правоведы, социологи, экономисты.
Одной из главных обсуждаемых тем стали инициативы председателя Объединения Сергея ВОСТРЕЦОВА по внесению в законодательство нормы, согласно которой работодатель должен в обязательном порядке заключать со своими работниками коллективный договор, а также роль профсоюзов в управлении страховыми пенсионными и медицинскими фондами в интересах наемных работников.
Генеральный инспектор труда СОЦПРОФ Анатолий ЛУТИКОВ указал, какие изменения необходимо внести в российское законодательство, чтобы профсоюзы смогли нормально работать.
- Мы определили направления, по которым надо развивать российское профсоюзное движение, - сказал в заключении Сергей Вострецов. – Прежде всего, мы определили место профсоюза в производственном процессе: это не структура сама по себе, а активный участник управления производством со стороны работника. Как этого добиться в каждом конкретном случае – вопрос тактики и его мы еще будем прорабатывать, в том числе и на нашем съезде. Кроме того, мы пришли к выводу, что необходимо готовить изменения российского законодательства с тем, чтобы коллективный договор стал обязательным атрибутом отношений работника и работодателя.
На научно-практической конференции «Профсоюзы России, вперед!» мною была озвучено три проблемы:
1. Потеря государственных активов Республики Саха (Якутия) Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым Вячеславом Анатольевичем, на примере продажи предприятия ОАО АК «Якутуголь», и дальнейшая реализация вырученных средств в нарушение статьи 14 Бюджетного Кодекса Российской Федерации; 2. Невозможность гражданам Российской Федерации, проживающих в 2/3 наслегах (поселков) Республики Саха (Якутия), зарегистрировать исковые заявления. Основные проблемы: - невозможность передвижения по дорогам 2/3 наслегах (поселков) Республики Саха (Якутия) в весенний, летний и осенний период; - отсутствие почтовых отделений в 2/3 наслегах (поселков) Республики Саха (Якутия); - отсутствие финансовых учреждений (отделений сбербанков) в 2/3 наслегах (поселков) Республики Саха (Якутия). Как пример, реализация статьи 39 Трудового Кодекса Российской Федерации. 3. Игнорирование государственными и муниципальными органами Республики Саха (Якутия) инициативы профсоюзов и общественных организаций в вопросах занятости, охраны здоровья и условий проживания населения Республики Саха (Якутия) в рамках общественных улусных (районных) комитетов по пропаганде, контролю и исполнению Посланий Президента Российской Федерации в Республике Саха (Якутия). На примере работы общественных наслежных и улусного комитетов по пропаганде, контролю и исполнению Послания Президента Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) в Мегино- Кангаласском улусе (района) Республики Саха (Якутия). Как следствие, ежегодно в Республике Саха (Якутия) в форме суицида умирает от 600 до 750 жителей республики в возрасте от 12 до 20 лет. По данным показателям Республика Саха (Якутия) занимает первое место в России. Председатель СОЦПРОФ в Республике Саха (Якутия) М. И. Местников
Доклад председателя Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергея Вострецова на научно-практической конференции «Профсоюзы России, вперед!»
Уважаемые коллеги!
Уважаемые коллеги, разрешите выразить признательность Санкт-Петербургскому Университету, его юридическому факультету, особенно Ректору университета Николаю Михайловичу Кропачеву за содействие в организации нашей конференции. Очень символично для нас, что здесь, где учились и работали два президента – Медведев Д.М. и Путин В.В. мы обсуждаем роль профсоюзов России в реализации президентских инициатив.
Нас, представителей объединений профсоюзов России очень воодушевляет то обстоятельство, что юрфак стал площадкой для обсуждения инициатив Президента. Мы надеемся, что эта встреча как раз и послужит одним из стимулов к модернизации профсоюзов как части гражданских институтов демократии в России. О необходимости модернизации Российской демократии как раз и сказано в статье Президента «Россия - вперед!».
Нынешний экономический кризис заставил сегодня по иному взглянуть на развитие нашей страны. Очевидно, что без коренных изменений в развитии общества, Россия не сможет ответить на вызовы ХХI века. Нужна долгосрочная стратегия развития государства. Дмитрий Анатольевич Медведев в своей программной статье «Россия, вперед!» обозначил основные направления работы по созданию современного социального государства.
