24.09.2010 г. Тема будущего Сибири - это исключительно важная тема. Неудачи очень многих политических движений, национальных проектов и инициатив были связаны исключительно с тем, что они не смогли представить четкий, ясный, привлекательный образ будущего, который давал бы надежду и придавал бы силы. Если этого нет, то вскоре вступает в свои права разочарование, уничтожающее все до основания.
Неудачи русских националистов, которые сейчас обвиняют нас чуть ли не в "сепаратизме", связаны именно с тем, что они не смогли представить своего образа будущего, достаточно четкого, ясного и привлекательного. У одной группировки это было нечто размытое, сусально-позолоченное, полностью оторванное от реальности, а в другой идеалом было добровольное одичание и возвращение во времена самого первобытного язычества. Никаких надежд, им адресованных, они не оправдали. Это входит в число главных и решающих причин, почему мы не хотим быть вместе с ними. С людьми, которые не знают, куда идти, никуда не придешь.
Сибирякам нельзя повторять этой же ошибки. Ни в коем случае, ни при каких условиях, потому что это будет крах и гибель. Нам нельзя смотреть только и исключительно в прошлое. Прошлое, с точки зрения политики, мертво. Нам нельзя также предаваться маниловским мечтам и фантазиям о "небесных градах". Наше будущее должно быть сугубо конкретным, продуманным и рассчитанным, максимально приближенным к инженерному проекту.
Вот почему нам нужно работать над своим будущим. Чем яснее и лучше оно проработано, тем проще и легче его реализовать. Четко представить себе образы сибирского будущего - это значит, более чем наполовину его создать. Оставшаяся часть работы представляет собой дело упорства и настойчивости, трудолюбия, и, к счастью, с этими качествами у сибиряков все в порядке.
В этих записках я предлагаю свое личное понимание будущего Сибири, каким оно должно быть, чтобы Сибирь была могущественной, богатой и процветающей. Говорить о консенсусе в этом вопросе еще очень рано, потому я настоятельно подчеркиваю личный характер этих записок.
Создавать или ждать?
Первым делом поставим ребром вопрос о том, что нам делать с нашим будущим: создавать его или ждать его наступления? Широко распространено представление о будущем, как о некотором продолжении существующих сегодня тенденций. Оно есть и на обыденном уровне, и на научном (где называется экстраполяцией). Оно существует в десятках разновидностей, и сторонники этого взгляда есть и среди наших активистов. Лично я убежденный сторонник другого направления - созидательского, и тому есть несколько аргументов. Во-первых, эстраполяции часто ошибались, поскольку никакая экстраполяция не может учесть каких-то коренных сдвигов. Хрестоматийный пример: прогноз о том, что Лондон к такому-то году будет погребен под горами навоза. Однако, экстраполяция не учла появления автомобиля и выхода лошадей из широкого употребления.
Во-вторых, коренные сдвиги можно планировать и осуществлять, добиваясь резкого изменения всех тенденций. Мне весьма нравится сталинский опыт индустриализации, где это проявилось очень ярко. Кому не нравится сталинский пример, то можно привести и другие примеры того, как страны выскакивали из бедности и нищеты. Южная Корея, послевоенная Япония, или Сингапур, который в момент обретения независимости стоял на грани экономической катастрофы.
Весь мировой опыт, как на уровне стран, так и на уровне отраслей хозяйства, и даже отдельных инноваций, показывает, что основные лавры достаются тем, кто планирует и осуществляет коренные сдвиги, ломает ими казалось бы прочно устоявшиеся тенденции. Те же, кто сидит и ждет, уповая на экстраполяции, очень часто остаются в дураках.
В-третьих, имеющиеся тенденции не могут дать Сибири ничего хорошего, ибо тенденции эти следующие: усиление и углубление эксплуатации природных ресурсов, закрепление колониальной структуры хозяйства, мощный отток населения и падение уровня жизни оставшихся, усиление экологического загрязнения. Собственно, чего мы можем ждать от этих тенденций? Со всей очевидностью, перед нами стоит задача ломать эти "устоявшиеся тенденции" в корне и создавать свои, новые и позитивные. Эту задачу можно решить только если сразу настроиться на то, чтобы будущее создавать.
Долой сырьевой плен!
Почти все, что сейчас говорится на тему будущего Сибири, связано с сырьем и его добычей. Колонизаторы всегда строят планы, что они выгребут и продадут еще больше сырья, чем раньше.
