Main » 2010»Муус устар»30 » АЛРОСА. Как даром приватизировать кимберлитовую трубку.
АЛРОСА. Как даром приватизировать кимберлитовую трубку.
18:49
Как даром приватизировать кимберлитовую трубку.
Диана Николаева, член Союза журналистов России.
Недавно по центральному телевидению была передача про алмазный бизнес Израиля. Как известно, в Израиле нет кимберлитовых трубок и россыпных алмазов, но годовой оборот алмазного бизнеса оказывается 280 млрд. долларов США! На наши рубли, 8,4 трлн. рублей! Алмазный бизнес в Израиле развитие получил за последние годы прошлого века. Одним из основоположников современного алмазного бизнеса Израиля называют бывшего советского гражданина Льва Леваева. Прежде чем начинать экономический анализ добычи алмазов в Якутии, читателям для правильного понимания сути вопроса, желаю напомнить основное содержание одной важной статьи на эту тему.
Мне пришлось несколько статей написать про алмазодобывающую промышленность Якутии, где добывается 98 % алмазов России или ¼ часть мировой добычи. Эти статьи были в основном экологического направления. Так статья «Экологическая опасность Западной Якутии» (http://uhhan.ru/publ/50-1-0-281) была написана на основе поручения Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова от 14 июля 2008 года по докладу министра охраны природы Республики Саха (Якутия) В.М.Григорьева «Экологическая безопасность Западной Якутии».
В докладе имеются картины «Загрязнённость реки Вилюй», «Загрязнённость реки Анабар», «Загрязнённость реки Оленёк», где фиксируемая ежегодная загрязнённость по фенолу, меди, железу и нефтепродуктам растёт не в процентах, а в разы – до 12 ПДК (предельно допустимая концентрация)! Реки Анабар и Оленёк до 1995 года считались эталонами чистой воды, а ныне, после начала добычи россыпных алмазов, их воду нельзя пить даже в кипячёном виде. По докладу численность лося в Западной Якутии местами сократилась в 10 раз.
В середине доклада приводится такой страшный факт: «Наибольший рост умерших был зафиксирован в Мирнинском и Ленском районах». По какой причине? Объяснения в докладе нет. Еще в докладе приводится страшный факт: «Впервые АК «АЛРОСА» в 2006 году разработала Комплексную программу по улучшению экологической обстановки в зоне деятельности компании на 2006-2010 гг. на общую сумму – 3,0 млн. рублей». Как говорят, «вот приехали»! Вот где экологическая опасность для Западной Якутии.
Промышленная, недродобывающая, добывающая кимберлитовую руду, использующая много миллионов кубов воды в год в свои технологические процессы и закачивающая техническую воду в подземную среду, таким образом еще загрязняющая подземные воды, отравляющая атмосферу серой и другими отравами компания АЛРОСА с годовым оборотом 67 млрд рублей, на экологию тратит в год 600 тысяч рублей, то есть 0,0001% (одну десятитысячную процента) от дохода! Это позор!
Это и есть и называется мягко говоря, недружественным отношением к экологии и всему населению Западной Якутии. По нормальной схеме АЛРОСА должна была на экологию тратить до 11% от дохода, т.е. 7,37 млрд. рублей в год. Надо было главам администраций Мирнинского и Ленского районов провести среди населения огромную работу по выяснению ситуации по смертности, исправлению положения и потребовать от АЛРОСА возмещения ущерба. А другим улусам тоже необходимо было провести работу по требованию от АЛРОСА прекращения антиэкологических действий.
Такое краткое содержание статьи «Экологическая опасность Западной Якутии».
А сейчас по сути вопроса. На днях Министерство финансов России на своем сайте опубликовало информацию о добыче алмазов в целом по Российской Федерации с 1 января 2003 по 2009 годы http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2009/09/stat_s_2003.pdf:
Как видно из таблицы, ежегодная добыча алмазов не стабильная. В 2004 году добывали 38 865 770 карат алмазов, а в 2009 году всего 34 759 400. При этом как разница в добыче потеряли 1 352 106 долларов США. На наши российские рубли на сегодняшний курс, 40 563 180 рублей. Это стоимость одной каменной школы в Якутии.
Алмазы бывают разные: ювелирные и технические. Их в Мирном сортируют, поэтому количество известно, но в таблице почему-то данные не привели. В среднем: 50% на 50%. Дело в том, что у ювелирных алмазов цена очень высокая, а у технических не очень высокая цена. Ювелирные алмазы после обработки в бриллианты продают еще по высоким ценам. Например, когда я была в Лондоне в сентябре 2005 года, алмазные лоты продавались по 450-500 долларов США за карат, а в магазинах небольшие бриллианты был по 1500 долларов США за карат.
Как раз в Израиле занимаются и покупкой и обработкой алмазов в бриллианты, а потом продажей. Почему Россия не занимается таким выгодным бизнесом? Гранильных заводов в России много было и квалифицированных огранщиков в достаточном количестве было. Только государство не поощряет. Почему? Первые президент Якутии Михаил Николаев в свое время начал политику огранки алмазов в бриллианты в Якутии и сохранившихся российских заводах «Кристалл», потом его кто-то остановил.