И мы сегодня собрались здесь, чтобы обозначить стратегию развития современного профсоюзного движения с учетом позиции Президента России. На самом деле нам это нужно было сделать еще 20 лет назад, и тогда мы жили бы в совершенно другой стране. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
В упомянутой статье нет конкретных слов о профсоюзах, зато там говориться о гражданском обществе, которое без института профсоюзного движения просто немыслимо.
Что же мы имеем в профсоюзном движении России на сегодняшний день.
Кризисная ситуация в стране дала возможность более трезво взглянуть на работу профсоюзов с точки зрения соответствия поставленным задачам модернизации. С одной стороны, это один из наиболее массовых, а соответственно и влиятельных институтов гражданского общества, насчитывающий, по некоторым подсчетам, более 25 миллионов человек. Такой базы организационной и финансовой поддержки как у профсоюзов нет ни у одной политической партии или общественного движения.
А с другой стороны, давайте попробуем объективно оценить, что этот самый влиятельный институт гражданского общества делает для развития общества в целом и для защиты интересов всех наемных работников, в частности. Есть масса социологических и политологических выкладок, которые говорят о практически нулевых результатах влияния профсоюзов, но, чтобы не быть подверженным критике за субъективизм, возьму только один объективный критерий, который профсоюзы ФНПР всегда ставят себе в заслугу и «маниакально» добиваются его корректировки – это минимальный размер заработной платы в стране (МРОТ).
Так вот, по этому критерию мы имеем самый худший показатель среди всех европейских государств, включая восточноевропейские. «Беднейшая» по европейским меркам Болгария, чья финансовая система оказалась на грани краха, поддерживает МРОТ на 20% выше российского уровня. Имеет ли смысл дальше доказывать политическую состоятельность профсоюзов ФНПР по другим критериям? Думаю, достаточно.
Что касается рядовых членов профсоюзов в системе ФНПР, то регулярно выплачивая 1% своей заработной платы, они полностью отстранены от выборов своих председателей профсоюзов, и зачастую, никогда в жизни не слышали их фамилий, хотя большинство из этих председателей занимают свои посты по десять-пятнадцать лет.
Таким образом, профсоюзы подают худших пример образца демократии, когда рядовые члены профсоюзов не осознают, что это их собственная организация, на решения которой они влияют напрямую и которой они, собственно говоря, платят членские взносы. Результатом этого стало то, что средний возраст председателя российского профсоюза в системе ФНПР давно перевалил за шестьдесят и продолжает увеличиваться. При этом большинство профсоюзных начальников возглавляют свои организации по 15-20 лет. Очевидно, что подобное положение дел – не сознательный выбор людей, а следствие закрытости управления и келейности любых выборов в этих псевдодемократических структурах.
Стоит ли говорить, что доверие к профсоюзам по этой причине среди населения значительно падает. По последним данным ВЦИОМ, деятельность профсоюзов одобряет лишь 26% респондентов. Помимо этого, всего 8% работающих считает, что профсоюзная организация защищает их интересы и права на предприятии. В международном профсоюзном движении есть фундаментальное правило: «Там, где нет демократии, нет профсоюзов». И если в ближайшее время внутренняя демократия не приживется в крупнейших российских профсоюзных организациях, то уже в течение следующих нескольких лет они рискуют потерять даже те остатки своего влияния и доверия людей, которые еще сохранились. Ведь, к сожалению, именно по профсоюзам ФНПР народ судит о профсоюзном движении в целом. Поэтому, на мой взгляд, задача СОЦПРОФ и других альтернативных профсоюзов учить наемных работников элементам настоящей демократии – демократии на производстве и дома, на территории проживания. Что это означает?
Необходимо кардинальным образом попытаться изменить тактику нашей деятельности. Ведь сегодня, несмотря на разность тактических подходов у ФНПР и альтернативных профсоюзов, обе профсоюзные системы участвуют в переговорах, только по строго ограниченным прописанным случаям, практически никогда не выступая инициаторами новой темы и нового содержания. Они защищают права работника уже по факту случившегося нарушения, дают свои предложения и заключения на различные нормативные правовые акты, которые разработаны другой стороной, пытаются участвовать в выравнивании ситуации, в создании, которой они сами не принимают участие заранее.