Однако, распространения этого взгляда куда шире, и охватывает не только законченных колонизаторов. Судя по публикациям, абсолютное большинство сибирских же ученых рассматривает только сырьевые перспективы (ну, иногда, в сочетании с транспортными). Несколько лет назад я эту теорию назвал "транспортно-сырьевой" или "добыть и вывезти".
Нам с этими людьми не по дороге. Мы должны занять прямо противоложную точку зрения, и считать, что ресурсов у нас почти нет, что они в значительной степени исчерпаны и нам нужно учиться вести свое хозяйство рациональным и рачительным образом. Мы должны научиться хозяйствовать так, как будто сырья у нас нет совсем. Только так можно разрушить тот сырьевой плен, который охватил умы широких ученых масс в Сибири. По сути, это чистая правда. Имеющиеся месторождения сильно истощены хищнической эксплуатацией. Перспективные месторождения, которые весьма большие и богатые, находятся так далеко, так глубоко, что в настоящий момент их все равно, что нет. Какой смысл кичиться 2 трлн. тонн угля Тунгусского бассейна, если мы сейчас реально можем взять из него лишь щепотку - 8-10 тысяч тонн в год, да и то не можем полноценно использовать?
Работать должна машина
Я прекрасно понимаю, что среди сибиряков есть определенная неприязнь к индустрии, которая рисуется в виде коптящих труб, грязи, тяжелого труда, болезней. Нынешняя индустрия в Сибири именно такова. Это продукт колониальных отношений, когда основной целью создания предприятия стоит выкачать продукт, а дальше - хоть трава не расти (часто в буквальном смысле).
Но с другой стороны, любой разумный человек понимает, насколько сильно современная жизнь зависит от индустрии. Мы теепрь и шагу не можем ступить без индустрии, и отказ от нее - это добровольное одичание.
Длительное время между сибирской неприязнью к промышленности и выраженной любовью к природе, и потребностями современной жизни было непредолимое противоречие. Этим часто пользовались колонизаторы. Вспомнить хотя бы частые обвинения противников крупных плотин в том, что мы, якобы, призываем "вернуться к лучине".
Я постараюсь это противоречие решить. Поскольку это жесткая сама по себе идея, и многие ее могут не принимать по самым разным причинам, я не настаиваю на ее принятии, но прошу хотя бы принимать во внимание существование такой точки зрения. Итак, я считаю, что промышленность, полностью соответствующая сибирскому менталитету, сегодня возможна. Это реальность, это возможно чисто технически. Что это такое?
1. Промышленность создается для человека, а не наоборот. Мы не желаем быть индустриальными рабами, и потому отвергаем все прежние способы развития промышленности. Наш путь - роботизация полная и всеобъемлющая.
С роботами мы освободим сибиряков от индустриального рабства и продлим их жизнь на десятки лет. У печей, в шахтах, на производстве должны быть машины, а не люди.
2. Нам часто говорят, что нас мало, а вот в Китае, мол, больше миллиарда человек, с той целью, чтобы мы опустили руки. Но нет, и тут у нас есть что сказать. Наши инженеры создадут армии роботов. Пусть в Китае будет миллиард человек. А у нас будет миллиард роботов. Кто тогда будет сильнее?
3. Всю промышленность мы загоним под землю. Поскольку роботам не нужен свет (они могут работать в инфракрасном диапазоне), не нужен чистый воздух, они устойчивы к повышенным температурам, то вот пусть они и работают под землей, в туннелях и бункерах, где и будет оставаться вся грязь от производства (пока не научились совсем без нее обходиться). А мы будем жить в чистых городах и поселках, отдыхать в чистой природе. 4. Мы также создадим мощную автоматизированную систему управления этими армиями роботов и этими подземными автоматизированными заводами, а также научим роботов создавать других роботов и ремонтировать вышедших из строя.
Вот такая идея. Человек ценен своим разумом и творческими способностями, а работать должна машина.
Чтобы все это создать, мы должны быть умными, очень умными. Образование, наука, развитие знаний, технологий, умений - все это должно стать важнейшим занятием для сибиряков. Мы должны в кратчайшие сроки освоить все то лучшее, что создано человечеством и всесторонне это использовать.
Процветание, чистая окружающая среда, простор, красоты природы и памятников древности, широчайшие возможности для образования и творчества, крепкое здоровье и долголетие - вот та Сибирь, которая нам нужна, и которую мы хотим создать.
