ИА SAKHALIFE.RU Проблема высоких тарифов на авиаперевозки в арктические и северные улусы республики стоит очень остро. Сегодня, например, стоимость авиабилета из Якутска до Среднеколымска составляет 17 тысяч рублей, а до Черского как до Москвы – 22 тысячи! Такие цены становятся непосильными для всех жителей отдаленных улусов. Как найти выход из сложившейся ситуации? Как отрегулировать авиатарифы и с какими предложениями выходить в федеральный центр?
Этой теме было посвящено расширенное заседание комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера. В обсуждении вопроса приняли участие народные депутаты республики Виктор ГУБАРЕВ, Юрий ДОЙНИКОВ, Семен ИВАНОВ, Афанасий СОФРОНЕЕВ, Александр УАРОВ, Александр КРЫЛОВ, министр транспорта, связи и информатизации Якутии Владимир ЧЛЕНОВ, заместитель министра финансов Степан ИЛЬИН, генеральный директор ГУП АК «Полярные авиалинии» Андрей КОРЯКИН, заместитель руководителя ОАО АК «Якутия» Валерий ЕВДОКИМОВ, представитель Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» в Якутске Иван АЛЕКСЕЕВ, заместитель генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» Константин СЕРГЕЕВ и другие.
Открывая заседание, председатель комитета Виктор ГУБАРЕВ подчеркнул, что тарифная политика на авиаперевозки в арктические и северные улусы заслуживает пристального внимания со стороны властей. Необходимо думать о резервах, которые нужно найти, чтобы снизить цены на билеты. В связи с этим он призвал собравшихся обсудить пути решения проблемы и выработать конкретные рекомендации.
Министр транспорта, связи и информатизации РС(Я) Владимир ЧЛЕНОВ: - Обеспокоенность формированием тарифов в республике на авиационные перевозки присутствовала давно. И мы непосредственно влияли на эти процедуры и сейчас, анализируя ситуацию, можем утверждать, что сдерживали тарифы. Правительство республики последние шесть лет активно участвует в дотировании межулусных перевозок, и это существенно оживило работу в целом авиации. Поэтому, прежде всего, необходимо находить государственную поддержку и влиять на себестоимость тарифа. Для того чтобы сделать авиабилеты доступными для населения, мы неоднократно ставили вопрос перед федеральным центром. В частности, обращались к председателю правительства и в Министерство транспорта РФ, которое поручало включить вопрос в систему господдержки. Специалисты республиканского Минтранса даже разработали схему, которая предполагает государственную поддержку и предусматривает снижение стоимости на авиаперевозки, но, к сожалению, вопрос пока не решен. Цена на билеты не соизмерима с доходами населения. Мы ожидаем от федерального бюджета сумму, а дальше оценим собственные возможности.
Генеральный директор ГУП АК «Полярные авиалинии» Андрей КОРЯКИН наглядно, с использованием слайдов, показал, как обстоят дела с обеспечением перевозок внутри улусов и высказал конкретные предложения. - Для повышения доступности авиатранспорта населению северных районов республики предоставлена возможность приобретать билеты по субсидированным авиатарифам. Усредненный уровень авиатарифа, отражающего экономическую обоснованность проезда составляет 27%, уровень тарифов, в зависимости от расстояния, варьируется от 360 рублей на удаление 8-35 км, до 6854 рубля на 829 км. Для сравнения могу назвать некоторые цифры, отражающие прямую зависимость количества перевезенных пассажиров от суммы выделенных дотаций. Так, в 2002 году было дотировано 8 млн. рублей и перевезено 6 тысяч 800 пассажиров. За 2008 год сумма выделенных дотаций составила 78,7 млн. рублей и перевезено 22 тысячи 500 пассажиров. На основании вышеизложенного мы выработали следующие предложения. Во-первых, освобождение от налога на добавленную стоимость авиаперевозок, финансируемых из бюджетов субъекта или Федерации, позволит не только удешевить авиатарифы, но и серьезно снизить налоговую нагрузку с авиапредприятий, выполняющих социальный заказ. В целях снижения стоимости авиатарифов на размер НДС необходимо внести на рассмотрение в законодательный орган Российской Федерации предложение о включении дополнения в статью 149 второй части Налогового кодекса РФ в части освобождения от НДС авиакомпаний, обеспечивающих выполнение межулусных и социальнозначимых авиаперевозок, авиаработ (оказание срочной медицинской помощи, тушение лесных пожаров, ликвидация последствий стихийных бедствий) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансируемых бюджетом субъекта или Российской Федерации; Во-вторых, предлагаем, используя пример создания ФКП «Аэропорты Севера», перевести все северные аэропорты России в категорию федеральных казенных предприятий и за счет компенсации выпадающих доходов из федерального бюджета производить обнуление ставок сборов за аэропортовое обслуживание или добиваться минимизации до уровня размера ставок центральных аэропортов. В-третьих, следует применить систему дотации авиационных перевозок из федерального бюджета к внутрирегиональным авиаперевозкам по регулярному расписанию, а субсидирование из регионального бюджета сохранить для местных воздушных линий внутриулусных перевозок, что приведет к сдерживанию постоянно увеличивающихся тарифов на авиабилеты, увеличения производственных показателей и спроса населения на эти услуги. На период перехода на новую авиационную технику и продолжения эксплуатации самолетов АН-2 необходимо возобновить выпуск авиационного бензина Б 91/115 в РФ или организовать консолидированное приобретение его зарубежного аналога: «AVGAZ 100LL» и производить государственное регулирование стоимости авиабензина при использовании на полеты, связанные с выполнением пассажирских авиаперевозок и авиационных работ для государственных нужд. В целях улучшения обеспечения безопасности полетов предлагаем произвести целевую подготовку в Якутском училище ГА комендантов авиаплощадок за счет республиканского бюджета. Внести в квалификационный перечень муниципальных образований поселений штатную единицу комендант авиаплощадки. Сегодня работа производится на общественных началах. И, наконец, предлагаем производить субсидирование из федерального бюджета транспортной составляющей и процентной ставки за пользование кредитными средствами на завоз авиатоплива в северные аэропорты.
Заместитель генерального директора ОАО АК «Якутия» по экономике Валерий ЕВДОКИМОВ: – Структура самих авиперевозок и затрат как в «Полярных авиалиниях», так и в авиакомпании «Якутия» в принципе одинаковая. Авиакомпания «Якутия» несет на сегодняшний день нагрузку местными перевозками за счет региональных перевозок на 25-27%. К сожалению, с 1 ноября «Якутия» сделала определенное повышение тарифов, но я хотел бы остановиться на том, что мы абсолютно открыты для всех структур, готовы предоставить и расчеты. Стоит заметить, что тарифы у нас не поднимались в течение полутора лет. Мы выдержали массовые перевозки. По окончании их произвели определенное повышение тарифов. Я считаю, что для решения вопроса нужно искать механизмы для получения господдержки. .
В целом было отмечено, что перевозчики были бы рады снизить тарифы, но этому мешают объективные причины – повысились аэропортовые сборы, за год на 70% поднялись цены на услуги по заправке самолетов, подорожало топливо. По словам большинства выступающих, проблему может решить совместная согласованная работа по привлечению государственной поддержки.