Фактически профсоюзы приняли на себя функции общественной адвокатской системы, которая включается тогда, когда ситуация уже случилась и требует защитных и обеспечительных мер. Как известно адвокатская схема действует и эффективна только в условиях нестабильности ситуации. Более того, апологетам адвокатской системе крайне выгодна нестабильность ситуации, так как она дает прирост клиентов, за счет которых она и существовует.
Можно спорить, кто, ФНПРовские или Свободные профсоюзы, эффективнее, но суть от этого не изменится. И те, и другие в должной мере не принимают участие в управлении производственными и общественными процессами. Следствием этого становится то, что в профсоюзах не видят необходимости ни простые люди, ни предприниматели. С таким положением дел нам мириться никак не следует!
Прежде чем говорить о том, какие профсоюзы нужны, необходимо сформулировать условия и задачи профсоюзного движения, которое должно развиваться в условия модернизации экономики, к чему призывает Дмитрий Анатольевич Медведев.
Основной проблемой здесь со стороны работников, является апатичное в большей массе поведение самих работников. Особенно в крупном бизнесе и госслужбе. Работники переняли привычки советских людей иждивенческого поведения, когда решения за всех и за все принимала партия и государство. СССР уже нет, а иждивенческая модель продолжает существовать в головах простых россиян.
Если говорить о бизнесе, то надо четко понимать, что сам по себе он никогда не будет социально ответственным. Его задача получать прибыль: и чем больше, тем лучше. Только реальная сила в лице организованных трудящихся может заставить бизнес заботится о своих работниках, об экологии, о процветании государства в целом. Но надеяться, что он самостоятельно будет брать на себя бремя социальной ответственности глупо и неконструктивно.
Работодателю необходимо создать такие условия, когда быть социально безответственным не просто не престижно, но и экономически опасно. Бизнес необходимо убедить, что социальная ответственность позволяет получить в союзники самих работников, тем самым, повышая эффективность производства, то есть, в конечном итоге, прибыль.
С другой стороны, если социальную ответственность перекладывать на плечи государства то, либо мы получим второе СССР, что никому не надо, либо бизнес всегда договориться с чиновником и отнюдь не в пользу работника. В лучшем случае разыграет спектакль.
Если же говорить о формах самоорганизации трудящихся на конкретном предприятии, то никто ничего лучше ни придумал чем профессиональные союзы. Профсоюзы на протяжении столетий показали свою живучесть и адаптивность к любым ситуациям.
На наш взгляд, сегодня в мире существует две наиболее передовые профсоюзные системы. Это японские и немецкие профсоюзы. Я позволю дать им краткую характеристику, чтобы стало понятно, насколько современное профсоюзное движение в мире ушло от того, которое сегодня существует в нашей стране.
Итак, японская система делает упор на пофирменные коллективные переговоры, то есть развитие профсоюзов на каждом предприятии. Здесь надо отметить, что при существующей законодательной гарантии права на ведение коллективных переговоров предприниматель без достаточно веских причин не может отказаться от участия в них, игнорировать существование профсоюза, вести переговоры с отдельными работниками, в одностороннем порядке определять или менять условия труда. Это важное обстоятельство, которое надо иметь в виду для дальнейших дискуссий.
Для проведения переговоров создается специальный комитет. Как юридическое лицо в нем выступает фирменный профсоюз, а вышестоящие организации (отраслевые союзы или их объединения), привлекаются в качестве советников. Внутрифирменные коллективные переговоры чаще всего ведутся на компромиссной основе. Это позволяет предпринимателям добиваться смягчения недовольства работников, регулировать выполнение их требований к компании, находить взаимоприемлемые решения.
Кроме того, в Японии хорошо развита система совместных консультаций (СК) предпринимателей и профсоюзов, являясь альтернативой коллективным переговорам. В настоящее время их постоянно проводят свыше 80% профсоюзов и около 90% предприятий. В эту систему вовлечено до 80% всех наемных работников на предприятиях частного и государственного секторов экономики. Такие консультации широко используют даже компании, где нет профсоюзов.