Характер сибиряков как нации сегодня вызывает острые споры
02.01.2010 г. Читавші Липу (а таких, хочеться вірити, більшість серед відвідувачів «Бри») знайомі з його тезами на рахунок перспектив Сибірської та Далекосхідної незалежностей. Зараз вони актуалізуються, прикладом чому прорізана інтелектуальним пером бочина, операцію по здійсненню якої взяв на себе гурт молодих сибірських інтелектуалів.
Липа буде дещо пізніше, принаймні у форматі обіцяного вище уривка. Нижче читайте Дмитра Верхотурова, на разі найвідомішого із розробників альтернативних цивілізаційних проєктів, в даному випадку — Сибірської самостійності.
Каково участие украинцев, пусть несколько ассимилированных, в процессе возможной исторической реализации Вашего проекта?
Украинцы приняли определенное участие в сложении сибиряков, начиная с XVII века, когда московские власти активно переселяли взятых в плен поляков, беларусов и украинцев из Речи Посполитой. Они составили отдельную категорию служилых, называемую «литвинами», которых часто посылали в походы. Затем значительную часть переселенцев в Сибирь составили украинские крестьяне, в результате чего и теперь украинцев в населении сибирских регионов 2-3%.
Украинцы, как часть населения Сибири, вносят коррективы в облик сибиряков, придавая им славянский облик, особенно устойчивый в районах, куда активнее всего переселялись украинские крестьяне: лесостепной полосе Западной и частично Восточной Сибири.
Однако, сказать об их конкретном участии в развитии сибирской самостоятельности, так же как и об участии Украины в этом процессе, пока трудно, поскольку наша самостоятельность в самом начале. Но, бесспорно, такая роль для Украины и украинцев в Сибири найдется. Вопрос в практически интимной плоскости, тем не менее, сибиряки — русский субэтнос или уже формирующийся семимильными шагами отдельный, условно славянский народ?
Сибиряки занимают в этом отношении промежуточную позицию. С одной стороны, и в одним регионах, они носят черты русского субэтноса. С другой стороны, и в других регионах, — черты нового формирующегося народа со смешанным славяно-тюркским или славяно-монгольским происхождением.
В качестве субэтноса русского народа сибиряки выступают в Западной Сибири, где плотность славянского населения была большей, и где сложились большие анклавы русских деревень. Новый народ смешанного происхождения формируется на Алтае, в Хакасии и Тыве, в Бурятии и Якутии, где славян было меньше, и они поселялись рассеянно среди местного тюркского или монгольского населения. В этих регионах складывается интересная культура, сочетающая в себе элементы местной тюрко-монгольской и привнесенной славянской.
Так что этот вопрос достаточно сложный, и характер сибиряков как нации сегодня вызывает острые споры среди сторонников сибирской самостоятельности. Я предостерег бы от попыток насильно привести Сибирь к «единству»: положение сложнее, чем может показаться, и в разных районах Сибири с развитием сибиряков обстоит очень по-разному.
Проясните ситуацию касательно, как нам кажется, весьма бедственного положения коренных сибирских народов?
Насколько я представляю себе ситуацию с коренными народами, в настоящее время происходит убыль их абсолютной численности, главным образом, за счет смешанных браков. Дети, родившиеся в них, имеют родным языком русский, знают о своей культуре только по наслышке, и фактически становятся и воспринимаются русскими. Этот процесс шел в течение последних 300 лет, и мы сейчас видим его завершающие стадии.
Когда говорят, что местные народы исчезают от нищеты, пьянства и болезней, то возводят эти причины в абсолют. На деле, от нищеты и болезней в одинаковой мере страдают все в Сибири, особенно, что касается деревень и небольших городов.
Плохо то, что культура и языки местных народов в Сибири были в забвении, и сейчас остаются. Например, сибирские вузы выпускают сотни германистов в год, но не выпускают специалистов по хакасскому, бурятскому, селькупскому, кетскому и другим языкам. Не найти в Сибири специалистов по фарси, арабскому и чагатайскому (литературный тюркский язык), которые могли бы читать восточные источники и изучать дорусскую историю Сибири. Вообще, сохранением и изучением богатого культурного наследства местных народов сейчас занимаются немногочисленные энтузиасты. Ничтожные сдвиги в этом направлении даются им титаническими усилиями.
