31 января 2010 в 8:55 Автор Нина Рузанова Беседа корреспондента "Российской газеты" с академиком Э. Кругляковым, председателем комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
Российская газета: Эдуард Павлович, "новый вид организованной преступности" - это авторский красивый термин или есть основания полагать, что мошенники от науки действуют сообща и с большим размахом?
Эдуард Кругляков: Лженаука стала заметным явлением во многих странах мира. Ну а Россия, к сожалению, здесь среди лидеров. То, что происходило у нас в 90-е годы, не поддается описанию: возникло около 200 (!) различных "академий". И основная цель многих "академиков" - потрошить карманы наших граждан. К примеру, появилось абсолютно новое направление энергетики, не имеющее отношения к науке. Это так называемые вихревые генераторы. С их помощью якобы можно получать значительно больше энергии, чем затратили от сети. Самые наглые из них утверждают, что коэффициент полезного действия их генераторов - 1300 процентов! Как вы считаете, если группа мошенников создает компанию, производит и продает вихревые генераторы - это организованная преступность или нет? РГ: Так, может, авторы просто заблуждаются, искренне веря в эффективность изобретения?
Кругляков: Нет. Они-то точно знают, что обманывают людей. В шестом номере нашего бюллетеня "В защиту науки" одна из статей будет посвящена вихревым генераторам. Ее готовил академик Евгений Александров из Санкт-Петербурга. Он встречался с руководителями фирм, которые их выпускают, и предлагал: давайте проверим ваши генераторы. Бизнесмены соглашались, но дальше дело не шло. Я сказал Александрову, не ждите, пишите статью, они все равно никогда не пойдут ни на какие проверки. Но вот когда они прознали, что статья все-таки готовится, началась артподготовка. В Интернете появился опус одного из этих мошенников. Я не называю фамилии, потому что они даже ценой скандала жаждут известности.
Так вот, в этом опусе поносилась наша комиссия, которая создана якобы для того, чтобы скрывать грехи академии наук. А вот "настоящие ученые" смотрите что делают - 1300 процентов КПД!..
Конечно, такие вещи надо кончать уголовным преследованием, но наша прокуратура, по-моему, просто дремлет. Она даже не замечает, когда пенсионеров обирают мошенники, которые продают самые разные чудо-средства от всех болезней. Примеров масса, например, в Новосибирской области есть некий Геннадий Марков, который уже много лет якобы лечит людей от рака абсолютно абсурдным с точки зрения науки методом. Но он щедро оплачивает восторженные статьи продажных журналистов, и к нему едут со всей страны. На подобную рекламу, кстати, клюнул актер Виктор Авилов, который здесь, в Новосибирске, и скончался...
РГ: Почему вы не можете добиться, чтобы шарлатан прекратил свою деятельность? Вы возглавляете специально созданную при президиуме РАН комиссию, однако вихревые генераторы по-прежнему продаются, а раковые опухоли "бомбардируют" неизвестным науке излучением.
Кругляков: А что прикажете делать? Обращаться в прокуратуру по каждому поводу? Никакого времени не хватит. Наше дело - рассказывать в СМИ о разных видах мошенничества, но реагировать на это должны правоохранительные органы. Кстати, иногда реакция бывает. К примеру, недавно запрещена продажа эликсиров на основе воды, в которую "импринтирована матрица здоровья". Но систематического преследования околомедицинских аферистов нет. Государство обязано этим заниматься, а не комиссия. Вспомните Григория Грабового - я про него где только ни выступал, наверное, всем всю плешь проел. В конце концов его посадили, осудив за мошенничество. Но случилось это лишь после того, как он заявил, что будет баллотироваться в президенты. РГ: И все-таки состав комиссии по борьбе с лженаукой увеличился в прошлом году с 12 до 42 человек - значит, ваша работа востребована? Удалось ли добиться обязательной экспертизы научных проектов, которые предполагается финансировать за счет государства?
Кругляков: Сейчас почти в каждом городе, где есть серьезная наука, есть наш представитель. Мы получаем множество запросов из администрации президента, из аппарата правительства, Госдумы, Совета Федерации, от губернаторов. За эти годы мы рассмотрели тысячи предложений, и еще не было ни одного случая, чтобы давали положительное заключение.
Что касается обязательной экспертизы, то наша комиссия столь масштабную работу организовать не в состоянии - ведь у государства огромное количество проектов. Надежная обязательная система экспертиз, существовавшая в советское время, была разрушена в первые годы российской власти. Ее необходимо восстановить, иначе государственные средства будут по-прежнему разворовываться, а ничего нового сделано не будет. Это особенно относится к закрытым, секретным проектам. Навести здесь порядок не так сложно, как кажется: в РАН около 400 институтов, каждый из них может давать экспертные заключения в своей области.
РГ: Однако многие ученые упрекают, что руководство РАН якобы не дает хода новым теориям, отстаивает устаревшие догмы. В "РГ" с такими жалобами регулярно обращаются люди, облеченные научными степенями. Что вы им ответите?
