г.Якутск Вечерний. Пятница, Апрель 23, 2010 Когда до премьеры остается каких-нибудь две недели, нервы актеров и режиссеров натягиваются, достигая состояния струны. Еще бы! Больше года в павильонах и на натуре они снимали самый громкий проект этого года. Сначала он назывался «Пока я жив», потом «Последний выстрел» и, наконец, определился с экранным именем. 6 мая во всех кинотеатрах республики зритель увидит «Снайпер саха».
Джулустан СЕМЕНОВ, сыгравший главную роль, единственный профессиональный актер в тройке моих собеседников. Степан КИРГИЗОВ и Ирина КОЛОСОВА попали на съемочную площадку волею судьбы, а точнее, режиссера Аржакова. Ирина зашла в «Сахафильм» заключать договор за племянника. А Степан «влез» в массовку просто потому, что не знал, как провести лето. Хотел новых ощущений.
Хотел – и получил. Фактурного парня заметил режиссер, ассистенты вручили текст, и вот она — голливудская сказка в действии! Из рядового массовки Киргизов сразу стал капитаном взвода, сменив пилотку на фуражку, и сам Семен Ардахов – главный герой фильма — оказался под его началом. — У тебя есть героические моменты в фильме? — Я взвод в атаку веду постоянно. Представь, за тобой пятьдесят человек, ты кричишь: «В атаку!», и все: «Ура-а-а!» — и понеслись за тобой. Адреналина хоть отбавляй. И без того избыточный адреналин зашкалил, когда Степе нужно было бежать точно по тому месту, где минуту назад пиротехники заложили несколько зарядов. Тут и играть не пришлось, страшно было по-настоящему. Ирине Колосовой, создавшей образ возлюбленной героя-снайпера, тоже не раз пришлось испытать страх и прочие «удовольствия» съемок. — Я боюсь высоты. А мне нужно ехать на старенькой «полуторке» с горы. С одной стороны — обрыв, да еще кто-то пошутил, что у машины нет тормозов и дверь не закрывается! Ира провела на съемочной площадке всего десять дней. Гора косметики, привезенная из дома, оказалась невостребованной – макияж фронтовой медсестре не полагался вовсе. Собственно, краситься и не хотелось, хотелось в душ. Июль, знаете ли. Зато кирзачи Ирину не напугали. Сниматься в них было легко. Секрет прост – девушка отлично научилась заматывать портянки. Пыль, жара, комары… Эти комары попили крови киношников в прямом и переносном смысле. Удачную романтическую сцену снайпера и медсестры, которые сидят где-то на опушке далекого немецкого леса, Никита Аржаков забраковал. Виноваты в этом два комара совсем не европейского размера, некстати влезшие на первый план. «Диверсантов» отогнали реппелентом, а сцену пришлось переснимать. Джулустан Семенов — опытный актер, которому не впервой слышать команду «Мотор!». Но и ему на съемках пришлось попотеть. Первый съемочный день Джул провел в павильоне. Задымленное помещение (для создания эффекта недавнего пожарища ассистенты жгут коровьи «лепешки») – поле боя. Якутский снайпер бегает в темноте и ищет злейшего врага – фашистского стрелка. — Я бегал там по тридцатиградусной жаре. Дым кругом. И так дубль за дублем. Вся гимнастерка промокла. Я даже подумал, смогу ли, интересно, до конца дотянуть?
Как Аржаков заставлял плакать новобранцев
— И как, дотянул? — Да, отбегал все двадцать с лишним дублей. Почти столько же раз Аржаков переснимал сцену со Степаном — капитаном Черныхом. — Меня посадили в окоп и сказали: «Имитируй взрывы». А сверху лопатой на меня землю сыплют… Сымитировать не получалось шестнадцать раз. На семнадцатый наконец-то дело пошло. Но гораздо сложнее актеру далась сцена «После боя». — Надо было сделать очень грустное лицо, а я все не мог и не мог. — Мне тоже труднее всего было заплакать,— добавляет Ира. Но на то он и режиссер, чтобы помочь актерам сыграть невозможное. Благодаря ему, каждый справился с задачей. Теперь ребята говорят об Аржакове с уважением. Да что там — с восторгом. — Я еще не видел, чтобы люди так уходили в работу, — говорит Джул. — Наверное, за год не было ни одной минуты, чтобы Никита не думал о фильме. Ребятам тоже пришлось много думать. Чтобы сыграть своего героя, Джулустан изучил не одну книгу о якутских снайперах. Его Семен Ардахов – это собирательный образ, с чертами Охлопкова и Кульбертинова.
Как Аржаков заставлял плакать новобранцев
— Кто-нибудь из вас служил в армии? — Нет! – дружно отвечают «ветераны». Правда, Джул отлично стреляет (охотник с детства), так что образ снайпера ему близок. — А форма меняет человека? — Конечно! Даже когда погоны меняешь с рядовых на сержантские, походка становится другой, — шутит (или не шутит) Джул Семенов. В форме молодых актеров можно будет увидеть на премьере, 6 мая. Там будет вся съемочная группа. Все, кроме Джулустана. Он в это время отправится на питерский фестиваль защищать честь родного ТЮЗа. — Я потом с женой в кинотеатр приду посмотреть, – обещает он. Так что если на одном из сеансов в зале мелькнет лицо, то же, что и на экране, не волнуйтесь, вам не показалось. Это он, Семен Ардахов, пришел навестить потомков через 65 лет.