В Украине только одна субэтническая группа настаивает на собственно языковом статусе своего диалекта — это закарпатские русины. Выразительными особенностями обладают немногочисленные лемки, гуцулы и бойки. Интересны сельские галицкие и полесские говоры. Но для нас они — диалекты.
Насколько объективен тезис относительно латентного существования «сибирского языка»?
Среди русского населения Сибири XVII-XVIII веков сложился свой особый язык, северорусского происхождения, с сильными отличиями от современного русского языка в лексике и грамматике. Он был зафиксирован в знаменитом словаре Даля. До начала массовой урбанизации Сибири в 30-х годах ХХ века, он сохранял свое доминирующее положение в старожильческих деревнях, и продолжает существовать и теперь. Язык старожилов Приобъя был обстоятельно изучен лингвистами Томского университета в 70-80-х годах ХХ века, на основе материалов которых томский лингвист Ярослав Золотарев сделал реконструкцию сибирского языка, составил грамматику и словарь, насчитывающий теперь более 11 тысяч слов.
Я сам происхожу из давних сибирских старожилов, пришедших еще в начале XVII века, и в материалах Золотарева без труда опознал порядка 50 характерно сибирских слов, известных мне от моего отца. Так что существование сибирского языка, правда, пока в виде наречия, для меня бесспорный факт.
Читая «Вольготу», любознательный взгляд натыкается на некоторое количество четких, иногда «отпетых» украинизмов. С чем это связано и каково, если эти цифири существуют, процентное соотношение влиявших на формирование сибирского языка, других, русского, украинского, финно-угорских там или тюркских лексик?
По подсчетам Золотарева, порядка 80% лексики сибирского языка составляет славянская лексика, остальные 20% распределяются между заимствованиями из тюркских, монгольских и финно-угорских языков.
В присутствии украинизмов нет ничего удивительного, учитывая славянского происхождения языка и переселение в Сибирь украинцев.
Украинская языковая ситуация немного лучшая, нежели аналогичные белорусская и казахская. Вы, конечно же, осознаете культуртрегерский характер части из поднимаемых Вами вопросов, в том числе относительно возрождения аутентичного сибирского языка. Говоря о последнем, есть подозрения насчет его понятности и возможной усваиваемости городскими жителями Сибири, так же, как и в случае с невозможностью воссоздать горловые кельтские звуки у англоязычных жителей Ирландии, или чередование гласных русскоязычным населением украинских городов.
Каковы шансы, услышать его еще при жизни, в магазине напротив или пивбаре за ним? И как Вы смотрите на очень даже продуктивную еврейскую языковую практику?
Беларуский и казахский опыт нам показывают, что язык невозможно восстановить, если им не заниматься. В Казахстане этот вопрос, в силу трудностей первой поры независимости, ушел из внимания, и в итоге сейчас там вынуждены нагонять упущенное, и форсировать программу развития и распространения казахского языка.
На мой взгляд, возрождение сибирского языка будет связано с несколькими этапами. Во-первых, сибирякам предстоит утвердиться в представлении о своей самостоятельной ценности, а не только как вечном придатке Государства Российского. Во-вторых, будет этап постепенно внедрения сибирской лексики, а также широкого издания словарей, учебников и пособий. Резкую «сибиризацию» проводить нежелательно, но вот идти твердо и неуклонно к намеченной цели необходимо.
Может быть, к концу своей жизни я и услышу живой сибирский язык.
Еврейский опыт в этом отношении достаточно интересен и может быть использован в качестве наглядного пособия, как язык из немой литературы перевести в сферу живого общения.
Не считаете ли Вы, что разрабатываемая Вами концепция, в отдельных положениях антагонистична по отношению к паралельным цивилизационным проектам, того же уважаемого Штепы, к примеру? Или возможных чаяний неславянского сибирского населения? Китайцев, наконец?
Из проектов Вадима Штепы с самым большим сомнением я отношусь к его проекту «Берингии» и трансконтинентального моста. Идея, сама по себе интересная, возможно перспективная. Только Штепа, на мой взгляд, сильно недооценивает необходимые для нее затраты и значение подготовки индустриальной базы.
Кроме того, перед Сибирью есть и более насущные задачи, которые нужно выполнить в первую очередь. Это восстановление основного промышленного района — Кузбасса, развитие конкурентного товарного производства (пока что основной продукт, производимый в Сибири — это промышленные полуфабрикаты), подтягивание уровня социально-культурного развития и качества жизни населения Сибири. Я считаю, что пока не время для глобальных проектов, как бы завлекательны они не были.