Кругляков: Из-за множества расплодившихся академий сейчас трудно сказать, обращались к вам действительно люди с реальными степенями либо купленными в этих академиях. Скорее всего, последние. Что здесь можно ответить? В науке сложилась определенная система. В любом научном журнале есть авторитетные эксперты, которые рассматривают каждую поступившую в редакцию рукопись. Заключение двух и даже трех таких рецензентов обсуждается на редколлегии, где рукопись принимается или отвергается. Это общемировая практика. Если статью не принимают в российских журналах, автор вправе попытать счастья в зарубежных журналах. Только, боюсь, результат будет тот же. Не в академии наук тут дело, а в том, что, автор пытается опубликовать.
Существует тип людей, которые считают, что, если их теорию опубликуют, они облагодетельствуют человечество. Я знаю многих авторов подобного типа. Самый печальный случай был на Кубани: человек продал дом, чтобы в четырех томах изложить собственное видение мира. Прислал в академию, у меня даже где-то есть этот трактат. Жалко, конечно, автора, но что поделаешь - нет там никакой научной основы...
РГ: Кого больше среди тех, кто пытается продвинуть собственные проекты - фальсификаторов или искренне заблуждающихся?
Кругляков: Не знаю, но дилетантов, конечно, очень много. К примеру, автор одного проекта, который проходил под грифом "совершенно секретно", утверждает, что если создать генератор гравитационных волн, то тогда, используя эффекты фокусировки (как фокусировать, я не знаю, но автору видней), можно направить это излучение в нужную вам точку в пространстве, и любая подлетающая к нам вражеская ракета будет мгновенно поражена. Это абсолютно безумное предложение. Чтобы работал генератор гравитационных волн, да еще большой мощности, необходимы чудовищные массы, которых на Земле нет. И тем не менее поэтому плодовитому автору, который сделал около восьми подобных предложений, и все для министерства обороны, пришлось собирать группу экспертов, тратить много времени, чтобы объяснить, что это все, извините за выражение, бред собачий.
РГ: Но возможно, что такой же безумный проект пройдет мимо вас и его будут внедрять?
Кругляков: Конечно. Известна же история с Ельциным, который, будучи у нас в Новосибирске, в Институте ядерной физики СО РАН, спросил: "А вы из камня можете энергию извлекать?" Я ответил: "Борис Николаевич, существуют тяжелые элементы, и при расщеплении их нейтронами можно высвобождать энергию, на этом принципе работают атомные станции. Есть легкие элементы - при синтезе выделяется энергия, это принцип работы будущих термоядерных электростанций и водородных бомб. Середина же таблицы Менделеева абсолютно стабильна, и чудес здесь ждать не приходится". "Это вы так считаете, а мне докладывали, что можно", - ответил он. Я не сдержался: "Ну, в таком случае вам докладывали шарлатаны". Ельцин очень обиделся. А потом академик Коптюг мне сказал: "А ведь Ельцин уже 120 миллионов рублей на это израсходовал". То есть 200 миллионов долларов по тем временам. Прошло девять лет. Деньги исчезли. Но кто-нибудь слышал об извлечении энергии из камня?
РГ: Популярное сегодня направление - нанотехнологии - привлекает мошенников?
Кругляков: На прошлогоднем конгрессе по нанотехнологиям они были, что называется, в первых рядах. Некий бизнесмен из Якутии, член президентского Совета Республики Саха (Якутия) представлял нанотехнологические разработки, с помощью которых можно уменьшать потребление горючего в двигателях. У него все по этапам было разбито. Первый этап: потребление горючего снижается на 20-30 процентов, второй - на половину, на третьем - машина едет вообще без топлива, а с помощью таинственного энергоинформационного обмена между бензобаком и волшебной таблеткой. Есть у мошенников такое понятие, оно особенно успешно в медицине.
А в Санкт-Петербурге есть некий Виктор Петрик, академик РАЕН и еще пяти академий, доктор технических наук. Иногда его величают доктором физико-математических наук, правда, ВАК отрицает наличие у него ученой степени. Он утверждает, что с помощью нанотехнологических фильтров делает воду чистой. Петрик победил в одном очень престижном конкурсе, и сейчас фильтры этого господина уже применяются в нескольких регионах страны, их планируется устанавливать в детских садах и школах. Хотя, на мой взгляд, это недопустимо. Как вы знаете, новые лекарства, чтобы получить право на жизнь, проходят длительную и тщательную проверку. А здесь фильтры, сделанные якобы на основе нанотехнологий, без всяких проверок устанавливают, обрекая людей быть подопытными кроликами.
Более того, на одном из международных экономических форумов Виктор Петрик заявил о создании технологии, которая позволяет очистить радиоактивную воду, превратив ее в чистейшую питьевую, да еще высшего качества. Я связался с коллегами из Челябинска, и они прислали мне заключение, из которого следует, что г-н Петрик желаемое выдает за действительное. Как следует из заключения, фактически технологии не существует. Даже при пониженной производительности установки остаточная радиоактивность по стронцию-90 достигала 20-40 беккерелей/литр. Норма же для питьевой воды в 4-8 раз ниже, то есть пить эту воду нельзя. Если же очищать воду в промышленных масштабах, то остаточная радиоактивность превосходит тысячу беккерелей/литр.