Совместные консультации обычно ведутся в форме разъяснений, вопросов и ответов, обмена мнениями по различным проблемам. При этом по одним вопросам представители профсоюзов лишь заслушивают администрацию, по другим - проводят совместные обсуждения, по третьим, касающимся преимущественно социальных вопросов, - добиваются единства мнений. Так, до 90% японских профсоюзов с помощью СОВМЕСТНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ решают проблемы рабочего времени, более 80% - повышения заработной платы, более 70% - окружающей среды предприятия и социальные вопросы.
Немецкая профсоюзная модель, в отличие от японской, опирается не на первичную профсоюзную организацию. Первичек в Германии нет, а есть представитель профсоюза. Он состоит в производственном совете предприятия. То есть в Германии основа делается не на первичную организацию, а на отраслевые профсоюзы, которые заключают соглашения, диктуют свои условия работодателям, потому что их полномочия подтверждены государством.
Производственный совет предприятия налаживает контакты между администрацией и профсоюзами. В отношениях между работодателями и работниками эти советы не имеют права вставать на чью-либо сторону. Они не могут организовывать забастовки, и призваны отстаивать интересы компании в целом. В то же самое время в Германии 85 % всех рабочих, являются членами каких-либо профсоюзов.
Немецкая модель предусматривает заключение большого количества отраслевых соглашений, что практически нейтрализует переговоры на уровне предприятия. Зато государство, являясь арбитром и гарантом, способствует созданию необходимых условий для разрешения конфликтов, и законодательно распространяет коллективные договоры на предприятия, где нет профсоюзов.
При всей разницы двух приведенных систем, есть одно общее место: современные профсоюзы и в Европе, и в Азии стоят на том, чтобы, во-первых, строить отношения с бизнесом на базе переговоров. Во-вторых, активно участвовать в управлении производством и персоналом. Подобные совпадения не случайны – это определенный уровень взаимоотношения общества, бизнеса и государства. При таких взаимоотношениях, хотя разногласия и существуют, но они не являются, как в эпоху начального капитализма, фатальными, и не мешают развиваться каждому из партнеров по диалогу.
Я считаю, что мы должны также стремиться создать подобную систему взаимоотношений. Сейчас вопр ос стоит не о том, чтобы взять за основу европейскую или азиатскую модель профсоюза. От механического переноса пользы не будет. На наш взгляд, надо говорить о том, чтобы взять из этих систем принципы, которые применимы к современной стадии развития России, и строить свою систему. По мере становления она сама самоорганизуется в жизнеспособную систему, надо только сделать толчок, которым, я надеюсь, и является эта конференция.
Для начала надо все-таки определить цели и задачи нового профсоюзного движения. Показать, чем оно может быть интересно государству и бизнесу. Одновременно определить какие рычаги воздействия оно может иметь, что для этого нужно сделать. Сейчас я предложу свое видение проблемы.
Итак, всем понятно, что без участия профсоюзов в управлении производственными процессами говорить о каком-либо развитии глупо. Я хочу особо обратить внимание на то, что управление производственными процессами не самоцель профсоюза, а возможность обеспечения справедливого разделения прибыли, на каждого работника.
С другой стороны, при современном уровне законодательства и общественного сознания добиться реального сотрудничества проблематично. Бизнес не захочет делиться своей прибылью. Мы имеем многочисленные примеры, когда даже в случае массовых увольнений, когда работодатель должен консультироваться с профсоюзами, он отказывается предоставлять информацию о финансовом положении предприятия. Это недопустимо и требует изменения. На законодательном уровне надо обязать бизнес раскрывать финансовую информацию, которая касается непосредственно формировании заработной платы, подбора персонала и других вопросов, от которых зависит благополучие работников. Это первое и главное условие не только для развития профсоюзов, но и для эффективного функционирования юридической процедуры разрешения споров между работодателем и работником.