Относительно чаяний неславянского населения Сибири я могу сказать так. Без дорусской истории и культуры вообще сибирской самостоятельности быть не может. Русской истории Сибири — около 400 лет, а дорусской — более 2000 лет. Первое известное событие в Сибири упомянуто в китайских хрониках под 201 годом до н.э.
Поэтому я отвожу неславянским народам Сибири очень большую роль в развитии самостоятельной Сибири. Это такая «присадка» к славянскому населению, которая превращает его в самостоятельный и способный к развитию сибирский народ.
Кстати, как быть с прогнозируемой миграцией китайцев, чьи аппетиты способны проглотить статистически нетяжелое местное население?
Я не перестаю повторять, что тезис о «китайской экспансии» распространяют люди, знания которых о Китае ограничиваются представлением, что в Китае миллиард человек, и есть Китайская стена. На деле, основная масса этого населения сосредоточена в Центральном и Юго-Восточном Китае, где ханьцы, собственно, всегда и жили. А вот западные и северные районы (Синьцзянь-Уйгурский, Тибетский, Внутренняя Монголия — автономные районы КНР) до сих пор плохо освоены и мало заселены по сравнению с центральными провинциями. Они попали в состав Китая в XVII-XVIII веках, будучи завоеванными некитайской, маньчжурской династией Цин, силами монгольского войска.
Проблема развития этих регионов сейчас для Китая — большая проблема, даже при его ресурсах. Поэтому, теоретически Китай мог бы прирастить свою территорию Сибирью и Дальним Востоком, но это вызовет лишь умножение в три-четыре раза проблем автономных районов и огромные расходы на администрацию. Я уверен, что Госсовет КНР откажется от подобных «подарков».
То же самое и в отношении китайского переселения. Хорошо известно, что китайцы больше всего выезжают в страны АТР, где китайская диаспора живет давно, имеет налаженную жизнь и бизнес, где и климат подходящий. В Сибири же китайцам приходится все создавать с нуля, с чистого места, поэтому большому потоку переселенцев ехать, по сути, некуда. В Красноярском крае, по данным паспортно-визовой службы, сейчас проживает порядка 1,5 тысяч граждан КНР, причем работники службы отмечают, что регистрируются практически все приезжающие.
Китай ведет сейчас политику создания в Сибири своих торговых и деловых представительств, чтобы была возможность вести нормальный бизнес и делать инвестиции.
Спасибо, Дмитрий.
Мы не хотим жить в грязи!
22.09.2010 г. Кампания с призывом на переписи 2010 года записываться сибиряками, определенно удалась. В настоящее время есть уже около 30 новостных сообщений, с десяток статей на самых разных ресурсах, десятки сообщений в блогах и форумах, а также число их постепенно прирастает. Нашу кампанию комментировали даже сенаторы, депутаты Законодательного собрания Иркутской области, главы конфессий. Изначально, конечно, не было расчета на такой эффект, и кампания не была даже организованным флеш-мобом. Однако, тема подняла такой резонанс, что становится совершенно очевидно, что эта - одна из важнейших тем, которая волнует многих людей. Самопровозглашение
Первый и наиболее важный результат этой кампании состоит в том, что сибиряки, как общность, де-факто появились, причем еще до начала переписи. Сотни людей, которые в своих блогах и комментариях выразили свое желание записаться сибиряками, это и есть признаки этого появления. Думается, что к ним на переписи присоединятся тысячи людей, которые не имеют блогов и активно не пользуются интернетом. Перепись - это возможность заявить о себе, как о сибиряке, для всех без исключения и изъятия, и мы призываем всех желающих воспользоваться этой возможностью в полной мере. К тому же, в ходе этой кампании были преодолены некие опасения, что "возможно, не получится". Теперь понятно, что сибиряками запишутся тысячи и тысячи. Расчеты некоторых на то, что получится сибиряков смешать с "эльфами" и "троллями", как пытались делать даже некоторые региональные чиновники Росстата, не оправдались. Так что мы вполне можем рассчитывать на успех на переписи. Поскольку перепись пройдет только через три недели, а ее итоги вряд ли станут известны ранее, чем в середине 2010 года, важно рассмотреть уже полученные успехи и правильно их использовать. Во-первых, произошло самопровозглашение сибиряков. Это самое главное и самое важное. То, что сибиряки есть, теперь никто не может оспаривать и подвергать сомнению, хотя, конечно, попытки десубъективировать сибиряков продолжаются. Сибиряки появились не как продукт внешнего "национального строительства", а как продукт свободного волеизъявления самих сибиряков. Во-вторых, общность, которая в первые дни кампании проявилась только лишь в стремлении назваться сибиряком, постепенно укрепляется. Кампания многим напомнила об их корнях, многие