Я не обвиняю российских госчиновников, связанных с российским алмазно-бриллиантовым бизнесом в четырехкратном коррумпированности, чем израильских госчиновников, но факт остается фактом: годовой оборот АЛРОСА 67 млрд. рублей, а с леваевской предприимчивостью, с якутских ювелирных, самых прозрачно чистых алмазов в мире смогли бы получить 255 млрд. рублей в год, т.е. доходы бюджетов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) только от алмазного бизнеса могли быть около 140 млрд. рублей и еще почти все население Якутии было бы занято алмазным бизнесом.
Такого дохода Якутия от нефти не получит. Вот почему.
Первая очередь ВСТО ежегодно будет поставлять по 30 млн. тонн нефти. Из них чисто якутской нефти может быть не более 5 млн. тонн, т.к. нет разведанных запасов нефти. В Талакане, на самом большом месторождении нефти Якутии, всего-то чуть более 115 млн. тонн. Баррель нефти ныне 85 долларов США, т.е. тонна нефти стоит 595 долларов (17850 рублей). Поэтому максимально годовой оборот от добычи нефти для Якутии будет 89, 5 млрд. рублей в год.
Таким образом, политика руководства Российской Федерации по открытию ЗАО «АЛРОСА» правильная, но руководство Якутии к этому сложному процессу в интересах России не готова т.к. своевременно не приняло меры по не допущению уничтожения действующей системы гранильной промышленности Якутии и России, не приняло законодательных мер по не допущению приватизации кимберлитовых месторождений и выкупа муниципальными образованиями своих акций для контроля алмазного бизнеса.
После открытия АК «АЛРОСА», Лев Леваев и другие израильские коммерсанты с якутскими «спецами» по алмазо-бриллиантовым делам, сразу закупят кимберлитовые трубки. Это намного дешевле и безопаснее, чем вывозить алмазы поштучно через Турцию или Польшу. Крупные бизнесмены такими мелкими делами не занимаются.
В ходе подготовки статьи, один молодой человек спросил: «А почему вокруг нефти так много шума, а про алмазы молчок?» и сам сразу ответил «Потому что от нефти много людей имеют маржу, а к алмазам допущены очень ограниченное количество людей». Лучше не скажешь! Алмазный бизнес в России имеет 400% доходности в год у израильтянина! Это не предел. Предел 3000%. Вот где наша нанотехнология! Уважаемый читатель, для интереса прочитайте ежегодные отчеты ЗАО «АЛРОСА», особенно за 4 квартал 2009 года. Из часто повторяющихся фамилий в различных алмазных структурах в России и за рубежом, Вы найдете кто такие главные в алмазном бизнесе и в открытии ЗАО «АЛРОСА». Я подсчитала всего три фамилии. (Ежеквартальный отчет АК «АЛРОСА» за 4 квартал прилагается. Из-за проблемы с компьютерными программами могут быть смещения в тексте. В таком случае, просьба, посмотреть подлинник на сайте АЛРОСА).
28 апреля 2010 года. г. Якутск.
Е Ж Е К В А Р Т А Л Ь Н Ы Й О Т Ч Е Т
Акционерная компания "АЛРОСА" (Закрытое акционерное общество)
Код эмитента: 40046-N
за 4 квартал 2009 г
Место нахождения эмитента: Россия, Республика Саха (Якутия), город Мирный,
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Президент
Дата: 10 февраля 2010 г.
____________ Ф.Б.Андреев подпись
Главный бухгалтер
Дата: 10 февраля 2010 г.
____________ О.А.Ляшенко подпись
Контактное лицо: Пухликов Игорь Иванович, главный специалист отдела корпоративного управления и обращения ценных бумаг Управления корпоративного развития и проектного финансирования
Телефон: (495) 745-5870
Факс: (499) 238-2018
Адрес электронной почты: info@alrosa.ru
Адрес страницы (страниц) в сети Интернет, на которой раскрывается информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете: www.alrosa.ru
Оглавление
I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших ежеквартальный отчет 1.1. Лица, входящие в состав органов управления эмитента 1.2. Сведения о банковских счетах эмитента 1.3. Сведения об аудиторе (аудиторах) эмитента 1.4. Сведения об оценщике (оценщиках) эмитента 1.5. Сведения о консультантах эмитента 1.6. Сведения об иных лицах, подписавших ежеквартальный отчет II. Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента 2.3. Обязательства эмитента 2.3.2. Кредитная история эмитента 2.3.3. Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного третьим лицам 2.3.4. Прочие обязательства эмитента 2.4. Цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг 2.5. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) эмиссионных ценных бумаг III. Подробная информация об эмитенте 3.1. История создания и развитие эмитента 3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 3.1.4. Контактная информация 3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика 3.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента 3.2.1. Отраслевая принадлежность эмитента 3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента 3.2.5. Сведения о наличии у эмитента лицензий 3.2.6. Совместная деятельность эмитента 3.2.8. Дополнительные требования к эмитентам, основной деятельностью которых является добыча полезных ископаемых 3.3. Планы будущей деятельности эмитента 3.4. Участие эмитента в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях 3.5. Дочерние и зависимые хозяйственные общества эмитента 3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения основных средств эмитента IV. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента 4.1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитента 4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента V. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента 5.1. Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента 5.2. Информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента 5.2.1. Состав совета директоров эмитента 5.2.2. Информация о единоличном исполнительном органе эмитента 5.2.3. Состав коллегиального исполнительного органа эмитента 5.3. Сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления эмитента 5.4. Сведения о структуре и компетенции органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента 5.5. Информация о лицах, входящих в состав органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента 5.6. Сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по органу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента 5.8. Сведения о любых обязательствах эмитента перед сотрудниками (работниками), касающихся возможности их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента VI. Сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность 6.1. Сведения об общем количестве акционеров (участников) эмитента 6.2. Сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, а также сведения об участниках (акционерах) таких лиц, владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами их обыкновенных акций 6.3. Сведения о доле участия государства или муниципального образования в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, наличии специального права ('золотой акции') 6.4. Сведения об ограничениях на участие в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента 6.5. Сведения об изменениях в составе и размере участия акционеров (участников) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций 6.6. Сведения о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность VII. Бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация 7.1. Годовая бухгалтерская отчетность эмитента 7.2. Квартальная бухгалтерская отчетность эмитента за последний завершенный отчетный квартал 7.3. Сводная бухгалтерская отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год 7.4. Сведения об учетной политике эмитента 7.6. Сведения о стоимости недвижимого имущества эмитента и существенных изменениях, произошедших в составе имущества эмитента после даты окончания последнего завершенного финансового года 7.7. Сведения об участии эмитента в судебных процессах в случае, если такое участие может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности эмитента VIII. Дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах 8.1. Дополнительные сведения об эмитенте 8.1.1. Сведения о размере, структуре уставного (складочного) капитала (паевого фонда) эмитента 8.1.2. Сведения об изменении размера уставного (складочного) капитала (паевого фонда) эмитента 8.1.3. Сведения о формировании и об использовании резервного фонда, а также иных фондов эмитента 8.1.4. Сведения о порядке созыва и проведения собрания (заседания) высшего органа управления эмитента 8.1.5. Сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее чем 5 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем 5 процентами обыкновенных акций 8.1.6. Сведения о существенных сделках, совершенных эмитентом 8.1.7. Сведения о кредитных рейтингах эмитента 8.2. Сведения о каждой категории (типе) акций эмитента 8.3. Сведения о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, за исключением акций эмитента 8.3.1. Сведения о выпусках, все ценные бумаги которых погашены (аннулированы) 8.3.2. Сведения о выпусках, ценные бумаги которых находятся в обращении 8.3.3. Сведения о выпусках, обязательства эмитента по ценным бумагам которых не исполнены (дефолт) 8.4. Сведения о лице (лицах), предоставившем (предоставивших) обеспечение по облигациям выпуска 8.5. Условия обеспечения исполнения обязательств по облигациям выпуска 8.5.1. Условия обеспечения исполнения обязательств по облигациям с ипотечным покрытием 8.6. Сведения об организациях, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента 8.7. Сведения о законодательных актах, регулирующих вопросы импорта и экспорта капитала, которые могут повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нерезидентам 8.8. Описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента 8.9. Сведения об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента, а также о доходах по облигациям эмитента 8.10. Иные сведения 8.11. Сведения о представляемых ценных бумагах и эмитенте представляемых ценных бумаг, право собственности на которые удостоверяется российскими депозитарными расписками Введение
Основания возникновения у эмитента обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета
В отношении ценных бумаг эмитента осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг, при этом размещение таких ценных бумаг осуществлялось путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500
Настоящий ежеквартальный отчет содержит оценки и прогнозы уполномоченных органов управления эмитента касательно будущих событий и/или действий, перспектив развития отрасли экономики, в которой эмитент осуществляет основную деятельность, и результатов деятельности эмитента, в том числе планов эмитента, вероятности наступления определенных событий и совершения определенных действий. Инвесторы не должны полностью полагаться на оценки и прогнозы органов управления эмитента, так как фактические результаты деятельности эмитента в будущем могут отличаться от прогнозируемых результатов по многим причинам. Приобретение ценных бумаг эмитента связано с рисками, описанными в настоящем ежеквартальном отчете.
Настоящий ежеквартальный отчет содержит оценки и прогнозы уполномоченных органов управления эмитента касательно будущих событий и/или действий, перспектив развития отрасли экономики, в которой эмитент осуществляет основную деятельность, и результатов деятельности эмитента, в том числе планов эмитента, вероятности наступления определенных событий и совершения определенных действий. Инвесторы не должны полностью полагаться на оценки и прогнозы органов управления эмитента, так как фактические результаты деятельности эмитента в будущем могут отличаться от прогнозируемых результатов по многим причинам. Приобретение ценных бумаг эмитента связано с рисками, описанными в настоящем ежеквартальном отчете.
I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших ежеквартальный отчет
1.1. Лица, входящие в состав органов управления эмитента