Со стороны государства нужен четкий регламент, по которому лишь тот бизнес сможет нормально существовать, который вступил в социальные отношения с коллективом. Я сейчас не говорю о конкретных законах, кодексах и так далее. Где и какие вносить изменения мы будем обсуждать, для этого и собрались. Но условие, что коллективные договор должен стать обязательным атрибутом существования любого предприятия – это должно стать отправной точкой нашего с вами разговора.
Для ведения коллективных переговоров бизнес в целом и каждый работодатель в частности должен иметь представительный орган, с которым будут вестись эти переговоры. Будет ли это первичная профсоюзная организация предприятия, объединение нескольких первичек или, скажем, совет трудового коллектива, избранный на общем собрании, этот вопрос, который мы должны сегодня обсудить.
Исходя из нынешней российской профсоюзной системы, так и подмывает представительным коллективным органом назвать первичную организацию, но это невозможно, потому что, как правило, членов профсоюза гораздо меньше чем остальных работников. Поэтому логичнее вести речь о создании представительных органов состоящих не только из профсоюзов, но из всего коллектива. Правда, здесь существует опасность, что работодатель за счет своего авторитета, подтасовок и угроз сможет сформировать выгодный для него представительный орган. Как этого избежать, это также отдельная тема разговора.
Возможно, необходимо изменить законодательство таким образом, чтобы представительный орган не мог существовать без участия профсоюзов. Из этого следует, что на том предприятии, где не создан профсоюз, либо он создается «сверху» от отраслевого профсоюза его представитель является наблюдателем и активным участником переговорного процесса. Либо законодательно закрепляется норма, что без создания первички представительный орган не может быть сформирован, а, следовательно, не может быть заключен коллективный договор. Здесь также есть тема для дискуссий, тем более, что член профсоюза сейчас имеет хоть какую-то защиту от работодателя и просто так, без законодательной гарантии отказываться от этих норм не следует.
Теперь несколько слов о том, что должно входить в сферу интересов представительного органа. Первая и основная цель – помощь людям в осознании их истинных интересов и желаний. Ведь можно сказать, что человек хочет повышения зарплаты любой ценой, а на самом деле ему нужно стабильное развитие предприятия, обеспеченное на года высокой производительностью труда, умелым применением инноваций, расширением объемов и качества выпускаемой продукции, и как следствие этого – своя заслуженная часть дохода, выраженная в зарплате и социальных гарантиях.
Но это, скорее всего, метафизическая цель. А более практические выглядят так: Представительный орган должен быть заинтересован в повышении эффективности производства, так как это приносит дополнительную прибыль. Для повышения эффективности производства он наравне с руководством предприятия должен заниматься:
1. Вопросами повышения производительности труда; 2. Вопросами трудовой дисциплины; 3. Вовлечением персонала через его самоорганизацию в процесс непрерывного совершенствования: каждый на своем участке может сделать многое и для предприятия в целом; 4. Способствовать совершенствованию кадров на местах; При этом главной задачей представительного органа должен оставаться контроль за соблюдение коллективного договора. На первоначальном этапе Представительный орган должен по-прежнему осуществлять защиту трудящихся в рамках адвокатской практики, как это делается сейчас. Я думаю, что когда система разовьется, эта задача отпадет, поскольку каждый работник будет настолько защищен коллективным договором, что в случае необходимости он сможет самостоятельно защищать свои интересы в суде. Теперь о забастовках. Если будет сформирована система, о которой мы сегодня говорим, то забастовки больше не понадобяться. Их возникновение будет выявлять только недобросовестных предпринимателей. К слову сказать, в Японии десятками лет не бывает забастовок, но это никак не сказывается на силе и влиянии профсоюзов.
Вот так, вкратце я вижу направление развития профсоюзного движения в современной России. Профсоюз должен перестать быть «пожарным» для разруливания критических ситуаций, а превратится в стратегического партнера государства и бизнеса. Для этого необходима политическая воля руководства страны, поэтому мы и обсуждаем вопрос накануне послания Президента Российской Федерации. Также необходимо изменение законодательства, изменение сознания наших сограждан. Процесс этот длительный и творческий. Готовых рецептов нет, но в ходе сегодняшней конференции, мы можем и должны определить цели и задачи современного профсоюзного движения и приступать к их реализации. Спасибо за внимание.