стали вспоминать свое происхождение, чему раньше не придавали значение, и осознавать, что их самоопределение - это нечто большее, чем просто желание. Пока что идут споры (во многом толкаемые попытками десубъективировать сибиряков) о том, кто такие сибиряки: нация, этнос, группа. Чего только не предлагают! Некоторые договорились совсем до абсурдных утверждений, что сибиряки, мол, "бытовое сословие". Но думается, что национальный характер сибиряков сейчас проявляется, как фотография в ванночке с проявителем, и вскоре станет понятно, что это именно так, что видимые отличия в менталитете, в поведении, в мировоззрении - это все не просто так, и за этими явлениями стоит длительный процесс, явочным порядком создававший сибиряков из представителей самых разных народов. В-третьих, уже сейчас чувствуется, как факт самопровозглашения сибиряков быстро и решительно изменил многое в общественной жизни Сибири. Прорезался и вышел на общественный просто сибирский характер с его стремлением к самостоятельному обустройству жизни, появилось чувство собственного достоинства (что вполне проявилось в обсуждении записок некоего московского журналиста о Братске), поставлен вопрос о деколонизации Сибири. Все это - сугубо позитивные перемены. Лично я могу сказать, что когда успех кампании стал очевиден, и люди стали решительно и настойчиво заявлять о том, что они сибиряки, мне стало легче дышать. Длительные труды, направленные на пробуждение и развитие сибирского самосознания, не пропали даром.
Прекратите гадить!
Что в первую очередь пробуждало самосознание сибиряков? Думается, что этим фактором было наблюдение откровенно пренебрежительного и потребительского отношения к природе. Вырубленные леса, "искусственные моря", затопившие старинные деревни, первоклассные пашни и луга, загаженные нефтью реки и озера, развороченная карьерами земля, чудовищная экология сибирских городов. Вдуматься только, в сибирских городах на человека приходится по 800-900 кг выбросов в атмосферу в год. В Норильске - 10 тонн на человека. Десять тонн!!! Трудно даже представить себе ту гору пыли и грязи, которая обрушивается на одного человека в сибирских городах, и которая частично проходит через легкие сибиряков. Отравление дошло до той стадии, что уже практически нет того сибирского здоровья, которым наши предки отличались еще полста лет назад. А нам лишь говорят: "Ну, так везде...". Может быть, и везде, но мы, сибиряки, больше не хотим дышать этой пылью, не хотим жить среди грязи и промышленных отходов. Дело в том, что большинство сибиряков - это выходцы из таежных деревень, жители которых занимались и таежными промыслами на огромным площадях, иногда сотнях квадратных километров. Изба, пашня и отдаленная заимка - это все дом для сибиряка, и потому понятие "дом" и "земля" для нас практически равнозначны. Как у нормальных людей не принято гадить в собственном доме, так и у сибиряков не принято гадить во всех местах, где ведется хозяйство, где приходится время от времени жить. К этим местам относится и тайга, и луга, и реки. Вот именно от этих традиций берет начало обостренное чувство сибиряков, когда речь заходит о наглом и варварском разрушении природы. Это все равно что, если бы чужаки пришли в дом и начали бы хозяйничать в нем, таскать грязь, топтать, портить мебель и так далее. Это трудно понять любым другим народам, в том числе и русским, которых веками приучали жить на маленьком наделе, и для которых земли и леса вокруг были чужим имуществом. Для нас так - любая земля кем-то обжита, для кого-то является домом, и потому гадить нельзя нигде, поскольку нормальные люди не гадят в гостях у соседей. Потому, думается, что первое требование, которое сибиряки могут выдвинуть и настойчиво проводить, это требование: "Прекратите гадить!". Нам не нужны бюрократические отписки, нам не нужны копеечные "компенсации", которые неизвестно кому платятся или платятся вообще. Нам нужно, чтобы хозяйство было чистым. Это означает, что все без изъятия предприятия в Сибири должны за собой убирать. Нефтяники должны собрать всю разлитую нефть, рекультивировать загрязненные места и дальше следить за исправностью своего оборудования. Угольщики должны засыпать закрытые карьеры, убрать терриконы и угольную пыль. Лесорубы должны тщательно прибирать лесосеки и высаживать на порубках новый лес. На всех предприятиях должны быть установлены системы газоочистки. Особо вредные и опасные производства, вроде Байкальского ЦБК, должны быть закрыты и демонтированы. Везде должны быть убраны свалки. Это касается всех. И это нужно воспринимать не как "происки экологов", не как "враждебную деятельность, финансируемую из-за рубежа", а как законное требование сибиряков. В Сибири свинячить нельзя! И мы заставим каждого это выполнять.
Не учите нас жить!
Другой немаловажный момент состоит в том, что в России развелось немало умников, которые считают себя вправе учить сибиряков жизни. Примеров тому - немалое количество, от комментов на форумах, до правительственных программ "развития Сибири". Причем, чем дальше очередной такой "гуру" от Сибири, и чем меньше его опыт, тем наглее и беспардоннее его заявления. Самые рьяные "гуру" из числа тех, кто вообще не разу не пересекал Урал на восток. Даже в переписной кампании появились такие "учителя": представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Калужской области Валерий Сударенков. заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции «Единая Россия» Александр Чухраёв из Курской области. Простите, уважаемые сенаторы и депутаты - это не ваше дело, как нам называться и кем себя считать. Мы же не лезем в дела Липецкой, Калужской и Курской областей, и не учим вас, как жить. И не собираемся лезть и учить, поскольку тамошние условия для нас не слишком понятны. К тому же, уважаемый Александр Чухраёв, это весьма прискорбно, что Вы не помните свою родню дальше деда. Но большинство сибиряков помнят и знают не только своих дедов, но и прадедов, и прапрадедов, и знают, откуда они родом. Мой прадед - Михаил Афанасьевич Верхотуров из деревни Фролово на Ангаре, погиб на войне и похоронен на военном кладбище в г. Добеле, в Латвии (за образцовое содержание военного кладбища приношу искреннюю благодарность Городской Думе г.Добеле). Потому, в силу этого обстоятельства, Вы не имеете морального права учить нас, как жить. Наше мировоззрение, наш менталитет и характер прошли суровую проверку. Слабые в Сибири не выживают, холодновато тут. Села, поставленные нашими предками, стояли сотнями лет, и многие из них, которые не затоплены "рукотворными морями", стоят и сегодня, тогда как многие "города", построенные "освоенцами", или уже мертвы, или доживают последние годы. Опыт показал, что всякие заезжие умники не в состоянии построить в Сибири чего-то долгосрочного, чтобы это построенное не начало быстро разваливаться. Потому ищите себе место потеплее для своих "мегапроектов". Как хозяйствовать, как строить и как жить в Сибири - должны решать сибиряки. Если рассматривать это через призму вопроса о деколонизации, то становится очевидно, что десубъективирование сибиряков, отрицание нашего права на существование, деятельность всяких "гуру", якобы знающих, как жить в Сибири, по сути своей, и было направлено на создание нынешнего, немало раздражающего, положения, когда Сибирь использовалась лишь как источник сырья. Потому первый шаг в практической деколонизации и состоит в том, чтобы всякий раз давать решительный отпор всем попыткам научить нас, как жить, и всем попыткам что-то делать в Сибири, не спросив мнения и разрешения. Это уже делается. Эвенкийцы: эвенки и сибиряки, вместе дали отпор проекту Эвенкийской ГЭС, абаканцы дали решительный отпор планам строительства кремниевого завода в черте города, сибиряки во главе с иркутянами дали отпор планам строительства нефтепровода вдоль Байкала. Вот такая практика должна стать повсеместной. Мы не желаем травиться ради "единства"!
Нас немало обвиняют в том, что мы якобы "разваливаем" страну, и часто требуют, чтобы мы отказались от своего самоопределения ради некоего "единства страны". В ответе на подобные заявления, начать нужно с того, что для нас это самое пресловутое "единство" покупается излишне дорогой ценой. Выше уже говорилось, о том, что от промышленности у нас в год по 800-900 кг пыли на брата. Для сравнения, в Москве - 198 кг. Тоже немало, но все же в 4,5 раза меньше. Кроме того, по данным Роспотребнадзора, в сибирских городах отслеживается 10-12 видов веществ, а в Москве - 22 вида. Но это средний уровень. А вот в Норильске на тамошнюю душу населения приходится 10,4 тонны пыли в год, и отслеживается всего 4 вида выбросов. Это, не считая отравленных рек, убитых отходами земель и лесов, складов радиоактивных отходов и прочей гадости. Есть ли под Москвой радиоактивная речка? Нет, такой нет. А вот на Урале есть, называется она Теча, и впадает она, между прочим, в сибирские реки Тобол и Обь. Сколько радиоактивной грязи ушло в них, сейчас никто не может сказать. Радиоктивную пыль несло к нам с Семипалатинского полигона, радионуклиды есть даже в Енисее от Железногорского ГХК и его реакторов-наработчиков. Даже в Эвенкии, казалось бы, удаленной от всего ядерного безумства, и то есть подземные камеры ядерных взрывов с радиоактивным рассолом внутри. Падают ли на головы москвичам и вообще жителям европейских регионов части ракет с асимметричным диметилгидразином внутри? Ну что вы, конечно нет! А вот на Алтай они вполне себе падают и заражают этим токсичным топливом нетронутую тайгу. Подобных примеров можно приводить во множестве, и припомнить много чего. Но пока прервемся и скажем, что это слишком высокая цена за "единство". Почему мы должны вдыхать по 900 кг пыли в год? Почему мы должны травиться? И вообще, что это за единство такое, когда они живут припеваючи, а другие - травятся? Вот, товарищи борцы за "единство" страны, вот когда вы добьетесь, чтобы количество пыли на душу в сибирских городах сравнялось хотя бы с московским уровнем, вот тогда вы и получите право от нас что-то хотеть. Если вас так беспокоит единство страны, то добивайтесь, чтобы Сибирь была очищена от всей той грязи, которую здесь развели.
24,5 миллионa чeловeк во врeмя пeрeписи смогут нaзвaть сeбя сибирякaми
Автор: Siberian (80.239.243.18) 03.10.2010 (14:37) Выделить тему :: :: [Пожаловаться] http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=1400062&f=25 Участники сообщества "Настоящие сибиряки" в Живом Журнале призвали всех жителей Сибири во время переписи населения в качестве своей национальности указывать "сибиряки". Инициатива была подхвачена многими пользователями.
"Это позволит заявить о своем существовании и требовать себе прав, - сказано в сообществе в ЖЖ. - Например, в 2002 году поморами себя назвали 6571 человек, что дало им возможность получить права коренного народа. На той же переписи 67 239 человек указали себя как алтайцы, и это спасло Республику Алтай от ликвидации и насильственного присоединения к Алтайскому краю. Мы вправе и можем это сделать. Скажи гордо: "Я - сибиряк!".
Предоставляемые по национальному признаку преференции могут касаться льготных условий ведения бизнеса, развития культуры, сохранения благоприятной экологической среды и так далее, уточняет Globalsib.com. По мнению "Настоящих сибиряков" сегодня Сибирь рассматривается государством преимущественно как сырьевая колония, а существующие программы развития сибирских регионов конкретного ощутимого результата не дают.
В статье под заголовком "Мы - сибиряки!" Дмитрия Верхотурова говорится, что "в современной Сибири возникла ситуация, при которой народ существует, а названия у него нет". Верхотуров утверждает, что есть три причины, по которым "желательно", чтобы жители Сибири объявили себя сибиряками по национальности. Во-первых, это поможет им справиться с ситуацией, когда жители региона "неспособны защитить своё право на самосознание, уникальность и особую культуру". Во-вторых, по его мнению "необходимо положить конец эксплуатации сибирских ресурсов, связанных с уничтожением уникальных природных объектов и загрязнением окружающей среды. В-третьих же - "пора" сделать так, чтобы "голос сибиряков стал более решающим и определяющим" в том, что касается будущего их собственной земли.
По некоторым данным, 24,5 млн человек во время переписи смогут назвать себя сибиряками. Так, к сибирякам во время переписи населения могут уверенно отнести себя жители Сибирского федерального округа (около 20 миллионов человек, или 13,77% населения РФ), Якутии (около 1 миллиона человек), Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало- Ненецкий автономный округа
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}